Главная страница
Навигация по странице:

  • Традиционные цивилизации (или как их еще они называют) периферии

  • Формационная теория: Достоинства

  • Недостатки

  • Цивилизационный подход: Достоинства

  • Локальные цивилизации: Достоинства: Обращение к культурному наследию цивилизации Недостатки

  • III. Теория модернизации

  • Теории исторического развития


    Скачать 30.43 Kb.
    НазваниеТеории исторического развития
    Дата24.03.2022
    Размер30.43 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTeorii_istoricheskogo_razvitia (2).docx
    ТипДокументы
    #414102

    Теории исторического развития
    1. В форме таблицы сформулируйте основные положения теорий развития истории.


    Теория мирового цивилизационного развития

    Теория локальных цивилизаций

    Теория формаций

    Теория мирового цивилизационного развития рассматривает исторический процесс с точки зрения развития мировой цивилизации от низших ступень, к более высокому уровню развития. Так, например, человечество прошел единый путь от дикости – к варварству, от варварства – к цивилизацииЦивилизация же идет по единому пути развития от традиционного общества, основанного на сельском хозяйстве и примитивных методах ремесленного производства, до информационной цивилизации. По мнению авторов данной теории, эти виды цивилизаций существуют и сегодня.

    Традиционные цивилизации (или как их еще они называют) периферии – самые отсталые страны мира (Афганистан, Кения, Ангола).

    Полупериферии (индустриальные цивилизации) – Россия, Тайвань, Южная Корея, Китай, Индия – это наиболее динамично развивающаяся часть мировой цивилизации.

    Ядро – информационная цивилизация (постиндустриальное общество) – Япония, Англия, Германия, США и некторые другие страны. В основе их экономики, культуры, политической и социальной жизни лежат информационно-коммуникативные технологии

    Цивилизационная теория исторического развития рассматривает весь исторический процесс через комплексное изучение факторов – культурно-религиозных, социально-экономических, общественно-политических, правовых, идеологических, геополитических, не ставя не одну из них выше других.

    В основе этой периодизации лежали изменения характера орудий труда. Она получила признание и в археологии при изучении ранних этапов существования человечества, которые разделяются на камен­ный, бронзовый и железный века

    Сторонники теории мирового цивилизационного развития видят в нем три основные стадии, разделяемые промежуточными, переход­ными этапами.

    Первая стадия началась примерно в VIII тысячелетии до н.э. Она была связана с переходом от собирательства и охоты к земледелию, скотоводству и кустарному производству.

    Вторая стадия, начавшаяся в середине XVII века, ознаменова­лась становлением мануфактурного производства, когда сложилась система разделения труда, сделавшая его более производительным, возникли условия для внедрения машин и перехода к индустриаль­ной стадии развития.

    Третья стадия началась во второй половине XX века и была свя­зана с возникновением нового типа общества (его чаще всего назы­вают информационным), когда с внедрением компьютеров качест­венно меняется характер интеллектуального труда, складывается индустрия производства знаний.

    Схема Периодизация истории по Л. Моргану и Ж. Кондорсе

    Цивилизация

    Варварство

    Дикость


    В первой половине XX века широкое распространение получил так называемый цивилизационный подход к истории. В качестве основно­го объекта изучения выступали локальные цивилизации, различаю­щиеся по характеру материальной и духовной культуры и проходя­щие определенные этапы в своем развитии.

    Основоположником этого подхода является итальянский ученый Д. Вико (1668—1744) Сторонники восприятия истории под углом зрения смены ло­кальных цивилизаций (античной, греко-византийской, исламской, христианской средневековой Европы и т.д.) измеряют исторические эпохи по продолжительности их существования, которое колеблется в промежутке от нескольких веков до тысячелетий. А. Тойнби счи­тал, что в мировой истории сменилось 13 самостоятельных цивили­заций, обладавших уникальными особенностями (остальные он рассматривал как их ответвления).

    В теориях цивилизационного развития прогресс связывался с тем, что каждая новая цивилизация, в определенной мере наследуя дости­жения своих предшественниц, достигает все более высоких уровней материальной и духовной культуры

    Цивилизации в ходе эволюции проходят этапы: возникновения, становления, расцвета, разложения.

