Главная страница
Навигация по странице:

  • В результате анкетирования были полученные следующие результаты

  • 2.2. Методы и приемы работы со студентами для развития творческих способностей

  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Мальцева И.А. МДЮД-181 ЗФО_05.04.2022 (МиТДЮД) (1). Теоретические аспекты развития творческой активности учащейся молодежи


    Скачать 103.08 Kb.
    НазваниеТеоретические аспекты развития творческой активности учащейся молодежи
    Дата09.06.2022
    Размер103.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМальцева И.А. МДЮД-181 ЗФО_05.04.2022 (МиТДЮД) (1).docx
    ТипДокументы
    #580724
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава 2. МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ГПОУ «КЕМЕРОВСКИЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» ИМЕНИ В.И. ЗАУЗЕЛКОВА.

    2.1 Психолого-педагогическая характеристика учащейся молодежи ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В.И. Заузелкова
    К числу учащихся ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В.И. Заузелкова. относятся молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет. Данная возрастная разбежка объясняется возможностью получения образования как на основе базового, так и общего среднего образования. Именно поэтому, категория учащихся колледжа охватывает две возрастные группы – подростков и молодежь. Рассмотрим специфические особенности каждой категории отдельно и общие характерные черты учащихся на примере учащихся одной группы.

    Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Примерно к 11 годам у детей проявляются новые возрастные потребности в формировании целостной идентичности образа своего “Я”, самостоятельности и независимости. Социальная ситуация психического и личностного развития включает различные переживания.

    С одной стороны, в это время интенсивно идет физиологическое развитие (стремительный рост тканей и систем организма, увеличение массы тела ребенка и т. п.), проходит гормональная перестройка, происходит половое созревание. Эти процессы во многом влияют на появление у подростков чувства тревоги, ранимости, уязвимости, напряженности. Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, они сопоставляют свое развитие с развитием товарищей.

    В тоже время биологическое созревание способствует изменению в познавательной сфере и развитию самосознания, определяет возникновение у них устойчивого стремления к проявлению независимости, самостоятельности.

    С другой стороны, подростковый возраст – завершающий этап первичной социализации. В качестве основных институтов социализации, прежде всего, выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя. Очень часто родители и учителя, существенным образом не признают возрастных потребностей подростков и не меняют своего отношения к ним, то есть относятся к подростку по-прежнему, как к ребенку. Это и вызывает одно из важнейших противоречий подросткового возраста, которое во многом определяет характер социальной ситуации развития. Подростковый возраст часто называют трудным и кризисным. Это связано с обострением в этот период противоречий. Важнейшими источниками противоречий являются бурное физическое развитие, половое созревание и психические изменения, вызывающие появление чувства взрослости. В результате у подростка формируется стремление лучше изучить себя и утвердить свое «Я», но используемые при этом способы не всегда дают желаемый результат. При нормальном развитии подросток долженпонять, что он не чья-то копия и что побуждения его или ее исходят не извне, а изнутри. Другими словами, для подростка оказывается крайне важным развить свою собственную идентичность. Для достижения такой цели подросток должен принимать решения, которые отличались бы от целей родителей, просто для того, чтобы понять: он может порождать собственные идеи. Внутренняя потребность в этом начинает находить выражение у людей в нашем обществе где-то между одиннадцатью и шестнадцатью годами. В своей основе это вполне нормальное и положительное явление, означающее, что ребенок взрослеет, а отнюдь не то, что он или она ненавидит родителей или становится хуже.[27]

    Если ведущим видом деятельности младшего школьника была учебная, и существенные изменения в психическом развитии были связаны с нею, то у подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Д.Б. Эльконин считает, что ведущим видом деятельности у подростков является интимно-личностное общение. По мнению Д.И. Фельдштейна, важное значение для подростка имеет общественно-полезная деятельность, благодаря которой он реализует свои стремления к самостоятельности и самоутверждению.

    Усложняют результат и ряд внешних факторов: многопредметность и усложнение учебной деятельности, которая уже не является ведущим видом деятельности в психическом развитии; отсутствие единых требований учителей; отсутствие понимания со стороны родителей и других взрослых людей тех внутренних процессов, которые переживает подросток. Противоречивость возраста также выражается в том, что, с одной стороны, подросток стремится к признанию, к позитивному оцениванию его другими людьми. А с другой стороны, часто проявляет негативизм, критикуя принятые социальные нормы и подвергая сомнению авторитет взрослых. Во многом же кризис подросткового возраста объясняется уникальной и сложной жизненной ситуацией человека в этот период: он уже не ребенок, но его еще не считают взрослым.

