Главная страница
Навигация по странице:

  • Результаты изучения лекции

  • Содержание лекции

  • Использованные технические средства: Формы и методы изучения

  • 2 уровень: Чувственное и рациональное познание.3 уровень: Формы и методы научного познанияСРС и СРСП задания

  • Использованная литература: Основная

  • Дополнительная

  • 6лекция. Тема6. Познание и творчество План лекции


    Скачать 31.8 Kb.
    НазваниеТема6. Познание и творчество План лекции
    Дата13.05.2023
    Размер31.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла6лекция.docx
    ТипЛекции
    #1126669

    Тема№6. Познание и творчество
    План лекции:

    1. Познание как процесс. Два уровня познания :эмпирический и рациональный. Формы познания.

    2. Проблема познаваемости мира и истины. Диалектика абсолютной и относительной истины.

    3. Научное познание. Основные методы и формы.

    Результаты изучения лекции:

    РОД-2-объяснить особенности философоского исследования окружающей действительности; РОД -4 - систематизировать философские и научные методы исследования мира;

    Содержание лекции:

    Познание -это процесс духовного освоения человеком мира; цель его- постижение истины. До XIXв. познание изучалось в единстве с онтологией в рамках теоретической философии. В XXвеке изучение процесса познания выделялись в самостоятельную науку-гносеологию (от греческого gnosis - познание). В последние десятилетие философы обычно используют более употребительное в англоязычных странах понятие эпистемология, принципиальной разницы между двумя названиями нет.

    Эпистемология -это часть философии, изучающая то, как мы получаем знание о разных предметах, каковы границы нашего знания, насколько достоверно или недостоверно человеческого знание.

    В истории философии сложились два подхода к ответу на этот вопрос: познавательно- реалистический и агностический. Агностицизм- это учение, убеждение, установка, отрицающая возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества. Агностическая линия в философии имеет давнюю традицию. Древнегреческий философ- софист Протагор, касаясь возможности познания окружающих явлений, обосновал взгляд, согласно которому " как оно кажется, так оно и есть ", разным людям свойственны разные знания, разные оценки одних и тех же явлений, отсюда он делал вывод о невозможности достоверного, общезначимого знания существа окружающих явлений. В школе софистов ставилась цель обосновывать любые суждения, точки зрения, прибегая даже к логическим передержкам и парадоксам- софизмам.

    Ранней формой агностицизма считается скептицизм,основатель которого, Пиррон, считал достоверными чувственные восприятие и полагал, что заблуждение возникает при попытке перейти от явления к его основе, сущности. Согласно Пиррону, всякому утверждению о предмете, его сущности может быть с равным правом противопоставлено позиции воздержания от окончательных суждений.

    Виднейшим представителем агностицизма в Новое время стали Д. Юм и И. Кант. Юм утверждал, что в научном эксперименте и обыденном опыте следствие отличается от причины, а поэтому не может быть в ней выявлено. Из этого, по его мнению, следовало, что доказать существование причинно- следственных связей невозможно, так как они не выводимы из опыта и не устанавливаемы логическим выделением следствий из причин. Есть, однако, субъективная причинность - наша привычка, наше ожидание связи одного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. За пределы этих психических связей, согласно Юму, мы проникнуть не можем.

    Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление - это процесс познавательной деятельности, для которого характерно создание обобщенных, опосредованных образов действительности. Оно опосредовано чувственным познанием и опирается на опыт, в том числе и осмысленный ранее. Благодаря мышлению человек отвлекается от конкретного многообразия явлений и выявляет присущие им общие и существеннейшие признаки. Оно осуществляется в тесной связи с языком, выполняющим функцию инструмента мышления, и речью, в которой мысль воплощается. Основными формами мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

    Понятие- это узловая форма мышления, отражающая конкретно всеобщую природу или " общий тип " определенного рода явлений, синоним понимания сути дела. В понятии мыслятся предметы, свойства и отношения между ними в их общих существенных признаках. Понятие является исходным моментом движения мысли, создающей " стартовые условия " всего мыслительного процесса. Формирование обогащенного, развернутого, развитого понятия завершает мыслительный процесс.

