Главная страница
Навигация по странице:

  • Конфликтологические теории.

  • Теории социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер).

  • Системы стратификации и дифференциация.

  • Теории социализации и идентичности.

  • Этапы социализации. Первичная социализация. Вторичная социализация. Взрослый этап социализации. Социализация

  • Взрослый тип социализация

  • Типология семьи и брака.

  • В основе современной типологии

  • Девиация и социальный контроль.

  • Религия и социальное неравенство.

  • Культурное многообразие. Ценности, традиции и обычаи.

  • Социология, политология сессия. Социология. Развитие отдельных школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер)


    Скачать 122.51 Kb.
    НазваниеСоциология. Развитие отдельных школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер)
    Дата20.05.2022
    Размер122.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология, политология сессия.docx
    ТипДокументы
    #539886
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Социология.

    1. Развитие отдельных школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер).

    Развитие макросоциологии в 19-20 веках привело к появлению целого ряда оригинальных теорий. Представители этих школ и направлений ведут взаимную дискуссию о сущности общества. Ни одна из этих школ и направлений не смогла справиться с этим обсуждением, потому что каждая из них по-своему верна, и теория их синтеза необходима. Макросоциология имеет 11 основных школ и направлений. Наиболее влиятельными из них являются три: символический интеракционизм, структурный функционализм и конфликтология. Позитивизм является ведущим направлением социологии 19 века. - Ранний 20й век. Основателями этого направления были Анри де Сен-Симон и Огюст Конт, затем Герберт Спенсер и Эмиль Дюркгейм. Основным стремлением позитивизма является отказ от умозрительных суждений об обществе, позитивная социология должна быть такой же аргументированной, как и естественнонаучная. Натурализм, организм и эволюционизм были характерными чертами позитивизма. Натурализм (социология) выражает отношение общественных явлений к закономерностям, присущим природе – законам физики, механики, биологии, географии.

    1. Конфликтологические теории.

    Теория конфликта описывает мир на основе конфликтов и изменений. Конфликтологи считают, что для полного понимания общества необходимо критически изучить в нем конкуренцию и напряженность, особенно те процессы, в которых одни побеждают, а другие терпят поражение. Следовательно, теория конфликта определяет стрессы и напряженность в обществе и, следовательно, пути, которые могут привести общество к социальным изменениям.

    Теория конфликта исходит из идей Маркса.

    Современная теория конфликта состоит из трех основных компонентов:

    1. конкуренция. Конкуренция за доступ к недостаточным ресурсам (деньгам, досугу, партнерам по сексу и т.д.) считается основой всех социальных отношений. Конкуренция ближе к природе отношений между людьми, чем консенсус.

    2. структурное неравенство. Во всех социальных структурах существует неравенство в разделении власти и власти. Люди и группы, которые видят заступничество любой конкретной структуры, пытаются сохранить это неравенство.

    3. социальные изменения. Изменение-результат не адаптации, а напряженности между конкурирующими интересами. Это происходит не эволюционно, а часто внезапно или революционно, причем пользы будет больше, чем вреда.

    1. Теории социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер).

    Стратификация-институциональная структура неравенства, определяющая социальные статусы из вида доступа к ограниченным ресурсам. Существует два типа стратификационных систем. В кастовых системах ваш социальный уровень полностью зависит от статуса ваших родителей.Ваш социальный уровень будет полностью зависеть от ваших знаний и профессиональных навыков. Таким образом, вы можете быть хуже или ниже своих родителей. 3. Маркс считает, что стратификация имеет только одно мацыное измерение-это мера классовых отношений. Вебер создал два дополнительных измерения, и большинство ученых социологии теперь полагаются на три направления стратификации: класс, статус и власть.

    Вебер утверждает, что в стратификационной системе три важных независимых измерения, определяющих место людей, объединяют эти измерения и иногда являются социальными.

    1. Системы стратификации и дифференциация.

    Социальная стратификация основана на социальной дифференциации - разделении людей на группы, связанные друг с другом в горизонтальном и вертикальном масштабе. Наиболее распространенными являются социальные стратификации общества, основанные на следующих критериях:
    доход-сумма денег, полученная семьей или конкретным физическим лицом за определенный период времени;

    богатство-движимое и недвижимое имущество, а также наличие накопленного дохода в виде сбережений;

    сила-способность и способность управлять другими людьми;

    престиж-это степень уважения в обществе к той или иной профессии.

    1. Теории социализации и идентичности.

    Социальная идентичность типизация личности основана на социальных атрибутах другие люди группа, к которой она принадлежит;

    Социализация-процесс обучения социальные нормы и социальные роли личности, превращение личности в личность. Социализация - это процесс усвоения,и дальнейшее развитие личности требует культурных норм и социального опыта, чтобы быть успешным в деятельность в обществе. Социализация-процесс развития человека во взаимодействии с социумом. идентичность - многозначный повседневный и общенаучный термин, означающий стабильность, выражение идеи идентичности, самосознания личности и ее преемственности. Социальная идентичность-это то, что собственный опыт и сознание человека принадлежат к определенным социальным группам и ассоциациям. Определенные социальные идентификационные сообщества превращают человека в биологического индивида социальный индивид и личность, позволяя ему оценить себя. Социальные связи и членство в терминах» мы «и» они". По словам Парсонса, социализация «это "единый процесс, осуществляемый индивидуумами, который является членом социального сообщества и поддерживает этот статус".

