Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Геденестическая и риторическая функции. 1.1. Воспитательные функции детской литературы.

  • Цели детской литературы

  • Задачи детской литературы

  • Функции детской литературы: Развлекательная

  • Образовательная.

  • Коммуникативная.

  • 1.2. Образовательные функции детской литературы. Назначение детской литературы — быть художественным и познавательным чтением для ребенка

  • Познавательная

  • Нравственная

  • 1.3. Геденестическая и риторическая функции.

  • Дополнительная литература

  • Лекц. 1. Тема Современные понятия о детской литературе Вопросы Воспитательные функции детской литературы


    Скачать 343.45 Kb.
    НазваниеТема Современные понятия о детской литературе Вопросы Воспитательные функции детской литературы
    Дата18.09.2022
    Размер343.45 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЛекц. 1.pdf
    ТипЛитература
    #683538

    Тема 1. Современные понятия о детской литературе
    Вопросы:
    1. Воспитательные функции детской литературы.
    2. Образовательные функции детской литературы.
    3. Геденестическая и риторическая функции.
    1.1. Воспитательные функции детской литературы.
    Литература — совокупность эстетически значимых и прецедентных текстов, опре- деляемых культурным опытом народа. Литературный процесс — совокупность публици- стических и художественных текстов, существующих синхронно за определенный вре- менной период. Литература формируется в результате общественного договора.
    Детская литература – это комплекс произведений, созданный специально для де- тей с учетом психофизиологических особенностей их развития. В быту детской литерату- рой считаются все книги, которые читают дети.
    Детская литература – предмет, изучающий историю литературы, которая изначаль- но адресована детям, а также литературу, которая будучи не предназначена детям, но с течением времени включается в круг детского чтения. Для детей – Айболит, Корнея Чу- ковского, а в кругу детского чтения - Робинзон Крузо (присутствует увлекательный при- ключенческий сюжет).
    Детская литература как совокупность письменных произведений, адресованных де- тям появилась на Руси в 16 в, для обучения детей грамоте.
    Основа ДЛ – это УНТ, как неотъемлемая часть народной культуры и христианства.
    Первые печатные книги на Руси – азбука и Евангелие.
    Цели детской литературы:

    Развитие языковой картины мира

    Формирование понятийного аппарата

    Система ценностей

    Становление личности

    Развитие грамотности
    Задачи детской литературы:

    обучение эстетике и этике

    формирование языковой компетенции

    определение и формирование коммуникации между ребенком и взрослым.
    Функции детской литературы:
    Развлекательная - получение удовольствия, посредством чтения книг.
    Без учета функции наслаждения юный читатель становится читателем по принуж- дению (от любой сказки может получить удовольствие, в соответствии с его эстетическим вкусом)
    Образовательная. Ребенок узнает много нового для себя. Расширяет кругозор (по- знает окружающий мир посредством чтения любой сказки)
    Риторическая. У ребенка развивается речь. Ребенок читая, учится наслаждаться словом и произведением, он пока что невольно оказывается в роли соавтора произведе- ния.
    Коммуникативная. Передача информации или побуждение к действию.
    Эстетическая. Воздействие на эстетическое сознание, воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, понимание истинного в художественной словесности.

