Теоретические основы логопедических технологий Анатомофизиологические основы речи
Скачать 119 Kb.
|
Теоретические основы логопедических технологий Анатомо-физиологические основы речи Речь является продуктом психической деятельности человека и результатом сложного взаимодействия разных мозговых структур. Наша речь осуществляется чрезвычайно сложным анатомо-физиологическим аппаратом, состоящим из центрального и периферического отделов. Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и, в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия. Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем, эти движения должны быть автоматическими, т.е. такими, которые осуществлялись бы без специальных произвольных усилий. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия этого механизма необходимо знать строение речевого аппарата. Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой отделов: центрального (или регулирующего): кора головного мозга (преимущественно левого полушария); подкорковые узлы; проводящие пути; ядра ствола (прежде всего продолговатого мозга); нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам. 2) периферического (или исполнительного): органы слуха; органы дыхания; органы голоса; органы артикуляции. Неразрывно связанные и взаимодействующие под ведущим регулирующим воздействием центральной нервной системы, все органы речи представляют собой сложную функциональную систему, в которой каждый из них играет свою определенную роль. Нарушение одного из них отражается и на деятельности остальных. Строение и функции центрального отдела речевого аппарата Кора головного мозга представляет собой сложнейшую функциональнуюсистему. Корой осуществляется физиологическая основа речи – вторая сигнальная система. И. П. Павлов под второй сигнальной системой подразумевал не только речь как средство общения, но связывал ее со способностью обобщать, абстрагировать. Следовательно, корковый отдел – центральный, регулирующий, орган речи. Речевые рефлексы приобретаются ребенком индивидуально в опыте жизни и выражаются в форме звуков речи, слогов, слов и фраз. В результате длительно повторяющихся воздействий в одной и той же последовательности определенной группы речевых раздражителей в мозгу образуется относительно устойчивый комплекс условных рефлексов (звуков, слов и фраз), возобновляющийся при повторении сложного раздражителя, всего или частично. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли, преимущественно левого полушария мозга (у левшей – правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия речи. Для понимания речи имеет значение и теменная доля коры головного мозга. Затылочная область является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых. Подкорковые ядра ведают ритмом,темпом и выразительностью речи. Проводящие пути.Кора головного мозга(КГМ)связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными. Центробежные –или двигательные,соединяют кору головного мозга смышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга, в центре Брока. От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к КГМ, идут центростремительные пути. Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша деятельность. Барорецепторы возбуждаются при изменении давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим, происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к КГМ. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы (ЧМН). Все органы периферического речевого аппарата иннервируются ЧМН. Главные из них: тройничный (иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть); лицевой (иннервирует мимическую мускулатуру, в т.ч. движение губ, надувание и втягивание щек); языкоглоточный и блуждающий (иннервируют мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба). Кроме того, языкоглоточный является чувствительным нервом языка, а блуждающий – иннервирует мышцы органов дыхания и сердца; добавочный (иннервирует мышцы шеи); подъязычный (снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений). Через эту систему ЧМН передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы. Но этот путь составляет только одну часть речевого механизма. Другая часть заключается в обратной связи – от периферии к центру. Строение и функции периферического отдела речевого аппарата Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового (фонаторного); 3) артикуляционного (звукопроизносительного). Дыхательный отдел составляет энергетическую основу речи,обеспечивая речевое дыхание, и включает в себя: грудную клетку с легкими; межрёберные мышцы; мышцы диафрагмы. Выделяют физиологическое и речевое дыхание. При физиологическом дыхании вдох происходит активно за счёт сокращения дыхательных мышц, а выдох – относительно пассивно за счёт опускания стенок грудной клетки, эластичности лёгких. По способу преимущественного расширения грудной полости физиологическое дыхание подразделяется на типы: 1) Рёберное, или грудное (нерациональный способ, так как расширение груд ной клетки ограничено вследствие малой подвижности реберных стенок). а) ключичное; б) верхнерёберное; в) нижнерёберное. 