Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема любви в творчестве И. А. Бунина «Темные аллеи»

  • «Легкое дыхание» Тема любви

  • Реализм. «Господин из Сан-Франциско»

  • Особенности раскрытия характера у Бунина.

  • Художественное время у Бунина.

  • «Антоновские яблоки », «Худая трава

  • Творчество Бунина. Бунин. Творчество. Тема России в творчестве И. А. Бунина (Чистый понедельник) Сам Иван Алексеевич Бунин считал Чистый понедельник


    Скачать 36.94 Kb.
    НазваниеТема России в творчестве И. А. Бунина (Чистый понедельник) Сам Иван Алексеевич Бунин считал Чистый понедельник
    АнкорТворчество Бунина
    Дата14.05.2022
    Размер36.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБунин. Творчество.docx
    ТипДокументы
    #528472

    1. Тема России в творчестве И. А. Бунина («Чистый понедельник»)

    Сам Иван Алексеевич Бунин считал «Чистый понедельник» своим лучшим произведением. Однажды ночью он написал на обрывке бумаги: «Благодарю Бога, что он дал мне возможность написать "Чистый понедельник"» (письмо В.Н. Муромцевой-Буниной к Н.П. Смирнову, 30 января 1959 г.).

    Бунин глубоко переживал произошедшую на родине катастрофу. Россия, которую он знал, навсегда ушла с «окаянными днями» революции 1917 года. Через весь рассказ проходит его тоска по своей стране, которую уже не вернуть. Бунин пытается уловить ее уходящий образ, запечатлеть его в слове, не случайно главная героиня произносит «…и вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь. Да в церковных песнопениях», имея в виду безвозвратно ушедшее чувство достоинства, красоты, благости, по которому она безмерно тоскует.

    «Героиня "Чистого понедельника" воплотила в себе загадочную душу России», и потому в финале произведения «она все же принимает то единственное, верное решение, которое, по Бунину, было предопределено и России всей ее судьбой, всей ее историей – путь покаяния, смирения и прощения». Молодая красивая женщина, живущая в достатке, вдруг бросает свою по светским меркам счастливую жизнь, любившего ее человека и уходит на послушание в монастырь. Ее поступок, образ жизни и ход мыслей оставляют много вопросов. Что она искала, к чему стремилась? О чем думала, разучивая сомнамбулическое начало Лунной сонаты? Почему о «будущем» заговорила только после принятия, казалось бы, нелогичного решения? Несмотря на то, что героине не чужды были радости мира сего – светские развлечения, роскошные наряды и вкусная еда, она всегда была внутренне сосредоточенна, молчалива, много читала, любила летописные сказания, древнюю Русь. «И все время чувство родины», – рассказывает она о посещении Чудова монастыря на Страстной неделе. «Недавно я ходила в Зачатьевский монастырь – вы представить себе не можете, до чего дивно поют там стихиры! А в Чудовом еще лучше. Я прошлый год все ходила туда на Страстной. Ах, как было хорошо! Везде лужи, воздух уж мягкий, на душе как-то нежно, грустно».

    Иван Алексеевич Бунин хотел такого поворота для России, покаяния, которое бы вывело ее на путь преображения, как это случилось с главной героиней. «Прощение, обращенное ко всем провинившимся, – вот что помогло бы, по Бунину, России выстоять в вихре исторических катаклизмов ХХ века. Путь России – путь поста и отрешения. Но так не случилось. Россия выбрала иную дорогу. И писатель не уставал в эмиграции оплакивать ее судьбу», – писала исследователь М.В. Михайлова, и это дает нам простор для размышлений о том, как покаяние может стать началом новой жизни и человека, и нашей Родины.

