Главная страница
Навигация по странице:

  • Попытки "развести" государство и гражданское общество.

  • Разделение понятий "государство" и "гражданское общество" Гоббсом.

  • Примат гражданского общества перед государством Локка.

  • Важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры. Общество вражды людей друг с другом.

  • Общественный договор Руссо. Формулирование понятия.

  • Гражданское общество и государство как самостоятельные институты.

  • Марксизм и гражданское общество.

  • типы гражданского общества

  • Содержание гражданского общества может быть представлен следующим образом

  • Теория гражданского общества. Теория гражданского общества Гражданин


    Скачать 26.64 Kb.
    НазваниеТеория гражданского общества Гражданин
    АнкорТеория гражданского общества
    Дата12.01.2022
    Размер26.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТеория гражданского общества.docx
    ТипДокументы
    #329176

    Теория гражданского общества

    Гражданин — человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

    Происхождение и теория гражданского общества.

    Попытки "развести" государство и гражданское общество.

    Истоки теоретических разработок проблем гражданского общества уходят в античную философию.

    В числе первых мыслителей «заметивших» гражданское общество как самостоятельную субстанцию, называют Платона. Он первым заметил элементы гражданского общества в рамках общей своей теории «идеального государства». Остро критикуя государственную власть, Платон создал учение об «идеальном человеческом обществе». Учение о добродетелях, мудрости, мужестве, просветленном эмоциональном состоянии явилось базой понятия «гражданское общество». Платон в общей теории гражданского общества первым сделал очень важный вывод о том, что кроме государственно-организованной есть и другие формы жизнедеятельности общества.

    Аристотель рассматривал собственность и наличие среднего класса как главные признаки гражданского общества.

    Концепция гражданского общества в работах этих мыслителей базировались на идеях естественного права и общественного договора.

    Наиболее заметный след в становлении теории гражданского общества оставил итальянский мыслитель Никколо Макиавелли(1469-1527), отдавая дань времени, он считал, что высшим проявлением человеческого духа является государство, а смыслом и счастьем жизни — служение ему. Одновременно он полагал, что государь, имеющий возможность и право управлять подданными с помощью страха и насилия, не будет этим злоупотреблять, не будет нарушать имущественных и личных прав подданных, чтобы не возбудить их ненависть. Наиболее явственно различает Ма-киавелли государство и гражданское общество в рассуждениях о соотношении политики и нравственности. По Макиавелли, политическая власть и политическая деятельность безнравственны, потому как безнравственна сама природа политических отношений.

    Разделение понятий "государство" и "гражданское общество" Гоббсом.

    Английский философ Томас Гоббс впервые вводит в научный оборот понятие «гражданское общество» и провозглашает его примат перед государством. Гоббс подчеркивает двойственность гражданского общества:

    1) государство не связано с гражданскими законами, обычаями, правом. Оно как бы отделено от гражданского общества;

    2) государство подчиняет себе все и вся через понятие гражданское общество. Гоббс различает понятия «государство» и «гражданское общество».

    Примат гражданского общества перед государством Локка.

    Джон Локк (1632-1704), родоначальник классического либерализма, активно используя понятие гражданского общества, провозглашает в определенной мере его примат перед государством. Поэтому государство возникает только тогда, когда в обществе возникает в этом потребность. Следовательно, государство не является вечным атрибутом общества. Основой общества, в том числе и гражданского общества, Локк считает собственность. Он подчеркивает главную доминанту гражданского общества – ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества.

    Важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры. Общество вражды людей друг с другом.

    Шарль Луи де Монтескье (1689-1755) в произведении "О духе законов" рассматривает гражданское общество как результат исторического развития, как четвертую ступень человеческой истории после естественного состояния, семьи, героического времени. По его мнению гражданское общество есть вражда людей друг с другом. Монтескье различает в гражданском обществе три вида законов: гражданские, государственные, политические. Гражданские законы регламентируют отношения, принципы гражданского общества. Это отношения собственности, добровольных объединений граждан. Государственные законы – регламентируют главным образом политические права и свободы этих же граждан. Монтескье прямо указывает, что гражданское общество есть важнейшая гарантия общества от произвола и диктатуры со стороны властных структур.

    Общественный договор Руссо. Формулирование понятия.

    Жан Жак Руссо (1712-1778) показывает гражданское общество как общество, преобразованное в государство с помощью общественного договора. Он, провозглашая народный суверенитет, обосновывает право народа на свержение абсолютизма и отчуждение от власти демократически выбранного правительства.

