Главная страница

курсач тгп1. Выделяют целый ряд признаков социальных норм


Скачать 71.01 Kb.
НазваниеВыделяют целый ряд признаков социальных норм
Дата09.06.2019
Размер71.01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсач тгп1.docx
ТипДокументы
#80997


2

ОГЛАВЛЕНИЕ


3

ВВЕДЕНИЕ

Право, как и государство, является продуктом общественного развития. Оно регулирует общественные отношения. Без права невозможно существование цивилизованного общества. В нашей стране право служит выражением воли и интересов трудящихся и их социальных групп.

Человеческое общество является сложной социальной системой. Многочисленные формы взаимодействия индивидов во многих ситуациях характеризуются противоречивыми интересами их участников. Поскольку важными качествами общества являются организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование.

Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и коллективов, давать ему направление функционирования, рамки, целеустремленно его упорядочивать. Важнейшими средствами регулирования являются социальные регуляторы: нормы нрава, морали, общественных организаций, традиций, обычаев и ритуалов.

Человек в своей деятельности, своём поведении должен придерживаться определённых норм, правил поведения. Правила поведения, принятые в обществе называют социальными нормами. Понятие норма в переводе с латыни означает «руководство, правило, образец». Норма устанавливает границу (меру) возможного и должного. Там, где есть общество, должны быть и правила общежития. Складываются они объективно, в результате совместной жизнедеятельности людей. Это касается всех правовых норм – и правовых и неправовых.

Выделяют целый ряд признаков социальных норм:

4

А) социальные нормы представляют образец (стандарты) поведения, типичного для данного времени и среды;

Б) нормы определяют границу (меру) возможного и должного

поведения;

В) они служат средством контроля за поведением людей.

Целью работы является уточнение сущности социальных норм.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • раскрыть понятие социальных норм;

  • рассмотреть виды социальных норм;

  • выявить особенности соотношения права и морали, права и религии, права и обычая, права и корпоративных норм.

Объект исследования – общественные взаимоотношения в которых пересекаются нормы права и другие социальные нормы.

Предметом исследования является соотношение норм права и других социальных норм.

Теоретические и практические основы исследования места и роли права среди социальных норм разработаны такими учеными как: Лахман А.Г., Стафеева Ю.В., Бабошина Е.В., Пономаренков В.А., Солкина П.А., Добрин К.Ю., Добрин К.Ю., Майорова С.А. и другими.

Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности социальных норм. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

5

ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИИ И ХАРАКТЕРИСТИКА

СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ.

Одним из важных вопросов при изучении норм является рассмотрение их функциональной значимости. Обращаясь к сущности и причинам возникновения социальной нормы, следует отметить, что она возникает с появлением человеческого общества. Огромное значение в развитии человека имеет его мышление и связанные с ним образы, нормы поведения, запреты, традиции – словом, все то, что резко отличает социальную среду от животных сообществ. Важной характеристикой социальной нормы является её полезность, поскольку традиционная культура направлена на сохранение социального порядка в соответствие с нормами и ценностями родового коллектива. Понятие и классификация социальных норм начинаются с того момента, когда они четко отграничиваются от второго вида норм – технических.

Правила социума – это управляющие отношениями между поведением человека и действиями какой-либо организации законы. Они помогают обществу функционировать гармонично и целесообразно, достигать вместе то, чего не может достичь человек в одиночестве1.

Возникли социальные нормы очень давно, развивались параллельно с развитием человеческого общества и передавались от одного поколения к другому. Причиной их появления стала необходимость управлять поведением людей при помощи правил, общих для большинства.

Понятие и виды социальных норм зависят от двух критериев: способа их создания, возникновения; способов охраны их от нарушений.

6

Под социальными нормами понимается не что иное, как определенные образцы и правила поведения, которые закрепились в обществе. Данное закрепление произошло в результате практической деятельности, в процессе которой появились определенные стандарты, а также модели поведения, признанные стандартными. Социальные нормы поведения определяют то, как человек должен поступать в определенных ситуациях. В какой-то мере они определяют и то, каким должен быть тот или иной человек. Необходимо, чтобы каждый член общества относился к социальным нормам всерьез и выполнял их беспрекословно. В первую очередь это необходимо для того, чтобы обезопасить самого человека и все общество в целом. Наказание за несоблюдение социальных норм – различные санкции, которые могут быть в данном случае весьма и весьма специфическими. Речь идет и о муках совести, и о санкциях со стороны государства. Все зависит от конкретного случая и от того, какие социальные нормы были нарушены2.