    1. Тема любви в творчестве И. А. Бунина

    «Темные аллеи»

    Любовь в творчестве И. А. Бунина занимает центральное место. В цикле «Темные аллеи» теме любви уделяется главная роль. Любовь – это самая большая награда, которая может сделать человека счастливым или обречь на страдания. Писатель показывает это чувство разноплановым, таким, каким он его видел на протяжении всей жизни. В рассказах любовь – это и страсть, и случайные романы, и сиюминутное желание, и развлечение. Даже, когда автор описывает просто приятное времяпрепровождение между героями, он делает это естественно, но без пошлости.
    С ликами любви в «Темных аллеях» Бунина тесно связаны женские образы. Именно их разнообразие делает этот сборник таким особенным и разноплановым. В каждом эпизоде присутствует свой женский образ, и каждый из них прекрасен, несмотря на то, что порой они совершенно противоположны. Это и простая деревенская девушка в рассказе «Таня», и яркая испанка из «Камарга». У Бунина нет отрицательных героинь. Подчас бедные женщины или проститутки для него интереснее, чем дамы из высшего общества.

    Любовь в рассказах цикла никогда не заканчивается браком. Ни в одной из повестей главные герои не прожили вместе долгую и счастливую жизнь. Любовь для писателя – это мгновенье, наивысшая точка блаженства, которая не может длится долго. Некоторые его герои кончают жизнь самоубийством не потому, что жить тяжело или больно, а потому, что жить просто незачем. Герой уже испытал свое счастье когда-то, выпил эту чашу до дна и хочет покинуть этот мир. В некоторых рассказах любовь показывается вспышкой, моментом, и потом персонажи живут всю оставшуюся жизнь воспоминаниями об этих минутах счастья.

    Писатель делает вывод, что обрести настоящее счастье можно, имея не только физическую, но и духовную близость. Он не возвышает платонические отношения над инстинктами. Для него оба этих проявления чувств являются основополагающими настоящих отношений.

    «Легкое дыхание»

    Тема любви является центральной в рассказе «Легкое дыхание». Автор раскрывает её сквозь призму характера и поведения Оли Мещерской – девушки невероятно жизнерадостной, обаятельной и непосредственной.

    Для Бунина любовь – это прежде всего страсть. Всепоглощающая, неистовая, разрушительная. Неудивительно, что в произведении верной спутницей любви всегда оказывается смерть (молодой гимназист Шеншин был на грани самоубийства от неразделённой любви к Оле, а сама главная героиня стала жертвой обезумевшего любовника). Такова особенность концепции любви Ивана Алексеевича.

    Невзирая на аморальные поступки гимназистки, писатель всё же не подвергает критике её поведение. Напротив, неиссякаемая жизненная энергия Оли, её способность видеть жизнь только в радостных, светлых тонах, обезоруживающее обаяние и женственность привлекают автора. Не во внешних чертах заключается истинная женская красота, но в способности вдохновлять и очаровывать людей. Это и есть основная мысль произведения.

    «Солнечный удар»

    Это произведение повествует о неожиданной любви, которая вспыхнула между главными героями — поручиком и прекрасной незнакомкой. Иван Бунин не дает им имена, дабы показать, что они — обычные люди, а история их вовсе не уникальна. Пара не готова к большому и светлому чувству, и у них совершенно нет времени разбираться в нем, так как у них есть всего одна ночь, которую они проводят, наслаждаясь друг другом. Когда наступает время прощаться, поручик не задумывается о том, какая нападет на него смертельная тоска после того, как его возлюбленная навсегда покинет корабль. Точно перед глазами у него проходит вся жизнь, которая и измеряется, оценивается теперь с высоты нежного чувства, которое заключило его в цепи.

    Встреча поручика и незнакомки стала для них обоих «солнечным ударом»: ослепила страстью, а потом опустошила их души. И.А.Бунин показывает нам, что у каждого человека есть потребность любить и быть любимым, но в его рассказе эта любовь лишена иллюзий. Не каждый человек может принять на себя такую большую ответственность — любить. Для героев этой истории любовь оказалась необъятным счастьем, которого они себе не смогли позволить.

    «Митина любовь»

    Сюжет «Митиной любви», казалось бы, малооригинален: главный герой произведения – молодой человек по имени Митя влюбляется в Катю – ученицу театральной школы, Митя постоянно ревнует свою возлюбленную, подозревая в измене с директором школы, и в скором времени, узнав, что Катя ему действительно неверна, Митя пускает пулю себе в висок. И все же, эту достаточно шаблонную историю неразделенной любви, закончившейся самоубийством героя, Бунин преподносит по-новому.

