Теоретические и политико. Теоретические и политикоправовые аспекты реализации государственной стратегии национальной политики Основные понятия и термины, используемые при изучении национальной политики
Скачать 50.48 Kb.
|
Теоретические и политико-правовые аспекты реализации государственной стратегии национальной политики Основные понятия и термины, используемые при изучении национальной политики Политика как сфера принятия управленческих решений не может существовать в отрыве от общественного и научного дискурса. В этой связи, развитие научного дискурса относительно объектов мира, которые одновременно являются и объектами политического управления, способно оказывать значительное влияние на политическое видение этих объектов, а, следовательно, на способы и методы управления данными объектами. Так, например, распространение расовых теорий оказывало непосредственное влияние на внешнюю и внутреннюю политику государств в отношении «небелого» населения и территорий, на которых это население проживало. Распространение того или иного понимания сущности таких явлений как этнос, нация, этничность способно оказывать непосредственное влияние на проводимую государством политику. В настоящее время в сфере национальной политики теорией и практикой выработано множество понятий и определений, которые используются как в обиходе между специалистами, так и закреплены в соответствующих нормативных актах. Анализ научной литературы и нормативной базы государственной национальной политики позволяет выделить основные понятия, используемые для эмпирических и теоретических исследований, а также правотворчества в сфере национальной политики: «этнос», «нация», «народ», «этничность», «национализм», «шовинизм», «ксенофобия», «межэтнические отношения», «этнический конфликт», «национальная политика». Практически все указанные термины можно использовать в разных смыслах, несмотря на то, что они во многом синонимичны. Термин «этнос» впервые в научный оборот был введен немецким ученым А. Бастианом в XIX в См.: Марков Г.А. Немецкая этнология. М., Гаудеамус, 2004. С. 28. . В отечественной науке первое определение этноса было дано С.М. Широкогоровым в 1923 г. Под этносом автор понимал «группу людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией и отличающих его от таковых групп» Широкогоров С.М. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай, 1923. С. 13.. Наиболее популярным определением термина «этнос», которое использовалось в советской этнологии было определение Ю.В. Бромлея, который рассматривал этнос как «исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую межпоколенную совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксированном в самоназвании (этнониме) Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. С. 57-58. . В Новом энциклопедическом словаре этнос (или этническая общность) определяется как исторически сложившаяся группа людей, обладающих общим самосознанием и самоназванием (этнонимом), общностью происхождения и культуры (чаще всего языка). При своем возникновении этнос связан с определенной территорией, в ходе дальнейших миграций на одной территории живут представители разных этнических групп» Новый энциклопедический словарь. М., 2004. С. 1410.. Таким образом, в качестве признаков, которые образуют сущность этноса выделяется не только общее историческое прошлое и наличие связей, но и общность культуры и языка, общая территория, общность происхождения и наличие этнической самоидентификации представителей этноса. В современном научном дискурсе не существует единой трактовки термина «этнос», и, соответственно, общепринятой концепции этого базового понятия социальной науки. Например, О.А. Макарихина выделяет около 30 различных определений понятия этнос Макарихина О.А. История терминов в истории гуманитарной науки (на примере термина «этнос») // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 1. С. 146.. Подобное разнообразие дефиниций термина «этнос» является естественным и обусловлено спецификой самого объекта, который им описывается. Во-первых, этносу как феномену присуща историческая изменчивость и многообразие форм. Во-вторых, этнос как объект научного исследования невозможно наблюдать как целостное явление, а в процессе его изучения сложно избавиться от субъективных исследовательских коннотаций, связанных с тем, что ученый также является членом того или иного этноса. Тем не менее, термин этнос на данный момент является значимым для большинства социально-гуманитарных наук, в том числе, политологии. В общеупотребительной практике наибольшее распространение получил термин «народ», который употребляется в двух значениях - политическом и этническом. В первом случае, народом называют население того или иного государства вне зависимости от его этнического состава, во втором - историческую общность людей. В научной сфере понятие «народ» используется в основном в этнографии, как синоним слова этнос Малахов В.С. Народ // Новая философская энциклопедия / Инс-т философии РАН. Предс. Науч.-ред. Совета В.С. Степин. 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010. С. 197.. Другой широко используемой научной категорией, близкой к понятию «этнос» является термин «этничность». Данный термин политологией заимствован у западной антропологии в начале 90-х гг. XX в Шакурова Г.Р. Современные подходы к изучению этничности. URL: http://ns-rus.com/podhod-k-identichnosti/ (дата обращения: 29.09.2015). . В отечественной науке это понятие не получило однозначного определения. Выделяется два подхода к трактовке категории «этничность». В рамках первого подхода, этничность выступает эквивалентом этнического как такового, то есть рассматривается как совокупность признаков и свойств, отличающий один этнос от другого. Так, например, Э.