    По мнению Л.С. Выготского, центральным новообразованием подросткового периода является чувство взрослости (отношение подростка к себе, как к взрослому).

    Т.В. Драгунова считает, что взрослость подростка проявляется:

    • в подражании внешним проявлениям взрослого;

    • в стремлении сформировать качества взрослого;

    • в сотрудничестве с взрослыми, которым доверяют.

    Важным новообразованием является самостоятельность подростка, стремление быть независимым от взрослых, самому принимать решения по всем вопросам взаимодействия с другими людьми. Доуван и Адельсон определяют поведенческую самостоятельность как то, что подросток может сделать по-своему, и оценивают ее, исходя из анализа тех решений, которые подростки могут принимать в повседневной жизни без апелляции к родительскому авторитету.[20]

    Развитие абстрактно-логического мышления означает появление не только нового интеллектуального качества, но и новой потребности. У подростков появляется непреодолимое тяготение к абстракции, теоретизирование становится насущной психологической потребностью. Ребята готовы часами спорить об отвлеченных предметах, о которых они ничего не знают. А также вследствие этого новообразования возникает комбинаторика мышления – способность при решении любых задач видеть не одно решение, а несколько путей решения.

    Следует не забывать, что самовоспитание по сути своей – добровольное дело. Нельзя требовать от подростков обязательного участия в нем. Педагог лишь предлагает какую-то область, в которой ребята могут ставить себе самозадачи. Иногда подростки не желают широкой огласки вопросов, связанных с целями, которые они ставят перед собой в процессе самовоспитания. Это обусловливает необходимость проведения с ними соответствующей индивидуальной работы.

    Наше исследование проходило на базе ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В.И. Заузелкова. Средний возраст учащихся составляет от 14 и старше, что совпадает с пубертатным периодом развития личности. Также нужно отметить, что поступление в стены колледжа, как правило, обеспечивает отъезд из родительского дома и начало «самостоятельной» жизни. В основном это люди, обладающие творческими задатками, стремящиеся их развить. Однако надо понимать, что даже всецелое поглощение творчеством, совсем не говорит о том, что учащиеся будут проявлять творческую активность. Да и каким-либо насильственным образом, данную ситуацию не изменить, ведь нельзя же себе представить насильственное побуждение к активности, как, впрочем, и к творчеству. Для того, что найти возможные варианты решения данного вопроса, нами было проведен ряд исследовании, на базе ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В.И. Заузелкова. Целью исследования стало изучение изменения степени активности учащихся колледжа. Для полного представления картины, отображающей степень активности учащихся, мы обратились за помощью к преподавателям колледжа. Уж кому как не им, с высоты педагогического опыта, рассмотреть и дать фундаментальный анализ данной проблемы, а главное сравнить, как изменился уровень активности учащихся за последнее время. Для этого был проведен письменный опрос преподавателей колледжа, в котором приняло участие 14 человек. В нем мы просили сравнить разные поколения выпускников колледжа, оценив их творческую активность по 10-ти бальной школе. Педагогам необходимо было поставить напротив года выпуска соответствующую их активности цифру. В итоге, были получены следующие результаты (опрос проводился по последнему 10-летию, т.е. с 2010 по 2011 год): 2011 год выпуска — 8 баллов; 2012 год выпуска — 10 баллов; 2013 год выпуска — 9 баллов; 2014 год выпуска — 7 баллов; 2015 год выпуска — 5 баллов; 2016 год выпуска — 6 баллов; 2017 год выпуска — 4 балла; 2018 год выпуска — 3 балла; 2019 год выпуска — 1 балл; 2020 год выпуска — 2 балла.

    Таким образом, мы можем наблюдать очевидный спад творческой активности учащихся колледжа искусств на протяжении последнего 10-летия. Наглядно оценить картину поможет график, приведенный чуть ниже.

    Во-вторых, для изучения данной проблемы, были проведены устные опросы — беседы с педагогами колледжа. В результате выяснилось, что все без исключения считают, что нынешнее поколение учащихся гораздо менее активно, нежели их предшественники. Педагоги высказали мысль, относительно посредственного мышления учащихся, отсутствия склонности к самоанализу, нежеланию самосовершенствоваться, что в конечном итоге приводит к отсутствию стремления к творческой активности. Вот как сказала один из педагогов Цикловой комиссии «Режиссура народных праздников и обрядов» А. И. Буйко: «Большинство учащихся игнорируют проблему отсутствия творческой активности, по той простой причине, что этой инициативы у них никогда и не было. Жаль только, что именно от их личной творческой инициативы зависит 50% профессионального успеха. Профессия педагога творческого учреждения культуры в настоящее время сводится к постоянному убеждению учащихся самостоятельной работать над собой, активно творить, не боясь быть непонятым».

