Главная страница
Навигация по странице:

  • ­­­­­Возможности музыки в воспитании человека.

  • Цель и задачи музыкального воспитания дошкольников Цель музыкального воспитания

  • Основными задачами

  • Основные музыкальные способности, входящие в структуру музыкальности. Ладовое чувство

  • Музыкально-слуховые представления

  • Чувство ритма

  • Задание 2. Диагностические задания по выявлению музыкальных способностей (чувства лада, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений) у детей среднего дошкольного возраста.

  • 1 тема музыка. Тема Задание Отличие музыки от других видов искусства


    Скачать 21.42 Kb.
    НазваниеТема Задание Отличие музыки от других видов искусства
    Дата06.04.2023
    Размер21.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1 тема музыка.docx
    ТипДокументы
    #1042327

    Тема 1.

    Задание 1.

    Отличие музыки от других видов искусства

    Специфика музыки заключается в том, что она обобщает жизненные явления в художественной форме, в художественных образах.

    В музыкальном образе передаются чувства и мысли, волнующие многих людей, но каждое музыкальное произведение индивидуально неповторимо.

    В чем своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живописью, скульптурой, литературой.

    Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления.

    Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состояние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

    Музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. Музыка может и изображать какие-либо конкретные явления действительности – шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц – путем звукоподражания.

    Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т. е. подразумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст. В программной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но важно отметить, что даже ярко изобразительные произведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встревоженным; шум волн – умиротворенным или грозным.

    Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведении, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает настроения, эмоционально-психологические состояния.­­­

    Музыка выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения.

    Еще одной особенностью музыки по сравнению с живописью, скульптурой является необходимость посредника для ее воспроизведения.

    Музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слушателем. Исполнитель, будучи посредником композитора, должен оживить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор.

    ­­­­­Возможности музыки в воспитании человека.

    Музыка каждой эпохи создает новые жанры. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыслей, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем говорить о ее большом познавательном значении. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувствовал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

    Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а быть может, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

    Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Музыка, как и другие виды искусства, несет в себе ценностную информацию об окружающей жизни.

    Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

    Узнавая жизнь через музыкальные образы, человек духовно и нравственно очищается, совершенствуется. В то же время сама музыка является ценностью, развивает представления человека о красоте в искусстве и в жизни.

    В период детства особенно важно вхождение ценностей культуры в личностный опыт ребенка. Приобщение детей к миру ценностей музыкальной культуры с первых лет жизни способствует формированию ценностного отношения к искусству, осознанию жизненных и эстетических ценностей, личностному развитию.

    Музыка разных эпох и стилей позволяет общаться с великими композиторами прошлого через их творения и тем самым обогащает кругозор человека.

    Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

    Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
    Цель и задачи музыкального воспитания дошкольников

    Цель музыкального воспитания – формирование у ребенка-дошкольника основ музыкальной и общей культуры, духовное становление и развитие личности.

    Основными задачами музыкального воспитания детей являются следующие:

    – накапливать опыт восприятия народной музыки, произведений мировой музыкальной классики разных эпох и стилей;

    – развивать музыкальные способности, обогащать знания, умения и навыки музыкальной деятельности на ценностном содержании образования (музыкальные шедевры);

    – вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости;

    – развивать музыкальное мышление и общие интеллектуальные способности детей (осознание эмоционально-образного содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, развитие «словаря эмоций», первоначальных суждений о музыке);

    – развивать творческое воображение, проявления творческой активности и самостоятельности;

    – формировать музыкально-эстетическое сознание (эстетические чувства, интересы, начала вкуса, представления об эталонах красоты);

    – побуждать к оценке музыкальных впечатлений, поддерживать проявления эмоционально-оценочного отношения;

    – воспитывать духовно-нравственные качества детей средствами музыкально-эстетической деятельности, культуру поведения.
    Основные музыкальные способности, входящие в структуру музыкальности.

    Ладовое чувство. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Б. М. Теплов называет его перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух должен быть, очевидно, эмоциональным слухом1. Ладовое чувство – одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.

    Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии – вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

    Таким образом, музыкально-слуховые представления – это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.

    Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты.

    Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс. предполагающий не просто слушание, оно всегда слухо-двигательный процесс».

    Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же – одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т. д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ноги т. д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

    Таким образом, чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.


    Задание 2.

    Диагностические задания по выявлению музыкальных способностей (чувства лада, чувства ритма, музыкально-слуховых представлений) у детей среднего дошкольного возраста.


    1. Цель: выявить уровень развития у детей динамического слуха.

    Педагог предлагает детям послушать тихую, спокойную музыку и покачать куклу, на громкую и весёлую музыку потанцевать с ней. Дети слушают пение педагога и выполняют под музыку движения с куклой

    2) Цель: выявление уровня звуковысотного слуха у детей. Детям предлагается слушать музыку и показывать руками движение мелодии (вверх – вниз).

    3) Цель: выявление качества музыкально – ритмических движений. Детям предлагается выполнить плясовые движения по показу.

    4) Цель: выявить уровень развития чувства ритма. Детям предлагается слушать мелодию и шагать ритмично под музыку.

    5) Цель: выявить способность восприятия детьми начала и окончания музыки. Детям предлагается «покататься» на машине, начиная движение с началом музыки и заканчивая с её окончанием.

    6) Цель: выявить уровень исполнения музыкально – игрового образа. Педагог предлагает детям передать образ зайчика, ослика, волка под музыку и пение.

    7) Цель: выявить уровень восприятия темпа музыки в условиях постоянного его изменения. Детям предлагается «поехать» на паровозике, то замедляя, то ускоряя движение в соответствии с музыкой.


    написать администратору сайта