Главная страница

Особенности Древнекитайской философии. Особенности Древнекитайской философии, социальноисторические условия становления. Древние Книги Китайской образованности


Скачать 15.95 Kb.
НазваниеОсобенности Древнекитайской философии, социальноисторические условия становления. Древние Книги Китайской образованности
Дата24.10.2022
Размер15.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОсобенности Древнекитайской философии.docx
ТипДокументы
#751653

Особенности Древнекитайской философии, социально-исторические условия становления. Древние Книги Китайской образованности.

Философские системы в Древнем Китае возникают и достигают своего расцвета приблизительно в тоже время, что и философия античности или древней Индии – в первом тысячелетии до нашей эры. «Золотым веком» китайской философии считается период с VI по II века до н.э. в течении которого сформировались основные философские школы, были найдены центральные идеи и основания, лежащие в основе всей последующей философии Китая вплоть по настоящее время.
Данный период является крайне динамичным и насыщенным в социально-историческом плане – это эпоха раздробленности китайского государства, когда множество разрозненных царств боролись между собой за право объединить весь Китай под своим началом. Бесконечные междоусобные войны приносили множество несчастий народам Китая, что создавало плодотворную почву для развития философской мысли. Перед мыслителями того времени стояло множество вопросов о том, каким должен быть человек и общество, каким должен быть правитель и государственный строй, чтобы обеспечить Китаю процветание, а также какова причина всех бед, обрушившихся на Китай. По этой причине наиболее известные школы китайской философии имеют сильный социально-политический уклон.
Условия развития и отличительные черты философии Древнего Китая Философские системы в Древнем Китае возникают и достигают своего расцвета приблизительно в тоже время, что и философия античности или древней Индии – в первом тысячелетии до нашей эры. «Золотым веком» китайской философии считается период с VI по II века до н.э. в течении которого сформировались основные философские школы, были найдены центральные идеи и основания, лежащие в основе всей последующей философии Китая вплоть по настоящее время. Данный период является крайне динамичным и насыщенным в социально-историческом плане – это эпоха раздробленности китайского государства, когда множество разрозненных царств боролись между собой за право объединить весь Китай под своим началом. Бесконечные междоусобные войны приносили множество несчастий народам Китая, что создавало плодотворную почву для развития философской мысли. Перед мыслителями того времени стояло множество вопросов о том, каким должен быть человек и общество, каким должен быть правитель и государственный строй, чтобы обеспечить Китаю процветание, а также какова причина всех бед, обрушившихся на Китай. По этой причине наиболее известные школы китайской философии имеют сильный социально-политический уклон.

Отличительными чертами древнекитайской философии, по отношению к философии античности, являются: холизм, коллективизм, интуитивность, традиционализм, символизм, иерархичность.
Холизм предполагает целостность в восприятии мира, его понимание как системы взаимосвязанных начал, действующих сил и событий. Если в античной философии мир часто предстает аналитически разделенным на различные самостоятельные объекты и сущности (материя и дух, атомы и пустота, стихии и т.д.), то в китайской философии напротив все события и силы есть часть единого целого, проявления пути неба – дао.
Традиционализм и коллективизм сильно выражены в китайских философских школах. Уважение к предкам, их заветам и ценностям, уважение к родителям и старшим, семье, обществу, превосходство интересов народа, государства, над интересами отдельной личности присуще нравственно-этическим концепциям китайских философов.
Символизм предполагает гностически-эстетическое понимание мира, при котором каждый предмет и объект является чем-то большим, чем просто сумма его физических свойств и качеств, он наполняется глубинным смыслом. При этом совершенство достигаемых форм или процессов играет ничуть не меньшую роль, чем их результат, является его непосредственной частью.
С символизмом тесно связан интуитивизм. Поскольку каждый материальный объект тесно связан с духовным миром и процессами в нем протекающими рациональных средств человеческого разума недостаточно для познания мира, оно возможно в ходе откровения, предвидения, что выражается в ориентации китайской философии на различные системы предсказаний и правильной организации жизни от нумерологии до фэн-шуя. Иерархичность присуща китайской мифологии, философии и социальной жизни, она пронизывает все слои бытия китайского общества.
Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому, как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое мышление. В китайской мифологии мы встречаемся с обожествлением неба, земли и всей природы как реальностей, образующих среду человеческого существования. Из этой мифологизированной среды выделяется наивысший принцип, который правит миром, сообщает существование вещам. Этот принцип иногда понимается, персонифицировано как наивысший правитель (шан-ди) но чаще он представляется словом «небо» (тянь).

Особенностью развития китайской философской мысли является влияние так называемых мудрых мужей (мудрецов) (первая половина 1-го тысячелетия до н. э.). Их имена неизвестны, но известно, что именно они начали выходить за пределы мифологического видения мира и стремились к его понятийному осмыслению.
Постановка онтологических вопросов, таким образом, определялась философско-антропологической направленностью, которая проявилась, особенно у неоконфуцианских мыслителей, в разработке проблем этической и социальной иерархизации и обосновании консервации определенных общественных отношений, способствующих образованию государства.
Китайская философия внутренне необычайно стабильна. Эта стабильность основывалась на подчеркивании исключительности китайского способа мышления, на основе которого сформировались чувство превосходства и нетерпимость ко всем другим философским взглядам.

Классические книги китайской образованности

Эти книги возникли в первой половине 1-го тысячелетия до н. э. и в период ста школ (VI-II столетия до н. э.). Целый ряд этих книг содержит древнейшую поэзию, историю, законодательство и философию.

Книга песен (Ши цзин XI-VI вв. до н. э.) - является сборником древнейшей народной поэзии; содержит также культовые песнопения и, согласно мнению некоторых комментаторов «Книги перемен», мистическое объяснение происхождения племен, ремесел и вещей. Она стала образцом для китайской поэзии в ее дальнейшем развитии.

Книга истории (Шу цзин начало 1-го тысячелетия до н. э.) известна также как Шан шу (Шанские документы) является собранием официальных документов, описаний исторических событий. Имела большое влияние на формирование официальной позднейшей письменности.

Книга порядка (Ли шу IV-I вв. до н. э.) включает три части: Порядок эпохи Чжоу (Чжоу ли), Порядок церемоний (И ли) и Записки о порядке (Ли цзи). Заключает в себе описание правильной организации, политических и религиозных церемоний, норм социальной и политической деятельности. Идеализирует древнейший период китайской истории, который считает образцом и мерой дальнейшего развития.

Книга Весны и осени (Чунь цю) вместе с комментарием Цзо (Цзо чжуань IV в. до н. э.) является хроникой государства Лу (VII-V вв. до н. э.), впоследствии служила в качестве образца и меры для решения этических и формально-литературных вопросов.

Книга перемен (И цзин XII-VI вв. до н. э.) является наиважнейшей. В ней содержатся первые представления о мире и человеке в китайской философии. В ее текстах, написанных в разное время, прослеживается начало перехода от мифологического изображения мира к его философскому осмыслению. В ней нашли отражение, древнейшие решения онтологических вопросов, разработан понятийный аппарат, используемый последующей китайской философией: Мир, однако, в ней не понимается как мир рациональных операций.

Все познание человека направлено на обозначение и понимание всего сущего. Человек должен думать о своем месте в мире природы, должен «соединять свою силу (дэ) с небом и землей, свое сияние с солнцем и луной, с четырьмя временами года свою деятельность». Должен «знать как становление, так и упадок» и «не терять правду всего этого».


написать администратору сайта