Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Возникновение и развитие психики человека

  • 2. Сущность психики человека Сознание

  • Вопросы для самоконтроля

  • А.В. Петровский 4. Назовите основные признаки сознания. 5. Назовите основные положения культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Список используемой литературы

  • Психология. Лекция 5. Тема Происхождение и развитие сознания человека


    Скачать 337.05 Kb.
    НазваниеТема Происхождение и развитие сознания человека
    АнкорПсихология
    Дата25.12.2021
    Размер337.05 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекция 5.pdf
    ТипДокументы
    #317595

    Тема 5. Происхождение и развитие сознания человека
    План:
    1. Возникновение и развитие психики человека.
    2. Сущность психики человека.
    3. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
    1. Возникновение и развитие психики человека
    Предысторию человеческого сознания составляет длительный и сложный процесс развития психики животных. Изменение среды обитания для высокоразвитых организмов было толчком для изменения принципов приспособления, о чем мы говорили в предыдущей лекции. Совсем иную форму, характеризующуюся совершенно другими чертами, представляет собой психика человека – сознание.Главное отличие сознания человека состоит в том, что его возникновение обусловлено изменением законов и закономерностей, управляющих развитием психики, начиная подчиняться законам общественно исторического развития. Общественный труд породил серьезные изменения в психике человека: глаз стал более зорким, рука стала, в том числе, органом познания, внимание становилось произвольным, формировалось внимание к собственной деятельности и, как следствие, развивалось мышление, способность предвидеть, планировать деятельность.
    Поведение человека меняется. Он был готов не только реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и стал обладать способностью формировать мотивированное и целенаправленное поведение, что и обусловлено наличием у него сознания.
    Совместная деятельность укрепила также способность подражать, способность к невербальному общению, способность кооперации и передаче опыта. Таким образом, результатом всех этих изменений явилось развитие сознания и деятельности.

    Клинические исследования позволили выявить, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в наибольшей мере определяются переднелобными и теменными полями коры головного мозга.
    Например, при поражении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять действия отдаленным целям, а поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях и логических связей. При сравнении ученые выявили, что переднелобныс и нижне- теменные участки у человека имеют некоторые нервные центры, которых нет у животных; что лобные поля у обезьян занимают около 15 % площади коры головного мозга, у человека – 30 %. Кроме того, при анализе соотношений размеров площади двигательных полей, ученые обратили внимание на то, как велика площадь двигательного поля, связанного с кистями рук, по отношению к другим полям, т.е. кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Тогда можно предположить, что сложное строение мозга человека связано с развитием его трудовой деятельности; что появление сознания у человека стало возможным и вследствие усложнения строения головного мозга.
    Тысячи лет прошло до достижения современного уровня развития сознания, при этом, с приобретением практического опыта, с изменением общественных отношений шло усложнение и трудовой деятельности, что также свидетельствует о социальной природе сознания.
    В настоящее время существуют различные точки зрения на причины возникновения и развития сознания человека и различные подходы к рассмотрению сознания; единой теории нет.
    Таким образом, сознание есть высший уровень психического отражения и регуляции поведения, высшая интегрирующая форма психики, присущая только человеку как общественно-историческому существу, и как результат общественно-исторических условий формирования человека в
    трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми; сознание есть не что иное, как общественное бытие.
    Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык.
    «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг…» [5, т. 20, с. 490]; «…язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…»
    [5, т. 3, с. 29].
    Психологическую разработку и подтверждение этих положений были получены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и др. По определению А.Н. Леонтьева, сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее
    «объективные устойчивые свойства», «вне зависимости от отношений к ней субъекта» [3, с. 261].
    В данном определении подчеркивается биологическая природа сознательного отражения, ее «объективность». По мнению А.Н.
    Леонтьева, у человека с появлением сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от биологических целей, и в этом смысле «объективно».
    Согласно общему положению, всякое изменение психического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой формы деятельности – коллективного труда. Практические действия направляются на все более широкий круг предметов, и познание «объективных устойчивых свойств» этих предметов оказывается важной жизненной необходимостью, когда и проявляется роль второго фактора развития сознания – речи и языка, возникшие, как необходимость, в ходе выполнения совместных трудовых действий. «…именно здесь у людей появилась потребность что-то сказать друг другу» [5, т. 20, с. 489].
    Дальнейшее усложнение форм трудовой деятельности, вовлечение в сферу труда широкого круга предметов и орудий требовало постоянного
    расширения познаваемого (осознаваемого) содержания, когда процессы развития труда и языка шли параллельно.
    Язык стал носителем общественного сознания (сознание – это совместное знание).
    Через овладение языком человек приобщается к «совместному знанию», благодаря чему формируется его индивидуальное сознание. Таким образом, смыслы и языковые значения оказались, по А. Н. Леонтьеву, основными образующими человеческого сознания.
    А.В. Петровский [6] в структуре сознания выделяет следующие четыре основных характеристики.
    1. Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение.
    2.
    Закрепление в сознании различий субъекта и объекта. В истории органического мира только человек выделяет и противопоставляет себя окружающему. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию (познанию самого себя), т.е. способен обращать свою психическую деятельность на самого себя.
    3. Обеспечение целеполагающей деятельности. Приведем известную цитату: «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела, постройкой своих восковых ячеек срамит некоторых людей-архитекторов.
    Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове». В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально.
    Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель,
    которая, как закон, определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю. Таким образом, в функции сознания входит формиро- вание целей деятельности, при этом складываются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и т.д.

