Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема 1. Мифологические представления и традиционные верования чувашского народа

  • Методические рекомендации

  • Рекомендуемая литература

  • Тема 2. Традиционные чувашские праздники и обряды

  • Тема 3. Материальная культура чувашского народа

  • Тема 5. Известные деятели культуры, науки и просвещения Чувашского края XVIII – начала XX вв.

  • ИКЧ Задания. Тема Мифологические представления и традиционные верования чувашского народа


    Скачать 54.76 Kb.
    НазваниеТема Мифологические представления и традиционные верования чувашского народа
    АнкорИКЧ Задания.docx
    Дата22.04.2017
    Размер54.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИКЧ Задания.docx
    ТипМетодические рекомендации
    #5412
    страница1 из 3
      1   2   3

    ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

    Тема 1. Мифологические представления и традиционные верования чувашского народа
    1. Определение мифа. Классификация чувашских мифов.

    2. Космогонические мифы. Мифологические представления чувашей о строении вселенной.

    3. Антропогонические, этногонические, этиологические и эсхатологические мифы. Числовая символика в мифах.

    4. Верования, связанные с обожествлением явлений и предметов реального мира.

    5. Иерархия божеств в традиционной религии чувашей.

    6. Культ киреметя. Обряд жертвоприношения Чÿк.

    7. Служители чувашского религиозного культа.
    Методические рекомендации
    1. Мифологическое творчество было присуще всем народам нашей планеты на определенных этапах их развития. С помощью мифов люди воспринимали и описывали окружающий их мир, недаром мифологию даже считают первобытной философией людей. Мифам часто придавалось священное значение, они были тесно связаны с магическими обрядами и ритуалами. Мифы оказали огромное влияние на национальное искусство. Мифологические сюжеты находили место и в национальной государственной символике. Необходимо обратить внимание студентов, где в государственной чувашской символике нашли отражение сюжеты мифов, разобрать их смысловое значение.

    2. В научной литературе выделяются развитые и неразвитые мифологические системы. К развитым относят те, в которых присутствуют космогонические сюжеты, т.е. рассказывается о возникновении и строении вселенной. К неразвитым мифологическим системам принято относить мифы, в которых данные сюжеты не раскрываются, а повествуется только о появлении животных, отдельных элементов общественной жизни и т.д. В ходе знакомства с вопросами, посвященными мифам, следует выяснить, к какой мифологической системе можно отнести чувашскую мифологию.

    3. Мифы, являясь в первую очередь вымышленным, фантастическим объяснением происхождения и сущности какого-либо предмета, явления природы или общественной жизни, содержат иногда и объективную информацию. На нее необходимо обратить внимание, в частности, при рассмотрении космогонических мифов попытаться выяснить, что конкретно о прошлом предков чувашского народа можно узнать из их содержания.

    4. Самыми объемными по содержанию являются этиологические мифы, поэтому необходимо привести примеры хотя бы двух-трех этиологических мифологических сюжетов.

    5. Одухотворение человеком отдельных, конкретных предметов и явлений природы являлось первоисточником, из которого развивались религиозные представления. Одной из самых древних форм религии является обожествление предметов и явлений природы. При подготовке к занятию следует выделить обожествление огня, водных источников, солнца, звезд, грома и молнии, неба, земли, почитание некоторых животных, душ умерших и формирование культа предков.

    6. Чувашский пантеон божеств достаточно сложен по своей структуре. Во главе – верховный небесный бог Турă, который правит всем миром, выступает как основное лицо религиозного поклонения и веры. В традиционной чувашской религии выделяются три помощника Турă, необходимо обратить внимание на происхождение их названий, обязанности, в виде чего они изображались.

    Выделялись различные малые божества – хранители людей, жилищ, хлебов, скота, имущества и т.д. Важно привести примеры обрядов, в ходе которых они почитались.

    Для традиционных верований чувашей был характерен дуализм: добрым богам и божествам противостояли злые божества и духи во главе с дьяволом Шуйттаном.

