Главная страница

Шпаргалки по философии. 1. Неомарксизм основные идеи, общая характеристика в качестве специального термина слово неомарксизм


Скачать 156.25 Kb.
Название1. Неомарксизм основные идеи, общая характеристика в качестве специального термина слово неомарксизм
АнкорШпаргалки по философии
Дата14.05.2022
Размер156.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШпаргалки по философии.docx
ТипДокументы
#528511
страница1 из 7
  1   2   3   4   5   6   7

1. Нео-марксизм: основные идеи, общая характеристика

В качестве специального термина слово «неомарксизм» начинает употребляться в начале ХХ века. Неомарксизм является разнородным и противоречивым философским и социологическим течением, пытающимся приспособить марксизм к реалиям XX в.

К неомарксизму обычно причисляют бывшую в свое время широко известной франкфуртскую школу, в которую входили Макс Хоркхаймер, Герберт Маркузе, Теодор Адорно; соединение марксизма с неофрейдизмом, которое пытались осуществить Э. Фромм и В. Райх, попытки Ж .-П. Сартра и М. Мерло-Понти дополнить марксизм экзистенциализмом; соединение Л. Гольдманом марксизма со структурализмом; с философской герменевтикой (Ю. Хабермас) и др.

Ранний неомарксизм. Развитие марксизма до конца 30-х гг. прошлого века обычно называется ранним неомарксизмом, а с этого времени и до конца 70-х гг. – поздним неомарксизмом.

Уже к началу прошлого века внутри рабочего движения намечаются два все более расходящихся истолкования марксизма – социал-демократическое и коммунистическое. Для первого характерен отход от элементов диалектики, выдвигаемой марксизмом. Социал-демократическое истолкование привело в конечном счете к доктринам современной социал-демократии, в которых вообще нет ссылок на диалектику, пролетарскую революцию и диктатуру пролетариата. Коммунистическая интерпретация марксизма привела к преобразованию последнего в марксизм-ленинизм в России и т.п. Все коммунистические версии неомарксизма воспринимают Маркса вместе с его диалектикой и сводят диктатуру пролетариата к диктатуре единственной в стране правящей коммунистической партии.

В размежевании социал-демократического и коммунистического неомарксизма особую роль сыграли работы немецкого социал-демократа Эдуарда Бернштейна, указавшего на теоретически наиболее уязвимые моменты марксизма. Бернштейн полагает, что необходима ревизия марксизма, обнаружившего свою несовместимость с новыми историческими фактами. Нужно бороться не за революцию, а за государственные реформы, способные, в конце концов, с помощью демократии преобразовать существующее общество.

Менее радикален в своих усовершенствованиях марксизма социал-демократ К. Каутский. Он вносит в марксизм элементы социал-дарвинизма, настаивает на новом истолковании диалектики, подвергает сомнению экономический детерминизм Маркса. Каутский не считает революцию, совершенную большевиками в России, социалистической.

В Италии А. Грамши полагает, что марксизм должен истолковываться не как спекулятивная доктрина, а как философия практики, и прежде всего как философия революционной практики, говорящая о борьбе за власть класса подчиненного и класса руководящего.

Поздний неомарксизм. Во Франции неомарксизм был довольно популярен в 50–60-е гг. прошлого века.

А. Лефевр отстаивает идею, что неокапитализм изменяет природу рабочего класса, лишает его революционных потенций и превращает в класс потребителей общества мнимого благосостояния.

Л. Альтюссер противопоставляет науку как описание реальности и идеологию как волю, надежду, ностальгию. Маркс переходит от идеологии к науке лишь, когда оставляет разговоры о сущности человека и т.п. Благодаря этому перелому марксизм становится не только антигуманизмом, но и антиисторизмом. Гуманизм есть идеология, поскольку говорит о человеке воображаемом. Теоретический антигуманизм уничтожает философский миф о человеке и тем самым делает возможным научное познание человеческого мира и путей его трансформации.

Сартр выступает с программой экзистенциалистского обоснования марксистского истолкования истории, в котором он видит «самую решительную попытку осветить исторический процесс в его тотальности».

В Германии неомарксизм представлен франкфуртской школой. В последние десятилетия своего существования франкфуртская школа тяготела к американскому прагматизму.

Неомарксизм не имел никакого влияния в США. В 1970-е гг. он растерял почти всех своих сторонников в Западной Европе. С постепенным разложением коммунистических режимов в странах бывшего лагеря социализма неомарксизм все более становился историей.

Философия неомарксизма близка противникам марксизма, несмотря на заверения неомарксистов в верности «аутентичному Марксу». И те, и другие обнажают расплывчатость и внутреннюю рассогласованность концепции Маркса, предсказывающей скорый и неизбежный переход от капитализма к коммунизму. К концу прошлого века сама реальная социальная история явственно обнажила утопичность марксизма и невозможность приспособить его к современной социальной реальности.