    1. Этапы социализации. Первичная социализация. Вторичная социализация. Взрослый этап социализации.

    Социализация-это процесс, с помощью которого живой организм превращается в социальное существо. Это процесс, посредством которого молодое поколение усваивает взрослую роль, которую оно должно играть впоследствии. Это непрерывный процесс в жизни отдельного человека, и он продолжается из поколения в поколение.

    Что такое социализации:

    Социализация это общество. А общества это люди или народ. А человек -это всего лишь организм. Социализация делает его отзывчивым к обществу. Он социально активен. Он становится пурушем, и культура, которую прививает ему его группа, очеловечивает его и делает его манушей. Этот процесс действительно бесконечен. Культурный образец его группы в процессе инкорпорируется в личность ребенка. Это подготавливает его к тому, чтобы вписаться в группу и выполнять социальные роли. Это ставит младенца в соответствие с социальным порядком и позволяет взрослому вписаться в новую группу. Это позволяет человеку приспособиться к новому социальному порядку.

    Типы социализации:

    Хотя социализация происходит в детстве и подростковом возрасте, она также продолжается в среднем и взрослом возрасте. Орвилл Ф. Брим описал социализацию как процесс, длящийся всю жизнь. Он утверждает, что социализация взрослых отличается от социализации в детстве. В этом контексте можно сказать, что существуют различные типы социализации.

    Первичная социализация:

    К первичная социализация относится ребенка в первые или самые ранние годы его жизни. Это процесс, посредством которого младенец усваивает язык и когнитивные навыки, усваивает нормы и ценности. Младенец усваивает методы данной группы и формируется в эффективного социального участника этой группы.Нормы общества становятся частью личности индивида. У ребенка нет чувства правильного и неправильного. Путем прямого и косвенного наблюдения и опыта он постепенно усваивает нормы, касающиеся неправильных и правильных вещей. Первичная социализация происходит в семье.

    Вторичная социализация:

    Этот процесс можно наблюдать на работе за пределами ближайших родственников, в группе сверстников. Растущий ребенок усваивает очень важные уроки социального поведения от своих сверстников. Он также учит уроки в школе. Следовательно, социализация продолжается и за пределами семейного окружения. Вторичная социализация обычно относится к социальному обучению, получаемому ребенком в учреждениях или официальных учреждениях и продолжающемуся на протяжении всей его жизни.

    Взрослый тип социализация:

    В процессе социализации взрослых участники играют роли например, становятся наемным работником, мужем или женой, к которым первичная и вторичная социализация, возможно, не подготовила их полностью. Социализация взрослых учит людей брать на себя новые обязанности. Цель социализации взрослых состоит в том, чтобы изменить взгляды личности. Социализация взрослых, скорее всего, изменит открытое поведение, в то время как социализация детей формирует базовые ценности.

    1. Типология семьи и брака.

    Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа (социальная ячейка) члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, взаимопомощью.

    Брак основа и ядро семьи – это санкционированная обществом (как правило, закрепленная законодательным актом или религиозным обрядом), социально и личностно целесообразная форма половых отношений.

    Эндогамный брак преобладал в доиндустриальных обществах. В соответствии с его нормами и предписаниями заключить брак могли только мужчины и женщины, принадлежащие к одной и той же социальной группе или общине. Второй тип брака, также широко распространенный в истории человечества – экзогамный брак. Его нормы требовали выбирать брачных партнеров за пределами своей общности.

    Другим критерием типологии браков и супружества может служить численность партнеров, вступающих в семейно-родственные отношения. По этому критерию различают моногамный брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамный брак, состоящий из нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных вида: полигиния - брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и полиандрия - брак нескольких мужчин с одной женщиной.

    В современном обществе возникают «неформальные» брачные союзы: так называемая шведская семья – сожительство двух пар, периодически меняющихся партнерами; гомосексуальная семья и семья лесбиянок. Отношение в обществе к подобным экспериментам неоднозначно. Большинство людей полагают, что такие браки противоречат природе и нравственности и должны быть запрещены, другие считают их показателем свободы и толерантности современного общества. В одних странах (например, в Голландии) они разрешены законом и регистрируются наравне с обычными, в других члены подобных союзов подвергаются преследованию и даже подлежат тюремному заключению.

    Типология семей - распределение семей в зависимости от существования особенностей их социально-демографического состава и функций.

