Главная страница
Навигация по странице:

  • студентов ССУЗа 9

  • Целью курсовой

  • Предметом

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

  • 1.2. Культурно-досуговая деятельность, как средство повышения уровня творческой активности студентов ссуза

  • Формирования общественного сознания

  • Стимулирования социально-культурной активности (

  • Мальцева И.А. МДЮД-181 ЗФО_05.04.2022 (МиТДЮД) (1). Теоретические аспекты развития творческой активности учащейся молодежи


    Скачать 103.08 Kb.
    НазваниеТеоретические аспекты развития творческой активности учащейся молодежи
    Дата09.06.2022
    Размер103.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМальцева И.А. МДЮД-181 ЗФО_05.04.2022 (МиТДЮД) (1).docx
    ТипДокументы
    #580724
    страница1 из 3
      1   2   3


    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение

    3

    Глава 1. Теоретические аспекты развития творческой активности учащейся молодежи

    6

      1. Сущность понятия «творческая активность»

    6

    1.2. Культурно-досуговая деятельность, как средство повышения уровня творческой активности студентов ССУЗа

    9

    Глава 2. Мониторинг уровня творческой активности учащихся ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В.И. Заузелкова.

    16

    2.1 Психолого-педагогическая характеристика учащейся молодежи ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В.И. Заузелкова.

    21

    2.2. Методы и приемы работы со студентами для развития творческих способностей, которые способствуют дальнейшему успешному обучению студентов в колледже

    21

    Заключение

    35

    Список литературы

    37


    ВВЕДЕНИЕ
    Ход истории XXI века, наглядно демонстрирует нам во всех красках и проявлениях снижение уровня творческой активности в целом всех категорий населения и особо подростков и молодежи. Причина тому – снижение уровня потребности в творческой активности, да и активности вовсе. «Современными мир нуждается, в большей степени в рабочей силе, безынициативных, роботообразных рабочих, не имеющих своего мнения, ведь именно такими людьми легче всего управлять» — написал современный ненемецкий философ и социолог Ю́рген Ха́бермас. Данное утверждение, хоть и я является крайне резким, но в большей степени выражает мысль исследователя относительно социокультурных процессов современного общества. Перед образовательными институтами (школа, учреждения, обеспечивающие получения среднего специального образования, университетами), напротив стоит первоочередная задача, основанная на государственной политике в сфере образования, воспитание человека с нестандартным взглядом на проблемы, владеющих умениями исследовательской работы, способных к слиянию собственных сил с силами общества. И эта позиция, несомненно, является наиболее верной, ведь на современном этапе развития общества креативное мышление — один из основных путей развития человечества.

    Однако, принимая во внимание тот факт, что специальности рабочих профессий имеют уровень оплаты труда в разы выше, чем скажем специальности гуманитарно-образовательного направления, становится очевидным отсутствие потребности в проявлении активности, в том числе и творческой. Быть креативным, творчески активным становиться не нужно. К сожалению, мы наблюдаем данную ситуацию в наше, «цивилизованное время», время новейших технологий и информации. С ужасом отмечаем данную тенденцию и в сфере организации культурно-досуговой деятельности — сфере, где априори творческая активность является основной двигающей силой прогресса. [4]

    Проблемы снижения уровня творческой активности, в той или иной мере, исследовалась философами в связи с изучением особенностей процесса личностного развития (Е.Е. Гайденко, 3.Е. Ильенков., Е.А. Лекторский, М.К. Мамардашвили, А.В. Мотрошилова), изучением проблем деятельного опосредования духовного становления занимаются так же и современные социологи (И.С. Алексеев, Л.И. Еуева, Е.Я. Гальперин, Е.Е. Давыдов, А.Е. Жуганов, Е.П. Зинченко, М.С. Кагана, Е.Е. Сагатовского и др.). Вопросами изучения творческой активности занимаются так же и ученые педагоги, ведь творчество это еще и образовательный процесс (И.А. Коверзнева, Д.Б. Богоявленская и др.). Так же, к ряду исследователей данного вопроса, можно отнести и простых работников культуры, на местах решающие вопросы повышения творческой активности посетителей учреждений культуры, и педагогов, призванных побудить учащихся к творческому мышлению при получении образования.

