Главная страница
Навигация по странице:

  • Конфуцианство.

  • Мин цзя (Школа имён).

  • Инь ян цзя (Школа «инь-ян»).

  • семинар по философии. Семинар_2. Тема восточная философия


    Скачать 26.81 Kb.
    НазваниеТема восточная философия
    Анкорсеминар по философии
    Дата31.05.2022
    Размер26.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСеминар_2.docx
    ТипДокументы
    #560656

    Тема 2. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.

    План:

    1. Предфилософские системы Древнего Египта и Вавилона.

    2. Индийская философия:

    2.1. Зарождение философии в Индии. Особенности индийской философии.

    2.2. Шраманская эпоха;

    2.3. Ортодоксальные школы индийской философии: ньяя, вайшешика, санкхья, йога,миманса, веданта;

    2.4. Неортодоксальные школы индийской философии: джайнизм, буддизм,вайбхашика, саунтрантика, локаята (чарвака).

    3. Китайская философия:

    3.1. Особенности китайской философии;

    3.2. Основные философские направления: школа инь-янь, школа имен, конфуцианство, моизм, легизм, даосизм.
    1. История Древнего Египта распадается на Древнее, Среднее и Новое царства.

    К Древнему царству относятся первые восемь династий царей Египта (2900—2200 гг. до н.э.). Среднее царство — IX—XVI династии (2200—1600 гг. до н.э.). Новое царство — период правления XVII-XX династий (1600—1100 гг. до н.э.). Затем следует смутное время Позднего Египта, когда одни завоеватели сменяли друг друга. Однако счет династий продолжался. История суверенного Египта заканчивается XXVI династией (665—525 гг. до н.э.).

    Древнеегипетская наука как нельзя более «наглядна»: она как бы воплощена в египетских пирамидах. Во времена строительства пирамид египтяне знали такое число, как миллион. Оно иероглифировалось маленькой фигуркой человека с поднятыми от изумления руками, за человеком виднелась пирамида. Потом это число забыли за ненадобностью. Сохранилось 36 оригинальных математических текстов Древнего Египта. Все эти задачи — задачи на вычисление, связанные с практикой. Умение разлагать дроби на суммы дробей с единицами в числителе было практически важно. Можно ли считать такие задачи на вычисление наукой — это вопрос спорный. Многие ученые отказываются называть и древневавилонскую, и древнеегипетскую математику наукой. Но существуют и противоположные мнения. Как китайские и вавилонские, так и древнеегипетские астрономы вели регулярные наблюдения за небом. Это тоже имело практическое значение. Напр., начало наиважнейшего для Египта события — ежегодного разлива Нила — совпадало по времени с появлением на египетском небе самой яркой звезды — Сириуса. Египтяне определили эклиптику — видимый путь Солнца — на фоне созвездий и разделили ее на двенадцать частей, образовавших зодиак, т.е. «круг зверей» (каждое созвездие в эклиптике носит имя какого-либо животного). В течение полутора тысяч лет египетские астрономы зарегистрировали 373 солнечных и 832 лунных затмения. Это позволило заметить периодичность затмений и научиться их предсказывать. О механизме затмений тогда не имели никакого представления. Созерцание неба позволило создать календарь. Медицинские папирусы Эберса и Смита показывают выделение из лечебной магии медицины.

    Вся древнеегипетская и древневавилонская наука была священной, она принадлежала жрецам — «хранителям» религиозно-мифологического мировоззрения. Противоречие между мифологическим мировоззрением и зачатками наук было противоречием между функциями жрецов. Но и занимаясь наукой, египтяне смотрели на мироздание в целом сквозь мифы.

    У древних египтян был сильно развит погребальный культ. Считалось, что после смерти тела душа может полноценно существовать лишь при условии сохранения тела. Отсюда обычай мумификации, города мертвых — некрополи, пирамиды, саркофаги фараонов. Древний Египет оказал прямое огромное влияние на культуру Эллады. В сер. I тыс. до н.э. Египет и Эллада были тесно связаны. Греки навсегда сохранили уважение к Египту как к источнику мудрости.
    2.1. Формирование индийской философии происходит в конце 2-го - начале 1-го тысячелетия до н.э.

    Отличительными чертами древнеиндийских философских учений являются:

    • близкая связь философии и религии

    • слабая связь с наукой

    • нацеленность на гармоничное отношение человека и пpиpоды

    Первые философские системы Индии связаны с появлением Вед. Это религиозно-мифологические тексты, заимствованные у народов древней Арии. Арийцы пришли в долину рек Инда и Ганга в середине II тыс. до н.э. и принесли с собой особую культуру и мировоззрение, которое оказало влияние на первые философские идеи Древней Индии. В Ведах видно зарождение первых философских идей Индии, хотя они еще воплощают мифологическое мировоззрение. Веды - основополагающие тексты (веда-знание). Они писались многие столетия.