Х. Панеш разделил этничность на два вида: объективную, которая характеризует объективные признаки этноса, и субъективную, выраженную в представлениях представителей этноса о свойствах и чертах своего народа Борисов Р.В. Языковая компетентность как средство выражения этнической идентичности и формирования межэтнической толерантности учащейся молодежи: автореф. дис…канд. психол. наук. М., 2007. С. 8. . Приверженцы второго подхода рассматривают этничность как эквивалент этнической идентичности. А.В. Тишков выделил ряд признаков социальных групп, позволяющих говорить о присутствии такой характеристики как этничность. Во-первых, это наличие представления об общем историческом и территориальном происхождении, языке, материальной и духовной культуре участников группы, во-вторых, «политически оформленные представления о родине и особых институтах, как, например, государственность, которые могут считаться частью того, что составляет представление о народе», и, в-третьих, присутствие чувства отличительности или осознания принадлежности к группе у ее членов, различных форм солидарности и совместных действий Тишков В.А. Этнос или этничность // Блог В.А. Тишкова. URL: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/etnos_ili_.html (дата обращения: 01.10.2015).. Нация (от лат.natio - племя, народ) как социальный феномен возникает в Новое время с появлением и распространением капитализма. Нация понимается как новый тип социальной общности, в основе которой лежит социально-экономические, политические, культурные и духовные связи. Можно выделить два подхода к пониманию феномена нации. Первый рассматривает нацию как политическую общность в рамках государства, второй - как форму существования одного или группы этносов, проживающих совместно, и обладающих одним языком и самосознанием Терешков В.П. Нация // Философский справочник. URL: http://www.filosofiya.su/word/naciia.htm (дата обращения: 01.10.2015). . Примером второго подхода к определению нации может служить понятие «этносоциальный организм» Ю.В. Бромлея, под которым он понимал часть этникоса, которая образует политическое образование на какой-либо компактной территории и характеризуется социально-экономической целостностью Бромлей Ю.В. Очерки теории этничности. М.: Наука, 1983. С. 62.. Таким образом, нация понимается Ю.В. Бромлеем как «высшая» форма существования этноса, который в свою очередь трактуется им с точки зрения эссенциализма. Категории этнос, нация и этничность - сложно переплетенные и зависимые понятия. В науке предпринимались попытки объяснения данных категорий, каждая из которых является дискуссионной. В настоящее время основные теории и концепции можно отнести к трем подходам: примордиализму, конструктивизму и инструментализму. Американский социолог Э. Шиллз в середине XX в. вводит в научный оборот термин «примордиалистские связи», с целью характеристики внутрисемейных отношений. К. Гирц в 1960-е гг. применил данный подход к этнической тематике Есиркепова Г.К., Байтуреева К.А. Философские и этнологические подходы к изучению этничности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://online.rae.ru/pdf/2253 (дата обращения: 02.10.2015).. Примордиалисты рассматривают этничность как объективное свойство человека, присущее ему как члену реальной группы. Этнос и нация, таким образом, имеют реальные основания в кровном родстве, общем происхождении, исконной территории. С точки зрения примордиализма этничность невозможно создать или навязать. Существуют заданные признаки, по которым регистрируется и определяется этнос, нация, отличия одного этноса от другого, этническая природа индивида. Одним из течений примордиализма является социобиологическое направление, наиболее ярко представленное теорией П. Ван ден Берге, который понимал этничность как инстинкт, генетическую предрасположенность индивида к родственному отбору, а этнос - как «расширенную родственную группу». Важным условием устойчивости этноса выступает «ген альтруизма» - предрасположенность человека к непотизму. Альтруистическое поведение позволяет индивиду увеличить шансы на передачу его генов кровными родственниками. Помогая родственникам выживать, индивид позволяет воспроизводиться своему генофонду и соответственно делает подобную группу более устойчивой, чем другие аналогичные группы. С точки зрения П. Ван ден Берге «гены альтруизма» поддерживают естественным образом. Однако, по мере развития и численного роста сообществ родственные связи размывались. Важным понятием, разрабатываемым в рамках социобиологических теорий этноса, является категория «реципроктности», которая трактуется как взаимоотношения сотрудничества между дальними родственниками и индивидами несвязанными родством, с целью скоординированного поведения для увеличения шансов на передачу следующим поколениям своих генов. Реципроктность обеспечила выживание сообщества, в тот момент когда группа разрослась и в ней появились не только кровные родственники См: Шакурова Г.Р. Указ. соч. . Таким образом, с точки зрения П. Ван ден Берге этничность - это своеобразная форма естественного отбора и эволюционного выживания группы, на основе родственных связей, сохраняющих свое значение и в развитых сообществах. В отечественной науке в русле социобиологического течения работал Л.Н. Гумилев, который попытался выявить связи между биосферой земли и возникновением этносов. Л.