    Суждение - это форма мышления, в которой отражается связь между предметом и его признаком связь между предметами, а также факт их существования. Грамматически суждение выражается в повествовательном предложении. Его особенностью является то, что суждение имеет истинностное значение, т. е. претендует на установление истины. Однако в суждении может быть выражена и истина, и заблуждение, и правда, и ложь.

    Умозаключение - это логическая форма выводного знания, состоящая в переходе от некоторых исходных суждений к новому знанию, вытекающему из этих суждений, являющихся его основанием.

    В истории философии сложилось различные взгляды и представления о проблеме соотношения чувственного и рационалъного познания. Существует три ведущих философских направления, пытающихся по -своему решить эту проблему - сенсуализм, эмпиризм и рационализм.

    Понятием " сенсуализм " обозначается теоретико - познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние раздражения. В древнем мире представителями сенсуализма были киренаики и эпикурейцы, в средние века сенсуализма был мало распространен. В Новое время основу сенсуализма заложил Д. Локк, который выдвинул положение, что нет ничего в интеллекте, чего ранее не было бы в чувстве. Это положение разделяли Т. Гоббс и Д. Беркли. Систематическое обоснование сенсуализма получил у французских просветителей, в частности, Э. Кондильяк утверждал, что восприятие охватывает все духовные епособности. Д. Юм добавил к " внешнему опыту ", из которого исходили все прежние представители сенсуализма, " внутренний опыт ". Согласно его утверждению, все творческие силы души есть не более чем способность связывать, переставлять связывать, переставлять и увеличивать материю, данную при помощи чувств и опыта. На позициях сенсуализма стоял Л. Фейербах. Близкими к сенсуализма направлениями являются эмпириокритицизм и позитивизм.

    Эмпиризм - это направление в гносеологии, которое выводит все познание из чувственного опыта - эмпирии. С методологической точки зрения - это принцип, согласно которому вся наука, вся жизненная практика и нравственность должны основываться на этом опыте. Радикальный эмпиризм признает лишь чувственные восприятия, умеренный эмпиризм отводит им решающую роль. Эмпирическим был уже средневековый номинализм гносеологического эмпиризма в философии Нового времени, который развивался в тесной связи с прогрессом в области экспериментального естествознания, является Д.Локк, основателем методологического эмпиризма - Ф. Бекон. Главным представителем эмпиризма в XIXв. является Д. С. Милль. Современная физика покоится на эмпиризме, имеющем логическое направление.

    Рационализм - это совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа с субъективной стороны - разум, мышление, рассудок, а с объективной стороны - разумность, логический порядок вещей. В древнем мире существовали лишь отдельные элементы объективистского рационализма. В XVII- XVIIIвв.складывается система субъективистского рационализма, ее представителями являются Р.Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, X. Вольф. рационализма в высшем синтезе своего критицизма. И. Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель частично возвратились к объективному рационализму. Целиком рационалистичными являются исторический материализм, прагматизм и те направления современной философии, которые зависит от философии рационализма и находятся под его влиянием: Марксизм, неовитализм, логицизм, неореализм.

    В марксистской гносеологии был сформулирован тезис о взаимодействии, взаимопроникновении чувственного познания, эмпирического опыта и понятийного рационального мышления. В ней чувственное и рациональное познание не рассматриваются как некоторые абсолютно самостоятельные, изолированные способности познающего человека, наоборот, утверждается, что реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. В их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: практическая деятельность и теоретическая деятельность как особый вид умственного труда, специально направленная создание знания и образование понятий. При этом практическая деятельность контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятием, а теоретическая деятельность проникнута чувственно - образным элементами и связана со всеми формами практической деятельности.

    Предмет познания - это более или менее широкий фрагмент действительности, выделенный из определенной совокупности объектов в процессе познания. Один и тот же объект познания может быть предметом исследования разных наук. Мышление как объект познания является предметом исследования таких наук, как логика, теория познания, психология, физиология высшей нервной деятельности и других. В структурном отношении предмет познания отличается от объекта тем, что в него входят лишь главные, существенные свойства изучаемого объекта с точки зрения цели и задачи научного исследования.

