Главная страница
Навигация по странице:

  • Задание 2.

  • Философские проблемы науки

  • Философские проблемы техники

  • В качестве альтернативы науке рассматриваются различные ненаучные формы отношения к миру: миф, искусство, паранаука, религия, оккультизм.

  • Идеалом выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания.

  • Тема 1. Тема Наука и техника в зеркале философской рефлексии общая характеристика круга проблем План


    Скачать 27.79 Kb.
    НазваниеТема Наука и техника в зеркале философской рефлексии общая характеристика круга проблем План
    Дата26.04.2023
    Размер27.79 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 1.docx
    ТипДокументы
    #1090931

    Тема 1. Наука и техника в зеркале философской рефлексии: общая характеристика круга проблем

    План

    1. Наука как объект философского анализа

    2. Техника как объект философского анализа

    3. Эпистеме vs технэ – истоки научного и технического знания

    4. Наука и техника как системы ценностей

    5. Социальный ракурс философских проблем науки и техники


    Задание 1.

    Приведите определения науки (из словарей, учебников, лекций) и проанализируйте их с точки зрения наиболее точного отражения сущности этого явления. Почему ученые в процессе метанаучной рефлексии приходят, как правило, к существенно отличающимся друг от друга представлениям о науке?

    Наука — это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности.

    Наука – особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

    Наука – это человеческая деятельность, направленная на познание окружающего мира, выражающееся в сборе и систематизации полученной информации.

    Современный немецкий вариант энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, учитывая исторический и социальный аспекты науки, определяет ее как совокупность знаний некоторой эпохи, которые систематически собираются, преподаются в учебных заведениях и передаются по традиции, причем эта совокупность относится к некоторой конкретной предметной области и находится в логической связи обоснования. Необходимо добавить также, что наука – это познавательная работа, процесс коллективно (интерсубъективно) и методически осуществляемого исследования, в основе которого лежит интерес к познанию – природы, общества и человеческого духа.

    Можно расположить определения науки в свообразный спектр – от самого широкого до самого узкого. Наиболее узкое и строгое понятие науки можно найти у Аристотеля, Евклида, Канта и других мыслителей, которые считали наукой в собственном смысле лишь систему истинных знаний, доказанных, исходя из строгих, точных определений и самоочевидных аксиом, обладающих всеобщностью и логической необходимостью. Такое знание с древности называлось аподиктическим.

    Эти и другие определения схватывают существенные черты науки, которые должны быть далее развернуты и уточнены посредством учета всего многообразия ее явлений. Это многообразие предстает прежде всего

    в двух измерениях.

    В историческом (временном, диахронном) аспекте наука предстает как последовательность нескольких основных исторических форм науки

    (типов научной рациональности):

    -древневосточная наука (древнееегипетская, шумеро-вавилонская, древнеиндийская, древнекитайская);

    -античная наука (древнегреческая и древнеримская);

    -средневековая наука;

    -наука Нового времени (классическая наука);

    -неклассическая наука;

    -постнеклассическая наука.

    Эти исторические формы существенно отличны друг от друга. Например, древневосточная наука имела практически-рецептурный, директивный характер, в ней отсутствует понятие доказательства. Античная наука, напротив, начинается с идеи доказательства, дедукции и носит теоретически-созерцательный характер, совершенно не связанный с практически-технической (ремесленной) деятельностью. Средневековая наука опирается на веру и откровение, имеет в целом догматический характер, совершенно неприемлемый для античных философов и ученых. Новоевропейская наука начинается с идеи эксперимента, отсутствующей во всей предыдущей истории науки и ставит своей целью покорение природы, немыслимое ни в античности, ни в Средние века. Неклассическая наука отказывается от наиболее фундаментальной предпосылки классической науки о принципиальном отличии субъективного от объективного и возможности чисто объективного (абсолютного) описания и познания реальности. Эти отличия необходимо учитывать, чтобы избежать узости и ограниченности в понимании сущности науки.

    Историческое своеобразие того, что в разные времена называлось «наукой» настолько велико, что иногда кажется невозможным обобщить его в одном едином понятии науки.

    Во втором основном измерении, в «синхронном» аспекте, наука равным образом предстает как многообразие различных видов научного знания, или научных дисциплин (отдельных наук), существенно различающихся по своим предметам, методам, по характеру знания. Все это многообразие в современной классификации наук в самом грубом, первом приближении сводится к четырем основным классам (типам) наук:

    -логико-математические (формальные);

    -естественные (науки о природе);

    -инженерно-технические;