    7. Из группы злых божеств самыми вредными и опасными считались Киремети. Необходимо привести миф о происхождении Киреметя, иметь представление о строении киреметища, выяснить какие религиозные традиции оказали влияние на формирование культа Киреметя, в каких случаях проводились моления Киремети.

    8. Среди служителей традиционного чувашского религиозного культа выделялись мочауры, йомзи, тухатмăш. Необходимо разобраться в их обязанностях, положении в обществе, особенностях поведения.
    Рекомендуемая литература
    Источники

    1. Вишневский В.П. О религиозных поверьях чуваш // Хрестоматия по культуре Чувашского края. – Чебоксары, 2001. С. 231–254.

    2. Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Собр. в некоторых местностях Каз. губ. В. Магницким, чл.-сотрудником Каз. о-ва археологии, истории и этнографии. Казань: Комис. миссионер. противомусульман. сборника при Каз. духов. акад., 1881 – 268 с. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа // http://old.rsl.ru/table.jsp

    3. Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. – Чебоксары, 2000. – 360 с.
    Основная

    1. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш. Чебоксары, 1959. – 408 с.

    2. Культура Чувашского края. учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др.; сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. – Ч. I. – 350 с.

    3. Матвеев Г.М. Мифоязыческая картина мира чувашского народа. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2004. – 247 с.

    4. Салмин А.К. Система верований чувашей. – Чебоксары: Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук, 2004. – 206 с.

    5. Салмин А.К. Колдуны и знахари. – Чебоксары: Б. и., 2002.–34 с.

    6. Салмин А.К. Система религии чувашей. – СПб.: Наука, 2007. – 653 с.

    7. Салмин, А.К. Киремет: [о чуваш. обрядах и молениях]: отв. ред. С.А. Арутюнов; Чуваш. нац. акад., Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экон. при Совете Министров Чуваш. Респ. – Чебоксары, 1992. – 27 с.

    8. Чувашские легенды и сказки. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. – 190 с.

    9. Чувашские легенды и сказки / сост. Е.С. Сидорова; пер. С. Шуртакова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1979. – 224 с.
    Тема 2. Традиционные чувашские праздники и обряды
    1. Классификация чувашских праздников и обрядов.

    2. Чувашские календарные праздники:

    а) зимние и весенние праздники;

    б) летние и осенние праздники.

    3. Праздники и обряды, связанные с хозяйственной деятельностью чувашей.

    4. Чувашские семейно-бытовые праздники (родильные обряды, имянаречение, общественная помощь – ниме и др.).

    5. Чувашская свадьба (сватовство, этапы свадьбы, участники свадебного обряда, послесвадебная обрядность).
    Методические рекомендации
    1. Календарные праздники приурочены к основным переломным периодам астрономического года – зимнему и летнему солнцевороту (21–22 декабря, 21–22 июня), осеннему и весеннему солнцестоянию (21–22 марта, 21–22 сентября). Необходимо обратить внимание, когда в прошлом предки чувашей праздновали новый год. Студенты должны знать смысловое назначение календарных праздников и обрядов.

    2. При рассмотрении праздников и обрядов, связанных с хозяйственной деятельностью, следует иметь в виду, что в их число входили не только, связанные с земледелием, но и с животноводством.

    3. Своеобразие этнической культуры наиболее ярко проявляется в обрядовой сфере, прежде всего в праздниках и обрядах семейно-бытового круга. Семейные обряды в определенной степени консервативны, в них в силу интимности традиционное сохраняется дольше, чем в других областях социальной сферы. Наиболее древние элементы в семейно-бытовых праздниках и обрядах особо выделяются и разъясняются.

    4. Перед рассмотрением свадебной обрядности выясняется, где знакомились молодые, в каком возрасте, как правило, вступали в брак, какие особенности в этом плане существовали в чувашской общине, какие действовали ограничения для вступления в брак.

    5. При изучении традиционной чувашской свадьбы необходимо отдельно рассмотреть подготовку в доме невесты, в доме жениха, получить представление о ритуалах, соблюдавшихся при передвижении свадебного поезда.
    Рекомендуемая литература
    Источники

    1. Михайлов С.М. Собрание сочинений. – Чебоксары, 2004. – С.67–90, 145–160.

