Шпаргалки по философии. 1. Неомарксизм основные идеи, общая характеристика в качестве специального термина слово неомарксизм
Скачать 156.25 Kb.
|
Жак Лакан (1901 – 1981) применил структурный метод в психологии и психиатрии. Базовая формула Лакана гласит: бессознательное сконструировано как язык, посредством которого символически кодируется всё многообразие поведенческих линий человеческой психики. Постструктурализм – философское и социо-гуманитарное течение 1970-х—1980-х гг., связанное с критикой и преодолением структурализма. Постструктурализм нацелен на осмысление всего «неструктурного» в структуре, на выявление апорий и парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур, на преодоление структуралистского авторитаризма и лингвистического редуционизма, построение новых моделей смыслообразования, образование новой практики открытого чтения, преодолевающей герменевтические и аналитические модели истолкования и др. С точки зрения постструктурализма самое главное в структуре – не сама структура, а то, что выводит за ее пределы. Постструктурализм развивался главным образом во Франции. Его представители: Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Деррида, Жан Бодрийар, Юлия Кристева. В постструктурализме существуют две ориентации: на текстовую реальность и на политическую реальность. Девиз первой – «вне текста нет ничего» (Деррида), другой – «всё в конечном счете – политика» (Делёз). Эти подходы имеют единую онтологическую («неометафизическую») основу – желание как самую главную силу, от которой зависят все проявления индивидуальной и социальной жизни. Желание – это непреложная, преедельная, нередуцируемая реальность, которая в конечном счете определяет всё неструктурное в структуре. Один из представителей постструктурализма Жак Деррида (1930 – 2004) разработал метод философствования, основанный на постоянном движении самоуточнения: мысль на всех этапах изложения непрерывно уточняется всевозможными корректировками. Этот метод тесно связан с поэтическим мышлением. Прежние принципы «структурности структуры» Деррида считает недостаточными; любой способ языкового обозначения, по его мысли, ненадежен. Он выдвигает понятие «центра структуры», связанное с принципом «структурности структуры». Центр не только направляет – благодаря ему организующий принцип структуры ограничивает то, что можно назвать свободной игрой структуры. Центр является управляющим элементом структуры и в то же время сам избегает структурности. Центр не является центром в подлинном, буквальном смысле: он не объективное свойство структуры, а фикция. Деррида в противовес традиционной форме научности выдвигает метод «граммотологии», которая является специфической формой научного исследования. Графическое оформление языка (письменная речь) преобладает над устной речью, поскольку графика условна и связь между означающим и означаемым ослаблена. Другим представителем постструктурализма был Мишель Фуко (1926 – 1984). Он сосредотачивается на понятии власти к знанию. Власть не всегда можно почувствовать и осознать, однако она является активной наличной силой. Научное знание навязывается сознанию человека в виде жесткого авторитета. Модернизм – осмысление качественно новых феноменов или качественно новой интерпретации уже известного в философии. Так, к модернизму в свое время относили: позитивизм; марксизм; Просвещение. Философский постмодерн – специфика философской мысли, которая представлена следующими именами: Жак Лакан; Жак Деррида; Жорж Батай; Жиль Делез; Жан Франсуа Лиотар; Жан Бордрийяр; Ричард Рорти и др. Главная задача постмодернистов – сломить многовековой диктат законодательного разума, показать, что его претензии на познание истины являются гордыней и ложью, использованными разумом для оправдания своих тоталитарных притязаний. Основные принципы постмодерна: объективная сущность – иллюзия; истина неоднозначна, множественна; обретение знания –бесконечный процесс пересмотра словаря; действительность формируется под воздействием человеческих желаний и поступков; человеческое познание не отражает мир, а интерпретирует его, и ни одна интерпретация не имеет преимуществ перед другой и т. п. Одним из первых мыслителей философии постмодерна является француз Жан Франсуа Лиотар. Он разъясняет феномен постмодерна как культурологический в целом, как своего рода реакцию на универсалистское видение мира в модернистской философии, социологии, религиоведении, искусстве и т.