    В-третьих, задумавшись над тем, а не может ли мнение преподавателей колледжа быть субъективным, я решила провести небольшой опрос выпускников колледжа различных лет. Благо современные социальные сети позволяют без труда находить выпускников колледжа разных годов выпуска.

    Итак, по средствам уже упомянутых социальных сетей удалось найти 55 выпускников ГПОУ «Кемеровский коммунально-строительный техникум» имени В.И. Заузелкова. Всем этим людям было предложено заполнить анкету одинакового образца. Основными вопросами в анкете были такие вопросы как:

    1. Сколько времени в день вы уделяли на самоподготовку в годы обучения в колледже?

    2. В скольких конкурсах вы приняли участие во время учебы в колледже?

    3. Какие кружки, и в каком количестве вы посещали?

    4. Как часто вы посещали общегородские концерты и спектакли?

    В результате анкетирования были полученные следующие результаты:

    Если выпускники 2010 года в общей сумме уделяли самоподготовке по 2 часа в день, приняли участие в более чем 10 различных конкурсах и фестивалях, посещали в среднем по 2 кружка каждый и с периодичностью 2 раза в месяц посещали различные мероприятия, то уже выпускники 2018 года уделяли самоподготовке в среднем по часу и 10-15 минут, выпускники 2011года на самоподготовку уделяли менее часа в день. Заметно снизилось и количество посещаемых кружков в 2018 году — в среднем по одному, в 2019 так и вовсе половина выпускников не посещала ни один из предлагаемых кружков. Заметно снижается так же и количество посещенных концертов, спектаклей, выставок. Хотя, в данном вопросе не маловажную роль сыграло и подорожание цен на билеты, а так же тот факт, что была отменена система бесплатных абонементов, которые еще до 2012 года выдавались учащимся (в определенном количестве) совершенно бесплатно.

    Возникает вопрос: «А не является ли такое поведение следствием плохого воспитания, как принято сейчас говорить морального разложения личности?». Мое личное мнение – «Нет». И вот основные причины, которые, на мой взгляд, повлияли на развитие данной проблемы:

    1. Демографический кризис. Если ранее на творческие специальности неизменно при поступлении наблюдался конкурс, то последнее время наблюдается недобор. Иными словами в колледж приходят заведомо люди, которые в 40 % случаях не совсем убеждены в том, что хотят посвятить свою жизнь творчеству и искусству. Получается, что многие из учащихся даже толком и не знакомы со спецификой работы в данном направлении.

    2. Большая социальная занятость всего современного общества в целом и учащихся колледжа в том числе. Работая в любом учреждении образования, преподаватели и учащиеся сталкиваются с большим количеством различного рода социально значимых мероприятий. Они имеют как благотворительный, так и коммерческий характер и при этом требуют на свою подготовку большого количества времени. Что же тут плохого, спросите вы? Все дело в том, что занятость в такого радо мероприятиях и проектах, связана с развитием навыков коммуникабельности, активности, способствует развитию человека, как социального индивида, но напрочь убивает всякое творческое начало.

    3. Современное развитие средств связи и коммуникации, массовое компьютеризирование. Как известно занятие творчеством — процесс в первую очередь, связанный с живым действием и ловом. В деле творческой активности учащейся молодежи столь активное увлечение современными техническими средствами — главнейший враг. И только лишь по той причине, что компьютерное общение отнимает время на непосредственный контакт людей «вживую». Да, на дворе XXI век — время технического прогресса, но именно поэтому мы сейчас наблюдаем острый недостаток живых эмоций, без которых творчества как такого нет и быть не может.

    Исходя из результатов данного исследования, становиться понятно, что существует довольно серьезная проблема. При этом стоит понимать, что если не исправить данную ситуацию в рядах учащихся колледжа, то есть людей, которые выбрали профессией — занятие творчеством и искусством, привить или развить творческую активность иным категориям людей будет просто невозможно. Именно поэтому, мы считаем необходимым целенаправленно развивать творческую активность, стимулировать её проявления, используя для этого различные методы и подходы. Настает время, когда, жизненно важным становиться наша заинтересованность в нахождении путей решения данной проблемы. Правда для этого стоит, так же, подробнее изучить все условия возникновения творческой неактивности, ее природу и так далее.