Все эти нормы так или иначе регулируют те отношения, которые возникают в результате осуществления социально-культурных, политических и многих других задач, которые возникают перед государством, обществом и, конечно же, перед отдельной личностью.

Социальные нормы являются регуляторами, устанавливающими очень конкретные и четкие рамки поведения всех участников социальных отношений. Конечно же, данные нормы содержат в себе одинаковые меры и повеления. Социальные нормы отличительны тем, что никому не адресованы, но в то же самое время адресованы всем и каждому. Никто не может безнаказанно нарушать их. Регулирующее воздействие в данном случае направлено на то, чтобы достичь определенного состояния общественных отношений. Для этого вполне могут быть использованы механизмы

7

Социального принуждения3. Чем лучше развито общество, тем лучше развиты в нем социальные нормы. Сферой их действия всегда являются общественные отношения. Социальные нормы создаются внутри коллективов и предназначаются для этих же коллективов. Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям:

  • Во-первых, по способу их образования: социальные нормы могут образовываться стихийно, т.е. сами собой, а могут - только в результате сознательной деятельности людей.

  • Во-вторых, по способу их закрепления: социальные нормы могут быть письменные и устные.

  • В-третьих, в зависимости от особенностей их возникновения и реализации (это наиболее важная классификация социальных норм): нормы морали, нормы обычаев, традиций и деловых обыкновений, корпоративные нормы, религиозные нормы, политические нормы и правовые нормы.

Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о хорошем и плохом, о чести, совести, долге, справедливости, и т.п. Это оценка чужого и своего поведения с точки зрения порядочности, справедливости, честности и т.п.

Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения или внутренним убеждением человека.

Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения.

Высшими моральными принципами для человека являются его:

  • совесть;

8

  • порядочность;

  • честность;

  • осознание собственного долга.

Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения людей в результате неоднократно повторяющихся действий и закрепившиеся в определенные нормы.

К разновидностям обычаев относятся ритуалы и обряды – выполнение определенных символических действий.

Традиции – близки к обычаям, это также исторически сложившиеся правила, которые передаются от одного поколения к другому, и поддерживают семейные, национальные, государственные устои.

Деловые обыкновения – это такие правила поведения людей, которые складываются в связи с общением людей в производственной, учебной, научной сфере.

Данные правила предусматривают определенный порядок в какой-либо сфере, они имеют локальный характер.

Например, принято, что в школе ученика встают при появлении учителя в классе. Или в организации проводятся планерки в какое-то конкретное время4.

Корпоративные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей, состоящих в различных партиях, профсоюзах, добровольных обществах (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений).

9

Данными нормами устанавливается порядок создания и деятельность всех этих обществ, а также их взаимоотношения с государственными органами и другими организациями.

Корпоративные нормы создаются самими общественными объединениями и прописываются в уставах и других учредительных документах.

Корпоративные нормы обязательны только для членов таких объединений.

Если члены объединений нарушают корпоративные нормы, к ним применяются различные санкции – выговор, исключение из объединения и др.

Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами. Законодательством определяется порядок образования и их деятельность некоторых общественных объединений.

В Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на объединение, конституцией предусмотрена свобода общественных объединений.

Запрет установлен только на преступные объединения, использующие насильственные методы.

Религиозные нормы - правила, которые устанавливаются различными церковными конфессиями. Религиозные нормы являются обязательными для верующих.

Религиозные нормы изложены в религиозных книгах, например, в Библии, Коране, Талмуде и др., кроме этого церковные организации, церковные деятели принимают различные акты.

Религиозные нормы определяют порядок церковных обрядов, служб, соблюдение постов и т.д.

10

Религиозные нормы могут устанавливать и нравственные правила, например, заповеди из Ветхого Завета - не убий, не укради, почитай родителей своих и др.)5.

Политические нормы – регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений). Эти отношения направлены на то, чтобы завоевать либо упрочить государственную власть.