Н. Гумилев старался доказать, что биохимическая энергия распределена в биосфере неравномерно, оказывая влияние на такое качество людей, как пассионарность - непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни и окружающей обстановки. Цель подобного стремления может стать для индивида важнее собственной жизни, жизни современников и соплеменников Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. URL: http://www.e-reading.by/bookreader.php/17542/Gumilev_-_Etnogenez_i_biosfera_Zemli.html (дата обращения: 01.10.2015). . Этнос как систему с точки зрения Л.Н. Гумилева характеризует биологическое происхождение сообщества, форма его приспособления к ландшафту, осознание своего единства и противопоставление себя иным группам, наличие сходных стереотипов поведения, общая история, наличие внутренних иерархических структур и устойчивость сообщества как эволюционирующей системы. Вместе с тем, теория Л.Н. Гумилева критикуется научным сообществом за чрезмерное упрощение природы этноса, а также за ее нелогичность. Современные примордиалисты в основание этноса кладут эффективные привязанности людей, в том числе, потребность в привязанности группе - аффилиации. Другими заметным течением примордиализма является культурно-исторический подход, рассматривающий основу этноса в культурных основаниях, языке, идентичности. В отечественной науке наиболее ярким представителем данного направления является Ю.В. Бромлей, который рассматривал этнос как дуалистичный феномен; этникос и «этносоциальный организм» как высшую стадию развития «этникоса». С точки зрения Ю.В. Бромлея единство этноса обеспечивается наличием пространственных (синхронных) и временных (диахронных) информационных связей Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. Изд. 2-е доп. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. С. 295. . Важно отметить, что этносоциальный организм, выделенный Ю.В. Бромлеем, описывается феноменом нации в его этническом смысле. Таким образом, этничность согласно Ю.В. Бромлею объективна, имеет основы в биологическом и культурном развитии социальной группы, а, следовательно, неизменна. Н.Н. Чебоксаров при рассмотрении этноса опирался на идею информационных связей внутри этнических групп. С его точки зрения, этнос определяется высокой плотностью, насыщенностью и силой информационных потоков между людьми внутри него, которые ослабевают за его пределами Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И. А. Народы. Расы. Культуры. М., 1985. С.76.. Основным недостатком концепции примордиализма является ее неспособность объяснить этнические процессы и трансформации. Рассматривая этнос как данность, примордиализм не учитывает влияние политических и экономических условий на преобразование этнических групп и наций. В этой связи необходимо подчеркнуть связь риторики этничности, то есть определенного научного и политического дискурса, с определенной политической практикой. Так, советская политическая практика в сфере национально-этнических отношений во многом была обусловлена курсом И. Сталина, который трактовал нацию в русле примордиализма и позитивизма Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». Только единство всех четырёх признаков составляет понятие нации; «достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией… Нация представляет сочетание всех признаков, взятых вместе». Сталин И. Марксизм и национальный вопрос. Соч., т.2, М., 1946, с.296-297.. Данные идеи нашли свое развитие в научных трудах, и наиболее ярко выразились у Ю.В. Бромлея. Популярность книг Л.Н. Гумилева в постсоветскую эпоху способствовала распространению его биологизаторских трактовок этничности в общественном дискурсе. Многие отечественные научные деятели современности в своих исследованиях этничности, по-прежнему опираются на примордиалисткую методологию См., например, Абдулатипов Р.Г. Сущность нации-этноса: ответ сторонникам безнациональности. М.: Славянский диалог, 1999.; Абдулатипов Р.Г. Этнополитология: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2004.; Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994.; Панарин А.С. Искушение глобализмом М.: Русский национальный фонд, 2001. . Как отмечает В. Малахов, «под влиянием «теории этноса», восходящей к Бромлею и/или Гумилеву, сегодня находится большинство университетских кафедр в России… Неудивительно, что для большинства участников публичных дебатов в России (от экспертов до журналистов) нация - это либо этнос, либо продукт его эволюции» Малахов В. Понаехали тут… Очерки о национализме, расизме и культурном плюрализме. М.: Новое литературное обозрение, 2007. С. 52. Подобная ситуация вызывает упрощенное понимание многих социальных проблем исключительно как этнических (или национальных), без концентрации внимания на иных уровнях конфликта (экономических, идеологических, социальных и др.). Обсуждение проблем миграции в русле примордиалисткого дискурса часто сводится к дискуссии об этнической и культурной безопасности, сохранении «чистоты нации», что усиливает мигрантофобию в обществе. Определенное влияние подобная дискуссия имела, в частности, в ходе принятия закона «о необходимости сдачи экзамена на знание русского языка и истории для трудовых мигрантов О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: закон Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. (ред. от 08.03.2015) № 357-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы Консультант Плюс. . Более того, приверженность примордиалистким идеям оказало влияние на появление и содержательную характеристику такого концепта как «соотечественники» О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: ФЗ РФ Федерации от 24 мая 1999 г. (ред. от 23.07.2013) № 99-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы Консультант Плюс. , под которыми в общественно-политическом дискурсе понимают, в основном, не российских граждан (вне зависимости от национальности), живущих за пределами России, а этнических русских, оказавшихся после распада СССР за пределами Российской Федерации. В настоящее время на законодательном уровне понятие «соотечественник, проживающий за рубежом» не устанавливает юридических критериев связи соотечественников, проживающих за рубежом, с Российской Федерацией. Так, соотечественниками «… признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации …» Там же. Вместе с тем на нормативном уровне до сих пор не закреплен список народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2012 г. В.