курсовая пед.. Теоретические основы воспитания читательского интереса младших школьников Понятие читательского интереса
Скачать 45.71 Kb.
|
ГЛАВА 1. Теоретические основы воспитания читательского интереса младших школьников 1.1.Понятие читательского интереса. В переводе с латинского термин «интерес» означает «иметь значение». Смысл термина «интерес» в педагогической психологии довольно пространное: это понятие применяется чтения таких представлений как «интерес», «любознательность», «сосредоточение», «компетентность», «желание», «мотивация». Рассмотрим понимание интерес, как эмоциональное переживание познавательной потребности. Любопытно то, что эмоционально существенно. Общеизвестна громадная роль литературы и чтения в воспитании личности. Именно в начальной школе на уроках чтения зарождается любовь к литературе. Приобщить ученика к литературе, воспитывать у него влечение к чтению книг вообще надлежит непосредственно на начальной ступени обучения. Малыш, поступая в школу, уже любит рассказы, сказки, стихи, но понемногу у него уменьшается заинтересованность к чтению художественной литературы. Эта ситуация во многом определена ненадлежащим преподнесением чтения в школе. Образовательное учреждение обучает ученика навыку чтения, т.е. воспитывает в нем чтеца. Но этого крайне мало. Все младшие школьники в итоге овладеют техникой чтения, безусловно все способны прочитать предложенный текст, а без побуждения со стороны детских книг читать не хотят. А это означает, что уже на этапе развития навыков чтения образовательное учреждение обязано воспитывать деятельного, вдумчивого читателя. Большую роль в жизни ребенка играет чтение, вырабатывает у него предопределенное мировоззрение, установленные нормы поведения и художественный вкус. Великие писатели, мыслители, деятели педагогики и психологии, методисты: Л.Н. Толстой, М. Горький, К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, А.С. и др. в своих трудах углубленно анализируют такие важнейшие стороны данного вопроса, как предназначение чтения, литературы в деле формирования растущего поколения, проблемы психологической природы детского чтения, линии формирования читателя. Все же итоги данных изучений представляют, что вопрос воспитания интереса к чтению у младших школьников остается нерешенной в абсолютной мере как в теоретическом, так и методическом плане. Формирование крепкого навыка свободного, осознанного, правильного и выразительного чтения является важнейшей задачей начальной школы что, несомненно, значимо, но недостаточно. Развитие навыка чтения уже на начальном этапе обучения надлежит обосновываться на возникновении и воспитании интереса к чтению; данный процесс надлежит создавать на различном материале, учитывая психологические особенности ребенка; в обучении чтению нужно объединить в одно целое процессы образования навыков чтения и появления внимания к чтению, подсоединяя их в всеобщее воспитание ребенка. Заинтересованность к чтению с самого основания обязан применяться как средство решения познавательных задач. Но появление интереса неосуществимо без крепкого навыка чтения. В свою очередность, навык чтения не образуется без познавательного интереса к формированию этого навыка. Эти два явления так крепко связаны, что их сложно разделить. Поэтому появилась потребность выучить эти явления в целостности и образовать систему обучения, которая обеспечит появление и формирование интереса к чтению в процессе воспитания навыка чтения. Важнейшее значение имеет осознанное чтение, при котором слова и фразы становятся носителями содержания и приобретают способность волновать читателя потоком представлений, образов, картин, мыслей, чувств, влечений. Чем увереннее человек обладает техникой чтения, тем незначительнее он уделяет интерес техническому прочтению текста. Первое условие обучения чтению выражается в том, чтобы ребенок как можно скорее овладел техникой чтения, чтобы данный процесс стал для него приятным, удовлетворяющим его познавательные интересы. Несомненно овладение техникой чтения трудоемкий и длительный процесс, который требует от ребенка немалых стараний, многие исследователи старались облегчить учащемуся эту тяжесть, формируя оригинальные системы обучении чтению следует применять большого союзника обучения - интерес. В современном мире имеется два течения обучения чтению младшего школьника: воспитание читателя и приобщение к художественной литературе как особенному виду искусства. Хочется верить, что именно педагог способен синтезировать эти направленности при организации уроков литературного чтения. Формирование навыка