    2. Сбоев В.А. Заметки о чувашах. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – 142 с.

    3. Сбоев В.А. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях: Их происхождение, яз., обряды, поверья, преданья и пр. М.: Тип. С. Орлова, 1865. – 188 с. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа http://dlib.rsl.ru/viewer/01003567967#?page=2
    Основная

    1. Культура Чувашского края. учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др.; сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. – Ч. I. – 350 с.

    2. Салмин А.К. Праздники и обряды чувашской деревни. – Чебоксары, 2001. – 47 с.

    3. Салмин А.К. Народная обрядность чувашей. – Чебоксары: Чуваш. гуманит. ин-т, 1994. – 338 с.

    4. Осипов А.А. Чувашская свадьба. Обряд и музыка свадьбы вирьял. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. – 206 c.

    5. Чуваши. История и культура: историко-этнографическое исследование: в 2 т. / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук; под ред. В.П. Иванова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. – Т. 2. – 335 с.

    Тема 3. Материальная культура чувашского народа
    1. Традиционная национальная одежда:

    а) нательная одежда;

    б) верхняя одежда;

    в) головные уборы и украшения;

    г) свадебная одежда.

    2. Чувашская вышивка и орнамент.

    3. Культура традиционного питания:

    а) пища растительного происхождения;

    б) пища животного происхождения;

    в) напитки.

    4. Поселения и жилища:

    а) поселения;

    б) типы жилищ, строительная техника и строительные обряды;

    в) интерьер жилища;

    г) планировка двора и хозяйственные постройки.
    Методические рекомендации
    1. Традиционная одежда является одной из ярких характеристик материальной культуры народа. В чувашском национальном костюме находят проявление разные виды народного декоративно-прикладного искусства – вышивка, узорное ткачество, ювелирное дело, шитье бисером и т.д. Народная одежда различалась в зависимости от принадлежности к одному из трех основных территориальных субэтнических комплекса – верховому, низовому и средненизовому.

    2. При изучении нательной одежды необходимо выяснить общее и различия между мужской и женской нательной одеждой, женской и девичьей, выяснить назначение вышивки. Следует обратить внимание, что женские рубахи, как правило, носились с фартуками, а праздничные – с узорнотканными поясами и другими поясными украшениями.

    3. Особым разнообразием и замечательными памятниками культуры чувашей являлись украшения из серебряных монет и головные уборы. Они различались у девушек и замужних женщин, головные уборы имели вид покрывал и шапок.

    4. Завершая знакомство с национальным чувашским костюмом, необходимо остановиться на множестве значений и смыслов, которым он обладал, указав на символическое значение костюма. Он отражал представления чувашей о мироздании. Сам костюм часто выступал моделью вселенной. В таком костюме человек становился частью системы, которая поддерживала его и защищала от «враждебных невидимых сил».

    5. Пища является важной составной частью материальной культуры. На культуру питания оказывают влияние хозяйственная деятельность людей, уровень развития производительных сил, географическая среда, этническая история народа. Необходимо обратить внимание, как история чувашского народа оказала влияние на особенности национальной кухни, чем объяснялись ограничения использования в пищу или принесения в качестве жертвоприношений тех или иных продуктов.

    6. Отметить особенности заселения центральных, северных и юго-восточных районов Чувашии, как они повлияли на типы сельских поселений. Выяснить наиболее древние типы традиционных жилищ.

    7. Интерьер жилища имел не только функциональное, но и определенное мифологическое значение. Некоторые элементы интерьера фиксировали представления чувашей о строении Вселенной.
    Рекомендуемая литература
    Источники

    1. Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш // Никольский Н.В. Собр. соч. Т.1. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – С. 62– 71, 73–76, 130–164, 251–304.

    2. Сбоев В.А. Заметки о чувашах. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – 142 с.
    Основная

    1. Культура Чувашского края. учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др.; сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1995. – Ч. I. – 350 с.