    2.2. Методы и приемы работы со студентами для развития творческих способностей
    Содержание, формы, средства и методы культурно-досуговой деятельности.

    Успех культурно-досуговой деятельности зависит от того, насколько интересно и разнообразно содержание его деятельности.

    Содержание деятельности определяется интересами и запросами аудитории; событиями, происходящими в стране и за рубежом; спецификой развития и проблемами региона, в котором находится клубное учреждение; обычаями и традициями, бытующими в данной местности; знаменательными и памятными датами в жизни общества; календарем государственных праздников; годовым кругом народных праздников; уровнем профессионализма работников клубного учреждения, его материально- техническими и финансовыми возможностями.

    Содержание культурно-досуговой деятельности должно обязательно облекаться в определенную форму. Формы работы клубных учреждений – это способы реализации содержания их деятельности, а также способы и приемы организации клубной аудитории.

    По способам реализации содержания культурно-досуговой деятельности мы различаем лекции и беседы, диспуты и вечера вопросов и ответов, дискотеки и шоу-программы и т. д.

    В зависимости от способов организации клубной аудитории формы

    бывают индивидуальные, групповые и массовые.

    Индивидуальные формы (беседы, консультации и др.) используются, в основном, в работе школ, студий, народных университетов.

    К групповым формам работы относятся, прежде всего, клубные объединения, кружки и коллективы самодеятельного художественного творчества, а также мероприятия, носящие камерный характер (вечера-кафе, дискуссионные формы, литературно-музыкальные и поэтические вечера и т.п.).

    Массовые формы работы предполагают включение в действие большого числа участников (народные гуляния, балы, маскарады, шоу, дискотеки и др.).

    При использовании различных форм работы необходимо учитывать одно непременное условие: форма должна соответствовать содержанию, чтобы оно могло раскрыться наиболее полно.

    Содержание деятельности, заключенное в ту или иную форму, невозможно реализовывать без использования определенных средств. Средства – это основные инструменты, с помощью которых осуществляется социально-культурная деятельность, своеобразный «механизм» доведения содержания деятельности до аудитории. Остановимся на средствах культурно-досуговой деятельности. Они делятся на:

    Художественно-выразительные средства: живое слово, музыка, хореография, вокал, драматургия;

    Изобразительные средства: оформление клубного пространства (сцены, зала, фойе, вестибюля, кружковых комнат и т.п.);

    Технические средства: световая, аудио и видеоаппаратура;

    Материальные средства: оборудование, инвентарь, музыкальные инструменты, канцелярские принадлежности, поделочные материалы (ткань, бумага, дерево, металл, глина, краски, пластилин и т.п.);[35]

    Финансовые средства.

    Основное место занимают средства массовой информации, которые делятся на печатные и электронные. Они являются основным источником информации о событиях в мире политике, экономики, социальной сферы, науки, культуры, образования, спорта, шоу-бизнеса, используемой в культурно-досуговой деятельности.

    В неразрывной связи с формами и средствами находятся методы культурно-досуговой деятельности.

    Методы – это пути достижения поставленной цели, способы и приемы практической реализации деятельности.

    Первая группа методов, используемая при осуществлении культурно- досуговых программ – это, так называемое, родовые методы, которые включают в себя: метод театрализации, метод иллюстрирования, метод игры. Предназначение этих методов – предельно донести информацию заложенную в программе, добиться эмоционального восприятия действия и включить в нег аудиторию.

    Метод театрализации предполагает использования в досуговых программах приемов драматургии.

    Драматургия – это выстраивание сюжетно-образного решения досуговой программы. Но если в театральном спектакле в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса, то в культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных героев, в том числе и аудитории. В первом случае режиссер идет от пьесы к жизни, во- втором наоборот – от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическим средствами.

    Суть метода иллюстрирования состоит в основной организации содержания информационного материала досуговой программы с помощью показа в какой-либо форме. Использование этого метода позволяет информации стать зримой.

    При этом иллюстрирование не просто вносит элемент художественности в содержание досуговой программы, а развивает, углубляет, конкретизирует это содержимое. Сложилось два иллюстрирования: наглядное и художественное. При наглядном иллюстрировании используются репродукции, фотографии, кадры документального кино, книжные и иные выставки, слайды. Художественное иллюстрирование предполагает использование средств искусства: хореографии, музыки, художественного слова, отрывков из спектаклей и художественных фильмов.

