Неомарксизм. Тф1219. Абдуллаев Б. Б. Краткая характеристика неомарксизма. Различия социалдемократического и коммунистического неомарксизма Содержание
Скачать 23.15 Kb.
|
ТФ-12-19. Абдуллаев Б. Б. Краткая характеристика неомарксизма. Различия социал-демократического и коммунистического неомарксизма Содержание: Ранний неомарксизм Различия социал-демократического и коммунистического неомарксизма Поздний неомарксизм Философское и социологическое течение неомарксизма зародилось в ХХ веке. Оно характеризовалось разнородностью и противоречивостью. Сторонники неомарксизма стремились приспособить марксизм к современным реалиям. Некогда известная франкфуртская школа зачастую причисляется к данному течению. В состав группы школы неомарксистов входили Макс Хоркхаймер (1895–1973), Герберт Маркузе (1898–1979), Теодор Адорно (1903–1969). Неомарксизм развивался, и некоторые деятели науки и культуры соединяли его в единое течение с неофрейдизмом (Э. Фромм (1900–1980), В. Райх), со стороны некоторых писателей и философов неомарксизм дополнялся идеями экзистенциализма (Ж.-П. Сартра, М. Мерло-Понти); французский философ и социолог Л. Гольдманом попытался соединить марксизм со структурализмом; немецкий философ и социолог Ю. Хабермас видел связь неомарксизма с философской герменевтикой. Ранний неомарксизм К раннему периоду развития неомарксизма относится конец 30-х гг. ХХ века. В следствие этому философское и социологическое течения в этих временных рамках принято называть ранним неомарксизмом. Поздний неомарксизм начался с окончания раннего периода и продлился до конца 70-х гг. Начало ХХ века для марксизма уже отличалось тем, что в данном движении появляются два разрозненных истолкования марксизма. В это время образуется социал-демократическое и коммунистическое течении марксизма. Социал-демократический марксизм отличался тем, что отходил от выдвинутых марксизмом элементов диалектики. Для сторонников марксизма данные элементы входили в универсальную теорию развития природы, общества и мышления. Марксизм интерпретировался в духе позитивизма или неокантианства. Развитие социал-демократического марксизма в результате дало толчок к возникновению современной социал-демократии. В последней нельзя найти никаких отсылок к диалектики, пролетарской революции и диктатуре пролетариата. Несмотря на то, что данное положение в своей основе имеет идеи марксизма, социал-демократы современности в своих программных документх исключили любые ссылки на основоположника течения, Карла Маркса. В результате того, что марксизм интерпретировался со стороны коммунистов, движение подверглось значительным изменениям. В результате этого в России появилась новая концепция – марксизм-ленинизм. Что же касается судьбы марксизма в других странах, то, например, в Китае он превратился в маоизм, а в Северной Корее в доктрину "чучхе". Пройдя через коммунистическое видение, марксизм и диалектика Маркса сводятся к диктатуре единственной в стране правящей коммунистической партии. Учение Маркса также характеризовало будущее мировой революции, но российская социалистическая революция опровергла его. Согласному этому учению мировая революция разгорится во всех развитых капиталистических странах одновременно. Согласно теории Маркса, концепция движения может быть применима в таких странах, но на деле оказалось то, что марксизм находит свое место именно в странах формирующегося капитализма. Различия социал-демократического и коммунистического неомарксизма Немецкий социал-демократ Эдуард Бернштейн (1850–1932) выделил самые уязвимые моменты марксизма. В своих работах он отчетливо разделяет социал-демократический и коммунистический неомарксизм. Карл Маркс предсказал, что ситуация в экономике всех капиталистических стран будет стремительно ухудшаться. Этот процесс приведет к обеднению пролетариата, а вследствие этого начнется пролетарская революция. Но прогноз К. Маркса был не верен, так как были заметны очевидные улучшения экономического положения рабочего класса. Также не сбылась пролетаризация среднего слоя населения, как и появление жестких классовых разногласий и частых экономических кризисов. Немецкий публицист и политический деятель Э. Бернштейн утверждал, что диалектика является наиболее опасным элементом марксизма. По его мнению, деятельность сторонников марксизма привела к смешению моральных факторов с экономическими