В. Путин очертил круг соотечественников, которые, по его мнению, могут рассчитывать на ускоренное получение гражданства Российской Федерации: это «носители русского языка и русской культуры, прямые потомки тех, кто родился в Российской империи и Советском Союзе» Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/17118 (дата обращения: 06.01.2015).. Конструктивизм, получивший широкое распространение в США, Канаде и Австралии, понимает нацию как результат деятельности людей, искусственный (конструируемый) феномен. Этничность, таким образом, не является изначально заданной характеристикой индивида или группы. Идеи американского историка Х. Кона в работах «Национализм» (1922 г.) и «Идея национализма» (1944 г.) стали предтечей конструктивистского подхода к определению нации и национализма. По мнению Х. Кона, одним из факторов развития национализма стала Великая Французская революция. Тем не менее, причины, приведшие к его зарождению, складывались в течение нескольких веков. Национализм Х. Кон определяет как идентификацию с «жизнью и надеждами неисчислимых миллионов, которых мы никогда не узнаем, с территорией, которую мы никогда не посетим целиком» Цит. по: Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М.: Издат. центр РГГУ, 1999. С. 24. . Другим предшественником конструктивистского подхода к изучению нации стал К. Дойч, который в книге «Национализм и социальная коммуникация» Муканова А.С. Феномены «нация» и «национализм»: проблемы истории и теории: дис. …канд. ист.наук. Ижевск, 2010. С. 7. (1966 г.) сформулировал важный тезис о том, что коммуникация стала решающим фактором формирования нации. Коммуникация способствовала распространению и воспроизведению идеи нации. Тем не менее, окончательно социальный конструктивизм как научное направление сложился и получил распространение во второй половине 60-х гг. XX в. после выхода в 1967 г. работы П. Бергера и Т. Лукмана «Социальное конструирование реальности» Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995. и получил окончательное развитие в 70-80-е гг. (в том числе, применительно к исследованию вопросов этничности). С точки зрения конструктивистов общественные явления не являются объективными данностями, существующими «вне социального разума», объективность социальной жизни - это ее признание в качестве таковой самими индивидами. Иными словами, социальные явления - продукты человеческого сознания и практики, то есть социальные конструкты Бергер П., Лукман Т. Указ.соч. С. 77. . В исследованиях этничности конструктивизм утвердился благодаря работе Б. Андерсона «Воображаемые сообщества» Андерсен Б. Воображаемые сообщества. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/anders/index.php (дата обращения: 08.12.2015). (1983 г.), а также публикации сборника статей Эрика Хобсбаума и Теренса Рэйнджера «Изобретение традиции» Hobsbawm, E. The Invention of Tradition / E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge: Cambridge University Press, 1983. URL: twirpx.com›file/790453/ (дата обращения: 07.12.2015).. На Западе наибольшее распространение конструктивистский подход к изучению этноса получил в «иммигрантских» странах: США, Канаде, Австралии Кошман А.Л. Конструктивистские теории нации и национализма в современной западной социологии: дис. …канд. социол. наук: 22.00.01. М.: 2002. С. 45. . На наш взгляд, это связано с тем, что процесс формирования наций в этих государствах не был связан с укорененными этническими группами. Нации оформились не как результат этнической общности, а как надэтнический конструкт, связанный с гражданской идентификацией. Конструктивизм как научный подход к исследованию вопросов этничности включает различные теоретические работы, у которых отсутствует единая методологическая база. Вместе с тем, данные работы объединяет то, что феномен нации и национализма в них рассматривается как социально-исторический конструкт, важную роль в формировании которого играет развитие капитализма и единого централизованного государства. Однако, конструктивисты не сводят национализм к политическому инструменту, в чем часто критикуются. Нация - это реальное сообщество, и ее реальность не ставится под сомнение. Ф. Барт в работе «Этнические группы и границы» предложил новое понимание этничности как наиболее широкой категории социальной идентичности. Он ввел понятия границы этноса, которые и конструируют этнические общности Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы. М., 2006. С. 11-19. URL: http://etnopolitika.narod.ru/index/0-34 (дата обращения: 01.10.2015).. Принадлежность к этнической группе определяется сознанием, на основе самокатегоризации и внешней категоризации. Важной в конструировании этничности как способа социальной категоризации играет мифотворчество и «этническое предпринимательство». Таким образом, этничность выступает формой социальной организации культурных различий. В российской науке в рамках конструктивистской парадигмы работает А.