    Воспитательная. Книга – модель нашей жизни. Отражение поступков и поведения.
    Чего делать нельзя и что делать можно.
    1.2. Образовательные функции детской литературы.
    Назначение детской литературы — быть художественным и познавательным
    чтением для ребенка. Это назначение определяет те важные функции, которые она при- звана выполнять в обществе:
    1. Детская литература, как и литература вообще, принадлежит к области искусства слова. Этим определяется ее эстетическая функция.Она связана с особого рода эмоция- ми, возникающими при чтении литературных произведений. Дети способны испытывать эстетическое удовольствие от прочитанного в не меньшей степени, чем взрослые. Ребенок с радостью погружается в фантазийный мир сказок и приключений, сопереживает героям, чувствует стихотворный ритм, радуется звуковой и словесной игре. Хорошо понимают дети юмор и шутку. Не сознавая условности созданного автором художественного мира, дети горячо верят в происходящее, но такая вера и есть подлинное торжество литератур- ного вымысла. Мы вступаем в мир игры, где одновременно сознаем ее условность и верим в ее действительность.
    2. Познавательная(гносеологическая) функциялитературы заключается в том, чтобы познакомить читателя с миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писа- тель уводит ребенка в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Это осуществляется через художественные образы, кото- рые обладают высокой степенью обобщения. Они позволяют читателю увидеть в единич- ном факте, событии или характере закономерное, типичное, всеобщее.
    3. Нравственная(воспитательная) функцияприсуща всякой литературе, поскольку литература постигает и освещает мир в соответствии с определенными ценностями. Речь идет как об универсальных и всеобщих ценностях, так и о локальных, связанных с кон- кретным временем и конкретной культурой.
    4. Детская литература со времени своего зарождения выполняла дидактическую
    функцию. Назначение литературы — приобщить читателя к универсальным ценностям человеческого бытия.
    Функции детской литературы определяют ее важную роль в обществе — разви- вать и воспитывать детей средствами художественного слова. Это значит, что литература для детей в значительной степени зависит от существующих в обществе идеологических, религиозных, педагогических установок.
    Говоря овозрастной специфике детской литературы можно выделить несколько групп на основании возраста читателя. Классификация литературы для детей повторяет общепринятые возрастные этапы развития личности человека:
    1) ясельный, младший дошкольный возраст, когда дети, слушая и рассматривая книги, осваивают различные произведения литературы;
    2) преддошкольный возраст, когда дети начинают овладевать грамотой, техникой чтения, но, как правило, в большей части остаются слушателями произведений литерату- ры, охотно разглядывают, комментируют рисунки и текст;
    3) младшие школьники — 6—8, 9—10 лет;
    4) младшие подростки — 10—13 лет; 5) подростки (отрочество) — 13—16 лет;
    6) юношество — 16—19 лет.
    Книги, адресованные каждой из этих групп, имеют свои особенности.

