|
философия. Тема Философия Возрождения Задание
Практическое задание 1
Тема 1.5. Философия Возрождения
Задание. Заполните табл. 1, опираясь на материалы тем 1.2 и 1.4.
Таблица 1
Античное наследие в философии Возрождения Философия Сократа
| Основные идеи Сократа
Идея самосознания - "познай самого себя. Эта надпись была сделана в Дельфийском храме. Сократ же сделал ее основой своих философских поисков. Идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю". В этом принципе он видел, что путь мудрости - это путь поиска истины. Этот поиск - бесконечен. Идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания". Почему Сократ в качестве одного из своих принципов выдвигает идею "добродетель - это знание"? Дело в том, что обычно нам больше всего хочется делать то, что нам нравится, а нравится нам то, что с нашей точки зрения прекрасно, красиво.
| Философы Возрождения, которые опирались на идеи Сократа
Аристотель
| Интерпретация (критика) учения Сократа в контексте философии Возрождения
Августин Блаженный считал, что основное содержание человеческой жизни - это стремление к счастью, а счастье - это познание человеком Бога и уяснение своей полнейшей зависимости от него. Морально ценные, добрые поступки свойственны меньшинству людей. Своей моралью они обязаны Божественной благодати. К добру человека ведет сам Бог, а к греху и злу может вывести и свобода воли. Тело человека бренно и тленно, подвержено соблазнам и благам чувственного мира. Поэтому душа имеет превосходство над ним. Чем лучше игнорирует душа запросы тела, тем лучше.
|
|
|
| Философия Платона
| Основные идеи Платона
Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; Окружающий мир (мир вещей) также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; -Реально существует лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдоса); -Любая вещь является лишь материальным отражением первоначальной идеи (эйдоса) как в зеркале данной вещи. Кони например рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна; - Весь мир является отображением чистых идей (эйдосы) Предметом познания должны стать, прежде всего, чистые идеи; Чистые идеи невозможно познать с помощью чувственного познания, их можно познать только разумом через идеалистическое познание; -Только философы, как самые образовательные люди способны увидеть и осознать «чистые идеи»
| Философы Возрождения, которые опирались на идеи Платона
Томас Мор Томмазо Кампанелл
| Интерпретация(критика) учения Платона в контексте философии Возрождения
Неоплатонизм - это идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV веке.
Философы-неоплатоники предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам идей. Идеологи неоплатонизма не отрицали божественной природы человека, но рассматривали его как самостоятельный микрокосмос.
|
|
|
| Философия Аристотеля
| Основные идеи Аристотеля
| Философы Возрождения, которые опирались на идеи Аристотеля
Фома Аквинский Аврелий Августин (Блаженный)
| Интерпретация учения(критика) Аристотеля в контексте философии Возрождения
Томизм складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась концепция двойственной истины, у истоков которой стоял опиравшийся на Аристотеля Ибн-Рушд. Его последователи в европейских университетах (аверро- исты) полагали, что несовместимость с официальной догмой представлений о вечности (а не о сотворении) мира, об уничтожаемости (а не о бессмертии) индивидуальной души позволяет утверждать, что каждая из истин имеет свою область. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и наоборот.
|
|
|
| Философия Эпикура
| Основные идеи Эпикура
| Философы Возрождения, которые опирались на идеи Эпикура
Джованни Пико делла Мирандолы Ф. Петрарки Лоренцо Валлы
| Интерпретация учения(критика) Эпикура в контексте философии Возрождения
В первой половине 17-го века, в то время, когда Гассенди возрождал атомистическое эпикурейство, Рене Декарт, которого часто называют основателем современной философии, предложил аргументы, которые имели тенденцию подрывать атомизм. Реальность - это пленум, считал он, полная полнота; не может быть такой вещи, как пустая область или пустота атомизма. Поскольку материя - это не что иное, как пространственное расширение, ее единственные истинные свойства - геометрические и динамические. Поскольку протяженность повсюду, движение происходит не как прохождение через пустоту, как предполагал Эпикур, а как вихри или “водовороты”, в которых каждое движение создает широкую область движения, бесконечно простирающуюся вокруг себя.
|
|
|
| |
|
|