    И наконец, третьим родовым методом культурно-досуговой деятельности является метод игры. Игра здесь выступает как способ активизации аудитории. В процессе игры лучше усваивается содержание досуговой программы, устанавливается межличностное общение зрителей, появляется возможность самореализации и самоутверждения её участников.[4]

    Другие методы, используемые в культурно-досуговой деятельности, не относятся к родовым, а привнесены из других областей знаний: социологии, педагогики, психологии. Например, при планировании работы с конкретной аудиторией используются различные методы её изучения – методы социологического исследования. К ним относятся:

    опрос: устный (интервью, беседа), письменный (анкетирование, тестирование);

    наблюдение (включенное и не включенное) систематическое, случайное и т.д.;

    контент-анализ;

    метод социометрии.

    И, наконец, в практике культурно-досуговой деятельности широко используются различные методы обучения и воспитания, особенно при работе с самодеятельным коллективом.

    Можно обратиться к самым современным формам работы, использовать все многообразие средств, но если при этом не знать, во имя чего и в какой логической последовательности действовать, что хотелось бы получить в итоге, вряд ли можно достигнуть положительного результата.

    Итак, любая деятельность должна иметь результаты. Чтобы добиться результата необходимо:

    • правильно поставить цель и определить задачи, которые обуславливают эту цель;

    • определить, в какой логической последовательности действовать;

    • выявить формы, способы и приемы, используемые для достижения результата.

    Все это составляет основу методики. Методика – это систематизированные знания об организации процесса и целесообразных способах достижения результата, это конструирование и организация (реализация) какой-либо деятельности.

    Существуют различные уровни методики. При употреблении понятия

    «уровни методики» имеется в виду разномасштабность практической деятельности, точнее, различный масштаб ведения процесса.

    Уровень, когда просматривается весь процесс в целом, соответствует общей методике; отдельные составляющие его части (подпроцессы) – частная методика; конкретизированные формы организации процесса – конкретная методика.

    «Общая методика» – это программа действия в соответствующих условиях. Она включает в себя общие цели и задачи деятельности, основные направления и общий объем её содержания, этапы её осуществления, примерный комплекс средств (форма организации их взаимосвязи).

    Общая методика фактически описывает «желаемое состояние той или иной системы».

    Общая методика подготовки досуговой программы делится на несколько этапов. При этом надо учитывать, что количество компонентов процесса подготовки и проведения досуговой программы зависит от масштабности мероприятия. Праздник города и вечер-кафе – не сопоставимы ни по масштабности, ни по сложности подготовки. И хотя этапы подготовки практически остаются теми же, но по наполняемости отдельными компонентами они будут разными. Посмотреть весь процесс подготовки и проведения мероприятия во всей его сложности можно лишь на примере массовых форм работы: праздника города, карнавала, фестиваля и т.п.

    Первый этап подготовки досуговой программы – этап планирование.

    Он включает в себя:

    создание оргкомитета, куда должны войти люди, реально на что-то влияющие (представители власти, руководители досуговых учреждений, финансисты, спонсоры…);

    создание организационно-постановочной группы, где будут работать специалисты практики (директор программы, сценарист, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, заведующий постановочной частью, администратор);

    постановку цели и прогнозирование результатов (не следует забывать, что культурно-досуговая деятельность – педагогически организованная деятельность или, во всяком случае, должна быть таковой);

    определение формы проведения программы, места и времени;

    разработку подробного плана подготовки и проведения программы, где четко будет обозначено: какие мероприятия надо осуществить, к какому сроку, кто персонально за это отвечает (не следует забывать: когда отвечают все – не отвечает никто).

    Второй этап подготовки досуговой программы – этап написания, обсуждения и утверждения сценария. Сценарий – это подробная литературно-текстовая и организационная разработка содержания и хода программы. В сценарии последовательно излагается художественные и реальные элементы действия; указаны способы перехода от одной части действия к другой (мостики-переходы), иначе нарушается логика изложения материала. В нем приводится примерное содержание импровизированных выступлений гостей; планируется оформление программы, использование музыки, театральных шумов, света, видеоряда (кино, видео, слайдов); обозначаются вставные художественные номера. Разработка сценария начинается с определения темы и идеи, которые служат критерием для отбора нужного материала и диктуют форму реализации программы. Отсутствие тщательно разработанного сценария приводит к отсутствию четкой композиционной выстроенности программы и организационной неразберихе.