2) Брюшное (дыхательный объем существенно не отличается от такового при нижнереберном дыхании, однако дыхательные движения при этом пластичнее). Смешанное (грудо-брюшное, или диафрагмальное): обеспечивается не только достаточный объем воздуха, но и оптимальная пластичность дыхательных движений. Этот тип дыхания наиболее адекватен и для фонации. При речевом дыхании речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо основной – газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от дыхания, когда человек молчит: выдох намного длиннее вдоха (вне речи они примерно одинаковы); в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании; в момент речи значительно увеличивается объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза); вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи. Сверху гортань переходит в глотку, снизу – в трахею (дыхательное горло). На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя его поверхность обращена к языку, а задняя – к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны. У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще (длина голосовых складок у женщин примерно 18 – 20 мм; у мужчин – примерно 20 – 24 мм.). У детей до начала пубертатного периода различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками нет. У детей раннего возраста гортань имеет форму воронки; по мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической. Голосовые складки своей массой почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника. Выдыхаемый и вдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через голосовую щель. Артикуляционный отдел представлен следующими органами: языком; губами; челюстями (верхней и нижней); твердым и мягким небом; альвеолами; зубами. Язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть – подвижные органы артикуляции, остальные – неподвижные. Язык – массивный мышечный орган. Передняя часть подвижна, задняя – зафиксирована (корень языка). В подвижной части различают: кончик, передний край (лезвие), боковые края, спинку. Звукопроизносительные характеристики устной речи Звуки речи развивались и дифференцировались в процессе развития устной речи во фразах, словах и постепенно выделились из слова как его элементы. Находясь в слове, звук приобретает определенную смысловую значимость. Вне слова он теряет ее. Звучание конкретного изолированного звука, его взаимодействие в сочетаниях с другими звуками, ритм, темп, сила и высота тона формируются в основном по законам первой сигнальной системы (которая, однако, неразрывно связана со второй сигнальной системой). У разных лиц, в различных положениях в слове и при повторении звук несколько изменяется, колеблется в силе, тоне, тембре, длительности и т.д. Но в результате аналитико-синтетической деятельности мозга эти звуковые раздражители обобщаются в одно целое – возникает обобщенный звук речи. Таким образом, звук [а], произнесенный тихо или громко, высоким или низким голосом, является для нас только звуком [а], а не иным звуком. Как элемент речи он вовлекается в связи второй сигнальной системы. Здесь, в процессе высшего коркового анализа и синтеза звукового состава слова, в зависимости от смысла последнего звук подвергается еще более широкому обобщению (звук [р] – твердый и звук [р’] – мягкий) и становится различителем не только звуковых оболочек слов, но и их смысла. Такой обобщенный представитель определенной группы реальных звуков речи называется фонемой. В силу смысловой обусловленности фонемы само содержание слова придает устойчивость его звуковому составу, как бы цементирует его. Это облегчает формирование звуков речи. Образование звуков Под влиянием сжатия эластичной ткани легких, давления грудобрюшной преграды и спадания грудной клетки воздух с той или иной силой проходит через дыхательное горло и далее через рот и нос наружу. Эта дыхательная струя воздуха встречает на своем пути препятствия, в результате чего так или иначе изменяется ее направление, и образуются разные звуки речи. Препятствиями являются: Голосовые связки гортани. Если они сомкнуты, то при их прорыве образуется голос. Мягкое нёбо. Поднимаясь кверху, эта, уже голосовыдыхательная струя, встретив на своем пути поднятое и плотно прижатое к задней стенке глотки мягкое небо, направляется в ротовую полость. Язык. При опущенном в той или иной мере языке и нижней челюсти и раскрытом рте получаются гласные звуки [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Их характер определяется