    2. Николаев В., Иванов-Орков Г., Иванов В. Чăваш тумĕ аваллăхран паянлăха = Чувашский костюм от древности до современности / Фонд ист.-культурол. исслед. им. К.В. Иванова; пер. на чуваш. яз. Г.А. Дегтярева; пер на англ. яз. В.Я. Платонова. – М.; Чебоксары; Оренбург, 2002. – 400 с.

    3. Традиционное хозяйство и культура чувашей: сб. ст. / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. – Чебоксары, 1988. – 120 с.

    4. Трофимов А.А. Орнамент чувашской народной вышивки / Науч.-исслед. ин-т яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1977. – 112 с.

    5. Чуваши: Этническая история и традиционная культура / авт. – сост. В.П. Иванов, В.В. Николаев, В.Д. Димитриев. – М.: ДИК, 2000. – 96 с.

    6. Этническая история и культура чувашей Поволжья и Приуралья / В.П. Иванов, П.П. Фокин, А.А. Трофимов, Г.Б. Матвеев, М.Г. Кондратьев. – Чебоксары, 1993. – 269 с.

    7. Чуваши. История и культура: историко-этнографическое исследование: в 2 т. / Чуваш. гос. ин-т гуманитар. наук; под ред. В.П. Иванова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009 – Т. 1. – 415 с.

    Тема 4. Общественный и семейный быт

    чувашского народа
    1. Сельская община. Особенности взаимоотношений общинников.

    2. Этноправосудие и обычное право.

    3. Семейно-брачные отношения.

    4. Традиции воспитания детей.
    Методические рекомендации
    1. Основным звеном в общественной организации чувашских крестьян являлась сельская община. Она играла важную роль в жизни сельского населения и выполняла несколько функций. Необходимо обратить внимание на различия в сфере деятельности волостных и сельских общин, их организационное устройство, изменения, происходившие в функционировании общин во второй половине XIX – начале XX в.

    2. Наиболее важной социальной функцией обычного права было регулирование деятельности основных социальных институтов деревни – семьи и общины. Обычное право регулировало порядок наследования, семейные разделы, опеку, брачные нормы. Обычное право чувашской общины касалось вопросов собственности, землепользования, различных имущественных правовых отношений общинников (займы, долги, ссуды, купля-продажа, случаи находки пропавших вещей, кладов и т.д.), крестьянского суда. Следует обязательно отметить, какие изменения в функционировании обычного права происходили в начале XX в.

    3. Семья как малая группа обладала внутренней организацией, которая обеспечивала её биологическое, хозяйственное, этнокультурное функционирование. Она строилась на традиционных социальных, этнических и морально-нравственных началах. Следует обратить внимание на состав сельской чувашской семьи, положение и обязанности её главы, статус членов семьи, отношение к собственности внутри семьи.

    4. Вместе с возникновением человечества в процессе трудовой деятельности людей возникает и необходимость воспитания, во время которого старшие поколения передавали накапливаемый опыт младшим поколениям. Народная педагогика – это преимущественно дописьменная педагогика. Отличительной особенностью народной педагогики является её однородность в классовом отношении по сравнению с собственно педагогической наукой, так как она в первую очередь служила интересам трудящихся.

    Необходимо обратить внимание на источники, сущность, цели и методы воспитания в народной чувашской педагогике. Определить основные направления воспитательной деятельности, задачи трудового, умственного, нравственного, эстетического воспитания, методы и правила воспитательного воздействия.
    Рекомендуемая литература
    Источники

    1. Магницкий В.К. Этнографическо-статистические данные о браках чуваш Казанской губернии. Казань: Тип. Ун-та, 1892. – 14 с. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа // http://dlib.rsl.ru/viewer/01003662638#?page=1

    2. Магницкий В.К. Нравы и обычаи в Чебоксарском уезде: этногр. сб. / сост. д. чл. Каз. о-ва археологии, истории и этнографии. – Казань: Тип. Губ. правл., 1888. – 118 с.