    Прежде всего, стоит выделить тонкость психологизма повести. Бунин мастерски передает внутреннее состояние своего героя, применяя прием параллелизма мира человека и окружающего мира. Картины природы, мастерски изображенные писателем, замечательно аккомпанируют изображению Митиных любовных мучений. Особенно символичен здесь образ дождя, который отображает трагичность переживаний главного героя. Дождь усиливается по мере обострения Митиных чувств и к концу повести достигает наивысшей точки напряжения – грозы. Так, через природный драматизм автор передает трагедийность внутреннего состояния героя. Также средиважных художественных деталей и образов произведения следует выделить деревенский сад, цветы, различные природные запахи, соловьиную трель, которые находятся в тесной взаимосвязи с душевными переживаниями Мити, испытывающего непростые состояния любви, ревности, ожидания, разочарования. Одухотворенная природа становится индикатором подлинности переживаний главного героя. Образы природы занимают в «Митиной любви» значительное место, и все же, наиболее значимыми в повести являются образы ее главных героев. Важно отметить, что образы Кати, ее матери, старосты, Аленки обрисованы Буниным всего лишь несколькими словами и, тем не менее, совершенно ясны читателю. Автор намеренно использует такой прием, поскольку центральным образом, помогающим понять весь смысл повести, является, прежде всего, образ Мити. В первую очередь, стоит отметить, что Митя – натура достаточно чувствительная и глубоко переживающая все происходящее с ним. Именно в мучительных переживаниях героя И.А. Бунин, прежде всего, раскрыл всепроникающую силу любви и ее непреодолимую власть над человеком. Так едва ли не с первых страниц повествования Митя связывает любовь к Кате со сбывшейся давней мечтой. И далее автор показывает, как жизнь и любовь постепенно сближаются и тесно переплетаются в сознании главного героя. Любовь существенно изменила Митю, его жизнь обрела новый смысл, масштабность и содержательность. И в то же время это чувство свалилось на Митю, словно болезнь, наваждение, заполнив собой весь мир, где все без исключения напоминает герою о возлюбленной. Митя ревнует Катю, и его ревность небезосновательна. С каждым днем герой все отчетливее осознает, что любимая девушка, открывшая ему несказанное счастье, обманула его – разлюбила или, возможно, никогда и не испытывала взаимного чувства. Но, все же, Митя продолжал любить и верить, хотя уже становится абсолютно заметным, что вместе с тем, как таяла надежда героя на Катину взаимность, уходил и его интерес абсолютно ко всему. Митя пытается справиться с этим наваждением, с этой болью, старается вытеснить Катю из своих чувств и мыслей, и даже пробует найти ей «замену» в лице деревенской девушки Аленки, которая приглянулась ему отдаленной близостью с Катей. Но Митя понимает, что физическое удовлетворение не приносит ему успокоения, в любви никакой замены быть не может, оттого, убедившись в Катиной измене, он убивает себя, чтобы окончательно освободиться от нестерпимо-сильной боли, причиненной ему этой трагической любовью.

    «Грамматика любви»

    Уже само название рассказа парадоксально: слово «грамматика» переводится с греческого языка как «искусство читать и писать буквы». Таким образом, грамматика любви воспринимается как некий оксюморон, то есть «совмещение несовместимого». С другой стороны, в таком названии содержится как будто авторская ирония: разве можно научиться любить по каким-то учебникам?

    Сюжет рассказа довольно прост: «некий Ивлев», как коротко называет его автор, случайно оказывается в разорившейся усадьбе. Ее хозяин, помещик Хвощинский, незадолго до этого умер, оставив о себе необычные слухи как об уездном чудаке, которого ждало блестящее будущее, карьера, но «вдруг свалилась на него эта любовь, эта Лушка», в итоге составившая смысл всей его дальнейшей жизни. Хвощинский влюбился в свою горничную Лушку, «всю жизнь был помешан на любви к ней», но, будучи дворянином, не мог вступить в брак с крепостной.