д. Постмодернизм представлен современными: постструктурализмом (Ж. Деррида, Ж. Бордрийяр); прагматизмом (Р. Рорти). Американский философ Ричард Рорти выдвинул мнение, что вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества. В своем учении Рорти совмещает прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Для него социум – общение людей, а главное в нем — интересы личности, «собеседника». Постмодернист, французский философ Жак Деррида – один из ярчайших представителей современного постструктурализма. Многие постмодернисты предлагают новый тип философствования – философствование без субъекта. Постмодернизм – это реакция на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. Постмодернизм предлагает перейти на гуманитаризацию, антропологизацию философского знания. 6. Греческая и римская философия эпохи эллинизма: неоплатонизм, стоицизм, эпикуэризм Эпикуэризм (V-IV вв. до н. э.). Эпикур (342 – 271 до н.э.) был философом-материалистом. Он развил атомистическую теорию Демокрита, добавив еще одно свойство атомов — тяжесть, а также предположил хаотичное их движение. Вещественную структуру Эпикур приписывал и душе, считая ее тончайшей материей, также состоящей из атомов. В рамках материалистического подхода Эпикур решал и проблему познания: основой познания являются ощущения, возникающие при отделении отражений от объективно существующих предметов и проникающие в наши органы чувств. Отправная точка социальной философии Эпикура – отдельный человек; общество – не высшая цель, но лишь средство для личного благополучия отдельных людей. Одна из важнейших практических задач философии – преодоление страха перед смертью. Эпикур – автор теории атараксии (безмятежности, невозмутимости), а также теории разумных наслаждений (гедонизма). Наслаждения — источник счастья, но только умеренные, поскольку любое излишество ведет к страданиям. Поэтому человек должен научиться подчинять свои страсти и плотские влечения разуму. Цель жизни – достижение счастья, для чего необходимы невозмутимость духа (атараксия), душевный покой и безмятежность. Основной принцип индивидуалистической философии Эпикура гласит: «Живи незаметно». Стоицизм (III в. до н. э. - III в. н. э.) – течение, во многом противоположное эпикуреизму, но решающее те же вопросы. В качестве счастливой жизни стоики выдвигали принцип самоограничения. Общим для философии эпикурейцев и стоков было стремление высвободить человека из-под власти внешнего мира, и в первую очередь, из-под власти политических и социальных влияний. Для стоиков философия – не просто наука, но жизненный путь. Сила философа в том, что он не является рабом собственных страстей, не стремится к чувственным удовольствиям, не боится даже смерти. Его целью является безразличие ко всему внешнему – бесстрастие (апатия). Наиболее видные представители стоицизма: Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп (греческий стоицизм); Цицерон, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий (римский стоицизм). Зенон Китионский (336 – 264 до н.э.) считал: жить согласно природе – то же самое, что жить согласно с добродетелью. Добродетель является единственным благом и вершиной человеческих стремлений. Основных добродетелей четыре, каждая из них имеет свою противоположность: разумности противостоит неразумие, умеренности – распущенность, справедливости — несправедливость, а доблести – трусость. Сенека (ок. 4 – 65) видел во всем происходящем в мире действие строгой необходимости. Источником этой необходимости является Бог – правящая сила, властвующая над разумом (логосом), носитель наивысшего блага и мудрости. Смысл жизни каждого человека должен состоять в достижении абсолютного душевного спокойствия. В каждом человеке заложена совесть, которая является внутренним судьей всех его поступков. Неоплатонизм (школы: римская пергамская афинская), III-VI вв. Представители: Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан. Иерархия бытия представляется как единое благо: Ум - Душа - Материя. Мировой Ум - прообраз всех вещей, мировая Душа, производящая все живое, которое образует Космос. Материя - восприемница возможных форм и смысла. Задача человека - продумать, прочувствовать свое место в иерархии. 