    1.3. Геденестическая и риторическая функции.
    Актуализация коммуникативной функции привлечет ребенка к книге, поможет ему лучше понять себя самого, научит выражать свои мысли и чувства (и здесь компьютер — не соперник). Подросток, читающий «Айвенго» Вальтера Скотта, неизменно испытывает удовольствие, потому что находит в книге ответы на вопросы, которые звучат в нем, но в обычной жизни он не может найти на них ответ. Кто-то, читая повести Лидии Чарской или Анатолия Алексина, пройдет психологический тренинг понимания самого себя в сложных семейных обстоятельствах, а вникнув в повесть «Баранкин, будь человеком!»
    Валерия Медведева, начнет сам себя воспитывать, не надеясь на окружающих и не истязая их своим непослушанием.
    Несомненно, при обилии литературы низкого качества воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, понимания истинного в художественной словесности — зада- ча классической детской литературы. Эстетическая функция обнаруживает свойства ли- тературы как искусства слова. Красота мира, красота и точность слова, запечатлевающего окружающее, особенно же осознание художественной ценности произведения, какой бы стороны жизни оно ни касалось, ценности синкретической, которая сознается и разумом, и сердцем, чувством. Эстетическое, заложенное в произведении, отзывается в читателе, если в нем это эстетическое чувство развито, в противном случае он лишается одной из возможностей духовно- душевного, нравственно-эстетического наслаждения.
    Функция гедонистическая (наслаждения, удовольствия) усиливает каждую из на- званных выше функций. Выделение ее как самостоятельной заставляет и руководителей чтения фиксировать в художественном произведении составляющие, которые позволяют достичь «эвристического» эффекта. Без учета функции наслаждения юный читатель ста- новится подневольным и со временем отвращается от этого занятия. Французкий педагог и писатель Даниэль Пеннак
    [1]
    объясняет сегодняшним родителям, учителям и самим де- тям, как любить читать. Если мы поставим во главу угла получение читателем наслажде- ния от чтения (которое не имеет ничего общего с удовлетворением исключительно физио- логических инстинктов, к чему часто призывают СМИ) — а оно выражается и в удоволь- ствии от самого процесса чтения и получения ответов на насущные вопросы, и в создании радостного приятия мира, и в пути к самому себе, лучшему, вместе с автором и героями произведения, то сможем решить практически все задачи, независимо от того, что руково- дителю детского чтения хотелось бы выставить в качестве исключительно определяюще- го.
    В связи с изложенным следовало бы иметь в виду еще одну функцию —
    риторическую, выделив ее из коммуникативной функции в самостоятельную. Ребенок, читая, учится наслаждаться словом и произведением, он пока что невольно оказывается в роли соавтора, со-писателя. История литературы знает немало примеров, как впечатления от чтения в детстве возбуждали в будущих классиках дар сочинительства. Неслучайно ве- ликие педагоги ставили во взаимозависимость процесс обучения грамоте с детским сочи- нительством. На пути от прочитанного произведения к собственному сочинению проде- лывается колоссальная невидимая работа.
    Подводя итог, заметим, что, как и художественная словесность, не адресованная детям, детская литература выполняет следующие функции: познавательную; воспитатель- ную; коммуникативную; эстетическую; гедонистическую; риторическую.
    Освоение содержания литературно-художественного, или научно-популярного, или научно-художественного произведения не происходит одномоментно. Содержание худо- жественного произведения комплексно: в нем есть содержание социально-нравственное, социально-психологическое, возможно, юридическое или философское, оно может затра- гивать частные вопросы внутренней жизни личности и общества, взаимоотношения взрослых и детей, учителя и ученика. Однако эти отдельные «содержания» еще не явля- ются содержанием художественным. Об одной и той же жизненной коллизии может рас-
    сказать учитель, полицейский, ученик, но эта история не тождественна и не синонимична тому, что написано, например, А. А. Лихановым или В. II. Крапивиным. Прочитать техни- чески не значит понять произведение во всей его многогранности, полифункционально- сти.
    Таким образом, можно выделить четыре основных этапа знакомства с книгой.
    1. Чтение-восприятие.
    2. Чтение и воспроизведение, репродуцирование.
    3. Чтение и продуцирование по образцу.
    4. Чтение и создание оригинального произведения.
    Сочинение, сочинительство — еще один из мотивов для чтения.
    Основная литература:
    1. Габдулхаков В. Ф. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ЛИТЕРАТУРНОГО
    ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. Казань, 2014. URL: https://docplayer.ru/45290399-V-f- gabdulhakov-teoriya-i-metodika-razvitiya-rechi-i-literaturnogo-obrazovaniya-detey.html С. 23-
    34.
    2. Русский язык и культура речи : учебник / под ред. проф. О.Я. Гойхмана. 2-е изд., пере- раб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2017. ? 240 с. ? (Высшее образование: Бакалавриат). www.dx.doi.org/10.12737/3428. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/913242С. 28-36.
    3.Синцов Е.В.Русский язык и культура речи[Электронный ресурс] : учебное пособие.- М.:
    Издательство: Флинта; Наука, 2009. - 158 с. - Режим доступа: //
    http://znanium.com/bookread.php?book=409872 С. 123-134.
    4.Машина О. Ю. Русский язык и культура речи[Электронный ресурс] : учебное пособие /
    О.Ю. Машина. - 2-e изд. -М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 168 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=230662С. 22-54.
    Дополнительная литература:
    1.Эффективное речевое общение (базовые компетенции) [Электронный ресурс] : словарь- справочник / под ред. А. П. Сковородникова. - Красноярск: Изд-во Сибирского федераль- ного университета, 2012. - 882 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=492124С. 23-34.
    2.Вакуров, В. Н. Трудности русского языка [Электронный ресурс] : словарь-справочник /
    В. Н. Вакуров, Л. И. Рахманова, И. В. Толстой; под ред. Л. И. Рахмановой. - 4-е изд., пере- раб. - М.: ФЛИНТА : Наука, 2011. - 608 с. - Режим доступа:
    http://znanium.com/bookread.php?book=454856С. 123-134.
    3.Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и ре- чевые ошибки и недочеты [Электронный ресурс] / под ред. А. П. Сковородникова. - 3-е изд., стереотип. - М. : ФЛИНТА, 2011. - 480 с. - Режим доступа:
    http://znanium.com/bookread.php?book=454610С. 28-38.


    написать администратору сайта