    В советской философской науке было принято выделять две ступени познания: чувственное отражение действительности и рациональное отражение. В дальнейшем, когда стало выясняться, что у человека чувственное в ряде моментов пронизывается рациональным, стали приходить к мнению, что ступенями, или уровнями, познания являются эмпирическое и теоретическое, а чувственное и рациональное - это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Некоторые авторы выделяют еще один уровень познания, принимаемый ими за исходный - живое созерцание, которое рассматривается не как познавательная способность, а как результат реализации этих способностей или сам процесс познания определенной стороны объектов.

    Истина - правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности, цель духовного освоения человеком мира. Слово Истина - это бытие, то, что есть. Таким образом, истина - это то, что открыто для человеческого познания.

    Проблема истины является ключевой в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины, форм ее реализации, структуры познавательных отношений. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.

    Объективная истина имеет три аспекта:

    1.бытийственный,

    2.аксиологический,

    3.праксеологический.

    Важное место в теории познания занимают такие формы истины, как абсолютная и относительная. Под абсолютной истиной в настоящее время понимается такого рода знание, которое тождественно своему предмету, и потому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. В применении к достаточно развитому научному теоретическому познанию абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете

    (сложноорганизованной материальной системе или мира в целом), относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете.

    Движение от менее полной истины к более полной, т. е. процессе ее развития, имеет моменты устойчивости и моменты изменчивости. В единстве, контролируемом объективностью, они обеспечивают рост истинного содержания знания. При нарушении этого единства рост истины замедляется или прекращается. При гипертрофии момента устойчивости, абсолютности формируется догматизм, фетишизм, культовое отношение к авторитету. Абсолютизация относительности знания порождает скептицизм, агностицизм, релятивизм.

    Антиподом истины является ложь, которая представляет собой преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину. Ложь укоренена в повседневной и социальной жизни, она есть функция любых человеческих коммуникаций, при которых осуществляется “встреча” интересов индивидов и социальных групп. Понятие ложь оказывается близким по смыслу к понятию “дезинформация”, которое обозначает передачу объективно ложного знания как истинного или объективно истинного знания как ложного. Ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация может быть осознанной или неосознанной.

    От этих понятий следует отличать заблуждение, под которым понимается, не соответствующее своему предмету и не понимается знание, не соответствующее своему предмету и не совпадающее с ним. Заблуждение есть непреднамеренное несоответствие суждений или понятий объекту, оно может порождаться как дезинформацией, так и другими факторами. Будучи неадекватной формой знания, оно имеет своим главным источником ограниченность, неразвитость или ущербность общественно – исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее сторон.

    Заблуждения многообразны по своим формам. Различаются заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозное и философские, к которым относятся эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм , релятивизм.

    Проблема отграничения истины от заблуждения имела место во все периоды развития философии. Одни философы считали, что нельзя найти прочного основания, с помощью которого можно было бы решить вопрос об объективной истинности знания, поэтому склонялись к скептицизму и агностицизму. “ Мудрость и знание не являются делом человеческим – печально утверждал “ отец ” скептицизма Пиррон и искать их следует только у богов”. Другие пытались все- таки выйти на реально достижимый, земной, а не небесный критерий (от греческогоcriterion- признак, мерило ) истины. Наиболее известной и распространенной является классическая концепция истины, предложенная Аристотелем. Под истиной здесь понимается соответствие представлений или утверждений реальному положению дел. Современная философия знает такие когерентную, прагматическую, и близкую ей марксистскую концепции. Существует также ряд не столь распространенных, иногда весьма экзотических, подходов к определению критерия. В итоге можно видеть, что вопрос о нем не столь однозначен, как это зачастую представляли сторонники той или иной концепции; для исследователей здесь по – прежнему самое широкое поле деятельности. Способы познания объективного мира определяются особенностями познающего субъекта, наличным знанием и исторически сложившимися познавательными традициями. В истории человечества возникали, сменяли друг друга и одновременно сосуществовали различные способы постижения реальности: обыденно – эмпирическое, художественное, философские, научное познание, а также мифология и религия.

