Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. ПОНЯТИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ

  • Д.Л. - это совокупность произведений, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития.

  • Границы этих групп изменчивы.

  • 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Тематика из жизни своего читателя;

  • Особый жанровый состав.

  • 3. ФУНКЦИИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Воспитательная функция.

  • Познавательная (гносеологическая) функция

  • 4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ КНИГЕ

  • 5. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

  • 6. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

  • детская литература. ТЕМА 01. СПЕЦИФИКА ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ИСКУССТВА СЛОВА. Тема специфика детской литературы как искусства слова


    Скачать 197.21 Kb.
    НазваниеТема специфика детской литературы как искусства слова
    Анкордетская литература
    Дата29.06.2022
    Размер197.21 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаТЕМА 01. СПЕЦИФИКА ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ИСКУССТВА СЛОВА.pdf
    ТипЛитература
    #620689

    1
    ТЕМА 1. СПЕЦИФИКА ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ИСКУССТВА
    СЛОВА.
    План
    1. Понятие детской литературы, ее классификация
    2. Особенности произведений детской литературы
    3. Функции детской литературы
    4. Основные требования к детской книге
    5. Особенности восприятия детьми литературных произведений
    1. ПОНЯТИЕ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ЕЕ КЛАССИФИКАЦИЯ
    Мировая детская литература - значимая и неотъемлемая часть всемирной литературы. В литературе каждой стране есть особая детская литература. В совокупности произведения детской литературы всех стран образуют мировую детскую литературу. Основной чертой, позволяющей рассматривать детскую литературу как отдельную область общей литературы, является ее построение на
    единстве литературных и педагогических принципов. При этом под педагогическими требованиями понимается учет возрастных особенностей, интересов и познавательных возможностей детей.
    В то же время граница, отделяющая детскую литературу от взрослой, условна и подвижна. Произведения, создававшиеся для взрослых, читаются детьми (Робинзон Крузо). И наоборот, созданные специально для детей книги, вызывают интерес взрослых (Джоан Роулинг о Гарри Поттер). Причины перехода:
    • ускоренное интеллектуальное и эмоциональное развитие детей (явление акселерации);
    • талантливое произведение представляет интерес для читателей разного возраста.
    Существуют два довольно условных разделения при определении понятия
    ―детская литература‖:
    Д.Л. - это совокупность произведений, созданных специально для детей
    с учетом психофизиологических особенностей их развития.
    Детское чтение - произведение или фрагменты из произведений мировой литературы, доступные детскому восприятию, интересные детям и поэтому вошедшие в круг их чтения.
    Иногда к Д.Л. относят произведения, написанные самими детьми.
    Линейно-концентрический принцип чтения (Книга джунглей) - неоднократное чтение одного текста позволяет ребенку сделать вывод, что художественное произведение растет вместе с ним.
    Существует высказывание, что детская литература, это те произведения, которые читают три раза: будучи ребенком, став родителем, и приобретя статус бабушки или дедушки. «Книги из которых не вырастают» Ф.Достоевский.
    Традиционная классификация литературы по родам и жанрам подходит к детской лишь отчасти. Попадая в сферу литературы для детей, взрослые жанры изменяются, часто приобретают черты сказки (поэма ―Руслан и Людмила).
    По видам детская литература делится на научно-познавательную (словари, справочники, энциклопедии, школьные учебники), этическую, произведения

    2 которой утверждают систему моральных ценностей (сказочно-фантастическая, приключенческая, художественно-историчесская, публицистическая) и
    развлекательная (страшилки).
    АЗБУКА (Жукова) какой вид детской литературы?
    Также классификация детской литературы строится на особенностях детской психологии и периодизации образовательного процесса: литература для дошкольников (до 7 лет), для младших классов (до 11-12), для учащихся средних классов (до 14-15), подростково-юношеская литература (от 15лет). По отношению к детям правильнее использовать понятие «слушатель», поскольку не все умеют читать.
    Границы этих групп изменчивы. (Почемучки, Фантазѐры). Чем меньше возраст, тем выразительнее в произведениях угадывается их предназначение для детей. Малыши предпочитают сказки и стихи, затем знакомятся с прозой, а позже через игру и первые выученные стихи и с драматургией.
    2. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    Д.Л. имеет свою специфику, которая обусловлена психофизиологическими особенностями той или иной возрастной группы.
    В «Заповедях для детских поэтов» Корней Чуковский перечислил следующие правила, по которым следует создавать детские стихи и поэмы.
    • образность в сочетании с действенностью (т. е. быстрая смена образов),
    • музыкальность,
    • насыщенность глаголами при минимальном использовании прилагательных,
    • близость к детскому фольклору, к игре, обилие юмора.