В. Тишков, который считает, что социальное конструирование этнических границ определяется не только и не столько по наличию того или иного культурного материала в пределах социальной группы, сколько по тому, какие характеристики представители того или иного этноса считают важным для себя, и кладут в основу своего самосознания. Тем самым, этническое конструирование может компенсировать дефицит культурных различий. Признаки на основе которых этнические группы отличаются друг от друга называются этническими маркерами и могут формироваться на различной основе по «критерию эффективности» Тишков В.А. Указ. соч. . Другими словами, маркером становится то, что наиболее эффективно отличает одну этническую группу от другой (внешность, язык, религия и др.). Таким образом, конструктивисты рассматривают нации и этносы в качестве результата социального конструирования общности людей, основанного на вере в то, что представители одной общности связаны природными, историческими и культурными связями. Согласно конструктивистской парадигме, на формирование нации, с одной стороны, влияют объективные социальные, экономические и политические изменения, с другой, - существование наций невозможно без субъективного отражения реальности в сознании людей - социальные действия индивидов играют большую роль в формировании наций. Акцентирование внимания на субъективной стороне нациостроительства является важным вкладом конструктивизма в исследование национальных вопросов. Тем не менее, конструктивизму свойственна определенная внутренняя противоречивость и ограниченность. Например, конструктивисты объясняют причины возникновения нации, но не выявляют причину эмоциональной приверженности нациям, их долговечность. Кроме того, важной проблемой является отрицание роли этнических факторов (физиологических, культурных, психических и других черт сообщества) в создании нации, что объясняет его распространенность в полиэтнических сообществах. В российском политическом дискурсе идеи конструктивизма «приживаются» очень сложно. Идеи В. Тишкова о нации-согражданстве вызывают критику разнообразных политических сил: от нерусских элит и политических активистов до русских националистов, которые боятся размывания этнических границ Малахов В. Указ.соч. С. 52.. В целом, как отмечает В. Малахов российскому политическому дискурсу «свойственно неохотное употребление термина «нация»». Чаще оно заменяется на слово «народ» Там же. С.58. Так, например, преамбула Конституции Российской Федерации написана от лица «многонационального народа Российской Федерации» Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.; ред. с учетом поправок, внесенных законами РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.. Более того, в Концепции государственной национальной политики от 1996 г. термин нация отсутствовал Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации: указ Президента РФ от 15 июня 1996 г. № 909 // Доступ из справ.-правовой системы Консультант Плюс.. Вместе с тем, в настоящее время происходит постепенная переориентация политического дискурса в конструктивистское русло. Так, в Стратегии государственной национальной политики до 2025 г. Малахов В. Указ. соч. С. 59. появляется категория «российская нация» как духовная общность многонационального народа Российской Федерации, заявляется о необходимости «упрочения общероссийского гражданского самосознания». Подобное «переформатирование» политического дискурса с одной концептуальной парадигмы на другую приводит к эклектичности российского законодательства. Так, в Концепции национальной политики России 1996 г. можно выделить две разные части: конструктивистскую (написанную В. Тишковым) и примордиалистскую (созданную Р. Абдулатиповым) О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666) // Доступ из справ.-правовой системы Гарант.. Примордиалистские идеи сохранились и были перенесены и в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации и выражаются в положениях об особой исторической роли русского народа (русский народ как систематизирующее ядро Российского государства), взаимодействии народов, формировании единого цивилизационного кода на основе сохранения и развития русской культуры и языка, историко-культурного наследия народов России. Использование подобного цивилизационного подхода при разработке Стратегии выражается в том, что, исходя из ее положений, Россия представляется государством-цивилизацией, уникальной общностью, уникальным культурно-историческим типом Зорин В. Ю. Стратегия государственной национальной политики: традици-онность и новые подходы к укреплению единства многонационального народа России (российской нации) // X конгресс этнографов и антропологов России : тез. докл. (Москва, 2-6 июля 2013 г.). М., 2013. С. IX; Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2010. 191 с. . Инструментализм как научное направление трактовки этничности получает свое развитие в 70-е гг. XX в. в западной науке. Данный подход рассматривает этничность через призму политических целей и интересов. Этнос или нация в инструментализме выступают как утилитарная ценность, которая необходима для достижения цели Шакурова Г.Р. Указ. соч. . С.В. Соколовский выделил три группы целей, которые выделяются инструменталистами при исследовании этнических групп: -преодоление отчуждения (это направление развивается в русле социально-психологических теорий); -преодоление информационного многообразия и сложности современной жизни (современные социально-коммуникативные теории общества); -политическая мобилизация группы и социальный контроль, необходимые для достижения интересов национальной элиты. Данное направление активно разрабатывается в рамках политических наук Соколовский С.