    Эммануил Кант (1724 -1804) заметно углубил представления о гражданском обществе и выявил главный путь формирования гражданского общества – сочетание свободы каждого со свободой других. По Канту гражданское общество основано на таких априорных принципах:

    1. Свобода члена общества как человека;

    2. Равенство его с другими как подданного;

    3. Самостоятельность члена общества как гражданина.

    Гражданское общество и государство как самостоятельные институты.

    Принципиально новыми положениями обогащает понимание гражданского общества Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - гражданское общество выступает как система индивидов, которые с помощью труда удовлетворяют собственные потребности и потребности других. Фундамент гражданского общества Гегель видит в следующем:

    1. Частная собственность;

    2. Общность интересов;

    3. Всеобщее равенство граждан;

    4. Защищенность человека от случайностей.

    В отличие от других Гегель рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. Гражданское общество имеет место не внутри, а наряду с государством, отмечал Гегель, и оно зависит от государства и в какой-то мере поглощается им. Основной свой вывод Гегель сформулировал следующим образом – если государство для поддержания законности вторгается в пределы гражданского общества или вмешивается в деятельность судебных органов, то оно как бы выступает против гражданского общества. Государство и гражданское общество – есть противоречивое единство. Они могут существовать только на базе множества сословий, т.е. развитой социальной структуры общества. Гегель рассматривает гражданское общество и государство как самостоятельные институты. В государстве представлена общая воля граждан, гражданское общество же – это сфера особенных, частных интересов отдельных индивидов.

    Марксизм и гражданское общество.

    Карл Маркс (1818-1883) гражданское общество рассматривал как сферу материальной и экономической жизни людей и гражданское общество есть общественная организация, развивающаяся непосредственно из производства и обращения, совокупность экономических и производственных отношений, соответствующих определенному уровню производительных сил. По Марксу есть неприкрытое противоречие между государством и гражданским обществом – это представительство гражданского общества в государственных органах. Гражданское общество, наделяя себя политическими функциями, по существу отрицает себя и самоотрицается и не реализуется. Революционные изменения происходят именно в гражданском обществе – вытеснение частной собственности.

    Антонио Грамши (1891-1937), теоретик-марксист, гражданское общество рассматривал в тройном историческом контексте:

    1. Когда оно уничтожено государством ( дореволюционная Россия);

    2. Когда государство является его «внешней» формой (итальянское государство);

    3. Когда существует сбалансированное отношение между государством и гражданским обществом (развитые западные страны).

    Он представлял гражданское общество как такое общество, которое в будущем поглотит государство и перерастет в самоуправление масс. Грамши отмечал, что гражданское общество и государство – это два уровня политики и смысл гражданского общества полнее всего выражают политические партии и другие общественные движения.

    В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей. Политическая власть с целью своего упрочения создает политическую систему и ее основу - государство.

    В современной политической науке с учетом выводов зарубежных исследователей дается следующее определение:

    «Гражданское общество – это человеческая общность, включающая добровольно сформировавшиеся первичные негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; это совокупность негосударственных отношений и сфера проявления свободных индивидов, организаций и ассоциаций граждан».

    Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества:

    = социальные образования (сословие, социальная группа, класс);

    = общество как совокупность граждан страны;

    = мировое сообщество граждан.

    Содержание гражданского общества может быть представлен следующим образом:

    в экономической сфере – такие структурные элементы: негосударственные предприятия и объединения, кооперативы, коллективные хозяйства. Экономические атрибуты гражданского общества – естественная интеграция, конкуренция, свободные рыночные отношения;

    в социальной сфере – это семьи, общественные организации и движения, негосударственные СМИ, органы самоуправления, механизм формирования и выражения общественного мнения и интересов в цивилизованной форме без насилия;

    в политической сфере – создаваемые по необходимости политические партии, общественно-политические организации, клубы. Это борьба за соблюдение демократических принципов, традиций и процедур;

    в духовной сфере – это наличие свободы мысли, совести, слова. Это самостоятельность и независимость от государственных и политических структур деятельности творческих и других объединений граждан в духовной сфере.

    Концепция гражданского общества:

    Томас Гоббс, английский философ:

    Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом.

    Джон Локк, английский философ:

    Гражданское общество — это общество политическое, то есть общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы.

    Шарль Монтескьё, французский философ:

    Гражданское общество — это общество вражды людей друг с другом, которое для её прекращения преобразуется в государство.

    Томас Пейн, американский просветитель:

    Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем менее оно нуждается в регулировании со стороны государства.

    Георг Гегель, немецкий философ:

    Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нём постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

    Карл Маркс и Фридрих Энгельс, немецкие экономисты и социологи:

    Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство.

    Условно можно выделить три этапа формирования гражданского общества:

    1. На первом этапе происходит разделение гражданской и государственной сфер общества. Начинается взаимодействие гражданского общества и аппарата государственной власти посредством современных демократических механизмов (выборы, референдумы, митинги, петиции и т. д.). Развивается преимущественно частная сфера общественной жизни, появляются различные институты, организации, обслуживающие частные интересы людей. В данный период преобладает система классического капитализма — с частной собственностью, рыночной экономикой, свободной конкуренцией. Главными классами на этом этапе являются предприниматели и рабочие. Для продолжения формирования гражданского общества необходимо правовое государство с рыночной экономической системой.

    2. Далее начинает развиваться не только частная, но и общественная сфера жизни. Гражданское общество, которое было вынуждено самостоятельно защищать экономические интересы различных социальных слоёв передаёт эти обязанности государству, которое становится благодаря этому не только правовым, но и социальным. На данном этапе сглаживается конфликт между интересами капиталистов и наёмных рабочих, общество стремится к компромиссу между интересами различных социальных групп. Основное место занимает средний класс, а также укрепляются позиции сервисного класса — это менеджеры, коммерсанты, аналитики.

    3. На финальном этапе формирования гражданского общества происходит его глобализация и плюрализация. Классовая борьба стремится к нулю, поляризация общества (вражда между его классами) практически исчезает. Различные социальные группы имеют разные интересы только в силу своих культурных особенностей, а не из-за вражды с другими группами. Разнообразные субъекты гражданского общества вырабатывают собственные стратегии и пути развития, а в самом обществе практикуется толерантность, терпимость ко всему спектру социальных групп, классов, этнических групп и т. д.

    Функции гражданского общества:

    • Защита частных сфер жизни людей;

    • Сдерживание политической власти от абсолютного господства путём контроля за соблюдением конституционных принципов правового государства и разделения властей;

    • Стабилизация общественных отношений и процессов, обеспечение баланса между государственной и коммерческой сферами общества;

    • Защита и продвижение общественных интересов;

    • Постоянная мирная борьба за внедрение в жизнь конституционного принципа правового государства.

    • Постоянный мониторинг законодательства на предмет коррупционных рисков

    Гражданское общество представляет собой горизонтально структурированную совокупность независимых общественных организаций и ассоциаций, дистанцировавшихся от государственных и коммерческих структур и функционирующих в соответствии со своими целями и задачами ради реализации общественных интересов.

    Заключение.

    Итак, гражданское общество — это находящаяся на определенной стадии развития форма человеческой общности, с помощью, труда удовлетворяющая потребности своих индивидов. Это совокупность негосударственных отношений в обществе (эконом, социальные, национальные и частная жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы). Это сфера самопроявления свободных индивидов и их объединений, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны государственной власти.

    Гражданское общество существует и функционирует в диалектическом, противоречивом единстве с государством. При демократическом режиме оно тесно соприкасается и взаимодействует с государством, при авторитарном и тоталитарном режимах пребывает в пассивной или активной оппозиции к режиму. Оно является первичным по отношению к государству, фундаментом государства. По своей природе Гражданское общество является обществом неполитическим. В недрах Гражданского общества могут возникать и возникают политические объединения.

    Основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества является обладание каждым его членом конкретной собственностью, или участие в обладании собственностью, право использовать ее и распоряжаться ей по своему усмотрению. Важным условием успешного функционирования Гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры, отражающей все богатство и многообразие интересов представителей различных групп и слоев. Следующим условием жизнедеятельности Гражданского общества является высокий уровень интеллектуального, психологического развития личности, ее внутренней свободы и способности к полной самодеятельности при включении в тот или иной институт Гражданского общества.

    https://www.socionauki.ru/journal/articles/253432/

    https://lektsii.org/7-22601.html

    https://studopedia.su/1_15237_proishozhdenie-grazhdanskogo-obshchestva.html

    https://studizba.com/files/show/doc/96459-1-124.html

    https://ru.wikipedia.org/wiki/Гражданское_общество


    написать администратору сайта