    1.Человечество представляет собой разделенное единство. Будучи единым как вид (психологически и биологически), оно не однородно и развивается дискретно, в рамках отдельных цивилизаций.
    2. Цивилизация - это особая пространственная единица, сочетающая в себе уникальные черты культурного, исторического, социального и иного развития общества или группы обществ.
    3. Вертикального прогресса человечества не существует (разве, что речь идет о прогрессе науки и техники). В остальном человечество накапливает знания и развивается прерывисто, в рамках отдельной цивилизации.
    4. Переход одной цивилизации в другую не возможен. Возможен синтез культур в рамках одной цивилизации (греческая и римская культуры в рамках средиземноморской цивилизации) или развитие одной цивилизации по пути "имитации" другой.
    5. Любая цивилизация смертна, как и народы, её населяющие. Она проходит определенное количество стадий от зарождения через подъем, пик, деградацию к смерти (затуханию).

    Марксистская, формационная, теория выделяла пять основных эпох истории человечества.

    Эпоха первобытно-общинного строя характеризовалась крайне низким уровнем развития производительных сил, когда еще не было частной собственности, люди полностью зависели от природы и мог­ли выжить лишь при условии совместного, коллективного труда и потребления.

    Переход к рабовладельческой формации связывался с совершенст­вованием орудий труда, появлением возможности производства прибавочного продукта и его единоличного присвоения, возникно­вением частной собственности. При этом собственнику — рабовла­дельцу принадлежали не только земля и средства труда, но и сами ра­ботники, рабы, которые рассматривались как «говорящие орудия».

    Феодальное общество характеризовала частичная личная зависи­мость работников от собственников земли — феодалов. Крестьяне, со­ставляющие основную массу трудящегося населения, обладали лич­ной собственностью на орудия труда, могли распоряжаться частью произведенного продукта. Это определяло их заинтересованность в повышении производительности труда, которой не было у рабов.

    В рамках формации, которую марксизм определял как капи­талистическую, работник лично свободен. Однако, не располагая источниками средств к существованию, он вынужден продавать свою способность к труду предпринимателю, собственнику средств производства, который присваивает неоплаченную часть произведенного прибавочного продукта.

    Следующая, коммунистическая, формация виделась как общест­во, где с отмиранием частной собственности человек приобретет под­линную свободу, будет трудиться исключительно на себя и нужды общества в целом, сам станет хозяином своей жизни.

    В рамках каждой исторически протяженной эпохи в марксист­ской теории выделялись периоды становления, расцвета и упадка со­ответствующих формаций. Цивилизационный подход выделял та­кие же фазы в развитии цивилизаций.

    Границы между эпохами и составляющими их периодами, как правило, определялись по крупным, масштабным историческим со­бытиям, оказавшим большое влияние на жизнь народов.

    На первый взгляд может показаться, что сторонники различных подходов к истории должны коренным образом расходиться и в ее периодизации, но в действительности этого не происходит. Споры возникают лишь по отдельным вопросам. Дело в том, что время пе­ремен можно называть по-разному — сменой формации, крушением локальной цивилизации, наступлением новой фазы развития. Суть же описываемых событий от этого не меняется.

    Каждый новый период исторического развития, как правило, свя­зан со сменой форм хозяйственной деятельности, отношений соб­ственности, политическими потрясениями, глубокими переменами в характере духовной культуры.

    «Материалистическое понимание истории». Общество – система, обладающая иерархией. Способ производства обуславливает социальный, духовный и политические процессы. Общественное бытие определяет познание.

    История – независимый от сознания людей процесс смены общественно – экономических формаций.

    Понятие «формация» характеризует временный срез истории( разное время – разные формации )
    1.Человечество развивается с помощью вертикального прогресса, от менее развитых форм общества к более развитым.
    2. Центральным положением в теории является существование "формаций", то есть социально-экономических типах общества, сменяющих друг друга последовательно в рамках вертикального прогресса.

    3. Дает представление об истории как линейно – прогрессивном процессе смены формаций

    4.Главным критерием общественного прогресса считается развитие производительных сил.

    5. Всемирный исторический процесс рассматривается, как движение от неравного бесклассового общества – первобытнообщинного строя, через классовые – рабовладения, феодализм, капитализм, к новому бесклассовому – коммунизму. Смена общественно – экономических формаций осуществляется преимущественно путем революции.