    Последняя заповедь такова: «Не забывать, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией».
    Для детской литературы характерны:
    Тематика из жизни своего читателя; В литературе для дошкольников наиболее популярны следующие темы: тема детской игры и игрушки (А.Барто
    «Игрушки»), тема детства (рассказы Н.Носова), тема природы, изображения животного мира (В.Бианка), тема отношений внутри семьи и детского коллектива, прикладная тематика, необходимая дошкольному возрасту (М.Дружинина
    «Который час?»)
    Особый жанровый состав. В зависимости от возраста читателей в ней преобладают азбуки, короткие жанровые формы, например, стихи, потешки; литературные сказки, книги о природе, окружающем мире, произведения о детях; детектив, фантастика, приключения).
    Особый тип героя, который доступен восприятию слушателя или читателя, близок ему по духу, выражает его потребности и возможности. Исследования психологов показали, что маленькому читателю более, чем взрослому, свойственно действенное воображение, побуждающее не только созерцать читаемое, но и мысленно участвовать в нем. Среди литературных героев у него заводятся друзья, да и сам он нередко перевоплощается в них. Герои могут быть плохими и хорошими, любимый герой может совершать ошибки, однако маленький читатель должен быть солидарен с автором в оценках героев и событий. (Политики в детской литературе не приживаются).

    3
    Отрицательные герои изображаются как враги детства (Бармалей).
    Выделяют следующие типы героя:
    1. герой-победитель, который успешно преодолевает трудности. Обычно этот герой равный по росту и возрасту читателю, но удалой, спешащий на помощь
    (Ваня Васильчиков);
    2. герой, терпящий бедствие, нуждающийся в помощи и вызывающий сострадание (звери из «Айболита»);
    Эти оба типа героев для малышей являются героями-заместителями. На их место всегда сожжет стать, благодаря воображению, маленький читатель. И тогда герои помогают детям совершить нравственный выбор, утвердиться в своих действиях, отвергнуть страх, преодолеть боль, терпеливо ждать помощи.
    3. Герой-почемучка, задает много вопросов, отличается жаждой познания
    (Алѐша, из произведения Б.Житкова «Что я видел».
    4. Герой, не существующий в реальности, гном, домовѐнок, эльф и т.д.
    Способствует развитию детского воображения, творческого начала. (Нужно уметь объяснить его появление (Лунтик)).
    Особый тип сюжета. В построение и развитие сюжета большая роль отводится игре, игрушке, неожиданному случаю, парадоксальной ситуации.
    Развитие процесса игры является и развитием произведение в целом («Самолет»
    А.Барто, «Игра» Д.Хармс и т.д.).
    Сюжет детских произведением отличается отсутствием трагедии, счастливым финалом «хеппи енд» (праблема ―трагічнасці‖ белорусской литературы ) ―Алені‖ Пташнікава.
    Особая поэтика, т.е. характерные художественные приемы повествования;

    анимизм - одушевление неживой природы;

    антропоморфизм - наделение человеческими свойствами живых и неживых объектов окружающего мира, а также вымышленных существ;

    динамичность, занимательность;

    яркий образный язык, иногда воспроизведение особенностей детской речи, а значит и мышления дошкольников
    - кумулятивность
    (С.Маршак), звукоподражание, короткие жанровые формы;

    аллитерация (повторение одинаковых согласных), ассонанс (повторение одинаковых гласных) Азбука;