2. Философия до Платона: назовите основные направления, внутренние противоречия, конкурирующие тезисы и аргументы

До Платона античная философия включает натуралистический период философии и гуманистический период (часть классического периода).

Натуралистическая философия – время становления древнегреческой философии. С 6 по 5 вв. до н.э. В центре внимания проблемы природы и космоса. Это Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), пифагорейская школа (Пифагор), философия Гераклита, элейская школа (Ксенофант, Парменид, Зенон, Эмпедокл), атомизм (Левкипп, Демокрит).

Первая половина классического периодафилософия софистов и Сократа. Это 5-4 вв. до н.э. В основном, это гуманистические и этические проблемы, а также поиск истины.

Милетская школа VII-V вв. до н. э. – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Демифологизация античного мировоззрения.

Переход от родовых реалий к явлениям и событиям. Все находит начало в первичной субстанции. Она то, что для объяснения не нуждается в чем-то другом: вода (Фалес), воздух (Анаксимен). Апейрон – вечное и беспредельное начало (Анаксимандр).

Пифагореизм, VI-V вв. до н. э. Пифагор: все есть число, в числах – основа сущего, числовые соотношения – источник гармонии Космоса, приближение к законам науки.

Элейская (элеаты), VI-V вв. до н. э. – Парменид, Зенон, Мелисс Самосский. Единое бытие – непрерывное неизменное присутствующее во всем, исключая множественность вещей и их движение. Глазная роль в познании принадлежит мышлению, не чувству.

Гераклит Эфеса. Первоначало сущего, душа и разум-логос – мировой огонь. Все течет. Борьба противоположностей. В Космосе – скрытая гармония. Просвещенная монархия.

Атомизм, V в. до н. э. Демокрит, Левкипп. Все – из сочетаний атомов и путоты, неделимых однородных частиц. Все – согласно необходимости. Случайностей нет. Философия V-IV вв. до н.э.

Получается, основными конкурирующими мнениями в рассмотренных школах является мнение о первоначале.

Сократ (470 – 399 гг. до ц. э.), Платон, Ксенофонт (сократическая школа). Диалектика – метод поиска истины через наводящие вопросы; здесь философия представляется как самопознание, путь к постижению истинного блага; добродетель – знание, мудрость. 

Софисты (мудрецы) – Протагор, Георгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. От поисков абсолютной истины – к прагматическим рецептам поведения человека в обществе.

В данных школах конкурирующие мнения касаются, в первую очередь, поиска истины. У софистов истина – субъективна. Они пытаются доказать свою правоту с помощью софизмов. Сократ же пытается достичь истины с помощью диалектического метода диалога, где в начале с помощью иронии задает наводящие вопросы, а затем, когда собеседник признает, что не знает о рассматриваемом вопросе ничего, предлагает искать истину в диалоге.

И софисты, и Сократ связаны с понятием диалектики. Например, Горий, Протагор и др. рассматривали ее в качестве определенного приема доказательства положений. Но часто это происходило безотносительно самой истины. Поэтому данная диалектика воспринимается в качестве «негативной». Сократ и его ученики (Ксенофонт) вкладывали уже иное понимание, что позволяет воспринимать диалектику как «положительную», в связи с чем, многие исследователи говорят о зарождении философии как таковой, именно с момента учения Сократа, что также доказано тем, что предыдущий этап философии часто именуют как «досократовский».

Воззрения Сократа стали поворотным пунктом в развитии всей античной философии. Диалектика Сократа сводилась к поиску истины за счет беседы, в процессе которой были бы обнаружены противоречия, мешающие истине, которая, в свою очередь, должна быть объективной и понятной.

3. Экзистенциальная философия: основные идеи, общая характеристика

Термин «Экзистенциализм» происходит от латинского existantia – существование. Экзистенциализм – философия существования, акцентирующая свое внимание на уникальности иррационального бытия человека.

Предшественником экзистенциализма был Серен Кьеркегор. В виде отдельного направления экзистенциализм оформился в 1920 – 1940-х гг. в работах Карла Ясперса и Жан-Поля Сартра под влиянием идей Ф. Ницше, А. Бергсона, В. Дильтея, З. Фрейда.

Экзистенциализм сосредоточен на проблемах, связанных с человеком и смыслом его бытия в современном мире.

Крупнейший представитель немецкого экзистенциализма – Карл Ясперс (1883 – 1969). Основную задачу философии он видел в раскрытии так называемых шифров бытия как различных выражений трансценденции.