    4. В структуру сознания входят также определенные отношения.
    К.Маркс писал: «Мое отношение к моей среде есть мое сознание. В сознание человека обязательно входит мир чувств, где отражаются сложные объективные, и прежде всего общественные, отношения, в которые включен человек»
    [5, т.23, с. 189-190].
    А.В.Петровский в своих работах также указывает, что важным условием формирования и проявления всех специфических качеств сознания является язык, как особая объективная система, в которой запечатлен весь общественно-исторический опыт, общественное сознание, а усвоенный общественный опыт конкретным человеком, язык становится реальным сознанием этого человека.
    2. Сущность психики человека
    Сознание – высший уровень развития психики и саморегуляции, присущий только человеку.
    Источником сознания является внешний мир, оно активно и направлено на предметный мир и самого себя, связано с внутренними условиями. По утверждению С.Л. Рубинштейна: «Внешние воздействия преломляются через внутренние условия» [8, с. 71].
    Выделим основные признаки сознания:
    - сознание – система знаний о мире в понятиях, что выражает внутренние, глубинные связи явлений, их причины и сущность;
    - сознание носит общественный характер, жизнь в обществе рождает сознание;
    - сознание позволяет отделить субъекта от объекта (человека – от природы);
    - сознание связано с переживаниями, с чувственным отношением к миру;
    - сознание предполагает наличие у субъекта способности к
    целенаправленной деятельности;
    - сознание связано с языком и речью, в них и проявляется.
    Способность понимать окружающий мир и себя, передавать следующим поколениям не только индивидуальный опыт, но и опыт прошлых поколений, общественный опыт – все это формирует сознание человека, позволяя более свободно регулировать свое поведение.
    Мы уже говорили, что фундаментальные проблемы сознания (что такое сознание, чем оно детерминировано и пр.) еще не решены, но ученые открыли множество удивительных явлений сознания, в частности:
    - показано, что любое случайное явление осознается как закономерное, сознание приписывает ему какие-то причины;
    - обнаружено, что мозг почти мгновенно осуществляет вычислительные, логические и смысловые преобразования информации такой сложности, которые человек вообще не способен выполнить сознательно;
    - выяснилось, что мозг воспринимает и хранит информацию, которая поступает в таких больших количествах, или с такой громадной скоростью, или столь малой интенсивности, что человек почти ничего из этого не осознает;
    - видимо существует специальный механизм, принимающий решения, что из воспринятой и переработанной мозгом информации следует осознавать, а что – нет. Этот механизм имеет тенденцию повторять как свои решения об осознании чего-либо, так и свои решения о неосознании этого;
    - сознание не может не контролировать результаты своей деятельности, например, если перед человеком поставить задачу не осознавать какую-либо информацию, как сознание тут же начинает проверять, удачно ли оно решает задачу игнорирования и тем самым автоматически обращает внимание на то, что должно игнорироваться;
    - сознание неразрывно связано с деятельностью, так как оно контролирует ее;