и социальными факторами. В результате природа государства понималась неверно. Согласно работам Маркса, государство является одновременно и репрессивным органом, где действия выполняют собственники, и чудотворной силой, сконцентрированной в руках пролетариата. Э. Бернштейн предлагал произвести ревизию марксизма, так как движение не было совместимо с новыми историческими фактами. Борьба должна быть направлена за государственные реформы, принятие которых будет способствовать реобразованию существующего общества. Опиши задание По мнению Э. Бернштейна, демократия может считаться как началом, так и концом. Она также является средством. С помощью демократии ведется социализм и формы его реализации. Стоит отметить, что Энгельс именно ему поручил отредактировать и опубликовать свои работы после смерти. Немецкий экономист и историк К. Каутский был сторонником классического марксизма, но отличался меньшей радикальностью. Социал-демократ К. Каутский утверждал, что диалектика требует нового истолкования, он также критиковал экономический детерминизм Маркса. Им было предложено добавить элементы социал-дарвинизма в марксизм. Критикуя Маркса, он подчеркивал, что нельзя пренебрегать ни духовной активностью, ни экономическими, материальными предпосылками. Все эти элементы взаимно обусловлены и переплетены. По словам К. Каутского, революция большевиков в России не является социалистической. Согласно мнению итальянского философа, журналиста А. Грамши, Октябрьская революция свершилась несмотря на прогнозирование Маркса. Более того, эта революция была против "Капитала". Марксизм должен истолковываться поэтому не как спекулятивная доктрина, а как философия практики, и прежде всего как философия революционной практики, говорящая о борьбе за власть класса подчиненного и класса руководящего. Поздний неомарксизм В 50–60-е гг. ХХ века особую популярность неомарксизм получил во Франции. Французский социолог и философ А. Лефевр считает, что течение неомарксизма способно изменить природу рабочего класса. В этой связи рабочий класс лишается его революционных потенций, как результат, этот класс становится потребительским, его интерес направлен только на мнимое благосостояние. Французский философ-неомарксист Л. Альтюссер разграничил науку и идеологию. В конечном итоге, по его мнению наука являлась описанием реальности, в то время как идеология характеризовалась им как воля, ностальгия или надежда. Марксизм стал ассоциироваться с антигуманизмом, и антиисторизмом, так как Карл Маркс говорит о науке в тех случаях, когда перестает рассуждать о сущности человека. Сам по себе гуманизм является идеологией, так как его предмет направлен на изучение человека воображаемого. Теоретический антигуманизм уничтожает философский миф о человеке. Как итог, появляется возможность научного познания человеческого мира и путей его трансформации. Л. Альтюссер со своими идеями неомарксизма, многие из которых можно встретить в его книге "Читать “Капитал”" (написана в соавторстве), заметно повлияли на молодых людей Франции. Сторонник неомарксизма страдал маниакально-депрессивным психозом. Его болезнь усугубилась, поэтому последнее десятилетие своей жизни Альтюссер пробыл в психиатрической лечебнице. Проводя последние годы в заточении, он написал автобиографию, где помимо анализа собственной жизни, признался в том, что прочитал не так много работ Маркса. При этом в книге нет никаких рекомендаций по изучению «Капитала». Французский философ и писатель Жан-Поль Сартр предложил обновить марксистское истолкование истории с помощью экзистенциалистского обоснования. Марксистское истолкование истории он видел в попытке рассмотреть исторический процесс во всеобщности. Немецкий неомарксизм представляла франкфуртская школа. Она повлияла на интеллектуальную атмосферу Западной Европы, просуществовав сорок лет. Свои последние десять лет франкфуртская школа стремилась к американскому прагматизму. В самой Америке неомарксизм не нашел сторонников, поэтому движение не имело никакого влияния на штаты. Все приверженцы течения были потеряны еще в 70-е гг. ХХ века в Западной Европе. Неомарксизм отдалялся все дальше из-за распада коммунистических режимов в социалистических странах. Хотя ярые сторонники неомарксизма утверждали, что верны "аутентичному Марксу", на деле осуществляли те же действия, что и противники марксизма. Обе стороны демонстрируют рассогласованность внутри концепции Маркса. Согласно данной концепции капитализм неизбежно должен преобразоваться в коммунизм. Конец ХХ века обнажил реально существующую ситуацию, где социальная история подчеркивает не только утопичность марксизма, но и его неприспособленность к современной социальной реальности. Неомарксизм отличается от классического марксизма в основном следующими положениями: Классические марксисты (К. Маркс, Ф.