чтения проходит четыре ступени: Первая ступень – знание звуков и букв (старший дошкольный возраст и добукварный и букварный периоды обучения грамоте); Вторая ступень – слоговое чтение (обучение грамоте); Третья ступень – овладение целостных приемов чтения (3-4 классы); Четвертая ступень – синтетическое чтение Чтение преследует разные цели: - знакомство с кем-нибудь или с чем-нибудь; - следование поставленной установке; - поиск необходимого материала; под чтением разумеется : - восприятие текста; - работа с текстом; Виды чтения: - просмотровое; - подробное; - вслух; - выборочное; - про себя; Чтение – это гораздо больше, чем машинальное складывание слогов, слов в предложения. Чем больше к моменту чтения у ребенка накопилось личного проникновенного и прочувствованного опыта, с которым он может связать значение прочтенных слов, тем по большей части эти слова для него означают. Чтение наверно можно сопоставить с основной дорогой в стране знаний. Все следующие обучения – математике, истории, биологии – будет сформировано на умении постигать написанное. Видеть, понимать за прочтенным текстом присутствие личности автора, с свойственным только ему восприятие мира и осмыслением окружающего мира, со присущей ему гаммой ощущений, чувством жизни и взглядом к ней – неизменное свойство умения читать. Эмоция автора, осознание автора, принятие или неприятие его взглядов – подлинная культура чтения. Созидательным чтением двигает пытливость. Предназначение работы преподавателя – содействовать перерастанию пытливости в любознательность, в познавательную деятельность, пособлять учащемуся, не запоминать фактов, а искать их логику, обусловленность, причины. Таким образом, исподволь складывается привычка и навык полноценного осознанного чтения и образованный, внимательный читатель. Работа по воспитанию читательского интереса реализовывается посредством уроков литературного чтения, внеклассного чтения, чтение в семейном кругу. Над вопросом воспитания читательского интереса работали и продолжают работать многие ученые, такие как О.И. Никифорова, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова. Читая книгу, ребенок познает мир, он представляет себя в этот мир, он сочувствует героям (не единый малыш лил слёзы над зайкой, которого прогнала плутовка лиса из лубяной избушки) . Грэм Грин писал: «Только в детстве книга действительно влияет на нашу жизнь. Далее мы восхищаемся ею, получаем от нее удовольствие, возможно, благодаря ей меняем свои взгляды, но главным образом находим в книге только подтверждение тому, что в нас заложено….». В сущности, чтение для ребенка – это странствие как бы глазами героев известных произведений; беседуя с малышом, устремляя его внимание на настоящую «страну чудес», которая обступает его повсюду – дома, на улице - эти герои раскрывают ему чародейство человеческого языка. Художественная литература содействует целеустремленному литературному формированию личности. Младшие школьники учатся постигать на примерах рассказов :содержание произведения, его центральную мысль, познакомятся с главными лицами, их характерами и действиями, оценивают разные поступки. Художественная литература является значительным средством знакомства окружающим их миром. Знания, которые приобретают дети при чтении художественных литературы – об окружающем мире, о своих ровесниках, об их жизни, развлечениях, приключениях, о природе и ее охране, начальные познания из истории нашей Родины – помогает накапливанию социально-нравственного опыта ребенка. Уроки литературного и внеклассного чтения дают большой потенциал для познавательного развития и творчества детей. Это и обсуждение прочитанного произведения, его театрализация, различные конкурсы и викторины, занимательные игры. Они проходят увлекательно, дают значительный эмоциональный заряд. Неоценимо влияние в воспитании читателя библиотеки. Вероятно, что вызвать интерес ребят к творческому чтению способны лишь люди творческие, сами ощущающие радость от общения с книгой. Наша школьная библиотека – это особенная педагогическая среда. Успех воспитания читательского интереса у младших школьников зависит и от чуткости в проблеме этой задачи родителей. Детям необходимо «читающее» окружение, книжное общество. Лишь тогда появляется желание читать. Творческая активность, свойственная младшим школьникам, содействует воспитанию интереса к чтению. Проведение игр, конкурсов, викторин, театрализованных постановок по литературным произведениям нужно смело включать в решение поставленных задач. В современном обществе многие семьи утратили интерес к чтению в кругу