В. Институты и практики производства и воспроизводства этничности. URL: http://old.iea.ras.ru/publications_new/ethnomethodology/pdf/em-11/144_168.pdf (дата обращения: 28.09.2015). . Таким образом, основной акцент инструменталистских теорий - рассмотрение этноса, этничности и нации через призму их политических, психологических и социальных функций. В настоящее время такие термины как этнос, нация, этничность используются не только в научном дискурсе. Они активно применяются в политической (управленческой) сфере: речах политических акторов, официальных документах, публикациях аналитического характера. Распад СССР, усиление скорости и объема миграционных потоков, межэтнические конфликты на постсоветском пространстве вызывают всплеск политического интереса к этно-национальной тематике. Политические деятели активно используют ее в политической жизний. Однако, отсутствие единого научного понимания терминологии вызывает неточности ее политического употребления и порождает разнообразные «квазитермины» (например, этнические мусульмане и др.). Более того, активные процессы миграции приводят к формированию этнических диаспор, что делает актуальной этническую тематику не только на государственном и межгосударственном уровне, но и в масштабах регионов, городов, муниципалитетов. Таким образом, этно-национальное деление мира на группы сегодня важным фактором политических процессов в Московском регионе. Другими понятиями, применяемым при описании этно-национальной политики являются понятия межэтнические отношения и межнациональные отношения, которые обычно используются в качестве синонимов. Межэтнические отношения являются видом социальных отношений, которые возникают между различными этническими и национальными группами. Межэтнические отношения могут протекать на двух уровнях: на уровне межличностных отношений представителей разных этносов или наций, и на уровне этнических (национальных) групп (в рамках одного государства или нескольких государств). Формами межэтнических отношений явлются межэтническое сотрудничество или межэтнический конфликт. Этнические конфликты являются видом социальных конфликтов. Обобщая идеи Л. Козера, Р. Дарендорфа, Л. Крисберга и других исследователей, можно определить социальный конфликт как особый этап развития противоречия, который характеризует резкое обострение столкновения интересов, целей, взглядов людей или социальных общностей по поводу тех или иных объектов окружающей действительности. При этом для возникновения конфликта позиции сторон должны быть не просто различными, а диаметрально противоположными друг другу. Конфликтность и бесконфликтность - противоположные социальные состояния, имеющие свое собственное содержание. Большинство исследователей социальных конфликтов оценивают его неоднозначно. Наряду с выделением негативных факторов конфликта, подчеркивается его конструктивная роль, как «двигателя» общественного развития, творческих инноваций, прогресса. В целом, конфликт, как одно из состояний общественной жизни, не может рассматриваться позитивно или негативно без учета всей совокупности факторов его проявления, развития и завершения. С точки зрения примордиализма этнический конфликт - это историческое свойство человека, неизменно присущее ему, производная этнической идентичности, как устойчивой культурной традиции. Насилие выступает всего лишь одной из форм взаимодействия этносов Попов М.Ю., Цокуренко С.С. Проблема насилия в ходе этнических конфликтов Теория и практика общественного развития. 2008. № 1. С. 29.. Инструменталисты рассматривают феномен этнического конфликта как реакцию какой-либо группы на конкретную ситуацию, в которой оказались ее члены. В данном случае этнический конфликт выступает как способ политической борьбы для достижения целей группы. Конструктивистская парадигма, которая пытается объединить два подхода, рассматривает этнический конфликт и этничность в контексте социальной структуры общества. В соответствии с представителями данного подхода этнический конфликт - это вид социального опыта, возникшего в ходе формирования определенного конфликтного дискурса. Конфликтный дискурс создается научной средой, перенимается и усиливается властными элитами, затем транслируется государственным институтам и гражданам, которые уже окончательно конструируют на его основе социальную реальностью. Все рассмотренные парадигмы не исключают друг друга, а дополняют, так как акцентируются на различных сторонах одного явления. Наряду с указанными подходами к определению сущности конфликта можно выделить конфликтную и консенсусную парадигмы Ким А.С. Этнополитическое исследование современных диаспор (конфликтологический аспект): автореф. дис. … доктора политич. наук. СПб, 2009 .