    На первый взгляд может показаться, что сторонники различных подходов к истории должны коренным образом расходиться и в ее периодизации, но в действительности этого не происходит. Споры возникают лишь по отдельным вопросам. Дело в том, что время пе­ремен можно называть по-разному — сменой формации, крушением локальной цивилизации, наступлением новой фазы развития. Суть же описываемых событий от этого не меняется.

    Каждый новый период исторического развития, как правило, свя­зан со сменой форм хозяйственной деятельности, отношений соб­ственности, политическими потрясениями, глубокими переменами в характере духовной культуры.

    Следует помнить, что любая периодизация, если речь идет об ис­тории человечества в целом, в известной мере условна. Переход к но­вой эпохе — это не одномоментный акт, а процесс, растянутый во времени и пространстве. Кризис и упадок общества могут сочетать­ся с формированием в его недрах ростков новой цивилизации. Эти процессы не развиваются одновременно во всех районах мира. Именно так шло становление промышленной цивилизации Нового времени. В то время как одни страны уже пережили промышленный переворот, другие еще не вышли за рамки сословного строя и ману­фактурного производства, в третьих — причудливым образом соче­тались элементы старого и нового строя.
    2. Сформулируйте плюсы и минусы этих теорий. Попробуйте подобрать примеры из истории

    Формационная теория:

    Достоинства:

    • эффективное разделение на основе отношения к экономическим факторам;

    • стадийность исторического развития и очевидность прогрессивного становления современного общества.

    Недостатки:

    • однонаправленность;

    невозможность учета факторов культурного развития. (Главным методологическим упущением формационной теории является сужение процесса общественного развития до уровня производственной сферы. Налицо также грубый и примитивный подход к выявлению движущих сил истории: больший объем производства автоматически влечет и обеспечивает прогрессивность общественного строя. В то время, как единствен-

    ным подлинным критерием состояния общества может и должна быть личность, ее духовный потенциал.)
    Цивилизационный подход:

    Достоинства:

    • учет факторов духовной жизни;

    • адресность государственной градации.

    Недостатки:

    • недооцененность влияния экономических факторов роста;

    • большое количество культурно-образующих факторов становления.


    Локальные цивилизации:

    Достоинства:

    • Обращение к культурному наследию цивилизации

    Недостатки:

    • Преувеличение момента взаимной изоляции цивилизаций, разрушающей целостность всемирно-исторического процесса

    • Новые производственные технологии(биологизация) фаз развития цивилизации


    Нужны примеры из истории
    Этапы развития человечества

    Общепринятым стало деление исторического пути, пройденного че­ловечеством, на первобытную эпоху, историю Древнего мира, Сред­них веков, Новое и Новейшее время.

    Протяженность первобытной эпохи определяется более чем в 1,5 млн. лет. При ее изучении на помощь истории приходит археоло­гия. По остаткам древних орудий, наскальным рисункам и захороне­ниям она изучает культуры прошлого. Реконструкцией облика пер­вобытных людей занимается наука антропология.

    На протяжении этой эпохи происходит становление человека со­временного типа (около 30—40 тыс. лет назад), постепенно совер­шенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболов­ства и собирательства к земледелию и скотоводству.

    Отсчет истории Древнего мира ведется с возникновения первых государств (IV—III тысячелетия до н.э.). Это было время раскола об­щества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, ши­рокого распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большое хозяйственное значение). Своего рас­цвета рабовладельческий строй достиг в период античности (I тыся­челетие до н.э. — начало н.э.), подъема цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима.

    В последние годы определенную известность приобрели попытки группы ученых, в частности математика А.Т. Фоменко, предложить собственную хронологию истории Древнего мира и Средних веков. Они утверждают, что реконструкция историка­ми многих событий, происшедших ранее XVI—XVII вв., до широкого распространения книгопечатания, не бесспорна и возможны другие ее варианты. В частности, они предлагают считать, что писаная история человечества была искусственно удлинена более чем на тысячелетие. Речь, однако, идет лишь о предположении, которое не получило признания большинства историков.

    Эпоху Средневековья принято определять временными рамками V - XVII вв.

