Главная страница
Навигация по странице:

  • А.П.Чехов «Маленькая трилогия»

  • А.П.Чехов «Маленькая трилогия» (дидактический материал по литературе для 9 класса). 9 класс Маленькая трилогия Чехов. Тесты по литературе содержат вопросы, проверяющие уровень знания творчества А. П. Чехова, степень понимания Маленькой трилогии


    Скачать 75.5 Kb.
    НазваниеТесты по литературе содержат вопросы, проверяющие уровень знания творчества А. П. Чехова, степень понимания Маленькой трилогии
    АнкорА.П.Чехов «Маленькая трилогия» (дидактический материал по литературе для 9 класса
    Дата17.08.2022
    Размер75.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла9 класс Маленькая трилогия Чехов.doc
    ТипТесты
    #647893

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Лицей №1» р.п. Чамзинка Чамзинского района Республики Мордовия


    А.П.Чехов

    «Маленькая трилогия»

    (дидактический материал по литературе для 9 класса)

    Подготовила учитель

    русского языка и литературы

    Печказова Светлана Петровна

    Чамзинка

    2019
    Пояснительная записка
    Тесты по литературе содержат вопросы, проверяющие уровень знания творчества А.П.Чехова, степень понимания «Маленькой трилогии»», темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств языка.

    К каждому вопросу даётся несколько вариантов ответа.

    Представленный ресурс можно использовать на заключительном уроке литературы по творчеству А.П.Чехова в 9 классе.

    Критерии оценивания:

    «5» (отлично) – работа выполнена безошибочно,

    «4» (хорошо) – в работе допущено не более 2-х ошибок,

    «3» (удовлетворительно) – в работе допущено более 2-х ошибок,

    «2» (неудовлетворительно) – в работе допущено более 5-ти ошибок

    Вариант I.

    А.П.Чехов «Человек в футляре»
    Прочитайте приведённый ниже фрагмент и выполните задания В1 – В6.
    — Что же тут думать? — говорю ему. — Женитесь, вот и всё.

    — Нет, женитьба — шаг серьезный, надо сначала взвесить предстоящие обязанности, ответственность… чтобы потом чего не вышло. Это меня так беспокоит, я теперь все ночи не сплю. И, признаться, я боюсь: у нее с братом какой-то странный образ мыслей, рассуждают они как-то, знаете ли, странно, и характер очень бойкий. Женишься, а потом, чего доброго, попадешь в какую-нибудь историю.

    И он не делал предложения, всё откладывал, к великой досаде директорши и всех наших дам; всё взвешивал предстоящие обязанности и ответственность, и между тем почти каждый день гулял с Варенькой, быть может, думал, что это так нужно в его положении, и приходил ко мне, чтобы поговорить о семейной жизни. И, по всей вероятности, в конце концов, он сделал бы предложение и совершился бы один из тех ненужных, глупых браков, каких у нас от скуки и от нечего делать совершаются тысячи, если бы вдруг не произошел kolossalische Skandal…

    …Теперь слушайте, что дальше. Какой-то проказник нарисовал карикатуру: идет Беликов в калошах, в подсученных брюках, под зонтом, и с ним под руку Варенька; внизу подпись: «влюбленный антропос». Выражение схвачено, понимаете ли, удивительно. Художник, должно быть, проработал не одну ночь, так как все учителя мужской и женской гимназий, учителя семинарии, чиновники, — все получили по экземпляру. Получил и Беликов. Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление.

    Выходим мы вместе из дому, — это было как раз первое мая, воскресенье, и мы все, учителя и гимназисты, условились сойтись у гимназии и потом вместе идти пешком за город в рощу, — выходим мы, а он зеленый, мрачнее тучи.

    — Какие есть нехорошие, злые люди! — проговорил он, и губы у него задрожали.

    Мне даже жалко его стало. Идем, и вдруг, можете себе представить, катит на велосипеде Коваленко, а за ним Варенька, тоже на велосипеде, красная, заморенная, но веселая, радостная.

    — А мы, — кричит она, — вперед едем! Уже ж такая хорошая погода, такая хорошая, что просто ужас!

    И скрылись оба. Мой Беликов из зеленого стал белым и точно оцепенел. Остановился и смотрит на меня…

    — Позвольте, что же это такое? — спросил он. — Или, быть может, меня обманывает зрение? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?

    — Что же тут неприличного? — сказал я. — И пусть катаются себе на здоровье.

    — Да как же можно? — крикнул он, изумляясь моему спокойствию. — Что вы говорите?!

    И он был так поражен, что не захотел идти дальше и вернулся домой.
    При выполнении заданий В1 –В6 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
    В1. Определите композицию произведения, из которого взят данный фрагмент.

    Ответ: ____________________________

    В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его мыслей.

    Ответ: ____________________________

    В3. Для передачи всех ужасов реальной жизни автор произведения использует перечисление. Как называется этот синтаксический приём?

    Ответ: ____________________________

    В4. Выпишите слово, которым рассказчик обозначает ход своих мыслей.

    Ответ: ____________________________

    В5. Назовите вид тропа, средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другие («жизнь…покажет ему свои когти»)?

    Ответ: ____________________________

    В6. Назовите средство языковой выразительности в данной фразе: «волнует его слегка, как ветер осину».

    Ответ: ____________________________

    Вариант II.

    А.П.Чехов «Крыжовник»
    Прочитайте приведённый ниже фрагмент и выполните задания В1 – В6.
    Но дело не в нем, а во мне самом. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный, а свой собственный крыжовник, собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник, молча, со слезами, – он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:

    – Как вкусно!