    Обыденное познание- это житейское познание, складывающееся под влиянием различных форм деятельности- производительной, политической, эстетической. Оно является результатом коллективного опыта, накапливаемого поколениями людей. Индивидуальное обыденное познание связанно с эмоциональными переживанием и осмыслением жизненного опыта личности. Предпосылки обыденного познания коренятся в многообразных форм деятельности людей, которая регламентируется обычаями, нравственными и иными предписаниями и запретами.

    Древнейшей формой постижения реальности является миф, специфика которого заключается в не различении вещи и обзора, тела и свойства. Сходство или последовательность событий миф истолковывает как причинно – следственную связь. Содержание мифа выражается в символическом языке, что делает его обобщения широкими и многозначными. Характерными чертами мифологического знания являются принцип множественности, отражение всех элементов бытия во взаимосвязи, двусмысленность и многозначность, чувственная конкретность и антропоморфность, т. е. перенесение на объекты природы человеческих качеств, а также отождествление образа и объекта. Как способ постижения реальности миф моделирует, классифицирует и интерпретирует человека, общество, мир.

    Художественное постижение бытия является особой формой рефлексии, которая получает специфическую реализацию на опредмечивание в языке искусства мыслей и переживаний художника в неразрывной связи с объектом постижения – миром в целом. Особенность художественного постижения реальности в значительной мере объясняется спецификой языке искусства. Искусство преобразует языки культуры в средства художественного мышления и общения.

    Одной из необходимых и исторически наиболее ранних форм познания является религия, основным значением которой является определение смысла жизни человека, бытия природы и общества. Религия регламентирует важнейшие проявления человеческой жизни, чем способствует пониманию единства мира и человечества, а также содержит системы истины, способных изменить человека и его жизнь. Религиозные доктрины выражают коллективной опыт и поэтому авторитеты как для каждого верующего, так и для неверующих. Религия выработала свои специфические способы интуитивно – мистического осознания мира и человека, к числу которых относятся откровение медитация.

    Философские познания имеет своей целью духовную ориентацию человека в мире. Оно формирует общее представление о мире в целом, о его “ первых” началах, универсальной взаимосвязи явлений, всеобщих свойствах и законах бытия. Философия создает целостный образ мира в его соотнесенности с человеком. Оно выступает как самосознание общества, теоретическое выражение его культуры. Философия определяет систему принципов, взглядов, ценностей и идеалов, направляющих деятельность человека, его отношение к миру и самому себе.

    Областью специализированной познавательной деятельности является наука. Своим возникновением и развитием, впечатляющими достижениями она обязана европейской цивилизиции, создавшей уникальные условия формирования научной рациональности.

    В самом общем виде рациональность понимается как постоянная апелляция к доводам разума и рассудка и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся судьбы познавательных утверждений. Предпосылкой научной рациональности является тот факт, что наука осваивает мир в понятиях, Научно – теоретическое мышление прежде всего характеризуется как понятийная деятельность. В плане рациональности научное мышление также характеризуется такими чертами, как доказательность и системность, в основе которых лежит логическая взаимозависимость научных понятий и суждений.

    Создание какой – либо окончательной модели научной рациональности невозможно. Скорее всего, сама научная рациональность является исторически эволюционирующим идеалом, к которому наука должна стремиться полностью.

    Человеческое мышление представляет собой сложный познавательный процесс, включающий в себя использовании множества различных приемов, методов и форм познания. Под приемами мышления и научного познания понимаются обще логические и обще гносеологические операции, используемые человеческим мышлением во всех его сферах и на любом этапе и уровне научного познания. Метод- это способ построения и обоснования системы философского знания; совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности. Поскольку каждой науке присущи свои методы исследования, ее составной частью является методология- система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

    Методы научного познания можно подразделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные. Специальные методы применены только в рамках отдельных наук, объективной основой этих методов являются соответствующие специально – научные законы и теории. К этим методам относятся, в частности, различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии, метод статического моделирования при изучении сложных систем. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках, их объективной основой являются общеметодологические закономерности познания, которые включают себя и гносеологические принципы. К таким методом относятся методы эксперимента и наблюдения, метод моделирования, гипотетико – дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека с учетом их специфики. Их общечеловеческой основой выступают общефилософские закономерности понимания объективного мира, самого человека, его мышления и процесса познания и преобразования мира человеком. К этим методом относятся философские методы и принципы мышления, в частности, принцип диалектической противоречивости, принцип историзма.