    3. Никольский Н.В. Краткий конспект по этнографии чуваш // Никольский Н.В. Собр. соч. Т.1. Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2004. – С. 79–90.

    4. Фукс А.А. Записки о чувашах // Лик Чувашии. – 1994. – № 2. – С. 163–175; № 3. – С. 161–175; №4. – С. 147–158.
    Основная

    1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 168 с.

    2. Егорова О.В. Этнография детства чувашей Волго-Уралья во второй половине XIX– первой трети XX вв.: традиционная родильная обрядность и социализация ребенка: дис. ... д-ра ист. наук. – Чебоксары, 2010. – 537 с.

    3. Денисова Н.П. Административно-фискальные и правовые функции общины у чувашей (XIX – начало ХХ в.) // Вопр. ист. доревол. Чувашии. – Чебоксары, 1984. – С. 46–71.

    4. Чуваши. История и культура: историко-этнографическое исследование: в 2 т. / Чуваш. гос. ин-т гуманит. наук; под ред. В.П. Иванова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009 – Т. 2. – 335 с.

    5. Иванов В.П., Фокин П.П. Семья у чувашей. – Чебоксары, 1991. – 99 с.

    6. Петров Н.А. Община и обычное право чувашского крестьянства во второй половине XIX – начале XX в.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. – Уфа, 2000. – 24 с.

    Тема 5. Известные деятели культуры, науки

    и просвещения Чувашского края XVIII – начала XX вв.
    1. Архитектор П.Е. Егоров.

    2. Учёный – востоковед Н.Я. Бичурин.

    3. Учёный – этнограф С.М. Михайлов.

    4. Вклад И.Н. Ульянова в развитие просвещения в Чувашском крае.

    5. И.Я. Яковлев – просветитель чувашского народа.

    6. К.В. Иванов – основоположник чувашской поэзии.

    Методические рекомендации
    1. Целью практического занятия, посвященного известным деятелям культуры, науки и просвещения Чувашского края, является изучение их жизненного и творческого пути. Для докладов подобраны наиболее яркие личности, представители разных сфер российского общества XVIII – начала XX вв.

    2. При подготовке к данному практическому занятию студенту необходимо выделить основные этапы деятельности, перечислить наиболее существенные достижения и кратко охарактеризовать жизненный путь. Приветствуется применение иллюстраций, выдержек из трудов и другого наглядного материала.

    3. В выводах отдельно раскрывается значение деятельности и творчества личности для современного чувашского народа. С целью популяризации знаний рассказ должен быть связан с местами увековечивания памяти в Чувашии и за её пределами – памятные даты, памятники, названия улиц и музеи.

    Рекомендуемая литература
    1. Денисов П. В. Никита Яковлевич Бичурин. Очерк жизни и творческой деятельности ученого – востоковеда. – Чебоксары, 1977. – 126 с.

    2. Денисов П. В. Жизнь монаха Иакинфа Бичурина. – Чебоксары, 1997. – 271 с.

    3. Денисов П.В. Слово о монахе Иакинфе Бичурине. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2007. – 334 с.

    4. Димитриев В.Д. Просветитель чувашского народа И.Я. Яковлев: сб. ст. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2002. – 140 с.

    5. Димитриев В.Д. О чувашском ученом, писателе середины XIX века С. М. Михайлове и его сочинениях о чувашах, марийцах и русских Волжско-Сурского края: учеб. пособие. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2003. – 217 с.

    6. Классик чувашской поэзии. К 75-летию со дня рождения К.В. Иванова. сб. ст. – Чебоксары, 1966. – 222 с.

    7. Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог – просветитель. – М., 1992. – 413 с.

    8. Кузнецова Э.Ф. Архитектор Петр Егоров. – Чебоксары, 2003. – 222 с.

    9. Сергеев Т.С. Илья Николаевич Ульянов и просвещение народов Поволжья. – Чебоксары, 1972. – 29 с.

    10. С.М. Михайлов – первый чувашский этнограф, историк и писатель. Сб. ст. – Чебоксары, 1973. – 87 с.

      1   2   3


    написать администратору сайта