    Актуальность данной проблемы определяется потребностью общества в исследовании созидательной деятельности, связанной с видоизменением, усовершенствованием новых подходов к развитию творческой активности. Совершенствование учебно-творческого процесса в учреждениях культуры по развитию творческой активности учащихся будет наиболее плодотворным, если применять при этом последовательные методические рекомендации.

    Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей развития творческой личности через систему досуга.

    Объектом курсовой работы является личность студента средне специального учебного заведения.

    Предметом курсовой работы является процесс формирования творческой личности через систему досуговой деятельности.

    Задачами курсовой работы являются:

    рассмотреть теоретические основы обучения и развития в юности.

    изучить различные факторы формирования и развития личности;

    раскрыть проблему развития творческих способностей через систему досуга;

    проанализировать основные направления и формы развития творчества в учебном заведении.

    База исследования Государственное профессиональное образовательное учреждение "Кемеровский коммунально-строительный техникум" имени В.И. Заузелкова.

    При написании курсовой работы были использованы следующие методы: анализ понятийного аппарата, психолого - педагогический анализ литературы по проблеме.

    При написании курсовой работы были использованы следующие методы: анализ понятийного аппарата, психолого - педагогический анализ литературы по проблеме.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ


      1. Сущность понятия «творческая активность»


    Творческая активность любого человека, была, есть и будет той фундаментально-созидательной основой, побуждающей к развитию человечества. Стремление к занятию творчеством, своего рода локомотив, тянущий за собой состав всех внутренних и внешних качеств и способностей человека к совершенствованию. Сегодня, мы открыто можем говорить о том, что стремление к саморазвитию у человека – необходимый фактор его гармоничного, а главное социально адаптированного существования. Надоедливое, но правильное утверждение о том, что мир в наше время развивается небывалыми темпами, только подтверждает важность процесса саморазвития, приводя к мысли о том, что без стремления к личному совершенству мы не только «отстанем», но и деградируем. И все же, возникает правомерный вопрос о степени эффективности развития человека посредствам занятия творчеством, ведь и менее созидательные действия все же оказывают положительное влияние в данном процессе. Разгадка данного утверждения хранится в истоках толкования определения «творческая активность». По мнению автора современного русского толкового словаря Дмитрия Николаевича Ушакова: «Творчество — процесс, в результате которого рождаются качественно новые, уникальные в своем роде духовные и материальные ценности». Схожее по содержанию определение дает и автор-составитель «Тлумачальнага слоўніка беларускай літаратурнай мовы» Михаил Романович Судник. Он определяет творчество, как деятельность человека, направленную на создание духовных и материальных ценностей. Еще одно толкование дает "Словарь русского языка" С.И. Ожегова, где под творчеством понимается создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей; путь писателя. Анализируя данные определения, находим зерно термина: творчество — это созидательный процесс, в результате которого непременно рождается Новое.[5,8]

    Являясь наивысшей ступенью форм проведения свободного времени, творчество не только порождает новые произведения искусства, но и побуждает человека мыслить, чувствовать, сопереживать.

    Таким образом, занятие творчеством это всегда процесс, завязанный на внутреннем конфликте: стремление сделать новое, потратив при этом свои эмоции и способности. При этом очевидно, что данный процесс требует больших усилий во время подготовительного этапа, или этапа накопления эмоционального запаса — принцип, основанный на Законе "сохранения энергии" при действии. Именно поэтому так важно, уметь накапливать в себе энергию, воображать, фантазировать, ведь только в данном случае процесс создания произведений искусства действенен.

    Анализируя процесс воздействия на мотивирующую сторону жизни творца, приходим к выводу, что основным рычагом воздействия в процессе саморазвития является творческая активность, личная заинтересованность или потребность в данном процессе. Иными словами, формируется следующая формула: саморазвитие — результат творческой активности. Изучением данного понятия и сопутствующих с ним определений в нашей стране активно занимается И.А. Коверзнева. Согласно ее мнению творческая активность – это активность человека, проявляющаяся в процессе создания материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью.[31,33]

    В одной из своих статей Д.Б. Богоявленская определяет творческую активность как способность к фантазии, интуиции, которые могут вылиться в изобретения и открытия.

    Таким образом, под творческой активностью правомерно понимать стремление применить свои способности, умения и навыки в направлении создания произведений искусства, желание проявить результаты воображения и фантазии в различных культурных и социальных целях.

