Главная страница
Навигация по странице:

  • Когда мы говорим о философии или теории, или мысли, то говорим о чем-то, что является проблемой. Ведь это проблема: каков мир

  • 2. Понятие философии. Философия и мудрость. Философ и мудрец: проблема социализации философии (софисты, случай Сократа). Ситуация Сократа: Что значит узнать, что ничего не знаешь

  • Понятие философии

  • Конспект по философии. первый конспект. Тема Понятие философии. Философия в жизни человека и в системе культуры


    Скачать 16.96 Kb.
    НазваниеТема Понятие философии. Философия в жизни человека и в системе культуры
    АнкорКонспект по философии
    Дата19.01.2023
    Размер16.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапервый конспект.docx
    ТипДокументы
    #894278

    Тема 1. Понятие философии. Философия в жизни человека и в системе культуры

    1. Проблема начала философии. Появление философии на фоне мифа. Мифологическое и философское сознание.

    Философия есть творение мысли человека, которое появляется примерно в VI веке до н.э. в трех очагах цивилизации того времени - Греции (милетская школа), Китае (конфуцианство), Индии (буддизм).


    Когда мы говорим о философии или теории, или мысли, то говорим о чем-то, что является проблемой. Ведь это проблема: каков мир?

    Исторически философия возникла на фоне кризиса мифологического сознания.

    Мифология («мифос» - сказание, «логос» - учение) – тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества.

    Миф, ритуал и т.д. отличаются от философии и науки тем, что мир мифа и ритуала есть такой мир, в котором нет непонятного, нет проблем. А когда появляются проблемы и непонятное - появляются философия и наука. Значит, философия и наука, как это ни странно, есть способ внесения в мир непонятого. До философии мир понятен, потому что в мифе работают совершенно другие структуры сознания, на основе которых в мире воображаются существующими такие предметы, которые одновременно и указывают на его осмысленность. В мифе мир освоен, причем так, что фактически любое происходящее событие уже может быть вписано в тот сюжет и в те события и приключения мифических существ, о которых в нем рассказывается. Миф есть рассказ, в который умещаются человеком любые конкретные события; тогда они понятны и не представляют собой проблемы.

    Миф - это организация такого мира, в котором, что бы ни случилось, как раз все полно и имело смысл. Вы скажете - метафорический. Да, метафорический, но это - смысл. Смысл, который делает для меня предметы понятыми и близкими. Он вписывает их в систему моей жизни или в систему культуры. Миф ритуально близок человеку, потому что в ритуале он общается с незнакомыми, далекими и таинственными существами как близкими и родными, настолько близкими, что на их волю, на проявление их желаний можно подействовать актами ритуала, заклинания, актами магии. Магический мир, как и мифический мир, есть мир освоенный, осмысленный, понятный. То есть события в этом мире, будь то землетрясение, гроза, войны или что угодно, осуществляются в воображении наблюдающего их человека так, что они являются носителями смысла. Если человек, например, понимает Зевса, то он понимает и молнию.

    Формирование мира в мифе понимается как его постепенное творение и развитие из бесформенного состояния к упорядоченному.

    Различия:

    - Понимание мира. Для мифа мир понятен и очевиден. Для философии же он НЕпонятен и Неочевиден, мир как проблема. Хайдеггер: «Постижение мира как проблемы – есть особое историческое событие». В этом смысле философия и наука – это способы привнесения в мир непонятного.

    - Авторский хар-ер. Миф анонимен и безымянен, а философия носит личностный и персональный характер. Мамардашвили: «Личный подвиг мысли».

    - Возможность исторического датирования. Миф нельзя с точностью датировать, а философию можно.

    - Связанные с языком. Миф упорядочивает мир, опираясь на сверхъестественные образы, метафоры, гиперболы. А философия упорядочивает мир в логической, понятийной форме через систему выводов, обобщений и доказательств.

    Общее:

    Миф и философия сообщают знания о мире и являются универсальными способами упорядочивания мира.

    2. Понятие философии. Философия и мудрость. Философ и мудрец: проблема социализации философии (софисты, случай Сократа). Ситуация Сократа: Что значит узнать, что ничего не знаешь?