    иллюстрация в малышовой книжке всегда имеется полноправный соавтор писателя – художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной буквенный текст без картинок.
    Особый язык и стиль обеспечивают усвоение содержания. Ребенок осваивает мир, чтобы этот процесс протекал легко и естественно, исключительная роль принадлежит языку. Язык должен полно и доходчиво выражать содержание, вызывать нужные ассоциации, создавать систему образов и представлений.
    Требования: простота, выразительность, конкретность, понятность данной возрастной группе, образность, наглядность.
    Один из показателей сложности — длина предложений (чем младше, тем короче) и насыщенность определенных частей речи. Сначала это глаголы и существительные, потом прилагательные, наречия и др.
    Обогащение словарного запаса ребенка, отсюда – требование нормативности языка.

    4
    3. ФУНКЦИИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
    Назначение детской литературы - быть художественным и познавательным чтением для ребенка. В последнее время интерес к книге падает. Это назначение определяет важнейшие функции, которые выполняет детская литература.
    Важнейшей функцией детской литературы является функция
    развлекательная. Она связана с особого рода эмоциями, которые возникают при чтении литературного произведения. Читатель испытывает наслаждение от игры фантазии, уводящей его в мир вымышленных героев и воображаемых обстоятельств. Без нее немыслимы и все остальные: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать и т.д. Не случайно в последнее время ученые стали говорить и о гедонистической роли книги – она должна приносить наслаждение, удовольствие.
    Воспитательная функция. Литература освещает мир в соответствии с определенными духовными и нравственными ценностями. Авторы детских произведений стараются избегать прямого изложения своих нравственных программ. Об авторских убеждениях, идеях говорят созданные ими картины и герои. Все учителя по праву считают воспитательную функцию одной из самых главных. «Что делать, чтоб младенец розовый не стал дубиной стоеросовой?» – спрашивал в свое время В.Берестов. Конечно, читать ему «нужные книги»! Ведь именно в них содержится «азбука нравственности», из них во многом ребенок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо» (В.Маяковский). И в то же время, как парадоксально заметил М.Волошин, «смысл воспитания – защита взрослых от детей»(!).
    Эстетическая функция. Книга должна привить истинный художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова. В советские времена эта функция нередко приносилась в жертву идеологии, когда школьников и даже дошкольников заставляли заучивать наизусть чудовищные с точки зрения эстетики, но «идеологически правильные» стихи о партии и
    Октябре, читать малохудожественные рассказы о Ленине и т.п. С другой стороны, ознакомление только с лучшими, на взгляд взрослых, образцами классической литературы нередко нарушает принцип доступности, и в результате ребенок на всю оставшуюся жизнь сохраняет неприязненное отношение к классике.
    И в этом случае, несомненно, огромна роль взрослого, именно он способен сыграть роль проводника в постижении ребенком сокровищ мировой и отечественной литературы (даже не предназначенной изначально для чтения).
    Познавательная (гносеологическая) функция, заключается в том, что бы знакомить читателя с окружающим миром людей и явлений. Даже в тех случаях, когда писатель уводит детей в мир невозможного, он говорит о закономерностях человеческой жизни, о людях и их характерах. Дети только начинают открывать материальный мир, и детские писатели удовлетворяют их интерес к нознанию.
    Познавательную функцию выполняет Д.Л. и по отношению к родному языку.
    Детскими авторами часто обыгрывается многозначность слова и его лексические возможности.
    Учеными установлено, что до семи лет человек получает 70% знаний и только 30% – за всю последующую жизнь! В отношении художественной литературы познавательная функция подразделяется на два аспекта: во-первых, существует специальный жанр научно-художественной прозы, где в литературной