Политические нормы могут излагаться в форме политических лозунгов (например, принцип демократии, свободы слова и др.), а также в виде конкретных норм – приватизация, пенсионная программа, реформа образования и т.п.) Политические нормы могут излагать в своих трудах философы, политические деятели, лидеры политических партий, социальных движений, их взгляды можно услышать в публичных выступлениях, прочитать в уставах и программах партий и иных общественных объединений.

Политические нормы могут касаться государственной власти, форм управления, различных программ.

Нормы права – это общеобязательные правила, установленные для граждан государством. Нормы права являются выражением государственной воли, издаются государством в определенной форме (закон, постановление, указ и т.п.).

За нарушение правовых норм следуют наказания со стороны государства.

Виды норм права по различным основаниям:

  • по отраслям права – нормы гражданского, трудового,

административного, уголовного и т.п. права,

11

  • по функциям, которые выполняют нормы права – это

регулятивные и охранительные;

  • по характеру правил поведения: обязывающие, запрещающие, управомачивающие.

  • по кругу лиц, на которых распространяются нормы права: общие (на всех лиц, проживающих на территории распространения данных норм) и специальные (определенные категории лиц – пенсионеры, учащиеся, военные и т.д., для которых являются обязательными данные нормы).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что эти нормы помогают сделать взаимодействие между людьми максимально эффективным. Социальные нормы могут быть характеризованы следующим: они имеют общий характер, то есть не могут быть применены только к кому-то индивидуально; они указывают на то, как должен вести себя человек для того, чтобы быть полезным обществу; за несоблюдением социальных норм обязательно должны следовать санкции6.

12

НОРМЫ ПРАВА КАК ОСОБЫЙ ВИД СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Современное понимание права основывается на том, что оно является системой формально-определенных, общеобязательных норм, в которых выражена государственная воля, основанная на интересах народа. Характер этой воли общечеловеческий, классовый. Современные понятия права утверждают, что оно является чем-то сформировавшемся на справедливости, равенстве, единстве. Однако до сих пор многие убеждены в том, что право – это не свобода, а один из механизмов порабощения людей. Взглядов существует не так-то уж и мало.

Право призвано регулировать общественные отношения, делать так, чтобы на свободу человека никто и никогда не мог покуситься. То же самое касается и имущества людей. Право загоняет нас в определенные рамки, которые созданы для того, чтобы мы были защищены и обеспечены. Но ведь право нас во многом ограничивает? Да, права одних заканчиваются там, где начинаются права других. Грань переступать нельзя, но оно и к лучшему7.

Рассмотрим же, наконец-то, понятие и сущность права. Конечно же, право должно иметь обязательный государственно-волевой характер. Его классовая и общечеловеческая сущность проявляется именно в этом. Да, считается, что право выражает волю народа. Чем обусловлена эта воля? В большинстве случаев – экономическими условиями жизни. Чуть меньше на нее влияют условия природные, духовные и так далее. Согласитесь, что справедливость – это тоже понятие довольно-таки относительное. В разные времена ей придавали разное значение.

13

Институт представительной власти появился уже давно. Благодаря нему народная воля и смогла воплотиться в законе, который имеет общеобязательный характер.

Общественная воля становится волей государственной. Последняя имеет следующие признаки: она должна стимулировать всевозможные притязания и интересы населения; она не должна находиться в зависимости от интересов отдельных лиц, объединений, слоев, групп и так далее; он должна охраняться специально созданными органами8.

Рассматривая понятие и сущность права, стоит сказать, что характер его является нормативным. Это связано с проявлением его в реальной жизни. Оно представлено совокупностью различных юридических норм. Нормативное выражение очень важно, так как воля, воплощенная в законе, не будет иметь никакой юридической силы.

Государство должно находиться в определенной связи с правом. Она проявляется в том, что государство имеет возможность прибегать только к тем принудительным мерам, которые не противоречат праву. В принципе, это относится только к правовому государству, в котором действительно учитываются существующие законы.

Право носит общеобязательный характер. Это означает, что законы создаются для всех и не должно существовать отдельных лиц, на которых бы не действовали принятые и санкционированные нормы.

Важна формальная определенность права. В данном случае его характеризует: специфическая структура норм (они состоят из гипотезы, диспозиции, а также санкции); связь с обязанностями, которые необходимо выполнять для того, чтобы быть обладателем права; юридической техникой, которой оформляются нормы.