    Приемы, методы и формы научного познания могут в определенные моменты переходить друг друга или совпадать друг с другом. Например, такие приемы, как анализ, синтез, идеализация могут быть одновременно и методами познания, а гипотезы выступают и как метод, и как форма научного познания.

    Научное познание. Методы и формы. Эмпирическое знание совокупность научных фактов, образующих базис теоретических знаний. Под научным фактом понимается явление материального или духовного мира, ставшее достоянием нашего знания, это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. По словам А.Эйнштейна наука должна начинаться с фактов и оканчиваться ими вне зависимости от того, какие теоретические структуры строятся между началом и концом. Существует два основных метода эмпирического познания:

    -Наблюдение – целенаправленное преднамеренное восприятие исследуемого объекта (его результат – первичная информация).

    -Эксперимент – это метод исследования, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенные условия, отвечающие целям исследования.

    -Теоретическое знание ищет причины явлений, старается объяснить сущность процессов, лежащих в основе научных фактов. Основные формы: научная проблема, гипотеза, теория.

    -Научная проблема представляет собой осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических фактов. Когда научная проблема поставлена, начинается научный поиск, т.е. организация научного исследования. Важнейшая роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе.

    -Гипотеза это идея, содержащая обоснованное предположение о существовании. Закона, который объясняет сущность новых фактов. Гипотеза формируется учеными с целью предположительного объяснения научных фактов, приведших к постановке научной проблемы. Гипотеза должна быть проверяема и подтверждена практикой. Невозможность такой проверки делает гипотезу научно несостоятельной. Гипотеза, всесторонне проверенная и подтвержденная практикой, становится теорией.

    Теория это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия данного класса явлений.
    Использованные технические средства:

    Формы и методы изучения: learning and study,case-study

    Уровневые задания:

    1 уровень:

    Знание и познание. Знание и вера.

    2 уровень:

    Чувственное и рациональное познание.

    3 уровень:

    Формы и методы научного познания

    СРС и СРСП задания:

    1.Роль познавательных процессов в жизни человека

    2. Формирование и развитие творческих процессов

    Использованная литература:

    Основная:

    1.Послание Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана«Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность». 31.01.2017 г.

    2. Назарбаев Н.А.«Мәңгілік ел.Годы равные векам. Эпоха, равная столетиям»-Астана:Деловой мир Астана, 2014.- 368с.

    3. Нурышева Г.Ж. Философия- Алматы: Эверо, 2014

    4. Хасанов М. Ш. Философия: оқулық. 2012. - 460 бет.

    5. Турысжанова Р.К. Основы философии: учеб. Пособие для студентов вузов/ Р.К. Турысжанова – Караганда: ТОО «MedetGroup».2014/-25

    6.Бертран Р. История западной философии- М: 2018-1195с.

    Дополнительная:

    1. Кенни, Э. Батыс философиясының жаңа тарихы: 1-том.Антика философиясы = Ancient Philosophy : монография / Э. Кенни; ауд.С.А.Аяпбекова,Н.Т.Базарбай,А.Рыскиева. - Астана: Ұлттық аударма бюросы, 2018. - 408 б. с.: [Рухани жаңғыру].

    2. ДжонстонД. Философияның қысқаша тарихы:СократтанДерридағадейін: монография / қаз.тіл. ауд. Г.З. Әбдірасылова [және т.б.]. - Астана: Ұлттық аударма бюросы, 2018. - 216 б. с.: (Рухани жаңғыру).


    написать администратору сайта