    Как и в Китае, философия в Индии зарождается в период феодальной раздробленности. Общество дифференцировано и разделено на касты, которые в Древней Индии называются Варны:

    Существовало 4 Варны:

    • брахманы - жрецы

    • кшатрии - люди, которые занимаются воинским трудом

    • вайшьи - люди, занимающиеся земледельческим, ремесленным или торговым трудом

    • шудры - люди, выполняющие самый низменный труд

    Веды состоят из четырех частей - самхитов. Самхиты - это крупные блоки Вед. Основные самхиты - это

    • Самоведы - это сборник религиозных песнопений и церемоний

    • Ригведы - это песнопения и гимны Богам

    • Атхарбаведы - это песнопения для жертвоприношений

    • Яджурведы - сборник заклинаний

    Другие части Вед включали в себя Брахманиты - толкование и пояснение к Самхитам, Араньяки - сказания о лесных отшельниках, Упанишады (сидеть около ног учителя и слушать его наставления - пер.санскрит) - это собственно сама философская часть Вед, которые содержат первые натурфилософские, космогонические и этические идеи. Язык Вед - санскрит. Анонимность - хаpактеpная черта Вед и Восточной философии.

    Однако Веды все были заимствованы как литературно-философский трактат у народа Ария, поэтому возникает определенная проблема с пониманием текстов. Интеpпpетация текстов - пеpвый шаг к возникновению философии. В дальнейшем с такой проблемой столкнутся в философии Средневековья, когда возникнет много способов толковать священное писание.
    2.2 Интенсивное деление и разветвление жреческих школ в поздневедийский период породило настоящее брожение умов и хаос религиозно-аскетических течений, по большей части, антибрахманистской идейной направленности. Этот период начался в YI-Y вв. до н.э. и получил название "шраманского". Шраманами (от "шрам" - стараться, утруждаться) назывались аскеты, подвижники, которые посвящали свою жизнь исканию духовной истины, порывали с мирским обществом, жили милостыней и, нередко, странствовали.
    Появляются учителя нового типа: тапасины (от "тапас" - жар, вызываемый аскезой( и паривраджаки (пилигримы), озабоченные мировоззренческими проблемами и ставящие под сомнение целесообразность громоздкого ведийского ритуала и всей ритуально-этической парадигмой поведения.
    Некоторые шраманы объединялись вокруг видных учителей и наставников, образуя подобие монашеских орденов. Они образовывали группы и школы, большая часть которых вымерла уже в древности.
    Во многих текстах этого периода приводится список шраманских лидеров: Пурана Кассапа, Маккахали Госала, Аджита Кесакамбали, Пакудха Каччаяна, Санджая Белатхипутха и Натапутта Каччаяна. В противоположность брахманистам с их кровавыми жертвоприношениями, шраманские учителя следовали жесткому аскетизму и игнорировали многие достижения цивилизации. Каждый из учителей разрабатывал свою религиозно-философскую доктрину. Параллельно продолжали заниматься профессиональны философствование и традиционные брахманисты. Противоборствующие стороны встречались на диспутах, которые сыграли роль общеиндийских философских "лабораторий", поставляя ярких мыслителей для разных течений древнеиндийской религии. В шраманский период был заложен мощный фундамент для последующего философского развитияя в Индии.
    2.3. Санкхья отрицает существование бога как творца мира. Классическая санкхья дуалистична. У мироздания два независимых источника: пракрити (природа, натура, материя) и пуруша (мировой дух, неизменный и самодостаточный). Бога как создателя нет: «Мир не создавался, следовательно, не было его создателя…» (Санкхья-карика, IV). Материя - это непроявленное. Она должна подвергнуться воздействию Пуруши, который сам будучи бездействующим, побуждает пракрити к действию. В результате этого из пракрити выявляется то, что в ней было скрыто изначально. Особое внимание при этом санкхья уделяет разработке теории развивающейся материи, чье развитие порождает разнообразие живой и неживой природы.
    Йога очень близка санкхье по теоретическим рассуждениям, но постулирует наличие верховного божества Ишвары, понимая его как личное божество. Школа йоги подробно разрабатывает конкретные правила психического и физического тренинга, которые должны привести к совершенству и обретению покоя. Йога направлена на то, чтобы освободить нас от господства тела как проявления пракрити и растворить наш личный страдающий дух как проявление пуруши в самом пуруше путем йогической практики. Человеку следует освободиться от пяти видов страдания - авидья (незнание), асмита (страдание от отождествления «я» с разумом), рага (страдание от стремления к телесным наслаждениям), двеша (страдание из-за страха физической боли), абхинивеша (страдание