Энгельс) использовали слово "формация" в значении более широкого типа обществ, например "формация" могла объединять в себе несколько "способов производства". Так, К. Маркс выделял "архаическую формацию" (классов нет, нет частной собственности и государства, низкое развитие производства материальных благ, низкая численность социальных сообществ), классовую формацию (появляются классы, частная собственность и государство, идет развитие производства, начинается интеграция племен в крупные соц. образования), коммунистическую формацию (нет государства, классов и ч. собственности, производство превзошло потребности населения, возникло единое человечество). Его последователи в основном брали термин "способ производства" и называли формацией, так классовую формацию они поделили на 3-4 формации (азиатскую, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую). Классические марксисты считали, что революция произойдет в развитых промышленных странах с развитым капиталистическим строем, т.к. мыслили в категориях замкнутого "национального капитализма". В.И. Ленин и др. неомарксисты "1-ой волны" (Грамши и проч.) доказали, что социализм может и должен победить в отсталых странах феодально-капиталистического характера, т.к. капиталистические отношения могут и будут какое-то время развиваться внутри социалистической надстройки (НЭП). В дальнейшем неомарксисты стали выделять в формациях несколько укладов, а сейчас даже появился термин "параформация" (разновидность формации, в которой отношения собственности не повторяют классическую формационную схему). Классические марксисты признавали как революционный, так и реформистский путь развития к социализму. Но после выделения социал-демократов (сторонников марксистского реформизма), неомарксисты-коммунисты выдвинули тезис о неизбежности революционного развития. Некоторые современные неомарксисты (Ю. И. Семенов) считают даже что существует несколько причин перехода к иной формации, помимо революции выделяя историческую эстафету (военное столкновение двух обществ, находящихся на разных уровнях формационного развития приводит к возникновению третьего типа общества, которое формационно возвышается над обоими). Классические марксисты в отличие от неомарксистов уделяли меньшее значение надстроечным процессам (культура, социальная жизнь, политика). Неомарксисты подробно разработали теорию классовой культурной гегемонии (А. Грамши), культурно-психологических изменений позднего капитализма (Э. Фромм, Г. Маркузе и вообще направление фрейдомарксизма), теорию долговременных и кратковременных классовых интересов политических структур государства (Л. Альтюссер, структуралистский марксизм) и проч. Классический марксизм в основном занимался проблемами критики феодального строя и перехода от феодализма к капитализму и небольшое внимание уделял критике реального социализма и его теории будущего социалистического государства и прогнозы мало совпадали с реальностью. Неомарксисты осуществили критику СССР как первого социалистического государства с разных позиций (от позиции сталинизма и троцкизма, до позиции фрейдомарксизма). Вообще в целом, классический марксизм, как вы уже поняли был более связан с именами К. Маркса и Ф. Энгельса и их наследием. Именно эти люди построили теорию формации, применили диалектическую логику Гегеля к историческим процессам, обосновали диалектико-материалистическое направление в философии, то есть создали теоретико-методологическую базу марксизма. А уже неомарксисты разделились на множество течений - (марксисзм-ленинизм - В.И. Ленин, И.В. Сталин), троцкизм (Л.Д. Троцкий и послед.), маоизм (председатель Мао), экзистенциальный марксизм (отчасти Ж.П. Сартр), гуманистический марксизм (Э. Фромм, Т. Адорно, Г. Маркузе,), структуралистский марксизм (Л. Альтюссер) советский истмат (пост-сталинское обществоведение), современный российский неомарксизм (Ю. Семенов) и т.д. |