Человек не подлежит объективному рассмотрению: его следует понимать как экзистенцию, представляющую собой уровень человеческого бытия, уже не способный стать предметом рассмотрения науки.

Экзистенция – существование как аспект всего сущего.

Истинная философия не может быть ограничена ни определенным предметом, ни выбором метода. Она призвана давать человеку ориентиры в мире, освещать первооснову бытия, т.е. экзистенцию, и приближать душу человека к трансценденции.

Человек есть экзистенция, только когда он действует как свободное существо. Экзистенция тесно связана с поисками непреходящего смысла бытия, с заботой о наличном бытии. Она постигается в пограничных ситуациях: страдание, смерть, борьба, вина, болезнь. Экзистенция выявляется через отнесение человека к бытию, к другим людям (т.е. через коммуникацию). Главное в экзистенции – свобода: экзистенцию нельзя обнаружить в предметно-вещном мире, подчиненном необходимости. Свобода, неподвластность объективизации, овеществлению являются сутью экзистенции.

Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) – французский философ и писатель, представитель атеистического экзистенциализма. Его работа «Экзистенциализм — это гуманизм» (1946) стала философским манифестом экзистенциализма.

Коренное отличие экзистенциализма от классической философской традиции состоит в положении, что в человеке существование предшествует сущности. Центральным понятием философии Сартра является свобода, понимаемая как нечто абсолютное, данное раз и навсегда. Свобода предшествует сущности человека. Свобода понимается как свобода выбора, действия. Сартр разработал теорию «проекта»: индивид не задан самому себе изначально, а проектирует, «собирает» себя. Тем самым человек полностью отвечает за себя и свои поступки. Именно человеческая деятельность придает смысл окружающему миру. С понятием свободы связано понятие отчуждения. Современный человек находится под влиянием социальных институтов, отчуждающих у него его свободу творить себя, т.е. отчуждающих его самого. Человек в ответе за всё, что делает, но не перед обществом, а перед самим собой, перед своим существованием. Свобода абсолютна, а ответственность тотальна.

4. Философия Сократа, Платона и Аристотеля: ключевые мысли, отличия от предшественников и друг от друга

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) считал, что лучшая форма философствования – это живая беседа в форме диалога (письменность он называл мертвым знанием, говорил, что не любит книги потому, что им нельзя задавать вопросы).

В центре внимания Сократа – человек и его познавательные возможности. Познание мира, считает философ, невозможно без познания самого себя. Познать себя для Сократа означает осмыслить себя как существо общественное и нравственное, как личность. Первичным для Сократа является дух, сознание человека, а вторичным – природа. Главной задачей философии он считает познание человеческой души, а по отношению к материальному миру выступает агностиком. Главным средством постижения истины Сократ считает диалог. Сущность диалога он видит в том, чтобы, последовательно задавая вопросы, раскрывать противоречия в ответах собеседника, тем самым заставляя задуматься о природе спора. Истину он понимал как объективное, независимое от мнения людей знание. К философии Сократа восходит понятие «диалектика» как искусство диалога, ведения беседы.

Платон (427 – 347 гг. до н.э.). Основное значение философии Платона заключается в том, что он является создателем системы объективного идеализма, суть которого состоит в том, что мир идей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей.

Платон говорит о существовании двух миров:

1) мир вещей – изменчивый, преходящий – воспринимается органами чувств;

2) мир идей – вечный, бесконечный и неизменный – постигается только умом.

Идеи – идеальный прообраз вещей, их совершенный образец. Вещи – лишь несовершенные копии идей. Материальный мир создается Творцом (Демиургом) по идеальным образцам (идеям). Этим Демиургом является разум, творческий ум, а исходный материал для создания мира вещей – материя. (Демиург не творит ни материю, ни идеи, он только оформляет материю по идеальным образам). Мир идей, по Платону, это иерархически организованная система. На вершине =- самая общая идея – Благо, которая проявляется в прекрасном и истинном. Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, которые он «припоминает» в процессе своего развития. При этом чувственный опыт является лишь толчком к воспоминанию, а основным средством воспоминания является диалог, беседа. 

Важное место в философии Платона занимает проблема человека. Человек, по Платону, – единство души и тела, которые в то же время противоположны. Основу человека составляет его душа, которая бессмертна и возвращается в мир много раз. Смертное тело – только тюрьма для души, оно источник страданий, причина всех зол; душа гибнет, если она слишком срослась с телом в процессе удовлетворения своих страстей.