формой и положением языка, степенью раскрытия ротового отверстия и его формой. Если же голосовыдыхательная струя встречает на своем пути значительно поднятый кверху язык, то, с силой и быстро прорываясь или напряженно проходя между языком и небом, вызывает этим, сообразно положению языка, особый шум, который и присоединяется к голосу. Создается ряд звонких согласных звуков ([j], [г], [ж], [р], [л], [д], [з]), а также йотированные гласные звуки. Зубы и губы. Свободно достигнув последнего барьера в виде сомкнутых губ или нижней губы с верхними зубами, языка и твердого неба, воздушная струя преодолевает его и образует прочие согласные звуки. Если же голосовые складки изначально находятся в разомкнутом состоянии, то образуются глухие согласные звуки. А если мягкое небо не находится в поднятом и плотно прижатом к задней стенке глотки состоянии, то образуются носовые звуки. Таким образом, гласные – это чисто тоновые звуки, а согласные характеризуются наличием шума. Классификация согласных звуков Характеристику согласных звуков составляют пять основных признаков: место образования; способ образования; уровень шума; звонкость – глухость; твердость – мягкость. Место образования зависит от того,какой активный орган совершаетосновную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Если активный орган нижняя губа, то согласные могут быть: а) губно-губные ([п], [б], [м]), пассивный орган – верхняя губа; б) губно-зубные ([в], [ф]), пассивный орган – верхние зубы; Если активный орган язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка (передняя, средняя или задняя) участвует в создании преграды и с каким пассивным органом – зубами, передней, средней или задней частью неба – язык сближается: в) переднеязычные: зубные ([т, [д], [с], [з], [н]); передненебные ([р], [ш], [ж], [ч]); г) среднеязычные: всегда средненебные ([j]); д) заднеязычные: средненебные ([к’], [г’], [х’]); задненебные ([к], [г], [х]); Способ образования –это характеристика препятствия во рту и на путивоздушной струи. Препятствие бывает 2-х видов: либо полная смычка, либо щель. Поэтому согласные делятся на смычные и щелевые. Смычные –включают момент полного прекращения протеканиявоздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки звуки бывают: а) взрывные – включают 2 момента: сначала полная задержка воздушной струи, затем резкое размыкание органов речи ([п], [б], [т [д], [к], [г]). б) аффрикаты (смычно-щелевые) – включают 2 момента: полная смычка и приоткрытие сомкнутых органов речи, образование щели для выдоха воздуха. в) носовые – полное замыкание ротовой полости и одновременное опускание небной занавески, затем воздух свободно проходит через носовую полость ([м], [н]). г) дрожащие – образуются путем вибрации, дрожания кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами ([р], [р’]). Щелевые (фрикативные) –образуются в результате трения воздушнойструи о края сближенных органов артикуляции, представляющих узкую щель. Делятся на: а) щелевые срединные – образуются посередине сближенных органов речи ([в], [ф], [з], [с], [ж], [ш]). б) щелевые боковые – воздух протекает сбоку ротовой полости, между боковой частью языка и зубами ([л], [л’]). По уровню шума: а) сонорные ([л], [л’], [р], [р’], [м], [м’], [н], [н’], [j]) б) шумные ([б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [ч], [х], [ц], [ш] и их мягкие пары). Интенсивность шума шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и силе воздушной струи. Шумные согласные образуются при большем напряжении мышц и при более сильной воздушной струе. По участию голоса: а) звонкие (произносятся с голосом) – голосовые складки сближены и вибрируют при прохождении воздуха ([р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з]). Разница между звонкими сонорами и звонкими шумными в том, что у звонких соноров голос (тон) преобладает над шумом, а у звонких шумных – шум над голосом. б) глухие (образуются без голоса, с шумом) – голосовая щель раскрыта, а голосовые складки расслаблены ([к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш]). По звонкости – глухости согласные образуют пары(исключения: [ч], [ц],[щ], [j]). По твердости – мягкости согласные дифференцируются по характернойартикуляции. При образовании мягких согласных тело языка концентрируется в передней части, а при образовании твердых – в задней части ротовой полости. Это основное движение по горизонтали сопровождается напряжением и приподнятием различных участков языка. При образовании мягких согласных приподнимается передняя часть языка, при образовании твердых – задняя часть языка. По твердости – мягкости согласные образуют пары (но: всегда мягкие – [ч], [щ], [j], всегда твердые – [ц], [ж], [ш]). Классификация гласных звуков Гласные, как известно, тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебания голосовых складок, голос приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка – это те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений языка, губ , нижней челюсти. Каждый гласный звук произносится при особом, свойственном только данному звуку укладе органов артикуляции. Классификация гласных строится на трех признаках: участие губ; степень подъема языка по вертикали по отношению к небу; степень продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по го-ризонтали; По участию губ: а) лабиализованные (огубленные) – губы сближаются, округляются, выпячиваются вперед. Степень огубленности может быть разной: меньше – [о], больше – [у]. б) нелабиализованные (неогубленные) – [а], [э], [и], [ы]. По степени подъема языка гласные бывают: а) верхнего подъема ([и], [ы], [у]) – язык занимает крайнее верхнее положение; б) среднего подъема ([э], [о]); а) нижнего подъема ([а]). По степени продвинутости различают: а) гласные переднего ряда ([и], [э]) – язык концентрируется в передней части полости рта; к передней части неба поднимается передняя часть спинки языка. б) гласные среднего ряда ([ы], [а]) – язык концентрируется в средней части полости рта; язык либо поднимается средней частью к средней части неба ([ы]), либо лежит плоско ([а]). в) гласные заднего ряда ([у], [о]) – язык концентрируется в задней части полости рта, приподнимается задняя часть спинки языка по направлению к задней части неба. Изменчивость звуков в живой речи живом непрерывном речевом потоке звуки, быстро следуя друг за другом в разнообразных сочетаниях, подвергаются многочисленным изменениям, теряя свойственную им в изолированном произнесении типичность. Это происходит из-за влияния звуков друг на друга и взаимного приспособления, диктуемых экономией энергии произношения и его удобствами. Готовясь произнести звук, мы в тоже время автоматически приспосабливаем органы речи к последующему звуку, что нарушает точность первого звука, но облегчает его слияние со вторым. Согласные изменяются в зависимости: 1) От следующего гласного: он может видоизменять их артикуляцию и их звучание. Например, звук [с] в слоге СА звучит иначе, чем в слоге СУ. Вообще, между гласных согласные произносятся более отчетливо, легко и с наименьшими изменениями, затем – непосредственно перед или после гласного. В конце слов с исчезновением последующего гласного звонкий согласный теряет свою звонкость. 2) От соседних согласных: ярким примером служит ассимиляция (уподобление звука) два смежных звука становятся либо глухими, либо звонкими, сохраняя свою артикуляцию. Гласные звуки более четко и ясно звучат под ударением, т.к. произносятся с большей энергией голоса и артикуляции и с некоторым удлинением. Безударные гласные в той или иной степени изменяются в зависимости от места в отношении ударного слога. Акустические характеристики устной речи Механизм голосообразования механизме голосообразования принимают активное участие диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носоглотка, полости носа и рта. Органом голосообразования является гортань. Как же осуществляется голосообразование (фонация)? Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. срединное,положение с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходит колебание голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются внутрь и наружу, а не кверху и книзу. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса. При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через который проходит струя выдыхаемого воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота. Индивидуальную окраску и характерное звучание придают голосу верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полости рта и носа, придаточные пазухи носа. Стенки резонатора могут не только усиливать, но и глушить некоторые составляющие звука. Известно, что в пустой комнате звуки усиливаются, а в заставленной предметами – глушатся. Гладкая поверхность стенок резонатора отражает звук, а рыхлая – поглощает. Вытягивая или растягивая губы, опуская нижнюю челюсть, перемещая язык в ротовой полости, мы меняем объем и форму речевого резонатора и усиливаем таким образом разные составляющие сложного звука, возникшего в гортани. Большое значение для голоса имеет способ его подачи, так называемая атака звука. Принято различать три типа голосоподачи: Придыхательная атака: сначала идет легкий выдох, затем смыкаются и начинают колебаться голосовые складки. Голос звучит после легкого шума. Мягкая атака: момент смыкания голосовых складок и начало выдоха совпадают. Твердая атака: сначала смыкаются голосовые складки, а затем осуществляется выдох, приводящий их в колебание. Наиболее употребительной и физиологически обоснованной считается мягкая атака. Однако, возможно использование и