    И он с жадностью ел и всё повторял:

    – Ах, как вкусно! Ты попробуй!

    Было жестко и кисло, но, как сказал Пушкин, «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой. К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию Особенно тяжело было ночью. Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата, и мне было слышно, как он не спал и как вставал и подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке. Я соображал: как, в сущности, мною довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч живущих в городе ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников, но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, – и все обстоит благополучно.

    – В ту ночь мне стало понятно, как я тоже был доволен и счастлив…
    При выполнении заданий В1 –В6 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
    В1. Определите композицию произведения, из которого взят данный фрагмент.

    Ответ: ____________________________

    В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (изображение Беликова на карикатуре).

    Ответ: ____________________________

    В3. Выпишите слово, которым карикатурист назвал Беликова.

    Ответ: ____________________________

    В4. Назовите троп, с помощью которого автор показывает состояние Беликова («мрачнее тучи»).

    Ответ: ____________________________

    В5. Назовите синтаксический приём, передающий разговор собеседников.

    Ответ: ____________________________

    В6. Выпишите контекстные синонимы (вторая половина фрагмента).

    Ответ: ____________________________


    Вариант III.

    А.П.Чехов «О любви»
    Прочитайте приведённый ниже фрагмент и выполните задания В1 – В6.
    Я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я старался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая выходит за неинтересного человека, почти за старика (мужу было больше сорока лет), имеет от него детей, — понять тайну этого неинтересного человека, добряка, простяка, который рассуждает с таким скучным здравомыслием, на балах и вечеринках держится около солидных людей, вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением, точно его привели сюда продавать, который верит, однако, в свое право быть счастливым, иметь от нее детей; и я всё старался понять, почему она встретилась именно ему, а не мне, и для чего это нужно было, чтобы в нашей жизни произошла такая ужасная ошибка.

    А приезжая в город, я всякий раз по ее глазам видел, что она ждала меня; и она сама признавалась мне, что еще с утра у нее было какое-то особенное чувство, она угадывала, что я приеду. Мы подолгу говорили, молчали, но мы не признавались друг другу в нашей любви и скрывали ее робко, ревниво. Мы боялись всего, что могло бы открыть нашу тайну нам же самим. Я любил нежно, глубоко, но я рассуждал, я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею; мне казалось невероятным, что эта моя тихая, грустная любовь вдруг грубо оборвет счастливое течение жизни ее мужа, детей, всего этого дома, где меня так любили и где мне так верили. Честно ли это? Она пошла бы за мной, но куда? Куда бы я мог увести ее? Другое дело, если бы у меня была красивая, интересная жизнь, если б я, например, боролся за освобождение родины или был знаменитым ученым, артистом, художником, а то ведь из одной обычной, будничной обстановки пришлось бы увлечь ее в другую такую же или еще более будничную. И как бы долго продолжалось наше счастье? Что было бы с ней в случае моей болезни, смерти или просто если бы мы разлюбили друг друга?

    И она, по-видимому, рассуждала подобным же образом. Она думала о муже, о детях, о своей матери, которая любила ее мужа, как сына. Если б она отдалась своему чувству, то пришлось бы лгать или говорить правду, а в ее положении то и другое было бы одинаково страшно и неудобно. И ее мучил вопрос: принесет ли мне счастье ее любовь, не осложнит ли она моей жизни, и без того тяжелой, полной всяких несчастий? Ей казалось, что она уже недостаточно молода для меня, недостаточно трудолюбива и энергична, чтобы начать новую жизнь, и она часто говорила с мужем о том, что мне нужно жениться на умной, достойной девушке, которая была бы хорошей хозяйкой, помощницей, — и тотчас же добавляла, что во всем городе едва ли найдется такая девушка.

    Между тем годы шли…

    При выполнении заданий В1 –В6 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.
    В1. Определите композицию произведения, из которого взят данный фрагмент.

    Ответ: ____________________________

    В2. Назовите средство создания образа героя, описанного в первом абзаце фрагмента.

    Ответ: ____________________________

    В3. Выпишите слово, характеризующее мужа героини, образованное автором произведения по аналогии со словом «добряк».

    Ответ: ____________________________

    В4. Выпишите словосочетание, которым рассказчик называет тот факт, что его возлюбленная «встретилась именно ему, а не мне».

    Ответ: ____________________________

    В5. Какое средство выразительности используется в последнем предложении фрагмента?

    Ответ: ____________________________

    В6. С помощью какого синтаксического средства выразительности рассказчик, рассуждая, передаёт ход своих мыслей во втором абзаце фрагмента?

    Ответ: ____________________________
    КЛЮЧ:





    «Человек в футляре»

    «Крыжовник»

    «О любви»

    В1

    рассказ в рассказе

    рассказ в рассказе

    рассказ в рассказе

    В2

    портрет

    внутренний монолог

    внутренний монолог

    В3

    антропос

    ряды однор.членов

    простяк

    В4

    сравнение

    соображал

    ужасная ошибка

    В5

    диалог

    метафора

    метафора

    В6

    красная, заморенная

    сравнение

    вопросит.предложения


    Использованная литература:

    1. Коршунова И.Н., Липин Е.Ю. Тесты по русской литературе. – М.: Дрофа, 2018 г.

    2. Ромашина Н.Ф. Тесты по литературе для текущего и обобщающего контроля. – Волгоград: Учитель, 2017 г.

    3. Бережная И.Д. Текущий контроль знаний по литературе. – Волгоград: Учитель, 2018 г.

    4. Миронова Н.А. Тесты по литературе в 9 классе. - М.: Экзамен, 2018.


    написать администратору сайта