из-за страха смерти). На освобождение направлены различные ступени йоги - джняна-йога (освобождение через знание), бхакти-йога (освобождение через любовь к богу), карма-йога (освобождение через бескорыстную деятельность), раджа-йога (освобождение через последовательность нравственных, физических, психических упражнений). Раджа-йога - это йога самоуглубления и «растворение» себя в боге. Путь освобождения в раджа-йоге состоит из двух этапов. Первый из них (хатха-йога) есть во-первых, воздержание от причинения зла живому, воздержание от лжи и неискренности, воздержание от воровства, воздержание от принятия даров, воздержание от чувственных наслаждений (яма); во-вторых, приобретение хороших привычек, система очищения тела омовением водой, а души - размышлениями о боге и положительными эмоциями (дружелюбие), привыкание к телесным страданиям (нияма); в-третьих, улучшение состояния тела статичными позами (80 поз), в которых надо находиться как можно дольше и уметь выходить (асана); в-четвертых, регулирование дыхания (пранаяма). На втором этапе происходит отключение чувств от внешних предметов (пратьяхара); приобретается умение сосредоточиться на каком-либо предмете (дхарана); правильное равномерное течение мысли вокруг того предмета, на котором сосредоточено внимание (дхьяна); и, наконец, происходит поглощение ума (читта) предметом сосредоточения (самадхи) как конечная ступень йогической практики.
    Вайшешика подробно разрабатывала диалектику бытия и небытия. Её основатель- мудрец Улука. В качестве реальности в школе принималось как бытие, так и небытие. Бытие характеризовалось шестью важнейшими категориями - дравья (вещь, вещество, индивидуальность), гунна (качество), карма (субстанция в ее динамике), саманья (общность, общее), вишеша (особенное), самавая (присущее). Небытие понималось как отсутствие чего-либо в другом (относительное небытие; отсутствие луны на небе днем) и как отличие одного от другого (абсолютное небытие, инобытие; день не есть ночь).
    Ньяя в основном занималась рассмотрением гносеологических и логических проблем, принимая ту метафизику, которую разрабатывала вайшешика. Ньяя признает существование бога как устроителя мироздания, имеющего своей целью благо всех существ. Он и поддерживает мир своей волей, и разрушает его. К разрушению мира ведет искажение нравственно-этического порядка мироздания.
    Миманса представляет собой основанное на «Ведах» размышление над своим «я», трансцендентным знанием и Брахманом как высшей духовной реальностью. Не отвергая богов индийского пантеона, миманса отвергает бога-творца. Мироздание реально и вечно. Оно управляется безличным законом кармы, а не личностным божеством. Кроме тел в мироздании существуют и индивидуальные души, хотя всеобщей мировой души нет. Индивидуальная душа вечна, она одухотворяет материю. Душа не умирает со смертью тела, а продолжает свое существование по закону кармы, т.е. страдает. Важной составляющей мимансы являются ритуальные действия, цель которых - освобождение души от страдания.

    Парная с мимансой веданта, которую называют высшей мимансой (утрата-мимансой), также рассматривает Брахмана единственной подлинной сущностью. Существующий мир со всем многообразием вещей и животных производен от Брахмана. Абсолют открывается только тем, кто соблюдает ритуал, освобождается от мнимых радостей жизни. Видимый мир - продукт силы Брахмана. Эта сила - майя. Она иллюзорна, а, значит, иллюзорно и творение. Мир - это игра (лила) божества. Только на высшей ступени познания мы видим, что мир - это брахман. Он носитель трех атрибутов - бытия, сознания, блаженства. Человек также иллюзорен. Следовательно, иллюзорно чувственное познание, ум, логика. Лишь осознав иллюзорность всего видимого, своего «я», мира в целом, можно слиться с Брахманом.
    2.4. К неортодоксальным школам индийской философии относятся буддизм, джайнизм и локаята. Буддизм возник на северо-западе Индии в VI-V вв. до н.э. и на сегодняшний день является одной из мировых религий, буддизм - религиозно-философская школа, проповедовавшая избавление от страданий путем отказа от желаний и достижения «высшего просветления» - нирваны, основанная индийским принцем Гаутамой (Буддой).
    3.1. Китайская философия специфична и значительно отличается нетолько от европейской, но даже и от достаточно близкой ей (географически)индийской философии. Несмотря на это, китайская мысльв рамках указанных школ имеет полное право именоватьсяфилософской мыслью. Даже нумерологическая философия имееттесную связь с рациональностью как типом мировосприятия, хотяэто рациональность особого, не всегда понятного европейцам рода.Итак, важнейшие особенности китайскойфилософской мысли.