    Третий этап подготовки программы самый ёмкий и сложный, - этап осуществления сценария. После того, как сценарий написан и утвержден, появилась возможность определить, какие затраты необходимы для осуществления задуманного. Значит, надо составить смету расходов. Наличие сценария и сметы расходов позволит начать непосредственную подготовку программы. Она включает в себя:

    • работу с творческими коллективами (подбор исполнителей, проведение рабочих репетиций, монтировочных и генеральной репетиции);

    • подготовку сценических площадок, их оформление;

    • подбор и изготовление реквизитов и костюмов;

    • звуковое оформление – поиски музыкального решения замысла программы и работа с техническими средствами;

    • работа над видеорядом (использование кино, видео, слайдов);

    • постановку света;

    • работу с рекламой.

    После осуществления подготовительной работы наступает момент проведения досуговой программы. Её успех зависит от многих факторов: умения организаторов мероприятия создать праздничное настроение; четкой работы режиссера и помощников режиссера, радиста, осветителя, рабочих сцены; готовности творческих коллективов, слаженности работы технических служб и т.п.

    После проведения мероприятия наступает четвертый этап – этап подведения итогов и анализа результатов. Этому этапу, как правило, уделяется недостаточное внимание, а между тем, он очень важен. Во-первых, после окончания мероприятия необходимо привести в порядок территорию, на которой оно происходило. Во-вторых, вернуть владельцам аппаратуру, реквизит, декорации, костюмы, которые брали в аренду. В-третьих, рассчитаться по кредитам, то есть произвести окончательный расчет с гостиницей, если в ней жили приглашенные из другого региона гости, с автотранспортным предприятием за предоставленный транспорт, оплатить работу сценариста, режиссера, художника и т.п., произвести другие оплаты.

    Затем наступает момент обсуждения и анализа проведенной культурно- досуговой программы. В ходе этого обсуждения необходимо выяснить, была ли достигнута поставленная цель или нет, какие принципиальные ошибки были допущены, или, наоборот, что нового и интересного было достигнуто.

    По итогам проведенной программы и её обсуждения необходимо оформить методический материал, куда войдут:

    протоколы заседания оргкомитета;

    план подготовки и проведения программы;

    копия сметы расходов;

    сценарий и монтажный лист к нему;

    эскизы оформления и костюмов;

    образцы рекламы;

    видеоматериал (фотографии, видеосъемки);

    отзывы средств массовой информации и зрителей;

    протоколы или иные документы с материалами обсуждения анализа проведенного мероприятия.

    Овладение методикой подготовки и проведения массовых форм досуговой деятельности определяет уровень технических организаторских способностей специалистов культурно-досуговых учреждений, позволяет проверить правильность технологического процесса, так как массовые формы являются самыми трудоемкими и сложными в организации и проведении. Методика подготовки и проведения массовых форм досуга включает в себя систему знаний: о формировании содержательной насыщенности мероприятия, о характере, специфике, приемах эмоционального воздействия и способах их применения. Здесь можно выделить 2 критерия: содержание и художественность (драматургическая организация материала).

    В каждой массовой форме имеются 4 основных компонента методики:

    • содержание;

    • композиция;

    • набор средств художественного воздействия;

    • аудитория, и ее расположение в пространстве.

    Массовые формы - театрализованные праздники, зрелища, представления, обряды, торжественные реквиемы, тематические вечера, яр- марки, шоу-программы, конкурсы, праздник улиц, городов, районов, фестивали, гала-концерты. Они многофункциональны, носят комплексный характер, могут видоизменяться, обретать новое звучание, оттенки, определяемые происходящими переменами в общественной психологии, которое оказывает непосредственное влияние на их подготовку и проведение.

    Подготовительная организационно-методическая работа включает:

    определение формы будущей массовой КДП (культурно-досуговой программы) с ориентацией на определенную аудиторию;

    специфику режиссуры;

    написание режиссерского сценария;

    уточнение и утверждение программы на художественном совете;

    распределение функций каждого специалиста в целях обеспечения четкой организации подготовки и проведения программы;

    составление сметы расходов, которая контролируется членами совета культурно-досуговых учреждений.

    Успех программы во многом зависит от того, насколько точно учитываются социально-психологические механизмы работы с людьми, эмоциональный настрой ее организаторов.

    Важную роль в методике подготовки и проведения программы играет группа технического и экономического обеспечения, которая осуществляет звуковое и световое оформление, транспортное обеспечение; группа материального и хозяйственного обеспечения, которая организует питание, торговое обслуживание; группа, обеспечивающая охрану порядка и медицинское обслуживание.