    Платон. Пир / Платон // Собрание соч. в 4 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1993. - С. 81-134.

    Топоров, В.Н. Сократ платоновской «Апологии Сократа» как человек «осевого времени» (к проблеме «поведенческого сценария» и «культурной роли») / В.Н. Топоров // Славянское и балканское языкознание. Человек в пространстве Балкан. Поведенческие сценарии и культурные роли. - М.: «Индрик», 2003. - С. 7-18. (Сайт Энциклопедии культур http://ecdejavu.ru/s/Socrates.html)

    Платон. Апология Сократа / Платон // Собр. соч. в 4 т. - Т. 1. - М., 1990. - С. 70-96.

    Понятие философии

    Философия, по Сократу, живет в диалоге и полемике, философский опыт не требует фиксации. У Сократа есть акцент голоса над письмом, он не оставляет письменных источников. Поэтому все о Сократе дано нам в интерпретации его учеником Платоном (платонизированный Сократ).

    Человек стремиться к познанию себя и к заботе о своей душе. Забота о душе связывается Сократом с тем, что человек стремиться к познанию высших понятий – благо, справедливость, истина, красота, добро. Таким образом, содержание души – это высшее понятие.

    Философия и мудрость

    Гносеология Сократа.

    Центральная проблема – различие мудрости и знания.

    Мудрость – это абсолютное знание, привилегия богов. Мудрый человек знает, что ничего не знает (знание о незнании). Мудрый человек может определить границы своего знания.

    Сократ разрабатывает диалектический метод познания – метод майевтики. Знание о вещи субъект обретает самостоятельно через критику уже существующих представлений об объекте. Знание обретается через критику самого сознания.

    Особенность гносеологии Сократа – он впервые связывает гносеологический вопрос с этическими вопросами. Знать добро и означает быть добрым. Знание понятия диктует определенный способ поведения. Следовательно, любой

    проступок совершается по незнанию. Если человеку сообщить правильное знание о понятии, то он будет действовать в соответствии с этим знанием.

    Философ и мудрец: проблема социализации философии (софисты, случай Сократа)

    /Приложение: с 28/ «Из богов никто не занимается философией и не желает стать мудрым, поскольку боги и так уже мудры; да и вообще тот, кто мудр, к мудрости не стремится. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды. Ведь тем-то и скверно невежество, что человек и не прекрасный, и не совершенный, и не умный вполне доволен собой. А кто не считает, что в чем-то нуждается, тот и не желает того, в чем, по его мнению, не испытывает нужды.

    - Так кто же, Диотима, - спросил я, - стремится к мудрости, коль скоро ни мудрецы, ни невежды философией не занимаются?

    - Ясно и ребенку, - отвечала она, - что занимаются ею те, кто находится посредине между мудрецами и невеждами, а Эрот к ним и принадлежит. Ведь мудрость - это одно из самых прекрасных на свете благ, а Эрот - это любовь к прекрасному, поэтому Эрот не может не быть философом, т.е. любителем мудрости, а философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.»

    Софисты – первые платные учителя красноречия. Обучали основам риторики, математики, философии. Это имеет позитивное значение. Их занятия носили просвещенческий хар-р (антрополог соц и гнесеол вопросы).

    Положительные стороны: -софисты ратовали за демократизацию образования и науки. Наука и науч достижения должны быть максимально приближены к нуждам широких масс

    -подвергают критике полисную систему. полис-не есть еще весь мир и цивилизация

    -Любое знание, кот чел получает извне, должно пройти процедуру критического осмысления. Нельзя знание принимать на веру, механически.

    Негативные стороны античной софистики: - проблему познания большинство софистов решают в духе радикального скептицизма – это позновательная установка, выходящая из того, что относительно всякого знания о мире можно получить прямо противоположное ему и не менее обоснованное (опровержение очевидной истины)

    - Таким образом ставят под вопрос существование науки и отвергают способность познания абсолютной истины.

    Ситуация Сократа: Что значит узнать, что ничего не знаешь?


    написать администратору сайта