14

Нормы права государство заключает в определенные формы, которые являются способами выражения его воли. НПА (то есть нормативноправовой акт) – это основная форма права. НПА могут быть различны. Конечно же, самым значимым из них в нашей стране (как и во многих других) является именно Конституция9.

Право имеет властно-регулятивный характер. Да, оно – достаточно мощный регулятор общественных отношений, которое необходимо для того, чтобы существовал порядок10.

Признаками права являются: нормативность – означает, что правило становится правом только в том случае, если оно регулирует общую область, а не конкретно взятую ситуацию одного индивида; формальность – для закрепления определенного правила поведения в качестве права необходима его письменная фиксация в той форме, которая предусмотрена для общеобязательных, установленных государством правил; системность – право представляет собой четко структурированную систему, в которой наличествуют как генеральные нормы, так и специализированные, являющиеся механизмами реализации общих норм; общий характер – означает, что право является обязательным к использованию для всех граждан страны; обязательность – проистекает из предыдущего признака и означает, что для обеспечения следованию праву государство может применять принуждение11.

Суммируя представленные признаки, можно вывести, что право – это совокупность установленных в формальном порядке общеобязательных
15

правил поведения, регулирующих общественные отношения и обеспеченных применением законного принуждения.

Важное значение для правотворческого и правореализационного процессов имеют принципы права, которые воплощают в себе социальную природу права, отражают закономерности его развития и используются на практике как наиболее общие ориентиры поведения.

Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности норм права11.

Существуют следующие виды принципов права:

  1. принцип демократизма — выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;

  2. принцип гуманизма - заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ). Однако, на наш взгляд, гуманизм не ограничивается объявлением человека высшей ценностью. Подлинный гуманизм предполагает доброе и бережное отношение не только к человеку, но и к животному миру, окружающей действительности в целом. Без этого не будет и полноценной ответственной личности. Гуманизм — это не только

16

уважительное отношение к отдельному человеку, но и человечеству в целом. Он состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении

обязанностей;

  1. принцип законности — означает, что все субъекты общественных отношений — государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития (ст. 15 Конституции РФ);

  2. принцип равноправия - выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом (ст. 19 Конституции РФ);

  3. принцип справедливости - заключается в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости определенного поведения, при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания — в соответствии с характером содеянного;

  4. принцип единства прав и обязанностей - состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей12.

Право представляет собой некое правовое влияние на сложившиеся в слоях общества отношения. Основная цель, которую преследуют функции

17

права – это регулирование, усовершенствование и упорядочивание этих отношений.

Юридические функции права:

  1. Регулятивная. Эта функция представляет собой всевозможную защиту и законодательное регулирование всех сложившихся в обществе отношений, которые могут возникать между его индивидуумами. Она осуществляется путем правотворчества, то есть, создания уполномоченными на то органами законодательных актов, нормы которых являются общеобязательными – их обязан соблюдать каждый;

  2. Охранительная. Охранительная функция, как уже понятно из самого ее названия, призвана охранять те нормы, которые были ранее приняты органами законодательной власти государства. Как правило, эта функция возлагается на правоохранительные органы, такие как: прокуратура, полиция, службы безопасности и другие. Кроме этого, охранительная функция права призвана и принуждать всех лиц, которые являются субъектами права, к выполнению законных действий, соблюдению

действующего законодательства государства и так далее;

  1. Воспитательная. Что касается сути этой функции, то она заключается в надлежащем воздействии на уровень поведения индивидуумов общества, качество их правового воспитания, а также на сознание этих же единиц общества13.

Социальные функции права:

  1. Гуманистическая. Она заключается в гарантии гуманного отношения ко всем индивидуумам конкретного общества, независимо от их

18

половой, религиозной, расовой или другой принадлежности, а также иных признаков, свойственных конкретным людям;

  1. Информационная. Эта функция, прежде всего, предусматривает создание различных путей и средств, благодаря которым до всех слоев общества можно было бы донести информацию правового характера. Инструментами, с помощью которых осуществляется данная функция права, могут служить известные всем средства массовой информации: печатные издания, теле- и радиокоммуникации, Интернет. Однако первое место среди таковых занимают все-таки нормативно-правовые акты, так как именно они являются первоисточниками правовой информации;

  2. Идеологически-воспитательная. Иными словами, это создание необходимых условий для формирования определенной правовой идеологии, предусматривающей уважительное отношение к правам других индивидуумов общества, а также соблюдение установленных законодательных требований15.