    Условия эффективной подготовки проведения массового досуга:

    четкое осмысление и понимание цели всеми участниками;

    анализ вида, типа и жанра массовой формы;

    создание организационно – педагогических условий для осуществления сценарии и режиссёрского замыслов программы:

    органическое соединение всех средств и приемов, обеспечивающих единый познавательный, ценностно-ориентационный коммуникативный процесс;

    выбор рациональных методов организации аудитории, для которых он проводится, обеспечение максимальной активности зрителя.

    Каждая массовая форма (культурно–досуговая программа) имеет свою специфику. Среди них наиболее ответственны по подготовке, сложны по своей структуре театрализованные праздники и обряды, т. к. участие в них поможет удовлетворять различные общественные материальные и духовные потребности, побуждающие к деятельности. При этом специалистам надо знать историю возникновения и развития праздников, их специфические черты, присущие им в современном обществе. Содержательную основу, подготовку и проведение составляет событие, которому он посвящен. Раскрыть значимость события, донести его до зрителей - цель, стоящая перед специалистами.[21,22]

    Среди массовых форм наиболее популярными и действенными остаются тематические вечера, которые классифицируются по признакам:

    по содержанию;

    по драматургической композиции материала (митинг, вечер дружбы, вечер отдыха);

    Плохо проведенные тематические вечера создают отрицательные эмоции, чувства неудовлетворенности, недовольство. Отсюда следует вывод, что не следует гнаться за количеством проводимых мероприятий, а в первую очередь добиваться их качества, глубокого эмоционального воздействия; не только сопереживания, но и деятельного сотворчества (зритель становится участником: поет, танцует, играет).

    В последние годы одной из наиболее серьезных социальных проблем становится проблема нарастающей наркотизации детей, подростков и молодежи.

    Несмотря на усилия специалистов число потребителей наркотиков в настоящее время продолжает расти, а средний возраст их уменьшается. Рост количественных показателей изменил ситуацию на качественном уровне - в подростковой и молодежной среде сформировалось лояльное отношение к употреблению наркотиков. К сожалению, это стало социально приемлемой формой поведения подростков и молодежи.

    Это, в свою очередь, вновь приводит к очередному «витку» количественных показателей. Доля потребителей наркотиков среди подростков и молодежи столь велика, что сегодня невозможно выделить их в отдельную социальную группу. Употребление наркотиков превратилось в массовое и обыденное явление.

    За счет этого неэффективными оказались средства профилактики, основанные на противопоставлении потребителей наркотиков всем остальным социальным группам. Традиционный взгляд на проблему потребления наркотиков у многих специалистов, работающих с подростками, был таков: как и при любом другом заболевании достаточно вызвать «врача» и он обеспечит «лечение» отдельного ребенка или исправит неблагополучную ситуацию в целом учреждении.[10,11]

    На сегодня наиболее приемлемый путь решения проблемы употребления наркотиков подростками и молодежью - это путь поиска добровольных помощников, вовлечение в активную профилактическую деятельность представителей всех социальных групп: родителей, специалистов, представителей СМИ, студенческой молодежи и подростков.

    Большую часть информации о наркотиках подростки получают от своих друзей и сверстников и доверяют ей гораздо больше, чем нудным рассуждениям взрослых о вреде наркотиков, а если лидер молодежной группы предлагает свою версию, то его мнение полностью усваивается окружением, так в отдельной молодежной группе формируется отношение к проблеме.

    Таким образом, возникает необходимость в подготовке подростковых и молодежных лидеров, которые могут формировать негативное отношение к употреблению наркотиков в подростковой среде. В этих целях разрабатывается программа «Ровесник - ровеснику». Задача участников программы - подростков 13-18 лет, учащихся старших классов, лидеров детских и молодежных общественных организаций (ДМОО), клубов по месту жительства - научиться показывать на собственном примере возможности полноценной и интересной жизни без наркотиков, уметь противостоять им — сказать: «Нет», когда предлагают, а также выявлять и оказывать помощь ребятам с проблемами, связанными с употреблением наркотиков. Многие подростки могут и хотят активно противостоять

    «моде» на употребление наркотиков, создавая альтернативу.

    Цели волонтерского движения: формирование у молодежи негативной установки на употребление психоактивных веществ, как способа решения своих проблем или проведения досуга, ориентация на позитивные ценности через вовлечение молодежи в работу по профилактике наркомании.

    Задачи волонтерского движения:

    1. Создание и развитие волонтерского движения по профилактике наркомании.