7. Англо-американская философия XIX – XXI в. Американская философия 19-21 века. XIX век. На XIX век в Америке приходится расцвет романтизма в форме американского трансцендентализма. Существенное развитие получила школа прагматизма наряду с незначительным распространением гегельянства (Джордж Холмс Ховисон). Трансцендентализм. Трансцендентализм в США является реакций на интеллектуализм в общем и механическую картину мира, и характеризуется повышенным вниманием к субъективности человеческого опыта. В трансцендентализме выражена холистическая установка на личное совершенствование, которое достигается посредством интуиции и рефлексии, в противоположность предписаниям и догмам организованной религии. Писатели-трансценденталисты в своих произведениях стремятся к возвращению к природе, верят, что путь к истинному знанию проходит через погружение в природу и её созерцание (эти идеи нашли своё последовательное отображение в книге Генри Дэвида Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»). Известные трансценденталисты: Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Дэвид Торо, Уолт Уитмен и Маргарет Фуллер. Дарвинизм в Америке. Изложение теории эволюции в книге Чарльза Дарвина «Происхождение видов» в 1859 году сильно воздействовало на американскую философиию. Джон Фиске и Чонси Райт рассматривали мораль и сознание с точки зрения теории Дарвина, являются предшественниками эволюционной психологии и эволюционной этики. Американский философ Уильям Грэм Самнер под влиянием английского мыслителя Герберта Спенсера занимался теорией, которую сегодня называют социальный дарвинизм. Прагматизм. Одним из влиятельных направлений американской философии является прагматизм. В его основе логика труды американских философов, включая логика и математика Чарльза Сандерса Пирса, психолога Уильяма Джемса и педагога Джона Дьюи. К основным принципам прагматизма относятся: первичность практики, отрицание материализации теорий и концепций, натурализм и антикартезианство, примирение антискептицизма и фаллибилизма. XX век и современность. В начале XX века прагматизм был временно (до второй половины XX века) отодвинут на второй план другими философскими направлениями и школами, Под влиянием научного мировоззрения и теории относительности Альберта Эйнштейна разрабатывается философия процесса. В середине XX века подъём популярности философии языка и аналитической философии. Напротив, интерес кэкзистенциализму и феноменологии в Америке не столь значителен как в Европе. Против идеализма. Прагматизм продолжает играть значимую роль в американской философии, и одним из значительных его представителей в XX веке является Джордж Сантаяна. Сантаяна утверждает, что идеализм противоречит здравому смыслу. Он также отвергает познавательный фундаментализм, считая науку «аккомпанементом искусства»; рассматривает науку, искусство, общество и религию с точки зрения «моральных благ», достигаемых человечеством в его стремлении установить равновесие со средой. Философия процесса. Главные представители: Альфред Норт Уайтхед и Чарльз Хартсхорн. В основе теории философии процесса положение о том, что события и процессы являются основополагающими онтологическими категориями. Уайтхед считает, что вещи в природе представляют связь событий, которые имеют перманентный характер. Аналитическая философия. С середины XX века начинает период доминирования аналитической философии в Америке. К тому времени была известны труды европейских философов-аналитиков и представителей логического позитивизма. Куайн поддерживает точку зрения, что философия и наука совместно должны стремиться к интеллектуальной ясности и пониманию мира. Студентом Куайна в Гарварде был Сол Крипке, также один из наиболее известных современных философов-аналитиков, занимается исследованиями в области модальной логики и семантики, философии языка, вносит вклад в теорию множеств. Другим студентом Куайна был Дэвид Льюис, считается одним из величайших философов XX века, разработал теорию модального реализма. Томас Кун известен работами в области истории науки, философии науки и социологии знания. Возврат к политической философии. В XX веке в истории американской философии также происходит возвращение интереса к социальным и политическим вопросам, первостепенным в период основания США. Айн Рэнд пропагандирует этический эгоизм в его крайней форме, который она называет объективизм. Основой объективизма Айн Рэнд является фундаментальный монизм, единство мира и языка, бытия и мышления. Феминизм. В американской истории представительницами феминизма могут быть названы: Сара Гримке, Шарлотта Перкинс Гилман, Элизабет Кэди Стэнтон, Анна Хатчинсон, но