    После рождения сына Лушка, по преданию, утопилась, а Хвощинский заперся в той комнате, где жила когда-то Лушка, и всю оставшуюся жизнь просидел затворником, читая книги. Очевидно, чтобы заглушить гнетущее чувство вины перед самим собой, он приобрел венчальные свечи и даже всю жизнь носил обручальное кольцо.

    Узнав о смерти Хвощинского, Ивлев решает заехать в его имение, чтобы посмотреть на «опустевшее святилище Лушки». Не зная, как объяснить цель своего визита, он просит у сына Хвощинского, очень миловидного молодого человека, «черного, с красивыми глазами», посмотреть библиотеку, оставшуюся от отца. Герою важно решить для себя: «Что же за человек был этот Хвощинский? Сумасшедший или какая-то сосредоточенная на одном душа?»

    Книги оказываются весьма специфического содержания: «Утренняя звезда и ночные демоны»«Размышления о таинствах мироздания»«Заклятое урочище». Герою становится ясно, «чем питалась та одинокая душа, что навсегда затворилась от мира в этой каморке». Но только одна «крохотная» книжечка привлекает внимание Ивлева. Это была «Грамматика любви, или Искусство любить и быть взаимно любимым», изданная почти сто лет назад. Она состояла из небольших рассуждений о любви, некоторые были подчеркнуты рукой Хвощинского, а он, по словам его сына, держал ее ночью под подушкой.

    Ивлев понимает, что для этого человека Лушка стала святыней. Все происходящее в этом мире он объяснял «лушкиным влиянием». И кажется, что Лушка умерла уже почти в незапамятные времена. «Грамматику любви», ставшую почти молитвенником, Ивлев покупает за дорогую цену, а вспоминая незамысловатое Лушкино ожерелье — «снизку дешевеньких голубых шариков», испытывает то же, что когда-то испытал в старинном итальянском городе, глядя на реликвии одной святой.

    Именно тогда читателю и становится понятно, что Ивлев — главный герой рассказа. История помещика Хвощинского и его любимой Лушки потрясла его еще в детстве. В его представлении она стала легендой. Но увидев воочию это священное место, он понимает, что чужая, казалось бы, история любви стала частью и его жизни.

    1. Анализ (?)

    Л. С. Выготский (1896 - 1934), талантливый психолог, в седьмой главе своей книги "Психология искусства" дает анализ рассказа И. А. Бунина "Легкое дыхание". Его наблюдения исходят из принципиально новой теории, созданной им и основанной на обзоре предшествующих воззрений на восприятие искусства, преимущественно - словесного. Автор теории утверждает, что в произведениях словесного искусства действуют две противостоящие линии повествования. Одна из них - "все то, что поэт взял как готовое - житейские отношения, истории, случаи, бытовую обстановку, характеры, все то, что существовало до рассказа и может существовать вне и независимо от этого рассказа, если это толково и связно пересказать своими словами". Это, по Выготскому, материал, содержание или фабула. Другая линия - "расположение этого материала по законам художественного построения" - форма или сюжет.

    Таким образом, Л. С. Выготский делает крупное открытие: чтобы понять направление творчества поэта, нужно исследовать приемы и задания, которыми данная в рассказе фабула переработана и оформлена в данный поэтический сюжет. Л.С.Выготский, а вслед за ним А.К.Жолковский показали, что в одном из самых совершенных бунинских рассказов “Лёгкое дыхание” сознательно размывается мелодраматическая фабула, и это провоцирует читателя обращать более пристальное внимание на внефабульные, “свободные” мотивы текста.

    События же сведутся приблизительно к следующему: рассказ повествует о том, как Оля Мещерская, провинциальная гимназистка, прошла свой жизненный путь, ничем почти не отличавшийся от обычного пути счастливых девочек, до тех пор, пока жизнь не столкнула ее с несколько необычными происшествиями. Ее любовная связь с Малютиным, старым помещиком и другом ее отца, ее связь с казачьим офицером, которого она завлекла и которому обещала быть его женой, – все это «свело ее с пути» и привело к тому, что любивший ее и обманутый казачий офицер застрелил ее на вокзале среди толпы народа, только что прибывшей с поездом. Классная дама Оли Мещерской, рассказывается дальше, приходила часто на могилу Оли Мещерской.