семьи. Телевизор, компьютер, сотовые телефоны заменили наслаждение прочесть книгу ребенку, читать целой семьей, обсуждать тревожащие строки, поступки героев. Это в большому счету сказывается на благополучном учении детей, и конечно в начальной школе тоже. Поступая в школу, малыш на вопрос педагога: «Какие ты знаешь стихотворения Агнии Барто?» с изумлением смотрит, впервые будто слышит имя этой поэтессы. Зачастую детвора поражаются элементарной народной сказке «Три медведя». Дети не могут не только пересказать сказки, но и устно составить предложения из трех-четырех слов. Всё это итог того, что чтение у нас насколько отошло на задний план. А ведь чтение крепко соединено с предшествующим опытом малыша и обнаруживается отображением окружающей действительности. Оно формируется: из личности; взгляда на книги; мышления; эмоций; словарного запаса слов; самостоятельности; уверенности в себе; отношений к родителям – и является результатом физического, умственного, эмоционального и социального развития ребенка. 1.2 Роль и функции художественной литературы в жизни ребенка Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по-своему воздействию; в рассказах дети познают лаконичность точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Образовательные программы по литературному чтению ставят задачу заложить в детях любовь к художественному слову, уважение к книге, определяют тот круг произведений художественной литературы, которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть. В настоящее время существует два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Видеть, осознавать за прочитанным текстом присутствие личности автора, с присущим именно ему мировосприятием и пониманием окружающего, со свойственной ему гаммой чувств, ощущением жизни и отношением к ней - непременное свойство умения читать. Чувство автора, понимание автора, принятие или неприятие его позиции - истинная культура чтения. Творческим чтением движет любознательность. Назначение работы учителя - способствовать перерастанию любопытства в любознательность, в познавательную деятельность, помогать читателю не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Таким образом, постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель. Возможно ли это в раннем школьном возрасте? И возможно, и необходимо. Детское «Почему?» - свидетельство активной познавательной работы ума и сердца, интереса к миру в целом. Важно помнить, что чтение, мотивированное любознательностью, целенаправленным интересом, педагогически более значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным. Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки литературного чтения, внеклассного чтения, сотрудничество с библиотеками, чтение в семье, литературные праздники. Над проблемой формирования читательского интереса работали и продолжают работать многие исследователи, такие как О.И. Никифорова, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова, Н.Г. Морозова. Художественная литература способствует целенаправленному литературному развитию личности. В.А. Левин понимает литературное развитие как одно из необходимых условий становления человека современной культуры, самостоятельно строящего свою жизнь и отвечающего за свои поступки перед людьми и совестью. Однако во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Печатное слово утрачивает свою исключительную роль в общем информационном пространстве. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Отсюда проблемы в изучении таких предметов, как литература, история, география, биология, обществознание и т. д. На мой взгляд, можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Поэтому следует приложить дружные совместные усилия всех, кто причастен к воспитанию подрастающего поколения. Уроки литературного и внеклассного чтения предоставляют широкие возможности для познавательного развития и творчества детей. Это и обсуждение прочитанного, театрализация, различные конкурсы и викторины. Они проходят интересно, несут в себе большой эмоциональный заряд. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой. В каждом возрастном периоде выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается и усложняется, поэтому начинать работу нужно с первых шагов ознакомления с художественной литературой. 1.3 Тип правильной читательской деятельности. Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Задачи учителя – подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению, высокую технику чтения, приёмы понимания прочитанного, научить любить книги и уметь их выбирать. Организовать полноценное, глубокое восприятие учащимися всей информации, заложенной в тексте, помочь представить картины, нарисованные автором, эмоционально отзываться на чувства автора и героев, понимать авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает мастер слова. Технология продуктивного чтения направлена на формирование всех универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных. Технология предполагает три этапа работы с текстом. До чтения текста – просмотровое чтение. Цель: развитие важнейшего читательского умения – антиципации - умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, содержанию. Главная задача: вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать произведение. 1. Антиципация - предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения. Самостоятельное по названию, по имени автора, по ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации, с опорой на читательский опыт определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев. 2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе. Результат: предвосхищение чтения, создания мотива для чтения Во время чтения: – изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки) Главная задача: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами. 1. Первичное чтение текста. - Самостоятельное чтение ( дома или в классе), - чтение-слушание, - комбинированное чтение, с учетом особенностей текста, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Выявление первичного восприятия при помощи беседы, теста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы, рисунков, схем. 2. Перечитывание текста. Медленное, вдумчивое повторное чтение всего текста или отдельных его фрагментов. Постановка вопросов к тексту и автору. Необходимое комментирование текста (словарь, подтекст). 3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с окончательными выводами по тексту. Обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Результат: интерпретация текста ( первичное чтение текста, использование приема «активный читатель», перечитывание текста, беседа по содержанию в целом). После чтения: –рефлексия, концептуальные вопросы. Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Задача: обеспечить углубление восприятия и понимания текста. 1.Концептуальная (смысловая) беседа. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских истолкований, оценок с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста. Или совокупности его главных смыслов. 2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе, беседа о его личности, работа с материалами учебника и дополнительными источниками. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям, соотнесение видения художника с авторским и собственным представлением. 4. Творческие задания, опирающиеся на одну из сфер читательской деятельности: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественные формы. Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации. Используя технологию продуктивного чтения учитель становится партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Проблема чтения становится государственной. Современное общество заинтересовано в активном и понимающем читателе, т.к. мы живем в условиях переизбытка информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот поэтому технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология вполне универсальна, может применяться на любых уроках, начиная с первого класса. ГЛАВА 2. Способы обучения детей младшего школьного возраста в работе с книгой. 2.1 Успешные методики работы с книгой Думать над книгой, читая её, совсем не просто. Это большой и серьёзный труд. Легче брать книгу «из чужих рук» не выбирая и читая, не вчитываясь, а размышляя «по поводу» - о том, что придет в голову. Ребенку надо читать много. Но совсем не для того, чтобы просто читать, а для того, чтобы вовремя осознать себя, найти «свои книги». Для этого ему сразу надо привыкать действовать с книгой и среди книг правильно. Ведь способность и привычка думать над книгой не возникают сами собой. Она есть результат обучения, необходимого для того, чтобы ребенок смог овладеть доступной ему полноценной читательской деятельностью. В процессе чтения понять, почувствовать, пережить суть идей, картин образов книги, забыть о себе, воссоздать в воображении с наибольшей достоверностью все то, о чем повествует книга, приблизиться к восприятию того, что сумел сказать автор, познать чужой опыт, обогатить свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. И если мы хотим, чтобы каждый ребенок, обучаясь читать, освоил тип правильной читательской