    • Сильный традиционализм в культуре,который не мог не отражаться на философии.Традиционализм проявляется в формеритуала - как религиозного, так исветского.

    • Сосуществование множества различныхшкол (за исключением отдельных этаповкитайской истории).

    • Преобладание чисто практическойфилософии, решавшей проблемы общественногоуправления, обоснования нравственныхнорм и правил поведения.

    • Осмысление действительности на основесимволического и структурно-числового (нумерологического) методов восприятия и объяснения (малыйян, малая ипь, триграммы, гексограммы, «нять-па-пять агентов движения » (усип), смысловые узоры спирали дао (вэпь ли) и т.д.)

    • Слабое развитие логики.

    • Малая системность как следствие слабого развития логикии недостаточной связи с наукой.

    • Дао — исток и центральное понятие древней китайской философии.

    • Значительный антропоцентризм, проявлявшийся как в натуралистической,так и в социальной философии.

    • Преобладание идеализма над материализмом.


    3.2 Древнекитайская философия базировалась на нескольких учениях, которые имели много общего, и отличались лишь в деталях мировоззрения. Наиболее важными и значимыми в культуре Древнего Китая стали два направления – конфуцианство и даосизм.
    Конфуцианство. Одно из важнейших направлений философии Древнего Китая, которое не утратило своей актуальности и по сей день. Основателем этой школы стал великий китайский мыслитель Конфуций, который видел смысл жизни в проявлении гуманизма, человеколюбия, благородства, а также в неукоснительном соблюдении ритуалов и правил поведения. В центре его учения находился человек, его поведение, нравственное и умственное развитие. Конфуцианство затрагивало и управление государством. Древний мыслитель крайне негативно относился к насаждению строгих законов, полагая, что они все равно будут нарушаться. Разумное правление может осуществляться только на основе личного примера.
    Даосизм. Популярное древнекитайское учение, основателем которого стал философ Лао-Цзы. Дао – это путь, всеобщее начало и всеобщий конец. Согласно учению Лао-Цзы, вселенная является источником гармонии, и благодаря этому каждое живое существо прекрасно только в своем естественном состоянии. Основная идея даосизма – это не-деяние. Человек только тогда обретет свободу и счастье, когда будет жить в гармонии с природой, вдали от мирской суеты, отказавшись от материальных ценностей и живя в простоте.
    Легизм. Основателем учения считается китайский мыслитель Сюнь-Цзы. Согласно его учениям, управление человеком, обществом и государством возможно только на основе тотального порядка и контроля. Лишь таким образом можно подавить в человеке его темное начало и определить правильное существование в социуме.
    Моизм. Школа получила свое название в честь учителя Мо-Цзи. В основе моизма лежит идея любви, долга, взаимной пользы и равенства всех людей. Каждый человек должен стремиться не только к собственному благу: он должен всячески помогать достигнуть его своим ближним.
    Мин цзя (Школа имён). В историко-философской литературе школу также называют школой софистов, школой номиналистов, школой диалектиков. Считается, что наряду со школой моистов (моизм) и конфуцианцем Сюнь Куаном (Сюнь-цзы) школа активно участвовала в формировании зачатков логики в китайской мысли. Отмечают определенное сходство между школой имен и софистами ДревнейГреции. По мнению, известного исследователя истории древнеиндийской философии ШохинаВ.К., первые представители этой школы, «заострявшие внимание своих собеседников на проблемах вроде совместимости „твердого“ и „белого“, является ли белая лошадь лошадью, напоминают первых брахманистских „казуистов“». Главные представители Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун. Иногда к школе имён относят такого мыслителя как Инь Вэнь.


    Инь ян цзя (Школа «инь-ян»). Школа Инь ян — это школа темного и светлого начала. Одна из шести основных философских школ древнего Китая.

    Главная идея этой философии — деление всего на мужское (ян) начало и женское (инь) начало. Мужскому началу принадлежали: свет, солнце, небо, огонь, активность, а женскому: тьма, луна, земля, вода, пассивность.

    Главным представителем этой школы считается Цзоу Янь. Cреди представителей этой школы, занимавшихся астрономической и календарной проблематикой, можно назвать Цзы-вэя, историка и астронома-астролога (VI—Vвв. до н. э.), Цзоу Яня, полумифического Жунчэн-цзы, Чжана Цана (III—IIвв. до н. э.).


    написать администратору сайта