    Выготский задает вопрос: почему автор разместил события не в хронологическом порядке? Иными словами, почему в начале рассказа стоит факт убийства, а затем жизнь? Зачем нужна именно такая фабула? «Так житейская история о беспутной гимназистке претворена здесь в легкое дыхание бунинского рассказа».(2) С точки зрения психолога, это есть эффект нагнетания напряжения, эффект ожидания. «Все искусные прыжки рассказа имеют в конечном счете одну цель – погасить, уничтожить то непосредственное впечатление, которое исходит на нас от этих событий, и превратить, претворить его в какое-то другое, совершенно обратное и противоположное первому».(2)

    Но действительно ли все так просто у И. А. Бунина? М. Г. Качурин утверждает, что "фабула у Бунина неотделима от сюжета, если вообще здесь применима терминология Выготского".(3, 25)

    Действительно, Бунин настаивал на том, что он никогда ничего не брал как готовое. "Я никогда не писал под воздействием привходящего чего-нибудь извне, но всегда писал "из самого себя". Нужно, чтобы что-то родилось во мне самом, а если этого нет, я писать не могу."(4, 375)

    Как же был создан рассказ И. А. Бунина "Легкое дыхание"(1916)? "Газета "Русское слово", - говорит он, - попросила "дать что-нибудь для пасхального номера". Как было не дать? "Русское слово" платило мне в те годы два рубля за строку. Но что дать? Что выдумать? И вот вдруг вспомнилось, что забрел я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми радостными глазами. Девушку эту я тотчас же сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливейшие минуты моего писательства"(4, 369)

    Выготский начинает свой анализ рассказа с "выяснения той мелодической кривой, которая нашла свое выражение в словах текста".(2) Он строит схему в виде прямой, на которой изображает "все события, нашедшие место в этом рассказе, в том хронологическом порядке, в каком они действительно протекали или могли протекать в жизни".(2) Затем на прямой рисует сложную кривую, показывающую расположение событий в рассказе Буниным. Так ради чего переставлены у него все события?

    На этот вопрос вряд ли сам И. А. Бунин смог ответить.

    Название рассказа, несомненно, отражает его суть. Л. С. Выготский считает, что доминантой здесь является «легкое дыхание», при этом главная героиня совершенно не интересна и явно неприятна для исследователя. Образ легкого дыхания является, однако, к самому концу рассказа в виде воспоминания классной дамы о прошлом, о подслушанном ею когда-то разговоре Оли Мещерской с ее подругой. Этот разговор о женской красоте, рассказанный в полукомическом стиле «старинных смешных книг», служит той катастрофой, в которой раскрывается ее истинный смысл.

    М. Г. Качурин убежден, что Бунин и Выготский по-разному видят героиню рассказа. "В самой фабуле этого рассказа нет ни одной светлой черты, - говорит Выготский, - и, если взять события в их жизненном и житейском значении, перед нами просто ничем не замечательная, ничтожная и не имеюшая смысла жизнь провинциальной гимназистки, жизнь, которая явно восходит на гнилых корнях и с точки зрения оценки жизни дает гнилой цвет и остается бесплодной вовсе".(2) Исследователь видит такой и позицию автора: "Пустота, бессмысленность, ничтожество этой жизни подчеркнуты автором, как это легко показать, с осязательной силой". Да, Бунин пишет скупо, не щедр на авторские оценки, порой жесток. Но образ создан Буниным "в счастливейшие минуты писательства". Стоит лишь обратиться к тексту, как это сделал М. Г. Качурин, и мы увидим "радостные, поразительно живые глаза", "тонкую талию и стройные ножки" девушки, которая "в пятнадцать... слыла уже красавицей". Любовь малышей к ней - признак доброго сердца. Эти цитаты не соответствуют концепции Л. С. Выготского.

    Выготский считает, что эпизод убийства, по замыслу писателя, должен пройти для читателя как второстепенная деталь, интерес к сюжету должен отсутствовать. Но вслед за М. Г. Качуриным мы замечаем: из пяти с половиной страниц рассказа - полторы страницы занимает сцена и объяснение мотивов убийства, трижды повторяется: "застрелил ее", "в день убийства", "выстрелил в нее". Подробности описания - налицо.