двух других способов подачи звуков в зависимости от голосовых задач и эмоционального состояния человека, а иногда и в целях постановки голоса. Твердая атака чаще наблюдается при выражении голосом отрицательных эмоций: гнева, злобы, раздражения. Интонация как сложное акустическое явление Роль интонации в речи огромна. Она организует смысловую сторону речи при помощи логического ударения, повествования, перечисления,побуждения, вопроса, восклицания, пауз, изменения темпа речи и др. компонентов. Она усиливает лексическое значение слов. Таким образом, интонация является одним из важнейших выразительных средств речи, выявляет ее эмоциональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. Эта эмоциональность в речи выражается разнообразными изменениями голоса. Говоря другими словами, интонация – это своеобразная мелодия речи, выражающаяся в гибкости голоса (изменения его тембра и тона даже в пределах одного слога). Физиологический механизм интонаций чрезвычайно сложный и тонкий. Как музыкальное средство выразительности слова интонация осуществляется взаимодействием дыхания, голоса, ритма и темпа. Логическое ударение как составная часть интонации состоит в выделении голосом слов, наиболее важных по смыслу. Логическое ударение связано с явным или подразумеваемым противопоставлением: Япойду в кино(а не ты); Я пойду в кино (хотя я очень занят); Я пойду в кино (а не в другое место). Интонация зависит от тона речи. В современном русском языке интонация определяется как движение тона вверх или вниз от среднего уровня. каждого говорящего свой средний тон речи. Тон – это расстояние между звуками; он создается гармоническими, периодическими колебаниями. русском языке можно выделить 6 основных интонационных конструкций (ИК). Каждая из них имеет центр – слог, на который падает основное ударение. Выделяются предцентровая и постцентровая части речевого такта. Предцентровая часть обычно произносится на среднем тоне. Различительными признаками ИК являются направления движения в центре и уровень постцентровой части. ИК 1 – на гласном центра происходит понижение тона, тон постцентровой части ниже среднего. Эта конструкция наиболее ярко проявляется при выражении завершенности в повествовательном предложении. Поздняя осень, грачи улетели, Лес обнажился, поля опустели... (Н.А. Некрасов). ИК 2 – гласный центра произносится в пределах диапазона предцентровой части, на постцентровой части – понижение тона ниже среднего уровня. Наиболее ярко проявляется в вопросительном предложении с вопросительным словом и в предложениях с обращением и волеизъявлением. Куда ты идешь? Андрей! Там опасно! ИК 3 – на гласном центра резко восходящее движение тона, тон постцентровой части ниже среднего. Наиболее ярко проявляется в вопросительных предложениях без вопросительного слова. Ольга пьет сок? Ольга пьет сок? Ольга пьет сок? ИК 4 – на гласном центра нисходяще-восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. Наиболее ярко появляется в неполных вопросительных предложениях с сопоставительным союзом «а», в вопросах с оттенком требования. А ты?! Ваше имя? ИК 5 – имеет два центра: на гласном первого центра восходящее движение тона, на гласном второго центра или на следующем за ним – нисходящее. Тон между центрами выше среднего, тон постцентровой части – ниже среднего. Наиболее ярко проявляется при выражении высокой степени признака, действия, состояния. Какой у нее голос! Настоянная весна! Эта конструкция (ИК 5) часто встречается и в вопросительных предложениях с вопросом: Куда ты идешь?! ИК 6 – на гласном центра восходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. Наиболее ярко проявляется при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия, состояния. Как она танцует! Сколько воды набралось! Таким образом, интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – речевые такты и фразы. Интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение говорящего к содержанию высказывания, передает разнообразные оттенки эмоций. Зачем ты это сделал? (угроза). Зачем ты это сделал? (обычный вопрос). Зачем ты это сделал? (душевная боль). Зачем ты это сделал? (отчитывание). Зачем ты это сделал? (сильное чувство сожаления). Зачем ты это сделал? (недоумение,переспрос). Характеристика компонентов интонационной стороны речи Голос –это совокупность разнообразных по своим характеристикамзвуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Звук голоса – это волновые колебания упругой среды – воздуха, воды и т.п., которые могут вызвать слуховые ощущения. Такие колебания обычно возникают и в результате колебаний какого-либо тела. Колеблющееся тело непрерывно образует упругие волны, состоящие из последовательных сгущений и разрежений воздуха. Эти волны достигают нашего уха, и мы слышим звук. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками. Звуки отличаются друг от друга высотой, тоном, силой, длительностью, тембром, диапазоном. Человеческий голос – сложная, многомерная, изменяющаяся система, обладающая определенными внешними фонационными характеристиками. От этих характеристик во многом зависит то, как мы воспринимаем речь собеседника. Они не только характеризуют форму речи, но и несут определенную содержательную нагрузку. Рассмотрим их подробнее. Тон голоса –это расстояние между двумя звуками,включающее2полутона. Тон голоса характеризуется его высотой, вибрацией и модуляцией. Хороший голос отличается легкими изменениями тона. С помощью изменения тона можно совершенно изменить значение слов. Высота звука –субъективное восприятие органом слуха частотыколебательных движений. Чем больше частота колебаний в единицу времени, тем выше звук; чем меньше приходится колебаний на это время, тем звук ниже. Качество высоты звука зависит от частоты колебаний в одну секунду. За единицу высоты звука принят Герц – одно колебание в секунду (по имени немецкого физика Герца). Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16 до 20 тыс. Гц. Звуки ниже 16 Гц (инфразвуки) и выше 20 тыс. Гц (ультразвуки) мы не слышим. Частота основного тона может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин – от 160 до 340 Гц, У каждого человека своя средняя высота звуков речи. По ней определяется такая характеристика человеческого голоса, как тенор, баритон, бас, сопрано, альт, контральто. Изменения высоты звуков в процессе речи является основой интонации. Интонации – это «подъемы» и «спуски» голоса. Монотонность утомительна для уха, так как постоянный тон использует одну и ту же высоту. Диапазон –высотный объем голоса,измеряется количеством тонов.Обычно в нормальный диапазон входят полторы, в редких случаях две октавы. Но в быту человек говорит на трех – четырех нотах. Предельного повышения или понижения тона можно добиться специальными упражнениями. Сила голоса –его энергия,мощность,определяется интенсивностьюамплитуды колебаний голосовых складок и измеряется в децибелах. С силой звука связана его громкость. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. В речи мы пользуемся звуками разной силы. Это зависит, например, от условий общения: люди, стоящие рядом и находящиеся на некотором расстоянии друг от друга, должны произносить слова с разной громкостью. Большая громкость отражает и эмоциональность речи. Гласные безударные – менее громкие, а ударные – более громкие. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять свою силу, звучность и изменить тембр. Тембр –является существенной характеристикой качества голоса,индивидуальной особенностью, окраской звука. Он отражает акустический состав сложных звуков и зависит от частоты и силы колебаний. Все звуки речи сложные. Они состоят из основного тона, определяющего высоту, и многочисленных обертонов, более высокой, чем основной тон, высоты. Тембр, в большей степени, наследственный параметр речи. Он определяется индивидуальными особенностями речевого аппарата и звуковыми образцами, которые были определяющими в детстве (голоса родителей). Тембр позволяет на слух идентифицировать различные голоса. Что же такое обертоны? Если оттянуть и отпустить натянутую струну, то она начинает колебаться. Возникает звук. Если прижать струну посредине и заставить колебаться оставшуюся часть, мы услышим звук, который в два раза выше основного тона струны. Но и когда мы не прижимаем струну посредине, то кроме основного колебания всей струны, колеблются и ее половинки, и четвертые части, и восьмые. Так и голосовые складки колеблются не только всей своей длиной, воспроизводя основной тон, но и отдельными частями. Эти частичные тоны дают общую форму колебаниям, которые и определяют тембр. Т.о., тоны, образуемые колебаниями частей струны, называются дополнительными тонами или обертонами. Основное свойство обертонов заключается в том, что их частота всегда в кратное число раз выше основного тона, а сила тем слабее, чем выше частота. Это состояние основного тона и обертонов может меняться в результате усиления одного из них в резонаторе. Резонанс –резкое возрастание амплитуды колебаний,возникающее присовпадении частоты колебаний внешней силы с частотой собственных колебаний системы. При фонации резонанс усиливает отдельные обертоны звука, возникающего в гортани, и вызывает совпадение колебаний воздуха в полостях грудной клетки и надставной трубки. Выделяют 2 основных резонатора: головной и грудной. Под головным (или верхним) понимаются полости, расположенные выше небного свода, в лицевой части головы. При использовании этого резонатора голос приобретает яркий полетный характер, а у говорящего возникает ощущение, что звук проходит через лицевые кости черепа. Юссоном