    Основная цель творческой активности — самовыражение, ведь именно эту цель преследуют как тщеславные, так и менее тщеславные творцы прекрасного. Об этом говорит в своих работах доктор педагогических наук, профессор, В.И. Андреев. Он пишет: "неотъемлемым атрибутом творчества следует считать критерий развития человека, человеческой личности, человеческой культуры и общества в целом. Другими словами, истинное творчество должно с необходимостью приводить к развитию человеческой личности, развитию человеческой культуры".

    Ряд исследователей (В.Г. Рындак, Ю.Л. Кулюткин. А.Л. Шнирман и др.) человеческое творчество рассматривает в аспекте самореализации человека творца, проявлении его высших потенций, высшей формы деятельности человека; как процесса достижения результата, в котором личность реализует и утверждает, свои потенциальные силы и способности и в котором она сама реализуется.[5]

    Г.С. Альтшуллер – советский ученый, разработавший ТРИЗ (теорию решения изобретательских задач), а так же ТРТЛ (теорию развития творческой личности), выделил поэтапную структуру процесса творческой активности, суть которой заключается в следующем:

    • появление потребности самовыражения; (у творца развивается непреодолимое желание рассказать человечеству о чем то, крайне — важном и для него необходимом);

    • период самоактуализации (творец, занимаясь самоанализом, выбирает точное направление своей деятельности);

    • период фантазирования и внутренней мотивации (творец воображает себе, как процесс создания того или иного произведения, так и его результаты. Именно воображение результатов является одним из важнейших факторов, побуждающих к творческой активности).

    По мнению английского психолога Г. Уоллеса, в исследовании творческой активности последних лет особую роль придают воображению, гибкости ума, дивергентному мышлению, а так же внутренней мотивации. Ученый считал, что наиболее активным методом стимуляции творческой активности является метод «мозговой атаки» и синектика (актуализация интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в группах). Оба метода активно применяются и в системе творческого образования в нашей стране, например, в такой простой форме, как обсуждение общей концепции будущего мероприятия и т.д. Так же стоит отметить, что чаще всего, после использования данных методов, как правило, требуется долгий процесс спокойных размышлений на заданную тему, так сказать накопление, которое впоследствии порождает нечто небывалое, выстраданное..
    1.2. Культурно-досуговая деятельность, как средство повышения уровня творческой активности студентов ссуза
    Понятие "культурно-досуговая деятельность" вошло в оборот сравнительно недавно, с начала 80-х гг. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности.

    Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой. Поэтому культурно-досуговая деятельность рассматривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художественного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности.

    Изученим понятия культурно-досуговая деятельность в нашей стране занимаются М.И. Аксютик, Л.В. Каралькова, Л.И. Козловская, О.В. Рогачева, Е.В. Рябова и др.[28]

    Социально-культурная деятельность — это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по оседанию, освоению, сохранению, распространению ценностей культуры.

    Для того, что бы определить основные направления социокультурной деятельности, как одного из важнейших методов стимулирования развития творческой активности учащейся молодежи, рассмотрим ее основные задачи:

    1. Формирования общественного сознания (информирование;разъяснение; комментирование; и др.).

    2.Вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности (включение в различные формы непрерывного просвещения; привлечение к разным видам любительского творчества; приучение к выполнению общественно культурных функций; самоорганизация; самоуправление; самообразование; игра и т.д.)

    3. Стимулирования социально-культурной активности (положительный пример; соревнование; требование; и др.).

    1. Методы формирования общественного сознания:

    -информирование;

    -разъяснение;

    - комментирование;

    -обобщение;

    -внушение;

    - заражение;

    -убеждение.

    2. Методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности:

    - включение в различные формы непрерывного просвещения;

    - привлечение к разным видам любительского творчества;

    - упражнение;

    - приучение к выполнению общественно культурных функций;

    - самоорганизация;

    - самоуправление;

    - самообразование;

    - самообслуживание;

    - игра и т.д.