Платон делит души людей на три разновидности в зависимости от того, какое начало в них преобладает: душа разумная (разум), воинственная (воля), страждущая (вожделение). Обладатели разумной души – мудрецы, философы. Их функция – познание истины, написание законов и управление государством. Душа воинственная принадлежит воинам, стражникам. Их функция – охранять государство и обеспечивать соблюдение законов. Третий тип души – страждущая – стремится к материальным, чувственным благам. Этой душой обладают крестьяне, торговцы, ремесленники, функция которых – обеспечение материальных потребностей людей. Таким образом, Платон предложил структуру идеального государства, где три сословия в зависимости от типа души выполняют присущие только им функции. 

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он отказывается от представления об отдельном существовании мира идей. По его мнению, первичной реальностью, которая ничем не определена, является природный, материальный мир. Однако материя пассивна, бесформенна и представляет собой только возможность вещи, материал для нее. Возможность (материя) превращается в действительность (конкретную вещь) под воздействием внутренней активной причины, которую Аристотель называет формой. Форма идеальна, т.е. идея вещи находится в ней самой. (Аристотель приводит пример с медным шаром, который есть единство материи – меди – и формы – шаровидности. Медь – это только возможность вещи, без формы не может быть реально существующей вещи). Форма не существует сама по себе, она оформляет материю и тогда становится сущностью реальной вещи. Формообразующим началом Аристотель считает Ум – активный, деятельный перводвигатель, который содержит в себе план мира. «Формой форм», по аристотелю, является Бог – это абстрактное понятие, понимаемое как причина мира, образец совершенства и гармонии.

По Аристотелю, любой живой организм состоит из тела (материя) и души (форма). Душа – это принцип единства организма, энергия его движения. Аристотель выделяет три вида души:

1) вегетативная (растительная), ее основные функции – рождение, питание, рост;

2) чувственная – ощущения и движение;

3) разумная – мышление, познание, выбор.

В отличие от предшественников, философские размышления указанных мыслителей представляют собой целые концепции, где не просто размышляют о первоначале, философия начинает брать за основу проблемы человека – государство, общество, этические воззрения.

Сократ во многом отличается от предыдущих философов – натурфилософов, которые стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо и земля, звезды. Сократ хочет понять мир, двигаясь от событий к их смыслу, а не к другим событиям. 

Несмотря на то, что Аристотель был учеником Платона, их взгляды разнились. В отличие от ПлатонаАристотель был убежден, что стремление человека к чувственно воспринимаемому миру вещей – есть доказательство естественной склонности человека к познанию. Аристотель намечает схему развития знания: чувственное восприятие (знание единичного). В размерности философской мысли Платона нет возможности говорить о знании единичного.

5. Структурализм, постструктурализм и постмодерная философская мысль

Структурализм – конкретно-научная методологическая ориентация, выдвигающая задачей научного исследования выявление структуры объектов.

Структурализм возникает в 1920-х гг. в ряде гуманитарных дисциплин (лингвистика, литературоведение, психология и др.). Толчком к его появлению служит возникновение в лингвистике структурного метода, который понимает под структурой объекта совокупность отношений, при определенных преобразованиях. Структура рассматривается не в качестве основы исследуемого объекта, а как совокупность правил. Структурализм стремится к выявлению глубинных универсальных ментальных структур, проявляющихся в социальных структурах всех уровней.

Зарождение структурализма началось с трудов швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра (1857 – 1913), который первый стал рассматривать язык как знаковую систему. Благодаря такому подходу лингвистика превращается в раздел семиологии – науки, занимающейся изучением знаков.

Возникает логическая цепочка: язык является системой знаков, каждый из которых представляет собой единство означающего и означаемого, а каждая единица системы одновременно определяет другие элементы и определяема ими.

Понятийный аппарат и методы исследования структурной лингвистики оказали значительное влияние на развитие всех гуманитарных наук формировав структуралистский комплекс идей, в свою очередь повлиявших на философию и методологию ХХ в.

Одна из основополагающих идей структурализма высказана Клодом Леви-Строссом (1908 – 2009) в его работе «Структурная антропология». Его исходные постулаты: 1) бессознательная умственная деятельность состоит в наделении содержания формой, 2) эти формы аналогичны для всех типов мышления независимо от исторического этапа. Следовательно, в основе каждого социального установления или обычая имеется бессознательная структура. Это становится принципом истолкования, который согласуется со всеми проявлениями общественной жизни. Особое значение уделяется языку как явлению, которое можно подвергнуть истинно научному исследованию. Проделав многочисленные исследования и наблюдения, Леви-Стросс разработал положение о едином обобщающем начале в мышлении, культуре, деятельности и социальной жизни народов. Все формы общественной жизни в своей сути имеют нечто общее. Структуры едины для всех языков, т.е. они безразличны к материалу. Так, всё многообразие мифов различных стран и народностей сводится к немногим простейшим типам, поскольку за разнообразными действующими лицами прослеживаются немногие простейшие функции.
  1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта