происхождение искусства. Теория происхождения изобразительного искусства
Скачать 93.5 Kb.
|
Учебное заведение Реферат по курсу «Первобытное искусство» на тему: Теория происхождения изобразительного искусства Работы выполнил: Научный руководитель: Санкт – Петербург 2008 СодержаниеСодержание 2 Введение 3 Глава 1. Понятие и история первобытного и традиционного искусства 5 Глава 2. Функции первобытного и традиционного искусства 8 Глава 3. Теории происхождение искусства 11 Заключение 18 Список литературы 19 ВведениеНа протяжении всей истории человек и искусство были неразрывно связаны. Осознание человеком самого себя отражается в каменных фигурках, в чертах памятников архитектуры. Человеческие качества и чувства запечатлены в произведениях живописи, скульптурных группах. Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства. Помощь в познании мира через эмоциональное воздействие, расширение кругозора, пробуждение творческих сил, формирование духовного облика человека — функции искусства. Момент обращения человека к художественному творчеству, быть может является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены. Искусство не существует вне времени и общества, по своему содержанию оно социально и неразрывно связано с национальной традицией и эпохой. Советский психолог Л. С. Выготский писал: "Искусство есть социальное в нас... — есть общественная техника чувства, орудие общества, с помощью которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа"(2). Художник, переосмыслив увиденное, по-своему разгадывает тайны бытия, с помощью системы художественных образов старается передать свое мироощущение, вовлекая нас в сложный процесс самопознания, заставляя работать не только наши глаза, мозг, но и воображение, мобилизует к действию наши духовные силы. История искусства в истории человечества представляет собой сложную картину развития различных национальных школ, течений, стилей, взаимопроникновений форм и традиций, не знающих временных и географических границ, благодаря чему в ступенчатых формах православных храмов, богатством декора не уступающих образцам французского барокко, прослеживаются геометрический аскетизм линии Египетских пирамид, а русские иконы смотрят на нас глазами ликов, написанных кистью византийского художника. Глава 1. Понятие и история первобытного и традиционного искусстваОбласть распространения первобытного и традиционного (называемого еще примитивным) искусства территориально охватывает все континенты, хронологически – весь период существования человека как вида. История первобытного искусства включает в себя проблему происхождения искусства и рассматривает этапы его развития на протяжении тысячелетий, от самых древних художественных произведений эпохи палеолита до памятников искусства некоторых современных народов, до недавнего времени находившихся на первобытно-общинном уровне развития. Первобытное искусство не представляет самостоятельной области в сфере культуры, поскольку в первобытном обществе художественная деятельность тесно переплетена с мифологией и религией, образуя то, что называется первобытным синкретическим культурным комплексом Характерными особенностями первобытного искусства являются, во-первых, то, что в первобытном обществе едва ли не все виды духовной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство, тем самым наполняя его собой, а, во-вторых, в первобытном искусстве получают свое развитие первые представления об окружающем мире, способствующие закреплению и передаче навыков и знаний. Мириманов в своей книге «Первобытное и традиционное искусство» рассматривает вопрос о понятии искусства. Оставляя в стороне чисто метафизические не поддающиеся анализу толкования искусства, В. Мириманов обращается к тем определениям, которые основываются на анализе исторического материала и рассматривают его в связи с проблемой генезиса. Например, так называемая “имитативная теория” определяет искусство как проявление инстинкта подражания. Элемент подражания действительно имеет место в искусстве и особенно ярко выражается в первобытном искусстве. Как уже говорилось, различные формы танцев: охотничьи, военные и др. - основаны на подражании повадкам животных и действиям, связанным с войной, охотой и т. д. В известном смысле с этой точки зрения можно рассматривать и первобытное искусство, особенно его самую раннюю натуралистическую фазу. Другая теория рассматривает искусство как выражение “инстинкта украшения”, как средство полового привлечения. Нательные украшения - раскраска, татуировка и т.п. - бытуют у подавляющего большинства народов, находящихся на первобытнообщинном уровне развития. Есть все основания считать, что они имеют очень древнее происхождение. Что же касается надеваемых украшений: бус, ожерелий, колец, подвесок и т. п., - то они, как известно, широко распространены не только у так называемых “примитивных” народов, но в полной мере сохраняются и в развитом современном обществе. В отличие от традиции раскраски тела (о степени древности которой можно лишь догадываться) древность ношения украшений непосредственно доказывается многочисленными археологическими материалами (бусы, браслеты), относящимися к эпохе верхнего палеолита. Столь же древнюю традицию имеет орнаментальное и фигуративное украшение орудий и бытовых предметов. Материалы и этнографические исследования, связанные с проблемой происхождения искусства, показывают, что то, что называется инстинктами “игры”, “подражания”, “украшения”, безусловно имеет определенную связь с биопсихологическими корнями художественной деятельности. Основополагающей идеей при рассмотрении вопроса о появлении homo sapiens, с точки зрения В.Мириманова, является взаимосвязь между появлением искусства как такового и формированием человека как социального существа в полном смысле этого слова. Пожалуй, единственным качественно новым археологическим материалом, появившимся вместе с новым биологическим видом человека, является изображение – скульптурные, графические, живописные геометрические знаки, а также образы, созданные по подобию предметов, существующих в природе. Момент обращения к этому новому виду деятельности, который В.Мириманов условно называет художественным творчеством, рассматривается как величайшее открытие, возможно, не имеющее себе равного в истории по тем возможностям, которые в нем заложены, хотя следует заметить, что сами по себе данные возможности не предполагают их непременной реализации, по крайней мере в определенные исторические сроки. В качестве наглядного примера В.Мириманов выбрал историю развития письма. Вопрос о происхождении искусства, с проблемой его сущности, смысла и назначения, лишь во второй половине XIX века благодаря успехам археологии был поставлен на научную основу. В то же время в связи с открытиями археологов, давшими бесценный материал, возникли новые проблемы: закономерно или случайно то, что первые несомненные произведения искусства найдены только в тех слоях, которые относятся ко времени существования homo sapiens. Существует ли прямая связь между появлением человека разумного и началом художественной деятельности? Весьма существенными факторами, способствовавшими появлению и развитию художественной деятельности, по мнению В.Мириманова, стали появление у человеческих существ досуга и появление оседлого образа жизни, которые могли появиться лишь тогда, когда было достигнуто известное равновесие сил в борьбе за существование. Действительно, лишь свободное время, не занятое борьбой за выживание, дало возможность занятий искусством; свободное же время у человека, в свою очередь, могло появиться лишь при достаточно высоком уровне технической оснащенности человека (в результате которой сделалось возможным относительно постоянное существование хозяйственных коллективов, при которых новые методы охоты стали давать больше пищи). В результате своих исследований В.Мириманов аргументировано приходит к убеждению в необходимости признать наличие прямой связи между появлением homo sapiens и началом художественной деятельности(7). Глава 2. Функции первобытного и традиционного искусстваИдеологическая функция. В традиционном первобытном обществе процесс творчества всегда происходит в соответствии с устоявшимися представлениями, и в этом смысле каждое произведение искусства является отражением существующей на момент его создания в социуме идеологии. Художник активно участвует в жизни племени, и творчество его полностью подчинено господствующим в племени взглядам, не отражая и не преследуя никаких личных целей или воззрений художника (впрочем, и само существование таковых в первобытном обществе достаточно маловероятно и точно не является распространенным явлением) Общеобразовательная функция. Данная функция выполняется любым произведением искусства. Однако, в тех случаях, когда искусство является важнейшим звеном в процессе закрепления и передачи информации, оно несет повышенную смысловую нагрузку (отчасти, этим объясняется символический характер традиционного искусства, так как перед художником стоит задача выражения сложных идей и понятий, которые не могут быть переданы методом непосредственного отображения) Коммуникативно-мемориальная функция. Эта функция тесно переплетается с общеобразовательной и социальной функциями, что объясняется связью между поколениями через ту же систему обрядов инициации, через сохранение родовой преемственности etc. В принципе, каждое художественное произведение имеет коммуникативное значение и закрепляет связь между человеком и обществом, а также оперативно выполнять ту функцию, которая позднее переходит к письменности. Социальная функция. Поскольку процесс культурного и экономического развития в классовых обществах протекает в условиях более или менее острой и осознанной политической борьбы, искусство часто принимает активное участие в такой борьбе, выступая на стороне той или иной социальной группы или класса, поддерживая ту или иную тенденцию, каждая из которых направлена в конечном счете на упрочнение либо изменение существующей социальной структуры. В традиционном искусстве социальная функция обычно тесно взаимосвязана с магико-религиозной функцией. Познавательная функция. Сказав лишь, что познавательная функция, безусловно, свойственна первобытному и традиционному искусству (как и практически любому другому искусству), следует заметить, что рассуждения В.Мириманова о взаимосвязи процесса познания с процессом создания произведений искусства и их восприятием сознанием первобытного человека достаточно спорны; вопрос о познании в принципе чрезвычайно многогранен и не разрешен однозначно до сих пор. Положения, высказанные автором, близки к мыслям М.Полани, изложенным им в работе “Личностное знание”, которые, однако, неоднократно оспаривались многими мыслителями, в особенности приверженцами материалистических учений. Магико-религиозная функция. Ей в работе В.Мириманова уделено существенное внимание. Как известно, аппарат магии создается первобытным человеком в стремлении овладеть силами природы. В частности, по В.Мириманову, в его основе лежит принцип аналогии – вера в получение власти над предметом через овладение его образом. К примеру, первобытная охотничья магия направлена на овладение зверем, цель ее – обеспечение удачной охоты; центром магических обрядов в этом случае является изображение животного. Поскольку изображение воспринимается как реальность, изображенное животное – как настоящее, то и действия, связанные с изображением, мыслятся как происходящие в действительности. Принцип, на котором основана первобытная магия, лежит в основе широко распространенного у всех народов колдовства и всевозможных религиозных обрядов. Вообще говоря, магия, религия, мифы и сопутствующее им искусство, не решая проблем в научном плане, снимают их, создавая своеобразный иллюзорный мир; в создании аппарата магии выражаются страх человека перед силами природы и одновременно вера в возможность управлять этими силами. Первобытный и традиционный культурный комплекс, по В.Мириманову, можно рассматривать с современной точки зрения как гипотетическую картину мироздания, состоящую, как и всякая гипотеза, из действительных и предполагаемых (фантастических) элементов, удовлетворяющую первобытного человека своей полнотой и законченность. Эстетическая функция. В.Мириманов приходит к выводу, что эстетическое начало, будучи неотъемлемым качеством каждого художественного произведения, в то же время никогда не становится самоцелью. Развитие в труде духовных потребностей привело к постепенному формированию эстетического чувства и эстетической потребности; эстетическое чувство породило эстетическую потребность, которая формировалась и совершенствовалась в процессе производственно трудовой практики. У первобытного человека в качестве эстетической реакции, связанной с чувством ритма и симметрии, выступает положительная эмоциональная реакция на такие вещи, как, к примеру, гладкая и правильная форма изделия; овладение же совершенной техникой труда всегда ведет к появлению более правильных, более точных форм. Эстетическая функция искусства тесно связана с процессом стилизации, который рассматривается В.Миримановым отдельно(7). Глава 3. Теории происхождение искусстваСуществует большое количество теорий происхождения искусства, среди них можно выделить: биологическую, игровую, религиозную, трудовую и др. Биологическая теория основана на мнении, что способность к искусству, к художественному творчеству - врожденная способность человека, что он получает ее от природы. Игровая, основана на мнении, что искусство произошло из игры как подражания трудовым процессам. теория искусства как игры имеет то существенное против себя возражение, что она никак не позволяет нам понять искусство как творческий акт и что она сводит искусство к биологической функции упражнения органов, то есть в конечном счете к чрезвычайно незначительному у взрослого человека факту(2). Религиозная теория утверждает, что искусство происходит от религии и как бы представляет ее особую форму. Это утверждение, в частности, основывается на том, что почвой многих произведений фольклора служат мифы(3). Эволюция искусства, взятого как нечто единое, выражается в постоянных колебаниях между обособлением (дифференциация) и слиянием. Каждое отдельное искусство существует и развивается на фоне других - и как особый вид, и как разновидность. В разные эпохи то или другое искусство стремится стать массовым и вдохновляется пафосом синкретизма. Дифференциация и синкретизация - постоянные и одинаково значительные процессы в истории искусств, развивающиеся соотносительно. Синкретические искусства вовсе не есть принадлежность только искусства дикарей или "народа", как думали раньше; тенденция к их построению - постоянный факт художественной культуры. Вопрос о происхождении искусства очень сложен, и до сих пор нет теории, которая давала бы исчерпывающий ответ на этот вопрос. Широко распространены две теории. Старейшая из них исходит из предположения, что палеолитический человек рисовал, гравировал и вырезал из кости и камня, не преследуя никаких практических целей. Это было чистое "искусство для искусства". Другая теория, согласно которой искусство возникло в связи с магической практикой, зарождением религиозных взглядов и т. п., опирается на ряд многозначительных фактов: рисунки находятся в глубине пещер, в плохоосвещенных и часто труднодоступных местах (в Камбарель, например, в 120 м от входа); люди изображали чаще всего "полезных" животных, на которых они охотились; на изображениях животных есть следы магических действий - ударов копьем и т. п., рисунки стрел или ран. Но "магическая" теория не может охватить проблему во всей сложности. Да и магические действия сами по себе не требовали той художественной красоты, которой достигло палеолитическое искусство. Во всяком случае, несомненно, что первобытное искусство было связано с трудовой деятельностью человека. Оно отражало коллективный опыт общины и в сложной, эстетически опосредствованной форме способствовало его закреплению, совершенствованию, передаче потомству. Отсюда исключительная конкретность и реалистичность ранних образцов первобытной графики, живописи, скульптуры. Однако первобытное искусство испытало также влияние религиозных представлений человека. Изобразительное творчество первобытных охотников не было связано с их эстетическими потребностями, которыми они не обладали. Оно носило ритуально-магический характер и являлось результатом полного отождествления в сознании первобытного «художника» изображаемого и реального объекта. Часто говорят о синкретизме как главной черте первобытного искусства (нерасчлененность, единство материальной и духовной деятельности) и, как следствие его, аморфность художественного творчества, в котором не существовало отдельно живописи, скульптуры, музыки или танца. Все эти и другие виды художественного творчества являлись компонентами единого ритуально-обрядового действа, неотделимого от материальной практики, в которой главное место в эпоху верхнего палеолита занимала охота на крупного зверя, поглощавшая всю физическую и интеллектуальную энергию первобытного коллектива. Охотится на зверя мелкого (тот же заяц) смысла нет никакого: мяса мала (весь, так сказать, первобытный коллектив не прокормить), шкура маленькая, бегает быстро. Есть еще одна интересная теория происхождения искусства, которая принадлежит Д.С. Лихачеву. Вот точная цитата из упоминаемой статьи Д.С. Лихачева: «Мы не можем смешивать вопрос о происхождении с вопросом о совершенствовании хотя бы из-за того, что к первому явлению мы не должны добавлять оценочный элемент, в котором нуждается второе. Но различие, конечно, не только в этом. Первобытные люди рисовали бизона с таким необыкновенным умением. Как будто и прогресса в искусстве нет! Да, умение поразительное. Но ведь только бизон, только дикий бык, пещерный медведь? Для того чтобы изобразить цель охоты? Но тогда почему нет уток, гусей, перепелов? Ведь на них тоже охотились? Почему нет проса, репы, а ведь их сеяли? И вот мне представляется, что изображалось в пещерах прежде всего то, чего боялись, что могло нанести смертельный вред. Человек рисовал то, что его страшило. Он нейтрализовал окружающий его мир в том, что несло ему опасность. Отсюда родилось искусство». (6) В науке было сформулировано много теорий происхождения искусства: магическая, мифологическая, игровая, гипотеза «подсказок природы» и другие. Лихачев исходит из мировосприятия человека древности. Поясняя свою идею о страхе как одной из причин зарождения художественного творчества, Лихачев пишет: «…мне представляется, что изображалось в пещерах прежде всего то, чего боялись, что могло нанести смертельный вред. Человек…нейтрализовал окружающий его мир в том, что несло ему опасность». И в новое время страх играет большую роль в развитии искусства, причем не только кьеркегоровский — экзистенциальный, а все тот же страх как защитная реакция. Д. С. Лихачев пишет, что Достоевский боится города и человека. Антиреализм (определение Лихачева) ХХ в. он трактует как борьбу с миром и тоже, судя по всему, считает способом преодоления страха перед действительностью. Преодолевая страх, искусство стремится создать безопасную модель мира, считает он. Но когда возникают «кубизмы разных толков, абстракционизм», «антистихи, антитеатр, театр абсурда», искусство начинает внушать такой же ужас, как и действительность. И потому это недопустимо. Но преодоление не должно вести к уничтожению, ведь даже уничтожение смерти, говорит ученый, начинает страшить так, как страшит действительность(11). Исследования А. Леруа-Гурана говорят об обратном, композиции пещерной живописи ни в коем случае не были порождены страхом перед зверем. А. Леруа-Гуран подсчитал количество изображений различных видов животных. Преобладают копытные, на которых охотились. Большинство современных исследователей считает, что изображали их в большинстве случаев рамках культов плодородия, чтобы они возрождались, пополняя стада дающих пищу и жизнь животных, пасущиеся в обширных пространствах приледниковых степей(5). С начала 1960-х гг. в центре исследовательских интересов А.Д.Столяра оказывается глобальная и сложнейшая проблема происхождения и развития изобразительного искусства в глубокой древности. Работа над проблемами генезиса изобразительного искусства приводит А.Д.Столяра к созданию докторской диссертации, защищенной в 1972 г., и фундаментальной монографии «Происхождение изобразительного искусства», изданной в 1985 г. издательством «Искусство». В этих трудах автор сформулировал и обосновал свою теорию происхождения изобразительного искусства еще в эпоху финала нижнего палеолита и прошедшего в своем развитии три последовательные стадии — «натурального творчества», «натурального макета» и «глиняного периода»(9). Никто точно не может сейчас определить время возникновения искусства. Но множество данных свидетельствует о том, что зарождалось искусство в эпоху появления человека Разумного. Проблема появления искусства неразрывно связана с проблемой человека. Как существует несколько теорий происхождения человека, так существует и несколько теорий происхождения искусства. Божественная теория происхождения искусства связана с теорией происхождения человека, изложенной в Библии — «человек был создан Богом по его образу и подобию». Именно духовное начало человека предопределило появление искусства. Крупный эстетик и искусствовед Михелес Панаотис так пишет о связи искусства с божественным. «Между человеком и божеством стоит природа, Вселенная, дающая человеку самые простые образы, на тему которых он размышляет, — солнце, звезды, дикие животные и деревья — и стимулирует простейшие, но сильные эмоции — страх, смятение, покой. Образы и впечатления от внешнего мира являются вначале неотъемлемой частью религиозного опыта. Человек, микрокосм, не только противостоит макрокосму, но и связан с ним посредством божественного. Более того, впечатления человека не лишены эстетического характера, и образы природы, питая религиозное воображение, дают мастеру модели и вдохновляют художника на самовыражение посредством этих моделей. С помощью искусства и ремесла (которые вначале не разделялись) примитивный человек не только имитирует и символизирует стихию, но и завоевывает ее, потому что уже конструирует и создает. Он не только властвует над духом дикого животного, изображая его на стенах пещеры; он создает крытые жилища, хранит воду в сосудах, изобретает колесо. Микрокосм, обогащенный искусством и ремеслом, духовным и техническим завоеваниями, смело смотрит в лицо макрокосму». Вторая теория возникновения искусства — эстетическая, отражена частично и в предыдущих рассуждениях М. Панаотиса. Наскальные и пещерные рисунки датируются от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям относятся профильные изображения животных, выполненные в натуральную величину. Позднее появляются изображения людей. Во времена возникновения племенных объединений создаются песни и гимны: песни землевладельцев, исполнявшиеся на полях во время земледельческих работ и на праздниках после сбора урожая, боевые гимны воинов — пэаны, запевавшиеся перед началом боя, свадебные гимны — гименеи, погребальные причитания — орены. Одновременно создавались сказания о богах и богинях, их вмешательствах в дела как отдельных людей, так и целых племен. Реальные исторические факты обрастали легендарными подробностями. Возникая в одном племени, эти сказания и легенды распространялись среди других, переходя от поколения к поколению. Таким образом с помощью искусства накапливался и передавался коллективный опыт. Первобытное искусство было единым, не делилось на отдельные виды и носило коллективный характер. В рабовладельческом обществе с появлением избыточного продукта трудовой деятельности, который сделал возможным появление людей занимающихся только искусством. Также происходит разделение искусства на виды. Наряду с вышеперечисленными теориями возникновения искусства существует психофизиологическая теория. С точки зрения этой версии — искусство было необходимо человечеству для того чтобы сохранить себя и выжить (с точки зрения психологии) в этом сложном мире. Философ и психоаналитик Эрих Фромм так пишет о потребности человека в творчестве. «В отличие от пассивного приспособления, присущего животному, люди стремятся преобразовывать мир. А это невозможно без тяготения к запредельному, без поиска идеального. Без этой внутренней изготовки к возвышенному, к романтическому порыву личность не может подняться над повседневной прозой жизни. Эта потребность продиктована наличием творческих сил в каждом индивиде, среди которых особое место занимает воображение, эмоциональность. В акте творчества человек соединяет себя с миром, разрывает рамки пассивности своего существования, входит в царство свободы». Искусство приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона «искусством» называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах, а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного. ЗаключениеНаиболее ярким выражением зрелости человеческого общества в эпоху верхнего палеолита служит появление искусства. Оно появляется еще в ориньякское время и достигает своего расцвета в мадленскую эпоху. Только Homo sapiens был способен к такой области духовной деятельности. Все его предшественники на пути становления человека ничего подобного создать не могли: у неандертальцев искусства еще не было. Вопрос о происхождении искусства очень сложен, и до сих пор нет теории, которая давала бы исчерпывающий ответ на этот вопрос. Во многих западных научных школах данный вопрос предпочитают вообще не рассматривать, как в принципе не решаемый. Хотя, я думаю, зря. Именно такие вопросы наиболее интересны. Как "нерешаемые" теоремы в математике, которые в принципе все-таки можно попробовать решить. В этом-то и вся суть науки. Список литературы1. Алексеева В. В. Что такое искусство? М., "Совет художник", 1991 г. 2. Выготский Л.С. Психология искусства, 1968 3. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М., "Высшая школа", 1983, с. 294 4. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1930 5. Леруа-Гуран А. Религия доистории. Первобытное искусство. – Новосибирск, 1971 6. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. СПб.: СПБГУП, 2006. С. 5-6. 7. Мириамов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. – Москва-Дрезден, 1973 г. 8. Окладников А.П. Утро искусства. – Л., 1967 9. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985 10. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989 11. Шора Ю. Культура как переживание. СПб.: СПбГУП, 2003 |