    3. Методы стимулирования социально-культурной активности: - положительный пример:

    - соревнование;

    - требование;

    - общественное мнение;

    - поощрение;

    - перспектива;

    - критика и самокритика.[19]

    Метод СКД -прием, способ воздействия на участников СКД в условиях свободного времени с целью формирования общественно ценных качеств личности. Метод - способ целенаправленного воздействия на объект. Существует несколько групп методов СКД: - воспитательные - убеждение, внушение, поощрение (в СКД - метод морального поощрения), наказание, пример… - просветительные - изложение, комментирование, разъяснение, иллюстрирование, демонстрация, тренаж… - исследовательские - наблюдение, опрос, анализ, обобщение, эксперимент, адаптация… Изучение досуговых интересов и потребностей населения. Создание реальной возможности для проявления инициативы и самодеятельности, культурно-досуговой активности людей. Умелая организация актива. Преемственность и согласованность действий. Контроль за осуществлением деятельности. Особенности организации воспитательного процесса в новых условиях хозяйствования. Оперативная и объективная информация на каждом из этапов деятельности. Использование передового опыта и совершенствование педагогической технологии. Методы социально-педагогического влияния на досуг. Субъектно-объектная связь в социально-педагогических методах. Психологические и педагогические их виды (в первом случае обращение в основном к эмоциям, во втором - к разуму). Взаимообусловленность этих видов. Метод наследования (культивирования)- идейно-нравственная, эстетическая и др. установка, общепринятая норма, правило. Обычай - продиктованный традицией вариант "механического" поведения в стереотипных ситуациях. Значение их в стабилизации материального и духовного достояния, человеческих взаимоотношений, воспитании молодежи. Консерватизм традиций и обычаев, позитивные и негативные стороны этого свойства Возрождение традиций и обычаев в современном массовом досуге (возрождение исконного праздничного календаря и т.п.). Метод внушения - восприятие объектом информации без осмысления се. Использование этого метода в оздоровительных целях, в спорте, искусстве, педагогике, пропаганде и агитации, в достижении эффекта гипермнезии (сверхзапоминания). Метод зараженности, т.е. гипертрофированного возбуждения в массе людей "стадного чувства", полной отключенности от личного отношения к окружающему (паника, общий экзальтированный восторг и т.п.). Разные стадии зараженности: от подражания, моды до всеобщей исступленности. Широкое применение данного метода в практике современного масскульта, в утверждении его "звезд" и "кумиров". Реальность возникновения в "толпе" нездорового ажиотажа, массовых психологических вывихов, вспышек агрессивности при использовании заражения без должной его организации. Социально-педагогический метод убеждения - способ сознательного освоения объектом сообщаемых ему знаний, внушаемых чувств Неопровержимость аргументации, логичность изложения информации, авторитет субъекта как важнейшие предпосылки действенности процесса убеждения. Вербальный характер этого метода. Приоритетность его в политике и рекламе. Метод примера - убеждения на наглядных образцах. Достоинства его: сочетание рационального и эмоционального, доступность восприятия Широкое применение примеров в агитации. Метод организации поведения, упражнения, тренинга Его суть - сознательное целеустремленное накопление объектом личного опыта. Обучающие и воспитывающие упражнения, их общее и особенное. Особая приближенность этого метода к специфике досуга, к его деятельному характеру. Методы поощрения и порицания. Требования к ним: обоснованность, опора на общественное мнение, оперативность, гласность, эмоциональное оформление. Выборочное и комплексное использование социально-психологических методов, их разновидностей в зависимости от целей и задач воздействия, особенностей объекта, среды его обитания, ситуаций, в которых он находится. Изучение досуговой аудитории. Теоретический и эмпирический подход в исследовании, необходимость их сочетания. Принцип репрезентативности выбора объекта. Основные этапы изучения: определение целей и задач, рабочих гипотез предпринимаемой акции; сбор необходимой информации, эмпирического материала; систематизация и анализ полученных данных, формулирование предварительных выводов, их проверка и завершающая корректировка. Способы социально-педагогического изучения аудитории. Наблюдение (включенное, невключенное, систематическое, эпизодическое, сплошное, выборочное). Беседа как метод изучения объекта. "Свободная" беседа и программированная. Интервью, его особенности. Экспериментальный способ зондирования досуговой общности. Объект базовый и контрольный. Другие способы исследования аудитории: контент-анализ, изучение документов, зрительские, читательские, научно-практические, отчетные и другие конференции.[34]

      1   2   3


    написать администратору сайта