    -социально-гуманитарные (науки об обществе, о духе и культуре). Различия этих наук настолько существенны, что некоторые представители одних наук отказываются называть представителей других наук «настоящими учеными» и не признают то, чем они занимаются, «настоящей наукой» или наукой «в собственном смысле». Например, имеются существенные различия между науками о природе и науками об обществе, культуре, духовной жизни. Объекты математики и естествознания более просты в сравнении с объектами социально-гуманитарного знания. Физика, химия, биология основаны на наблюдении и эксперименте, для проведения которых имеются точные правила. Они должны проводиться так, чтобы их результаты были признаны всем научным сообществом. Однако с увеличением сложности объектов и соответственно числа переменных, описывающих объект, растет и неточность результатов. В области общественной жизни число этих переменных слишком велико, чтобы можно было рассчитывать на точное знание или надежное предсказание. Эксперимент редко возможен, многочисленные факторы, влияющие на его результат, невозможно разделить и изучить их влияние по отдельности, невозможно многократно и в точности воспроизвести одни и те же условия, да и человек в одних и тех же условиях может действовать по-разному. Естественные науки, вообще говоря, стремятся к чистой и точной объективности, а гуманитарное знание принципиально субъективно в том смысле, что из его содержания невозможно удалить ценностные интерпретации фактов. Естественные науки могут совершенно беспристрастно говорить о том, что существует и происходит, но невозможно без эмоций и оценок говорить о характере власти, социальной несправедливости, распределении благ в обществе, насилии, войнах, рабстве, свободе и т. п. Непредвзятость здесь невозможна, всегда имеется некоторое априорное предпонимание, обусловленное мировоззрением, нравственными представлениями, воспитанием, образованием и т. д. Плюрализм ценностей обусловливает и множественность истолкований одних и тех же фактов, и плюрализм теорий. Есть доля истины в известном афоризме о том, физик верит лишь тому, что видит, а гуманитарий видит только то, во что верит. Гуманитарное знание тесно связано с идеологией, испытывает мощное влияние интересов различных социальных групп, общественных классов. Означает ли все это, что науки о обществе, духе, культуре – не науки «в собственном смысле»? Или понятие о науке вообще не стоит составлять исключительно по образцу естественных наук, но оно должно быть таким, чтобы охватить все различия между математикой, физикой, языкознанием, социологией, историей и теологией?

    Трудность вопроса усугубляется далее и тем обстоятельством, что определение сущности науки, или выяснение ее понятия – это философский вопрос, а философия по сути своей плюралистична, состоит из множества учений, расходящихся друг с другом в самых основах, поэтому и проблема сущности науки также решается философами по-разному, в зависимости от их исходных принципов.
    Задание 2. Разработайте ментальную карту понятий «философия науки» и «философия техники».

    Задание 3. Сформулируйте пять философских проблем науки и пять философских проблем техники, наиболее актуальных с Вашей точки зрения.
    Философские проблемы науки
    Вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам;

    Разработка логических и методологических, основ науки;

    Освещение проблем научного творчества;

    Освещение связи науки и религии;

    Оценка социального назначения науки.
    Философские проблемы техники
    Выработка представлений о собственном предмете исследования. То, что что-то выработали — это не значит, что это сделали окончательно, раз и навсегда, наверняка появятся философы, которые уточнят, добавят, и т.д. Философия техники не стоит на месте.

    Методологические проблемы создания техники, а именно — значение для этого создания естественно-технических наук и инженерной деятельности. Эти три фактора являются основными методологическими факторами, под действием которых создается техника.

    Аксиологические (ценностные) проблемы техники. Они вообще появились недавно — второй половине 20 в. Они выделились из проблем соотношения техники с культурой и особенно важны в данную историческую эпоху — проблемы оценки техники, методы оценки, методология оценки — здесь содержится много вопросов.

    Метапроблемы философии техники — внутренние проблемы самой филосфии техники, это их внутреннее дело. Например, философский подход традиционных проблем, с какой стороны подойти, какие философские факторы, философские основания для решения проблем философии техники и т. д.

    Проблемы общих закономерностей исторического развития техники, то есть, если мы возьмем проблемы соотношения культуры с техникой, то их можно развернуть исторически, они носили различный характер, здесь могут иметь место некоторые закономерности. Например, отношение техники и природы раньше не было, теперь — есть, и поэтому есть поле для истории. Законы получают обобщенный смысл.
    Задание 4. В чем вы усматриваете причины возникновения таких философских дисциплин, как философия науки и философия техники?

    Становление философии науки в качестве относительно самостоятельной области исследований было обусловлено двумя взаимосвязанными группами факторов: во-первых, изменениями в самой философии, появлением в ней новых стратегий исследования; во-вторых, потребностями науки в разработке нового типа её философско-методологического обоснования.

    Возникновение философии техники как направления философских исследовании обусловлено как объективными условиями социального развития (прежде всего превращением техники в важнейший фактор эволюции всех видов общественных отношений и главный показатель уровня и темпов развития общества), так и стремлением философии к поиску новых познавательных проблем, усилению актуальности своих построений в условиях бурного развития частных наук.

    Задание 5. Сравните два вида знания «технэ» и «эпистеме».


    технэ

    эпистеме

    наука или научные знания

    искусство и ремесленные знания

    имеет дело с изменчивым бытием

    имеет дело с неизменным бытием

    цель – польза дела

    цель – истина

    низкая степень общности

    высокая степень общности


    Задание 6. Сформулируйте основные позиции сциетнтизма-антисциентизма и оформите в виде таблицы.



    сциентизм

    антисциентизм

    проявляется как своеобразная вера в науку, ее могущество в решении всех проблем, которые стоят перед человечеством.

    В качестве альтернативы науке рассматриваются различные ненаучные формы отношения к миру: миф, искусство, паранаука, религия, оккультизм.

    только научная методология является интеллектуально обоснованной, поэтому искусство, мораль и другие формы общественного сознания, чтобы стать подлинной частью человеческого сознания, должны адаптироваться к этой методологии.

    основной порок цивилизации в гипертрофированном развитии науки, что привело к утрате подлинно гуманистических ценностей и идеалов.

    Идеалом выступает не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания.











    Задание 7. Сформулируйте основные позиции техницизма-антитехницизма и оформите в виде таблицы.


    техницизм

    антитехницизм

    мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, которая провозглашает науку и технику основными двигателями общественного прогресса и связывает с их развитием разрешение всех социальных проблем и противоречий.

    это мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники в системе культуры, согласно которой техника и научно-техническое знание в целом объявляются негативной альтернативой социальным и культурным ценностям, а научно-технические достижения отвергаются как возможные орудия порабощения человека.




















    написать администратору сайта