подъём феминистического движения Философия XXI века. В конце XX века вновь возрождается интерес к прагматизму. Наиболее известные философы этого направления: Патнэм и Рорти. Другой значительной сферой исследования является философия сознания. Хилари Патнэм, Дональд Дэвидсон, Дэниел Деннет, Дуглас Хофштадтер, Джон Роджерс Сёрль, Патриция и Пол Чёрчленд дискутируют над проблемами природы сознания, также проблемой сознания, на которую указывает австралийский философ Дэвид Чалмерс. Английская философия 19-21 века. Философская мысль в Англии, как и в других европейских странах в 19-м столетии, представляла достаточно пеструю картину, однако составляющие ее школы, персоналии и течения условно можно свести к двум ориентациям: эмпирической (реалистической) и идеалистической. В качестве отличительной черты британской философии называют ее относительную независимость от континентальной традиции и ориентацию на идеи национальной мысли. В рассматриваемый период здесь зародились учения, позже оказавшие влияние на развитие западной философии. Это прежде всего философия «здравого смысла» и этический «утилитаризм». Английский эмпиризм XIX века. Эмпирическая традиция возникла и развивалась под влиянием наследия Ф.Бэкона, Т.Гоббса, а также популярных в это время идей Ч.Дарвина. Можно выделить три течения, укладывающиеся в рамки эмпиризма: Философия «здравого смысла». Этический утилитаризм. Эволюционизм. Философия «здравого смысла». Философия «здравого смысла» разрабатывалась профессорами шотландских университетов - Т.Ридом, Дж.Битти, Д.Стюартом - поэтому ее иногда называют «шотландской школой». Главное в философии «здравого смысла» - это принципы здравого смысла, под которыми понимают суждения, данные людям от рождения. Эти суждения обладают изначальной ясностью, понятностью, очевидностью. Выделяют два рода «принципов здравого смысла»: необходимые и фактуальные. Этический утилитаризм. Это направление было широко распространено в Англии в прошлом столетии и связано с именами И.Бентама и Дж.С.Милля. Утилитаризм считал критерием нравственности человеческого поведения его практическую пользу. Бентам утверждал, что в качестве морального идеала выступает счастье наибольшего количества людей. Критерии морали - это степень пользы, удовольствия, добра, получаемых людьми. Понимание наслаждения как смысла жизни и как содержания нравственности чем-то напоминает античный эпикуреизм. Дж.С.Милль в «Утилитаризме» говорил о том, что нравственные принципы вырабатываются опытным путем, посредством индуктивного обобщения нравственного опыта. В жизни люди эгоистичны, ибо стремятся к собственному удовольствию, однако их эгоизм можно дисциплинировать через учет интересов других людей. Эволюционизм. Эволюционизм в английском эмпиризме представляет собой британскую разновидность позитивизма, сформировавшуюся под влиянием эволюционного учения Дарвина. Он представлен Г.Спенсером и Т.Гексли. Суть эволюционизма в понимании философии как аналога естественной науки, стремящейся к поиску наиболее общих законов. Идеалистические теории. Английский идеализм имеет четко выраженный объективный характер: в нем разрабатывалось понятие Абсолюта, под которым понималось истинная, неизменная, непротиворечивая, гармоничная реальность. Свойства этого Абсолюта и способы его постижения оцениваются представителями английского идеализма по разному. Ф.Брэдли, к примеру, считал Абсолют «индивидуумом», который не может быть сферой деятельности рационального мышления, потому, что последнее расчленяет целостный объект на составляющие фрагменты. Абсолют же, как целостность, постигается в мистическом переживании. Другой представитель английского идеализма, Т.Х.Грин, утверждал, что действительность - это система отношений, продуцируемая всеобщих сознанием, «Абсолютом», по отношению к которому индивидуальное сознание является вторичным. 8. Средневековая философия: апологетика, патристика и схоластика в решении философских вопросов. Ключевые идеи, дискуссии, противоречия Европейское Средневековье охватывает период от распада Римской империи (Vв.) до эпохи Возрождения (XIV – XVвв.). В это время в Европе господствовал феодальный строй. Политеизм Античности сменился монотеизмом: Европа приняла христианство, которое стало единственной государственной религией. Философия Средневековья сформировалась под влиянием древнегреческой философии, в первую очередь учений Платона и Аристотеля, и христианства. |