доказано, что вибрационные явления в головном резонаторе стимулируют голосовую функцию. При грудном резонировании ясно ощущается вибрация грудной клетки. Резонаторами здесь могут быть единственные воздушные полости – трахея и крупные бронхи. Тембр голоса при этом «мягкий». Хороший, полноценный голос одновременно озвучивают головной и грудной резонаторы. Взаимосвязанная система резонаторов накапливает звуковую энергию и, в свою очередь, влияет на источник колебаний – работу голосовых складок. Оптимальные условия для функции голосового аппарата появляются при создании в надскладочных полостях (надставной трубке) определенного сопротивления порциям подскладочного воздуха, который проходит сквозь колеблющиеся голосовые складки. Это сопротивление называется импедансом, при его создании голосовые складки работают с малой затратой энергии и хорошим акустическим эффектом. Явление импеданса одно из важных защитных акустических механизмов в работе голосового аппарата. Длительность звука –это его продолжительность во времени.Длительность звука в речи измеряется в тысячных долях секунды – миллисекундах. В некоторых языках (английский, немецкий, французский, чешский и др.) различаются долгие и краткие ударные гласные. В русском языке ударные гласные длиннее безударных. Так, длительность ударного гласного [а] в слове сад, произнесенного в нормальном темпе, может составлять 150 миллисекунд, длительность первого гласного в слове сады – 100 миллисекунд, а длительность первого гласного в слове садовод – 50 миллисекунд. Плавность речи –эта характеристика отражает слитность илираздельность звучания отдельных просодических элементов, морфем и синтаксических единиц, соотношений пауз и звучащей речи. Русская речь достаточно мелодичная и напевная благодаря полнозвучности: открытые слоги, редкие случаи стечения согласных. Однако даже в этих рамках речь может быть или более отрывистой, или более плавной. Выносливость –высокая работоспособность,стойкость голоса,котораяобеспечивается мерами по гигиене голоса. Речь человека характеризуется еще 2 компонентами: темпом и ритмом. Темп –характеризует скорость речи,количество слов,произнесенных в определенный промежуток времени. Темп является одним из выразительных средств устной речи. Замедляя темп своего высказывания, человек подчеркивает важность, особую значимость того, что он сообщает. И наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз, мы часто этим самым выражаем второстепенность сообщаемого. Однако произнесение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Т.о., нормальному темпу речи свойственно то замедление, то ускорение. Указанные колебания в скорости высказываний будут зависеть от быстроты произнесения фонем, слов, фраз и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями. Принято считать нормальным такой темп речи, при котором за 1 секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в КГМ – возбуждения и торможения. Большинство детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них очень слабые тормозные процессы и контроль собственной речи. Дети говорят то очень быстро, то слишком медленно, даже в пределах одной фразы. Но в большинстве случаев с возрастом такие явления исчезают. Темп речи формируется у ребенка с развитием речи на основе биологических (наследственных) и социальных (окружающая среда) факторов. Ритм речи –последовательное чередование звуков различной высоты идлительности, имеющее смысловое и выразительное значение. Единицы потока речи следуют в ритме, соизмеримом с основными временными параметрами просодических, интонационных элементов и слогоделения. В основе этой естественной ритмики заложены: дыхательные экскурсии легких и диафрагмы; ритмика работы слогоделителя – фарингса (глоточного сфинктора); ритмика наполнения и опорожнения оперативной памяти головного мозга. В широком смысле слова ритм, как известно, организует двигательную деятельность человека. В образовании и развитии чувства ритма участвует все тело. Ритм, регулируя слово, руководит как темпом, так и динамическими особенностями речи, к которым в первую очередь относится словесное ударение. Словесное ударение – это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое – фонетическое слово. Воспроизведение ритма называется татакированием (та-та-та...) Ритмы бывают: а) без выраженного ударения; б) с выраженным ударением; в) двусложные; г) трехсложные; д) четырехсложные и т.д. Пример: Туча небо кроет, (та’та та’та та’та), Солнце не блестит, (та’та татата’), Ветер в поле воет, (та’та та’та та’та), Дождик моросит. (та’та татата’). Список литературы 1. Борозинец Н. М.Л огопедические технологии Учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с. 2. Жукова Н. С. Логопедия / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург, 1998. – 320 с. |