    2. Мониторинг уровня и качества информированности учащихся о проблемах, связанных с распространением наркотиков, эффективности работы волонтеров.

    3. Формирование в студенческой и школьной среде ценностей молодежной культуры, направленных на искоренение социально опасных привычек.

    4. Организация мероприятий способствующих ориентации молодежи на здоровый образ жизни.

    5. Формирование у школьников общеобразовательных учреждений и студентов способности преодолевать жизненные проблемы без употребления психоактивных веществ.

    6. Привлечение к профилактической работе родителей, школьников и студентов, педагогов.

    7. Разъяснение необходимости анонимного лечения от наркомании на ранних этапах болезни.

    8. Создание на территории учебных заведений края силами учащихся «Зон, свободных от наркотиков».

    Из целей и задач волонтерского движения вытекают самые разнообразные методы работы волонтеров с молодежью, направленные на оздоровление молодежной среды и профилактики наркотической зависимости:

    проведение лекций, бесед по антинаркотической тематике, о последствиях употребления психоактивных веществ, как на базе штаба-школы волонтерского движения так и в других учебных заведениях;

    проведение «круглых столов» с привлечением специалистов;

    работа «телефона доверия», оказание консультативной помощи, психологической поддержки;

    организация и проведение антинаркотических акций, конкурсов плакатов, тематических выступлений команд КВН, студенческих театров и агитационных бригад;

    проведение тренингов, мастер-классов и деловых игр, направленных на усиление личностных ресурсов;

    организация клубов общения;

    подготовка тематических теле- и радиопередач, публикация статей в газетах и журналах краевого и муниципального уровней;

    подготовка и выпуск тематической печатной продукции;

    проведение профилактической работы в школьных и детских дошкольных учреждениях.

    работа на дискотеках и в компьютерных клубах;

    работа с трудными подростками, включая посещение инспекции по делам несовершеннолетних и воспитательных колоний для несовершеннолетних;

    проведение маркетингового исследования отношения молодежи к употреблению психоактивных веществ;

    работа на игровых и спортивных площадках по месту жительства, в лагерях дневного пребывания, летних оздоровительных лагерях, в том числе на летней тематической смене «Школа волонтеров»;

    работа с подростками в детских домах;

    «вербовка» (активное привлечение) новых членов волонтерского движения.[6,13]

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Динамизм, присущий современному развитию цивилизации, рост социальной роли личности, гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологии во всем мире - все это обуславливает необходимость преобразования образовательной системы.

    В условиях радикальных реформ образования на первый план выступает формирование не только традиционных знаний, умений и навыков, но и развитие мышления, творческих способностей, исследовательских навыков.

    1. Большинство методистов указывают на то, что использование на уроках творческих задач позволяет не только повысить уровень знаний студентов за счет активизации их учебно-познавательной деятельности, но и способствует развитию их творческих способностей. Возможность и целесообразность использования творческих задач на уроках подтверждается педагогической практикой. Правильный подбор и методика постановки таких задач предоставляет учебном занятию естественности и совершенства. Результатами выполняемых исследований, имеет место при решении такого типа задач, становится новый для субъектов обучения и развития идеальный продукт в виде новых знаний. Отсюда следует, что деятельность студентов при решении творческих задач является творческой и, конечно же, способствует развитию их творческих способностей. Если еще в колледже студент овладевает различными методами решения творческих задач, то это непременно поможет ему при обучении в ВУЗе, ведь освоенные приемы и методы можно применять к различным наукам.

    2. Внеурочная и самостоятельная работа имеет значительные возможности для организации творческой деятельности студентов, которая способствует развитию их творческих способностей. На этих занятиях можно осуществлять постановку и решение любого типа творческих задач и выполнять другие работы творческого характера. Виды занятий, которые существуют во внеурочной и самостоятельной работе, в большей степени могут удовлетворить запросы студентов как по выбору объектов творчества, так и по выбору формы работы (индивидуальной или групповой). Понятно, что все навыки, которые сформируются у студента во время самостоятельной работы, знания, которые он получит, творческие способности, которые он разовьет, помогут ему во время учебы.

    3. Приобретенные студентом навыки и развитые способности на лабораторных работах в колледже пригодятся ему при выполнении лабораторных работ по различным дисциплинам.

    4. Все, что включает в себя научно-исследовательская работа студентов, это несомненное основание для успешной работы по написанию рефератов, курсовых, дипломов в колледже.
    1   2   3


    написать администратору сайта