Таким образом, можно легко понять то, что существование в государстве правовых норм и права в целом - просто жизненная необходимость для каждого члена общества. Именно поэтому в нем должны создаваться все необходимые условия для того, чтобы все возможные функции права выполнялись в полной мере. Однако все мы прекрасно понимаем то, что это невозможно без правовой сознательности членов общества, поэтому одной из главных функций права, пожалуй, является воспитательная.

19

СООТНОШЕНИЕ НОРМ ПРАВА И ИНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

Основные типы норм: обычаи, нравственные нормы, институциональные, т.е. воплощенные в социальных институтах, законы. Нарушение норм вызывает негативную реакцию общества, направленную на того, кто отклоняется от установленной модели поведения. Реакция выражается в виде определенных санкций – наказания или поощрения. Нормативные системы развиваются вместе с обществом, меняется отношение социума к сложившимся нормам. Резкие же отклонения от общепринятого угрожают стабильности общества.

Право и мораль, находясь во взаимосвязи, регулируют порядок взаимоотношений между всеми членами человеческого общества. Право – это, по сути, технические нормы человеческого поведения, которые определяются законами государства. Мораль – это социально-нравственные нормы поведения людей, которые охватывают сферу взаимоотношений между людьми. Соотношение морали и права – одна из главных проблем любого общества. Выполнение правовых норм контролирует специальный государственный аппарат, а соблюдение моральных норм и правил – общественное мнение.

В античные времена понятия «право» и «мораль» были практически идентичными. Законопослушание считалось наивысшей добродетелью. В средние века слова «право» и «мораль» уже не являются синонимами. Началась эпоха становления системы права, достаточно автономной от установок морали. Но критерий правильности как законов, так и моральных установок был один – соответствие Божьему Закону.

Право и мораль не появляются извне, они являются продуктами развития общества, социума. Соотношение морали и права довольно непростое.

20

Между ними существует тесная взаимосвязь, которая имеет следующие составляющие: единство; взаимодействие; различия; противоречия.

Право и мораль обладают общими чертами: оба понятия несут нормативное содержание и регулируют поведение людей, у них одна цель – согласование взаимодействия общества и отдельной личности. У них единые социальные нормы, основанные на общности культуры, экономических и социальных интересов общества. Одна цель – соблюдение законов. Противоправное поведение является противонравственным. В их оценке право и мораль едины. Различия: право отражается в юридических актах, которые разрабатывают компетентные органы. Требования морали отражаются в общественном мнении. Идеи морали передаются искусством, литературой, СМИ. Правовые нормы возникают в процессе юридической практики, функционирования соответствующих институтов общества и государства, в то время как мораль возникает и развивается в процессе практической деятельности людей. Право и мораль находятся в процессе постоянного развития так же, как и общество.

Но право более консервативно. Законодательство зачастую содержит много недостатков и пробелов. Мораль более динамична, активна, живее реагирует на изменения, происходящие в обществе.

Находясь в тесной взаимосвязи, оба эти явления развиваются неравномерно. Поэтому, как правило, любое общество имеет разное моральное и правовое состояние.

Для того чтобы человек мог гармонично существовать в определенном социуме, он должен соблюдать определенные социальные нормы, которые регулируют, ориентируют поведение людей в той или иной ситуации. Норма

21

призвана определять границы, правила поведения, оценивать это поведение, т.е. является средством для обеспечения порядка.

Обычаи тесно связаны с правом, ибо исторически право, как система норм произрастала именно из обычаев, и этот процесс является постоянным, так как правовые нормы формируются из традиций, базируются на них. Право поддерживает обычаи, которые признаются государством юридически значимыми и общественно полезными.

Правовой обычай справедливо считается первым источником права. Почему именно эта форма была создана раньше остальных? Право развивалось постепенно и медленно. Оно возникло в древнем обществе, где долгое время система регулирования всех видов общественных отношений сохранялась в виде многовековых традиций. Их выполняли просто по преемственности, по принципу "как делал мой отец, так буду поступать и я". Эти традиции были священными. Их нарушение влекло за собой изгнание из общины, а значит, неминуемую смерть, ведь в те времена человек не мог существовать один. Постепенно с развитием общества появились товарно-денежные отношения, а одновременно с ними- необходимость их регламентировать. Для того чтобы сохранить бесспорность предписаний, которые были в это время созданы, нормам были приданы свойства обычая, то есть религиозный, обрядовый характер. И тут возникает закономерный вопрос. Все ли традиции, нормы морали представляют собой правовой обычай? Для ответа рассмотрим особенности этой формы права.

Чем правовой обычай отличается от иных источников права? Во-первых, он всегда устанавливается самим государством в результате отбора наилучших способов поведения в каких-либо ситуациях. Во-вторых, правовой обычай характеризует такая особенность, как партикуляризм. В-третьих, такого рода

22

правила сохранялись в устной форме, и лишь на более поздних этапах начало практиковаться их записывание. Эти характеристики и отличают правовой обычай как источник права от других форм сохранения нормативных предписаний.

Правовой обычай как форма права прошел в своем развитии определенные стадии. Первоначально он представлял собой различные обрядные действия и даже не осмысливался членами общества. Далее последовало уяснение значения обычая, и он стал выражаться посредством пословиц и поговорок. Следующие этапом развития этой формы права было его отражение в сказках, стихах, былинах, легендах и песнях. И, наконец, последняя стадия сохранения обычая представляла собой его записывание.

Постепенно этот источник права потерял свое первоначальное, особое значение в правовой системе. Это было вызвано тем, что правовой обычай трудно поддается изменению, ему свойственен консерватизм, в то время как общественные отношения меняются динамично с развитием общества. Второе обстоятельство, вызвавшее забвение правового обычая, – это усиление законодательной роли государства, которое стало претендовать на роль единственного творца права. Однако в настоящее время эта форма права сохраняется во многих странах Африки, Океании и Латинской Америки, а также в мусульманских странах.

Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.

В религиозных нормах:

23

• определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;

• определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;

• регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;

• закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.

Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.

Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, и мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.

В период Средних веков в Европе были широко распространено каноническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступает всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачно-семейные отношения и др.). В настоящее

24

время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.

Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Корпоративные нормы:

• создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;

• распространяются на членов данного сообщества;

• обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;

закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).

В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.

В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:

• условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;

• порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;

• компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;

• источники формирования денежных средств и иного имущества.

25

Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.

Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:

• не обладают общеобязательностью права;

• не обеспечиваются государственным принуждением.

Политические нормы регулируют поведение субъектов политической жизни по отношению к государственной власти. С помощью политики происходит управление обществом и государством, что осуществляется через правовые нормы. Поскольку именно посредством нормативных правовых актов, реализуется политика любого государства, можно говорить о взаимосвязанности политических и правовых норм. Политические нормы являются правилами поведения участников политических отношений и закрепляются в уставах, декларациях политических партий, общественных организаций и иных субъектов политики (например, оценка в политических документах состояния экономики, существующего социального обеспечения в стране и др. Провозглашение политических заявлений на события в стране и др.).

Природа и особенности политических норм находят выражение в следующем. Во-первых, они закрепляются в политических декларациях, конституциях государств, в программных документах политических партий, движений. Во-вторых, такие нормы служат основой для достижения

26

определенных целей в политике. В-третьих, к субъектам, реализующим политические нормы, относятся индивиды и организации, реализующие свои политические интересы, решающие политические задачи. В-четвертых, эти нормы нередко предусматривают вариантность поведения индивидов в реализации своих возможностей и в этой связи служат предпосылкой самовыражения личности, ее активности в сфере политической жизни. В-пятых, они могут отличаться общим декларативным характером либо быть формализованными, предусматривать конкретные права и обязанности субъектов политических объединений. В-шестых, политические нормы могут реализоваться как в пределах какого-либо политического объединения, так и вне его (область отношений с другими партиями и т.д.). В-седьмых, политические нормы содержат критерии, предъявляемые к структурным элементам политической системы (внутренняя организованность, принципы деятельности и др.). В-восьмых, эффективность реализации таких норм во многом зависит от конкретно-политической ситуации в стране, регионе и др.

Природа политического регулирования обусловлена политикой, политической властью, функционированием политической системы. Очевидно, что любые политические нормы в конечном счете воздействуют не сами по себе, как институционные образования, а посредством деятельности людей — субъектов политики.

От уровня их политического сознания и политической культуры во многом зависит результативность реализации политических норм.

Среди важнейших проблем политического регулирования в настоящее время в России являются создание политической стабилизации в обществе, поиск путей обеспечения равноправия политических партий с учетом многообразия их интересов, недопущения сращивания политики и бизнеса и др.

27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный мир представляет собой хорошо развитую цивилизацию, которая, несмотря на ряд сложностей и проблем, все же смогла преодолеть многие отрицательные факторы в своем развитии и перейти на ступень демократического отношения друг к другу, а также принятия человека как индивидуума, имеющего свои собственные права и обязанности. Именно это можно считать главным достижением нашей цивилизации, где принцип права стоит во главе всей событий и явлений социальных взаимоотношений, как между отдельными личностями, так и между государствами. Именно поэтому право в системе социальных норм занимает главенствующую позицию, на основе которой строятся современные взаимоотношения.

Любое общество представляет собой ряд определенных социальных и межличностных взаимоотношений, которые в целом составляют целый клубок сложных переплетений социального характера. Именно благодаря этому группа людей превращается в определенное общество. Следует заметить, что главным принципом, благодаря которому существует любой коллектив, является общение. Именно оно дает возможность узнать людям друг о друге максимум информации и сформировать свое отношение к тому или иному человеку. Также важно помнить, что эмоциональная сфера человека достаточно серьезно влияет, как на его поведение, так и на его взаимоотношения с людьми в обществе. Поэтому в результате развития человеческой культуры и цивилизации были сформированы определенные правила поведения человека в обществе, которые сегодня приобрели определенные нормы и общественные установки. Для защиты интересов, как общества, так и отдельно взятой личности было создано такое важнейшее понятие, как право. В системе социальных норм правовые взаимоотношения

28

на сегодняшний день являются самыми главными, поскольку они определяют возможность осуществления экономической, юридической, политической и прочей деятельности.

Однако помимо социальных норм, существуют также и технические нормы, которые представляют собой правила взаимодействия людей с инструментами, техникой, орудиями труда и другими достижениями современного мира. Право и социально технические нормы тесно взаимосвязаны с собой, поскольку сегодня к техническим нормам можно приравнять медицинские, физиологические, санитарно-гигиенические, математические, инженерные и прочие нормы, которые также имеют правовой статус и закреплены официально. К примеру, оказание медицинских услуг закреплено в законе о здравоохранении населения, где четко прописаны права и обязанности медицинских работников относительно лечения заболевших людей, причем каждый больной имеет право на получение качественного медицинского обслуживания. Таким образом, можно увидеть, что право в системе социальных норм является главным фактором, определяющим возможность осуществления определенных действий конкретными работниками.

Также следует отметить, что право взаимодействует и с другими нормами, включая как социальные, так и моральные и религиозные аспекты. Право и другие социальные нормы соотносятся между собой как главный законодательный акт любой страны — Конституция, соотносится с другими нормативными и подзаконными актами. То есть никакая общественная норма не может идти в разрез с существующими законами, поскольку в противном случае она будет считаться вне закона. Благодаря этому пресекается насилие и жестокость, которая могла бы существовать в определенных экстремистских обществах, фанатично настроенных религиозных кругах, и так далее.

29

Современное право в системе социальных норм имеет под собой прочную юридическую основу, которая базируется на принципах взаимоуважения и соблюдения прав каждого человека. Именно этот принцип позволяет в любых ситуациях вести конструктивных диалог между всеми субъектами общественного процесса и достигать определенного результата.


30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты российского государства



  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации. — М.: Рид групп, 2014. — 48 с.

  2. Российская Федерация. Законы. О свободе совести и религиозных объединениях. — Web: www.zonazakona.ru

  3. Российская Федерация. Законы. Об общественных

объединениях. — Web: www.consultant.ru

  1. Российская Федерация. Законы. Гражданский Кодекс Российской Федерации. — Web: www.gk-rf.ru/

  2. Российская Федерация. Законы. Уголовный Кодекс Российской Федерации. — Web: www.ukru.ru/

Литература

  1. Власенко Н.А. Теория государства и права. - М.: 2011. — 416 с.