    5 форме детям преподносятся те или иные знания (например, природоведческая сказка В.Бианки). Во-вторых, произведения, даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке.
    Огромную роль в отборе и восприятии художественной литературы играет ее компенсаторная функция. По тому, какие книги предпочитает человек, прекрасно видно, чего ему не хватает в реальной действительности. Дети, а затем подростки и молодежь, стремясь преодолеть обыденность окружающей жизни, тоскуя о чуде, выбирают сначала волшебные сказки, затем фэнтези и фантастику.
    Женщины, замученные бытом, детьми и семьей, читая женские любовные романы, идентифицируют себя с героиней, удовлетворяют мечту о «прекрасном принце», ярком и счастливом финале (несмотря на шаблонность сюжета, образов, и т.д.). Таким образом, за счет литературы человек добирает недостающее в жизни и тем самым также обогащает ее!
    До сих пор не утихают споры о роли детской литературы в жизни детей, о том, какая ее функция – воспитательная, развлекательная или художественная – должна быть ведущей.
    4. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДЕТСКОЙ КНИГЕ
    Возрастными особенностями детского восприятия, а также ролью, которую призвано играть приобщение детей к чтению, обусловлены основные требования к детской книге.
    Требования к содержанию детской книги: познавательные - книга должна быть информативной, формировать представление об окружающем мире; развивающие - детская книга должна работать па опережение, формировать интеллектуальную активность ребенка, способствовать реализации его творческого потенциала; нравственные - для детской книги должна быть характерна четкая авторская позиция, ясная мораль, оптимизм, недопустимы описания жестоких сцен, насилия; культурные - книга должна быть актуальной, соответствовать вызовам времени и вто же время приобщать к культурным ценностям своего народа и человечества в целом; психологические - книга должна быть точно ориентирована на определенную социальную, возрастную, культурную, образовательную, национальную группу читателей; такая дифференциация эстетические - книга должна воспитывать чувство красоты, ее должны сопровождать яркие иллюстрации. Огромна роль иллюстраций в детской книге.
    Так, для детей дошкольного возраста объем иллюстраций должен быть не менее
    75%. Не случайно Алиса Л.Кэрролла говорила: «Что толку в книжке, если в ней нет ни картинок, ни разговоров?». Один из ведущих видов памяти – зрительный, и внешний облик книги с детства прочно соединялся с ее содержанием. Даже взрослый читатель, не говоря уж о детях, начинает знакомство с книгой именно с внешнего ее оформления (чем сейчас нередко злоупотребляют коммерческие книгоиздатели, стремящиеся яркостью обложки компенсировать убогость содержания).

    6
    Также детская книга должна соответствовать требованиям к полиграфическому качеству издания (шрифт, качество цветной печати, расположение текста на странице и его соотношение с иллюстрацией, экологически безопасная печать).
    5. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ЛИТЕРАТУРНЫХ
    ПРОИЗВЕДЕНИЙ
    Ученые выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
    Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.
    Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям.
    Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).
    Отождествление себя с литературным героем особенно характерно для подросткового возраста. Уход в воображаемый мир книги активно осуждался в эпоху социализма («зачем уходить в придуманный мир, когда надо жить в реальном, строя социализм или коммунизм?!»), совершенно иную оценку он получил в высказывании Дж.P.P.Толкина: «Разве следует презирать человека, который бежит из темницы, чтобы вернуться домой? Или того, кто, не имея возможности убежать, думает и говорит о чем-то, не связанном с тюрьмой и тюремщиками?». Прибавляя к своему реальному миру мир прочитанных им книг, читатель тем самым обогащает свою жизнь, свой духовный опыт. Но и здесь во многом надо знать меру, чтобы не заиграться окончательно.
    Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. В возрастных особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяется два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным
    На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.
    Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых

    7 связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.
    В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.
    В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы.
    Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).
    В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.
    Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.
    6. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
    С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
    Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
    Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.
    Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:
    1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
    2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

    8 3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
    4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
    У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).
    Задача детского сада заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе.
    Главная роль в воспитании читателя сегодня отведена семье и дошкольному учреждению. Исходя из этого, самым грамотным человеком в вопросах детской литературы и детского чтения должен быть воспитатель дошкольного учреждения, который: решает задачу приобщения детей к книге, рождения в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания ими содержания произведения, выступает консультантом по вопросам семейного чтения, как пропагандист книги и книжного знания, умеет быстро и точно реагировать на изменение детского отношения к книге и процессу чтения, владеет навыками психологического наблюдения за восприятием и воздействием художественного текста на детей.
    Знакомство детей с художественной литературой не ограничивается только занятиями, а организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога.


    написать администратору сайта