    Первый период этой эпохи (V—XI вв.) ознаменован падением За­падной Римской империи, становлением нового типа общественных отношений, связанных с утверждением сословного строя в Европе. В его рамках каждое сословие имеет свои права и обязанности. Для этого времени характерно преобладание натурального хозяйства и особая роль религии.

    Второй период (середина XI — конец XVв.) — это время становле­ния крупных феодальных государств, роста значения городов. Они становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобре­тающей все более светский характер.

    Третий период (XVI — середина XVII в.) связан с началом разло­жения феодального строя, его иногда характеризуют как раннее Но­вое время. Европейцы открывают для себя мир, начинается создание колониальных империй. Быстро развиваются товарно-денежные от­ношения, получает широкое распространение мануфактурное про­изводство. Усложняется социальная структура общества, она все ча­ще вступает в противоречие с его сословным делением. Реформация и контрреформация знаменуют собой наступление нового этапа ду­ховной жизни. В условиях роста социальных и религиозных проти­воречий усиливается центральная власть, возникают абсолютист­ские монархии.

    Цивилизации Древнего мира и Средних веков в рамках теории «стадий роста» не разграничиваются, они рассматриваются как «тра­диционное общество», основой которого выступает натуральное и полунатуральное аграрно-ремесленное хозяйство.

    Эпоха Нового времени — эпоха становления и утверждения про­мышленной, капиталистической цивилизации — также подразделя­ется на несколько периодов.

    Первый начинается с середины XVII века, когда наступило время революций, разрушивших основы сословного строя (первой из них была революция в Англии в 1640—1660-х гг.). Неменьшее значение имела эпоха Просвещения, связанная с духовным раскрепощением человека, обретением им веры в силу разума.

    Второй период Нового времени наступает после Великой фран­цузской революции (1789—1794). Промышленный переворот, начав­шийся в Англии, охватывает страны континентальной Европы, где быстрыми темпами идет становление капиталистических отноше­ний. Это время быстрого роста колониальных империй, развития мирового рынка, системы международного разделения труда. С за­вершением формирования крупных буржуазных государств в боль­шинстве из них утверждается идеология национализма, националь­ного интереса.

    Третий период Нового времени наступает в конце XIX — начале XX века. Он характеризуется тем, что бурное развитие промышлен­ной цивилизации «вширь», за счет освоения ею новых территорий, замедляется. Емкость мировых рынков оказывается недостаточной для поглощения растущих объемов выпускаемой продукции. Насту­пает время углубляющихся мировых кризисов перепроизводства,

    роста социальных противоречий в промышленных странах. Начина­ется и обостряется борьба между ними за передел мира.

    Современники воспринимали это время как период кризиса ин­дустриальной, капиталистической цивилизации. Его показателем им представлялась первая мировая война 1914—1918 гг. и связанные с нею потрясения, прежде всего революция 1917 г. в России.

    I.
    Формационная

    Первобытное общество

    Рабовладение

    Феодализм

    Капитализм

    Коммунизм

    II. Цивилизационная

    Дикость и варварство

    Земледельческие
    цивилизации

    Индустриальная цивилизация

    Компьютерно-информационная     цивилизация

    Компьютерно-информационная     цивилизация

     

    Формы
    организации
    хозяйства

    Натуральное хозяйство

    Натурально-рыночное

    Рыночно-
    планомерное

    Планомерное

    Формы
    организации
    общества

    Род, племя

    Народность

    Нации

    Сохранение
    нации
    в будущем

    III. Теория модернизации

    Её сторонники, отрицая цивилизационный подход,  считают подход формационный      лишь      частным аспектом   модернизационного   (аграрного) общества



    Линии

    Цивилизационный подход.

    Формационный подход.

    Предмет изучения

    Объективные, независимые от человека закономерности развития

    Общество рассматривается через формы и продукты трудовой, социальной, политической и др. видов деятельности.

    Решающая роль в истории общества.

    Материальные факторы
    ( производство)

    Мировоззрение, ценностные ориентиры общества.

    Общество.

    Движение от более низкой ступени развития к более высокой.

    Совокупность цивилизаций, каждая из которых неповторима, прогресс относителен.

    https://studopedia.su/9_27783_razlichnie-teorii-tsivilizatsionnogo-razvitiya.html

    https://www.socionauki.ru/book/files/tmh/107-132.pdf

    почитай , не забудь стереть!!!!!!


    написать администратору сайта