    Слова о "легком дыхании" начинают и завершают образ Оли Мещерской: "Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре". Выготский считал, что "дышит большим смыслом" маленькое слово "это":

    ««Легкое дыхание! А ведь оно у меня есть, – ты послушай, как я вздыхаю, – ведь, правда, есть?» Мы как будто слышим самый вздох, и в этом комически звучащем и в смешном стиле написанном рассказе мы вдруг обнаруживаем совершенно другой его смысл, читая заключительные катастрофические слова автора: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре…» Эти слова как бы замыкают круг, сводя конец к началу. Как много иногда может значить и каким большим смыслом может дышать маленькое слово в художественно построенной фразе. Таким словом в этой фразе, носящим в себе всю катастрофу рассказа, является слово «это» легкое дыхание. Это: речь идет о том воздухе, который только что назван, о том легком дыхании, которое Оля Мещерская просила свою подругу послушать; и дальше опять катастрофические слова: «…в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре…» Эти три слова совершенно конкретизируют и объединяют всю мысль рассказа, который начинается с описания облачного неба и холодного весеннего ветра. Автор как бы говорит заключительными словами, резюмируя весь рассказ, что все то, что произошло, все то, что составляло жизнь, любовь, убийство, смерть Оли Мещерской, – все это в сущности есть только одно событие, – это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре. И все прежде данные автором описания могилы, и апрельской погоды, и серых дней, и холодного ветра, – все это вдруг объединяется, как бы собирается в одну точку, включается и вводится в рассказ: рассказ получает вдруг новый смысл и новое выразительное значение – это не просто русский уездный пейзаж, это не просто просторное уездное кладбище, это не просто звон ветра в фарфоровом венке, – это все рассеянное в мире легкое дыхание, которое в житейском своем значении есть все тот же выстрел, все тот же Малютин, все то ужасное, что соединено с именем Оли Мещерской».(2) «Этот рассказ в самом конце, когда мы узнали уже обо всем, когда вся история жизни и смерти Оли Мещерской прошла перед нами, когда мы уже знаем все то, что может нас интересовать, о классной даме, вдруг с неожиданной остротой бросает на все выслушанное нами совершенно новый свет, и этот прыжок, который делает новелла, – перескакивая от могилы к этому рассказу о легком дыхании, есть решительный для композиции целого скачок, который вдруг освещает все это целое с совершенно новой для нас стороны.

    Заключительная фраза разрешает это неустойчивое окончание на доминанте, – это неожиданное смешное признание о легком дыхании и сводит воедино оба плана рассказа. Автор нисколько не затемняет действительность и не сливает ее с выдумкой.

    То, что Оля Мещерская рассказывает своей подруге, смешно в самом точном смысле этого слова, и когда она пересказывает книгу: «…ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза, ей богу, так и написано: кипящие смолой! – черные, как ночь, ресницы…» и т. д., все это просто и точно смешно. И этот реальный настоящий воздух – «послушай, как я вздыхаю», – тоже, поскольку он принадлежит к действительности, просто смешная деталь этого странного разговора. Но он же, взятый в другом контексте, сейчас же помогает автору объединить все разрозненные части его рассказа, и в катастрофических строчках вдруг с необычайной сжатостью перед нами пробегает весь рассказ от этого легкого вздоха и до этого холодного весеннего ветра на могиле, и мы действительно убеждаемся, что это рассказ о легком дыхании».(2)

    Над смыслом слов "легкое дыхание" думали и думают многие, и всякое мнение имеет право на существование.

    1. Реализм. «Господин из Сан-Франциско»

    Ситуация, рассматриваемая в рассказе понятна и лаконична, здесь нет высокопарных и надуманных конфликтов. Основная нить повествования – конфликт между «верхней» палубой и «нижней». Важное место уделяется рассмотрению социальных проблем. Героев из «Господина из Сан-Франциско» нельзя четко разделить на положительных и отрицательных, что показывает всю сущность человеческой натуры, которая сочетает в себе и белое и черное. Произведение написано язык, понятным каждому, это позволяет лучше передать задумку и проблематику.