  2. Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов.– М.: Омега-Л, 2013. – 607 с.

  3. Головистикова А. Н., Пиголкин А. С., Дмитриев Ю. А. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 761 с.

  4. Малько А. В., Матузов Н. Теория государства и права. Учебник. –

М.: Дело, 2013. – 528 c.

  1. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебник. – М.:

Проспект, 2013. – 656 с.

31

  1. Радько Т. Н. Теория государства и права. – М.: Проспект, 2012. - 752 с.

  2. Смоленский М. Б. Теория государства и права для студентов ВУЗов. – М.: Феникс, 2012. - 250 с.

  1. Бабошина Е.В. Право и религия: теоретико-правовые аспекты взаимодействия. // Юристъ – Правоведъ, 2009. - № 5. - С. 33-37.

  2. Добрин К.Ю. Социальная норма в традиционном и современном обществе. // Вестник Поволжской академии государственной службы, 2011. - № 1. - С. 116-121.

  3. Добрин К.Ю. Феномен социальной нормы. // Вестник Саратовского государственного технического университета, 2011. - Т. 3. - №

1. - С. 248-254.

16. Илалутдинов А.И. Значение права как основного регулятора общественных отношений. // Актуальные проблемы экономики и права,

2010. - № 1. - С. 96-101.

  1. Вестник Челябинского государственного университета, 2009. - № 21. - С. 27-31

  2. Лахман А.Г. Право и мораль: теория и реальность. // Власть и управление на Востоке России, 2011. - № 1. - С. 165-172.

  3. Лисицын Н.В. Обычай как элемент системы источников и форм российского права. // Российский следователь, 2010. - № 10. - С. 36-40.

  4. Майорова С.А. Функциональная характеристика корпоративных норм в системе российского права. // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011. - № 3. - С. 30-33.

  5. Пономаренков В.А. Правовой обычай в системе источников права. // Правовая политика и правовая жизнь, 2009. - № 3. - С. 44-54.

32

  1. Смоленский М.Б. Право как регулятор формирования правовой личности в системе правового государства и гражданского общества. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия:

Общественные науки, 2011. - № 3. - С. 74-76.

  1. Солкина П.А. Социальные нормы и их реализация в жизни общества. // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции, 2010. - Т. 24. - № 1. - С. 52-55.

  2. Стафеева Ю.В. Право и мораль. Их соотношение. // Казанская наука, 2010. - № 9. - С. 646-649.

  3. Тогузаева Е.Н. Нормы морали, права, религии как регуляторы поведения. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия:

Экономика. Управление. Право, 2011. - Т. 7. - № 2. - С. 46-50.

  1. Тохтуев И.А. Право как ценностный регулятор общества. //

Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2011. - Т. 17. - № 1. - С. 253-256.



1 См.: Добрин К.Ю. Социальная норма в традиционном и современном обществе. // Вестник Поволжской академии государственной службы, 2011. - № 1. - С. 116.

2 См.: Солкина П.А. Социальные нормы и их реализация в жизни общества. // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции, 2010. - Т. 24. - № 1. - С. 52.

3 См.: Добрин К.Ю. С. 118.

4 Добрин К.Ю. С. 118.

5 Солкина П.А. С. 54.

6 Солкина П.А. С. 54.

7 См.: Илалутдинов А.И. Значение права как основного регулятора общественных отношений. // Актуальные проблемы экономики и права, 2010. - № 1. - С. 96.

8 См.: Кузнецов О.С. Право как регулятор общественных отношений. // Вестник Челябинского государственного университета, 2009. - № 21. - С. 27.

9 См.: Тохтуев И.А. Право как ценностный регулятор общества. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2011. - Т. 17. - № 1. - С. 253.

10 См.: Илалутдинов А.И. Указ. соч. - С. 97. 11 Кузнецов О.С. Указ. соч. - С. 28.

11 Тохтуев И.А. Указ. соч. - С. 255.

12 Илалутдинов А.И. Указ. соч. - С. 98.

13 См.: Кузнецов О.С. Указ. соч. - С. 30. 15 Тохтуев И.А. Указ. соч. - С. 256.



написать администратору сайта