С. 14. , в зависимости от преобладания установок о вечности и неразрешимости конфликтов или их предупреждении и возможности длительного существования бесконфликтных обществ. На наш взгляд, достижение консенсусного состояния социальной системы возможно, однако, оно не может длиться бесконечно. Для поддержания социального консенсуса необходима длительная, регулярная работа, направленная на поддержание достигнутого состояния. Межэтнические конфликты как вид социального конфликта развиваются на почве противоречий, возникающих между интересами, целями, взглядами представителей этнических групп как членов этих социальных организмов. Как правило, этнический конфликт приобретает социокультурный окрас. Особенностью такого конфликта становится тот факт, что индивид в этом случае идентифицирует себя с представителем конкретной этнической группы, не отделяет себя от нее, в то время как любая другая группа выступает в качестве «чужой», «другой» по отношению к своей. Обычно в основе этнических конфликтов лежат территориальные, экономические, политические, исторические, гражданско-правовые, социально-культурные, психологические (противопоставление на «своих» и «чужих») противоречия, идентифицируемые как этнические. Каждое конкретное основание конфликта обуславливается огромным количеством факторов, влияющих на протекание конфликта. И.В. Филин выделил на основе анализа литературы десять факторов развития межэтнических конфликтов: цивилизационный, культурно-исторический, политический, экономический, демографический, социокультурный, социально-статусный, криминальный, социально-психологический, идеологический Филин И.В. Урегулирование межэтнических конфликтов в современной России: автореф. дис… канд. политич. наук. М. 2007. С. 13.. Каждый этнический конфликт характеризуется особой системой причинности, в которой можно выделить как сиюминутные, так и долгоиграющие составляющие. Таким образом, сам фактор этничности нельзя рассматривать как причину конфликта. Однако, этническая самоидентификация обладает рядом качеств, благодаря которым придает этническим конфликтам особый эмоциональный окрас. К таким качествам относятся, во-первых, неизменность этнической принадлежности индивида в течение жизни. Во-вторых, этничность выступает древнейшим маркером организации социальной жизни. В-третьих, этничность способствует эмоциональной сплоченности и организации индивидов, участвующих в конфликтах Авксентьев В.А. Этнические конфликты: история и типология // Социологические исследования. 1996. № 12. С. 45. . Одной из особенностей межэтнического конфликта является тот факт, что сложно определить непосредственный объект этнического конфликта. В этнический конфликт могут включаться объекты политического, экономического, культурного и других видов конфликтов. Часто развиваются конфликты, в которых этнический компонент имеет скорее декларативную сущность, чем является его первостепенной основой. В таком случае этнический компонент умышленно используется для мобилизации масс и достижения политических целей. Сутью подобных противостояний, как правило, является стремление получить льготы и выгоды конкурирующими группами политической элиты. В данной связи ряд исследователей отказываются выделять этнический конфликт в отдельный тип Гусева М.О. Современный межнациональный конфликт: природа и особенности развития: автореф. дис. … канд. филос. наук. М. 2011. С. 15.. Однако, на наш взгляд, межэтническую сущность конфликта определяет прежде всего интерпретация конфликта именно как такового, ущемление интересов нации или ее представителей как членов этой нации, когда ставится под сомнение, умаляется или принижается значение этно-национального своеобразия, субъекты этнического конфликта идентифицируют себя и противника в этнических категориях. Таким образом, можно определить этнический конфликт как открытое столкновение отдельных индивидов или социальных групп, организованных по этническому признаку, из-за несовместимости целей, интересов, потребностей, идентифицируемых также как этнические. Одной из составляющих межэтнического конфликта может выступать национализм, который можно определить, как совокупность идей, выступающую механизмом социополитической мобилизации индивидов, путем придания смысла их действиям. В его структуре А.Г. Большаков выделяет две составляющие: идеологические представления и сформированную на их основе систему практик Большаков А.Г. Этнические вооруженные конфликты в посткоммунистических государствах европейской периферии: автореф. дис. … доктора политич. наук. Казань, 2009. С. 21.. Национализм невозможно интерпретировать однозначно, как позитивное или негативное явление. В научной литературе принято выделять два типа национализма: гражданский (государственный) и этнический (этнокультурный) Большаков А.Г. Указ. соч. С. 22. . Гражданский национализм появился в XVIII в. вместе с формированием национальных государств Европы Нейрн, Т. От гражданского общества к гражданскому национализму: эволюции мифа // Логос. 2007. N 1. С. 23.. Задача данного типа национализма состоит в консолидации всего населения вне зависимости от культурной, генетической, исторической близости с помощью правовых и политических институтов, официальной идеологии. Этнонационализм исходит из признания приоритета исторических корней, кровной близости, культурной общности. Этнический национализм может иметь своей целью завоевание или же удержание власти какой-либо этнической группой. В этом случае речь идет о политическом этнонационализме. Идея сохранения целостности народа, развития его языка, культуры, поддержания исторического наследия находит свое выражение в содержании термина «культурный этнонационализм» Рогозина О.