     В рассказе  «Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунин раскрывает своё отношение к капиталистическому обществу. Рассказ построен натобобщениях и противопоставлениях.     Пароход «Атлантида» - это как бы модель капиталистического

    общества. Совсем разной жизнью живут трюм и верхняя палуба.  «Глухогрохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскалённого угля, сгрохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по поясголыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботнозакидывали ноги на ручки, курили, цедили коньяк и ликёры...»Подробно описывается роскошная жизнь на «Атлантиде», где всё времязанято едой или подготовкой к поглощению пищи. Пассажиры едят, пьют, изабывают о Боге, о смерти, о покаянных мыслях. Они не думают острашном океане, ходившем за стенами корабля, веселятся под «бесстыдно-грустную музыку», обманывают себя лживой любовью и за всем этим невидят истинного смысла жизни.      На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско (Бунин дажене дал ему имени) автор говорит о пустоте, бесцельности, никчёмности жизни типичного представителя капиталистического общества. Даже перед смертью герою рассказа не приходит просветление, мысль о Боге, покаянии, грехах. Его смерть как бы предвещает гибель всего несправедливого мира «господ из Сан-Франциско», который для Бунина -лишь одна из форм проявления «всеобщего зла» .

    1. Особенности раскрытия характера у Бунина.

    Бунин делает расчет на ассоциативное мышление читателя. Изображая характер, он не стремится исчерпывающе дать весь комплекс его внешних черт (профессию, облик). Его интересует психологическое состояние характера. В каждом рассказе содержится некая одна проблема, скрытая в глубине текста. Главная мысль многих его рассказов – безысходное одиночество человека. Человек осознает свою разъединенность с миром и одновременно – глубинную причастность к нему. Рас. «Ночь» (1925). По своему жанру – это лирико-философский этюд. Герой рассказа размышляет о своей жизни. Человек и Мир – главная тема рассказа. Вглядываясь в себя, человек испытывает мучительное раздвоение: очарование жизнью и мука ухода из жизни. Рассуждая о своем месте в жизни, он говорит о цепи, уходящей в бесконечное прошлое и бесконечное будущее. Цепь – метафора исторической жизни. Всю жизнь человек распыляет себя на части по мелочам. Но парадокс в том, что этим самым он обогащает себя. Единственное, что остается от человека после его ухода – память о нем. В другом рассказе Художественное время у Бунина. Бунин так сказал однажды о Чехове: «Его главным героем является беспощадно уходящее время». Эта фраза в полной мере характеризует и самого Бунина. Идея времени является центральной в таких рассказах, как «Антоновские яблоки», «Худая трава» и других. О времени Бунин размышлял всю жизнь. Он писал так: «Печаль пространства, времени и формы преследовали меня, и всю жизнь я преодолеваю их». Излюбленный прием раскрытия идеи времени – воспоминание. Воспоминание – не есть просто оживление прошлого, это своеобразное «умножение» нашей жизни. Главный герой рассказа «Худая трава» – умирающий крестьянин Аверкий. Он пытается мысленно охватить прошедшую жизнь. Но Аверкию не вспоминается ничего значительного, «воспоминания его были ничтожны». А действительно ли он жил, – сомневается бунинский герой. Своим сюжетом рассказ похож на толстовский рассказ «Смерть Ивана Ильича». В обоих рассказах – тема умирания. Однако различно настроение героев. Ивана Ильича раздражает жизнь вокруг него перед собственной неизбежной кончиной. Герой же Бунина любит жизнь, все здоровое и веселое вокруг него. Основная идея рассказа – естественность смерти в вечном жизненном круговороте. Рассказ подчеркивает идею ценности и неповторимости мира человека, идею блага жизниОсобенности бунинского характера. Поступки героев Бунина нелогичны и неожиданны. Они продиктованы некими непонятными настроениями. Бунин верит в загадку души русского человека. В основе своей она – душа – трагична. В ней присутствует и светлое и темное. Познать душу невозможно умом. Поэтому Бунин не мотивирует поведение героя. Он только намекает на нечто неназванное в человеке. Бунин стоит на пороге полуосознанного, подсознательного движения души.


    написать администратору сайта