    - если сознание сталкивается с рассогласованием собственных построений и реальности, то оно защищает, прежде всего, собственные догадки, поэтому сознание больше времени тратит на работу с неожиданными стимулами, а ожидаемые обычно перестают осознаваться; информация же, с которой ничего не надо делать, а только помнить, забывается вопреки сознательному желанию удерживать ее;
    - направленность сознания на конструирование догадок, как устроен мир (которые могут быть и ошибочными), позволяет выйти за пределы той весьма ограниченной информации о реальности, которую человек получает от органов чувств, и создавать представления о том, о чем напрямую нет никаких непосредственных данных: о космосе и микросфере, о добре и зле, о своем «Я» или о сознании других людей;
    - сознание не столько отражает внешний мир, сколько конструирует его – потому мир его и называется субъективным.
    С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность умственных образов, предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.
    Кроме того, в результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение, и, соответственно, «Я-концепция» является центром системы его саморегуляции, поскольку воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через систему представлений о себе и формирует свое поведение, исходя из системы собственных идеалов, ценностей, мотивационных установок. Идеалы формируются благодаря усвоению общественного опыта, в результате чего создается представление о
    морально-нравственных ценностях. Способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и представлениями. Человек не рождается с развитым сознанием, его формирование происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида в онтогенезе; этот процесс индивидуален и обусловлен как генетической предрасположенностью, так и особенностями социального развития.
    3.
    Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского
    Автор одной из психологических концепций (культурно-историческая теория) Л.С. Выготский определяет пути решения проблемы происхождения психики человека через теорию общественно-исторического происхождения высших психических функций [1]. В своих работах он отмечает, что человек обладает особым видом психических функций (высшие психические функции) в отличие от животных, имеющие социальную природу, которые и составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Под высшими психическими функциями подразумеваются, прежде всего, произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.
    Ю.Б. Гиппенрейтер [2, с.
    115-119], анализируя концепцию Л.С.
    Выготского, выделяет в ней следующую структуру и содержание:
    Первая часть может быть озаглавлена: «Человек и природа», которая относится к общефилософским предпосылкам теории и содержит в себе два основных положения. Согласно первого положения, при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное и видоизменяла его; животное приспосабливалось к среде, и это обусловило биологическую эволюции животного мира. С появлением же человека начался процесс
    противоположного смысла. Человек ознаменовал свое появление тем, что начал действовать на природу и видоизменять ее. Л. С. Выготский приводит следующее высказывание:
    «…все планомерные действия всех животных не сумели наложить на природу печать их воли. Это мог сделать только человек» [5, т. 20, с. 495]. Итак, человек оказался способен к овладению природой. Это первое фундаментальное положение. Согласно второго положения, именно человеку удалось сделать это, т. е. наложить на природу
    «печать своей воли», благодаря использованию орудий, а обобщенно говоря, благодаря развитию материального производства. Легко понять, что это действительно так, если представить себе, что именно материальное производство привело к эволюции средств воздействия на природу: от неотесанного камня или копья-палки до современных станков и атомных двигателей. Л.С. Выготский, таким образом, подчеркивает измененное взаимоотношение человека и природы и механизм этого изменения – через использование орудий.
    Вторая часть может быть озаглавлена: «Человек и его собственная психика», которая содержит также два положения. Согдасно первого – способность к овладению природой для человека не прошла бесследно: он научился овладевать собственной психикой; появились произвольные формы деятельности (высшие психические функции). Овладение природой и овладение собственным поведением – это параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны. Согласно второго положения – подобно тому как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий, но только орудий особого рода – психологических (знаки, знаковые средства, которые имеют культурное происхождение).
    Средства-знаки фактом своего появления и использования порождают новую структуру запоминания как психического процесса. Наиболее типичной и универсальной системой знаков является речь.
    Третью часть концепции Л.С. Выготского можно озаглавить

    «Генетические аспекты». Культурно-историческое развитие человека и развитие ребенка в онтогенезе имеют принципиальное сходство. Сначала функции приказывающего и исполнителя были разделены, и весь процесс, по выражению
    Л.С.
    Выготского, был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в интрапсихологические. Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические он назвал процессом интериоризации.
    Таким образом, Л.С. Выготский выдвигает два фундаментальных положения в своей теории:
    - опосредствованная структура высших психических функций;
    - интериоризация отношений управления и средств-знаков.
    В онтогенезе он выделяет следующие стадии интериоризации:
    - взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать;
    - ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
    - ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
    Культурно-исторический подход позволил далее развивать представления о качественной специфике человеческого онтогенеза в целом.
    А.Н. Леонтьев в своих публикациях дал теоретическое обобщение этого вопроса.
    Концепция Л.С. Выготского оказала влияние на формирование современных научных взглядов на проблему происхождения психики и развития сознания человека.
    В отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой, оно невозможно вне общества. Человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно- исторического опыта в процессе обучения и воспитания – общественно выработанных способов передачи человеческого опыта.

    Вопросы для самоконтроля:
    1.
    Дайте характеристику сознания как высшего уровня психического отражения действительности.
    2.
    Раскройте гипотезу А. Н. Леонтьева о происхождении сознания.
    3.
    Какие характеристики в структуре сознания выделяет

    А.В. Петровский?
    4.
    Назовите основные признаки сознания.
    5.
    Назовите основные положения культурно-исторической теории
    Л. С. Выготского.
    Список используемой литературы:
    1.
    Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 1.: Вопросы теории и истории психологии / Гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика,
    1982.
    2.
    Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение и общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 336 с.
    3.
    Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. М, 1972.
    4.
    Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М.:
    Политиздат, 1977.
    5.
    Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.
    6.
    Петровский, А.В. Психология в России: XX век. - М.: Изд-во
    УРАО, 2000. - 312 с.
    7.
    Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.:
    Политиздат, 1982. - 255 с.
    8.
    Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии – СПб:
    Издательство «Питер», 2002. - 720 с.


    написать администратору сайта