Л. Культурно-онтологические основания современного европейского этнонационализма: автореф. дис. …канд. филос. наук. СПб., 2013. С. 9. . Вместе с тем, деление этнонационализма на типы условно. В общественном дискурсе национализмом принято называть этнонационализм, в особенности его крайние формы проявления - шовинизм и ксенофобию, утверждающих идеи превосходства одной этнической или национальной группы над другой. Шовинизм является идеологией национального превосходства, обосновывающей возможность применения различных форм насилия и дискриминации «высшей» нацией или этносом по отношению к «низшим». Ксенофобией называют страх и ненависть к чужому, восприятие иных групп, физического облика их представителей, культурных норм и традиций как опасных и враждебных. Если этнонационализм не содержит идей ксенофобии, шовинизма, агрессивной направленности против иных народностей и культур, не имеет своей целью достижения властных привилегий для одного этноса, то он не опасен. Однако, в крайних формах он может приводить к этническим конфликтам, дискриминации иных народов, использованию насильственных, в том числе террористических методов для достижения целей установления господства определенного этноса над другим. Формирование идеологии национального превосходства (национал-экстремизм) становится мотивом и причиной конфликтов. Национал-экстремистская идеология спекулирует на объективных противоречиях и различиях (исторических, религиозных, культурных, экономических и т.д.). По мнению ряда исследователей, современные межэтнические конфликты отличаются неявными, размытыми временными и пространственными границами Болотникова О.Р. Проблемы урегулирования этнополитических сепаратистских конфликтов в XXI в.: автореф. дис. … канд. политич. наук. М., 2012. С. 20.. Это вызывает сложности в их типологизации. Кроме того, проблемы, связанные с выделением разных типов конфликтов, обусловлены и разнообразием проявлений этнических конфликтов даже в пределах одного региона (освободительная борьба с иноземцами или межплеменные столкновения), не говоря уже о более широких пространствах Авксентьев В.А. Указ .соч. С. 44.. Этнический конфликт - динамичное, эволюционирующее явление, зависящее как от характеристик составляющего самого конфликта, так и от изменений окружающей социальной среды, частью которого он является. В свою очередь, межэтнические конфликты могут оказывать значительное воздействие на социальную систему, которое может быть, как интегрирующим, так и дифференцирующим. Этнические конфликты могут как укреплять социальную структуру путем усовершенствования внутрисистемных связей, но могут привести к ее распаду. В результате межэтнических конфликтов возможно изменение геополитической ситуации, а также значительная трансформация демографической сферы общества (беженцы, переселенцы, репрессированные, перемещенные лица). Особый научный интерес представляет изучение межэтнических конфликтов в Московском регионе, который является центром притяжения миграционных потоков. Способность межэтнических и межнациональных отношений оказывать влияние на политическую систему приводит к необходимости проведения государством национальной (этнической) политики. Национальной политикой называют целенаправленную деятельность государства, направленную на урегулирование взаимодействия между этническими группами, закрепленную в нормативно-правовых документах Общая и прикладная политология: учеб. пособ. // Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова М.: МГСУ; Изд-во «Союз», 1997. С. 117. . Сфера национально-этнических отношений - крайне сложная сфера социальной реальности, чувствительная к внешним воздействиям. Отсутствие политической линии, направленной на регулирование данной сферы, может привести к негативным последствиям. В этой связи, можно говорить о том, что отсутствие национальной политики в ее общепринятом понимании также может назвать политикой. Кроме того, серьезное влияние на процесс, а также результат политических действий в национальной сфере способны оказывать неформальные практики, цели которых могут не соответствовать или противоречить целям и задачам, закрепленным в нормативных актах и иных официальных документах. Подобные неформальные практики могут проявляться в форме лоббирования интересов той или иной этнической группы, наличии неформальных потоков распределения бюджетных средств между бюрократической элитой государства по национальному признаку, неформальной дискриминации тех или иных этнических групп и т.д. Таким образом, о национальной политики государства можно говорить в двух значениях: узком - как о деятельности государства, направленной на урегулирование взаимодействия между этническими группами, закрепленной в нормативных правовых актах, и в широком, - как о совокупности формальных и неформальных политических практик, оказывающих влияние на состояние межэтнических отношений в государстве. Цели, методы, и содержание национальной политики в ее узком понимании могут различаться и значительно варьироваться от государства к государству и от региона к региону в зависимости от его национально-этнического состава, внутренних проблем различного характера, внешней политики, принятой идеологии, политического режима. Так, В.И. Жукова и Б.И. Краснова выделяют следующие цели национальной политики: национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение наций, национальное обособление, отстаивание этнической «чистоты», защита национального от влияния инонационального Общая и прикладная политология… С. 119. . Можно выделить стратегические (рассчитанные на длительный период) и тактические цели. На современном этапе стратегические цели национальной политики Российской Федерации содержатся в «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года: указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 // Доступ из справ.-правовой системы Гарант. . Анализ реализации Стратегии государственной национальный политики требует не только исследования работы формальных институтов, но и изучения неформальных практик, влияющих на достижение поставленных в Стратегии целей и задач. |