деятельности, надо ввести в процесс обучения метод, соответствующий цели. Психологи доказали, что неспособность овладеть учебной деятельностью - это всегда следствие того, что взрослые плохо помогают ребенку. «Ребенок вынужден самостоятельно вырабатывать то или иное умение, то или другой навык хотя бы потому, что те методы, которые применяют помогающие ему, обучающие его взрослые, не являются достаточно подходящими». /9. Леонтьев. А. Н. Проблемы развития психики. М., 1959. - 464 с./ Метод постигают дети на занятиях чтения. Постигают, не заучивая порядок действий на память, а в процессе индивидуальной практической деятельности с детскими книгами, действуя сначала за учителем, потом - под наблюдением педагога и, наконец, только тогда, когда у педагога есть уверенность в том, что у каждого ребенка нужный опыт практической деятельности с книгами сформировался самостоятельно. Рассматривание книги и её чтение, чтение и рассматривание - это тот путь, которым через изучение книг - объектов во всем их многообразии преподаватель ведет детей от незнания к знанию, от беспомощности к самостоятельности. Основные процессы, характеризующие путь в книгу и мир книги, и дали название ведущему методу формирования у начинающих читателей интереса к книгам и читательской самостоятельности - методу чтения - рассматривания. Метод чтения-рассматривания - это непрерывная цепь взаимосвязанных, последовательно осуществляемых при обращении к книге и книгам умственных и практических действий, в результате которых ребенок самостоятельно выделяет внешние показатели. Содержание каждой книги: взаимно их соотносит и делает общий, но достаточно обоснованный вывод о тематике, характере, количестве и специфике помещенных в книге произведений, а затем исходя из общей предварительной оценки книги, ставит цель чтения и сразу же по-настоящему включается в освоение этого содержания, выбирая подходящий способ прочтения. Чтобы читать книги по-разному, надо знать об их возможном различии, и, конечно же, понимать книгу какого рода и с какими особенностями ты взял в руки, осознавать, каково твое собственное отношение к ней, оценивать свои возможности для прочтения именно той книги, которую взял в руки и свои читательские задачи.Данные психологических исследований позволяют утверждать, что рано или поздно в процессе чтения книги такая оценка непременно производится любым читателем, что, чем быстрее она совершается, тем короче процесс вхождения читателя в текст, т.е. тем легче включается обязательный для восприятия литературного произведения механизм творческой и эмоционально-волевой активности читателя. /10. Никифорова. О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972. - 206 с./ Творческую активность воображения читатели находят именно в тех книжных средствах текстовой и внетекстовой информации, которые принято называть внешними показателями. Содержания книги: название, подзаголовок, предисловие, послесловие, оглавление, иллюстрации, схемы, условные графические выделения, принадлежность к определенный серии, указание на издательство. Без внимания к этой системе средств нельзя сориентироваться ни в жанре, ни в общем, характере, ни в объёме произведения, ни в событиях, ни в расстановке действующих лиц. А без всего этого невозможно ни направленное восприятие сюжета, ни появление активных читательских эмоций - сочувствия, негодования, восхищения, жалости, радости за героев. Таким образом, метод чтения-рассматривания обеспечивает полноценность самостоятельного прочтения книги читателем и приучает его идти от общего к частному, а не наоборот. Помимо того, что метод чтения-рассматривания книг как комплексный, синтетический метод призван органически слить для детей-читателей обе более существенные стороны восприятия книги при чтении: текст и внетекстовую информацию, равно рассчитанные на то, чтобы читатель осмысленно и целесообразно осваивал заключенный в книге человеческий опыт, - он также помогает ребенку, оставшемуся с миром книг один на один без чьего-либо вмешательства. Путем посильной и самостоятельной читательской деятельности осознанно выбрать книгу, усмотреть заложенную в ней авторскую программу, воспринимая и воссоздавая для себя содержание прочитанного. Этот метод помогает детям непроизвольно и надолго, если не навсегда, запоминать книги, к которым они обращались. А на первых этапах обучения ощутимо облегчает им и трудности, связанные с несовершенством техники чтения, активизирует нужный словарный запас и представления, возбуждает воображение, задает необходимую направленность и сосредоточенность мыслям, позволяет выделить, свой круг чтения. С методом чтения-рассматривания сохраняет свое значение и метод живого слова в самых различных формах: форме чтения вслух (особенно наизусть), в форме размышлений о прочитанном и различного рода бесед, рассказов, пересказов. Именно метод чтения-рассматривания позволят привести в систему широкий и прочный круг общих и специальных знаний, умений и навыков, необходимых для полноценного самостоятельного общения с миром книг, и в итоге переводит последовательно воспроизводимые ребенком-читателем и взаимодополняющие друг друга, читательские действия во внутренний план. В результате это вспомогательная читательская деятельность «свертывается» и реализуется как просмотр книг. А без овладения навыком просмотра книг перед книгой бессилен и самый опытный читатель. Вот, например, две книги. У них один автор, одно заглавие: А.С. Пушкин. Руслан и Людмила. Отличаются ли они содержанием? Без их просмотра никто этого сказать не сможет, а просмотр убедит: в первой книге одно произведение, одноименное, а во второй - пять, это авторский сборник. Примеров можно привести великое множество. 2.2 Некоторые практические советы по привлечению детского внимания к книге «Неужели тебе не хочется самому почитать книжку?» - часто удивляются и негодуют родители. Кажется, для того, чтобы ребенок начал самостоятельно читать и писать, сделано все возможное: выучены буквы, освоено слияние звуков в слоги, много часов потрачено на игровые занятия. И что же? Родители требуют чтения без принуждения, а ребенок лишь неохотно уступает просьбам и условиям взрослых: «прочитай еще хоть строчку», «пока не дочитаешь страницу, не буду с тобой играть». Как же сделать, чтобы процесс чтения, пока еще трудный, стал для ребенка личной необходимостью? Вспомните, при каких обстоятельствах чтение и письмо стали необходимы человечеству, как письменность вошла в культуру. Это всегда было связано, с потребностью передать какие-то жизненно важные сообщения, когда передать их устно не было возможности. В аналогичных ситуациях потребность в письме естественно и неминуемо рождается у каждого человека, с той только разницей, что современному ребенку не надо изобретать средства письменной речи: буквы он уже знает, принципом перехода от звуков к буквам уже овладел. Простейший путь создания у ребенка потребности в письменной речи - это жизненно важная переписка. Ее содержание прямо зависит от личных особенностей ребенка, от его жизненного опыта. Переписка должна задеть ребенка лично, она должна апеллировать не к ситуативным интересам, а к самым главным и сильным. Хроника семейной жизни также может стать основой для включения письма и чтения в быт и выработки у ребенка потребности в письменной речи. Сюжет мультфильма (или план домашней еженедельной газеты) обсуждается сообща всеми членами семьи. Обязанности распределяются поровну: мама, папа и прочие домочадцы делают крохотные подписи под картинками, которые рисует ребенок (и все, кто пожелает). При монтаже мультфильма (про поход в цирк, про царя Султана, про что угодно) ребенок читает и наклеивает в нужные места короткие подписи к кадрам. Он же «показывает кино» всем гостям: листает кадры и озвучивает немой рисованный фильм. Письменное общения с родными или с самим собой не может не принести желанных плодов: ребенок приохотится к записи, чтение станет подлинно добровольным, а значит, неминуемо усовершенствуется и его техника. Ребенок уже научиться читать бегло, но долго еще будет нуждаться в том, чтобы ему читали. Вслух читая отвечали на его вопросы, выслушивали его взволнованные замечания, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном, ненавязчиво приоткрывая маленькому читателю тайны большой литературы. Мы описали такую систему занятий чтением, при которой ребенок одновременно учится играть и фантазировать, быть внимательным и критичным, контролировать себя и других. Специальное внимание в играх уделяется развитию речи детей. Едва ли не основной причиной серьезных неудач детей на занятиях письма и чтения является недоразвитие устной речи. Не стоит сосредоточивать свои усилия на чтении, пренебрегая другими сторонами психического развития ребенка. К примеру, быстро приближающееся и тревожащее вас школьное будущее не должно заставить вас отказаться от игровых форм обучения грамоте. И вообще, не спешите изгонять игру из жизни ребенка: недоигравший школьник - это будущий неуспевающий школьник. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Педагогу необходимо обратить внимание детей на книгу как объект интересный и личностно для каждого из них значимый, включить книгу в жизнь детей, - это научить их, еще не умеющих читать, не освоивших грамоту, думать над книгой, разговаривать с любой книгой на специфически книжном, но доступном им языке. Для этого надо использовать закономерность, состоящую в характерной для книг неразрывной связи формы и содержания, текста и внетекстовой информации, которую нельзя нарушать при восприятии детей детских книг. Первая встреча ребят с детской книгой должна помочь детям осознать связь внетекстовой информации содержанием текста, сделать ее очевидной, выделять внешние приметы содержания, ассоциировать, сопоставлять внетекстовую информацию и текст. В частности иллюстрации и заголовки, надписи с содержанием книги - может быть знакомым и известным, а может быть, и совсем новым - это тоже специальное умение и жизненно важное читательская привычка. Именно это умение и привычка во многом задают читателю кругозор, общее и литературное развитие. Если же ребенок не подготовлен к встрече с книгой, к его осмыслению, он непроизвольно искажает реальную действительность, рассматривает содержание книги одностороннее, предвзято (по наличию цветных картинок, например). Пока ребенок не приучен думать над книгой, пока он не знает и не догадывается, когда и почему ему надо смотреть, выбирая и читая книгу, что видеть, о чем думать, он, даже владея техникой чтения, настоящим читателем не станет. Так как он без целенаправленного обучения не способен к самостоятельной работе с книгой. Действуя сначала за педагогом , потом - под его наблюдением и, наконец, только тогда, когда у педагога есть уверенность в том, что у каждого ребенка нужный опыт практической деятельности с книгами сформировался самостоятельно метод чтения-рассматривания книги считается действенным. Рассматривания книги их чтение, чтение и рассматривание - это тот путь, которым через изучение книг - объектов во всем их многообразии воспитатель ведет детей от незнания к знанию, от беспомощности к самостоятельности. Основные процессы, характеризующие путь в книгу и мир книги, и дали название ведущему методу формирования у начинающих читателей интереса к книгам и читательской самостоятельности - методу чтения - рассматривания. Метод чтения-рассматривания - это непрерывная цепь взаимосвязанных последовательно осуществляемых при обращении к книге и книгам умственных и практических действий. В результате, которых ребенок самостоятельно выделяет внешние показатели содержания каждой книги, взаимно их соотносит и делает общий, но достаточно обоснованный вывод о тематике, характере, количестве и специфике помещенных в книге произведений. Затем, исходя из общей предварительной оценки книги, ставит цель чтения и сразу же по - настоящему включается в освоение этого содержания, выбирая подходящий способ прочтения. Литературный багаж у детей различен. Культура чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребенка о книге, определяются восприятием текста и отношением к нему самого воспитателя. Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую надо дать им почувствовать. Если по какой-то причине главы книги не вызвали у воспитателя желания разыскать книгу и прочитать ее целиком, не следует читать эти главы детям. Перед тем как читать, важно сказать добрые слова о книге, ее авторе, подчеркнув, что лично вам герои этого произведения полюбились. Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, связанных с особенностями возраста. Следует учитывать наличие следующих качеств, степень развития которых напрямую зависит от возраста ребенка: 1. Устойчивый интерес к книгам, рассчитанным на длительное чтение. 2. Наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения. 3. Заметное возрастание интереса к поэтическому слову. 4. Умение некоторых детей читать самостоятельно. Прежде чем дать детям книгу для самостоятельного рассматривания, воспитателю самому следует внимательно рассмотреть ее, определить, на что дети вряд ли обратят внимание, например, на то, как художник с помощью цвета предает радость и отчаяние героев. Итак, предлагаемая нами система работы по ознакомлению школьников с произведениями художественной литературы включает следующее: 1. Ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание книг. 2. Занятия с детьми. 3. Свободное общение педагога с детьми на основе художественной литературы. Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный, но если первоначальный этап введения ребенка в книжную культуру будет успешным, то значительно сократится число молодых людей, не способных или, не желающих приобщаться к духовному опыту человечества посредством книг. |