    Исторические типыв зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:

    1) традиционная семья (ее признаки: совместная жизнь по крайней мере трех поколений (бабушки-дедушки, их взрослые дети с супругами, внуки); экономическая зависимость женщины от мужчины (мужчина – владелец собственности); четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.); глава семьи – мужчина);

    2) нетрадиционная (эксплуататорская) семья (ее отличия от традиционной семьи: женщины работают наравне с мужчинами (привлечение женщин к общественному труду произошло во время перехода от аграрного общества к индустриальному); работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями (отсюда – эксплуататорский характер); 

    3) эгалитарная семья (семья равных) (отличается справедливым разделением домашних обязанностей, демократическим характером отношений (все важные для семьи решения принимаются всеми ее членами), эмоциональной насыщенностью отношений (чувством любви, взаимной ответственности друг за друга и т.д.). 

    Исторические типы, основанные на выделении функции, преобладающей в семейной деятельности:

    1) патриархальная семья (основная функция –хозяйственно-экономическая: совместное ведение хозяйства, преимущественно аграрного типа, достижение экономического благополучия);

    2) детоцентристская семья (важнейшая функция – воспитание детей, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе); 

    3) супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.

    Типологии по различным основаниям:

    1) в зависимости от состава семьинуклеарная – родители и дети; расширенная – родители, дети и другие родственники;неполная – один из родителей отсутствует; 

    2) по этапу жизненного цикла: молодая семья; семья с первенцем; семья с подростком; семья «покинутое гнездо» (когда дети вырастают и создают свои семьи); 

    3) по социальному составу: семья рабочих; семья новых русских; студенческая семья и другие.

    В основе современной типологии семьи лежит признак наличия и количества брачных пар в ней. Простейшая классификация выделяет:

    • нуклеарные семьи, включающие одну брачную пару с несовершеннолетними детьми или без детей; 

    • расширенные семьи, включающие более одной брачной пары, или брачнуюпару и других совершеннолетних родственников;

    • неполные семьи, не имеющие ни одной брачной пары.

    Следует отметить, что хотя устойчивые брачные пары как основная форма сожительства сложились, видимо, очень давно, тем не менее в большинстве обществ в течение многих тысячелетий позднего присваивающего и раннего производящего хозяйства основой семейной структуры была не брачная пара, а род. Браки также входили в семью, но составляли как бы ее периферию.

    Род - это существующая в течение жизни как минимум нескольких поколений социальная группа, состоящая из прямых потомков какого-либо лица по отцовской и/или материнской линии, внутри которой запрещены браки. Род имеет название, легендарного или реального предка («тотем») и символы принадлежности к роду. 

    Наследование принадлежности к роду может происходить по материнской линии (матрилинейный род), по отцовской линии (патрилинейный род). В патрилинейных родах запрещены браки с родственниками по отцовской линии, в матрилинейных - по материнской. Первоначально территориальные общины формировались на основе какого-либо рода. Супруги членов данного рода обязательно должны быть из другого рода. При матрилинейной системе родства мужчины уходили в другую общину, при патрилинейном - женщины.

    1. Девиация и социальный контроль.

    Девиация или девиантное поведение человека-это поведение, которое не вписывается в определенные рамки, не соответствует ожидаемому и закрепленному в обществе стилю поведения. Такое поведение подвергается установленному наказанию, которое, в свою очередь, может быть формальным или неформальным.

    Социальный контроль-комплекс формальных и неформальных мер, направленных на предотвращение девиантного поведения человека. Это совокупность некоторых средств, с помощью которых общество или отдельная его группа гарантируют нормальное поведение своих членов.

    К таким мерам относятся присвоение различных званий, награждение, премирование, карьерный рост. Формально отрицательными мерами могут быть штраф, увольнение, арест и т.д. Санкции могут быть и неформальными: публичное поощрение (похвала), наказание (коллективное одобрение, запугивание).

    1. Религия и социальное неравенство.

    В любом обществе существует социальное неравенство, заключающееся в том, что люди занимают различные «позиции» в обществе; отличаются статусом. Вебер связал статус со структурой общества. Принадлежность индивида к определенному слою определяет их пропорцию в системе общественных отношений. Но статус человека определяется не только занимаемой им деятельностью, но и общественным мнением. Четыре основных типа стратифицированного общества: 1. рабство; 2. каста; 3. поместье; 4 класс

    Религия и социальное неравенство. В христианстве проблема оправдания неравенства решается как проблема феодализма, который оправдывает Бога в случае зла, царящего в мире. Вебер приводит пример анализа проблемы теодизма в связи с социальной психологией мировых религий, относящейся к теме» экономическая этика, мировые религии". Верующие на нижнем этаже склонны направлять себя в другой мир и вознаграждать себя в другой жизни. Напротив, теодизм верхних слоев-это не отчаяние и богатство, а теодизм «удачи": счастливый человек хочет знать, что его счастье-абсурдное дело, но заслуженная награда. В то время как верхние слои считают экономическое процветание признаком Божьей милости, нижние слои имеют неустранимое, подозрительное или негативное отношение к богатству, они часто видят корень зла или угрозу «уничтожения». Религиозное мировоззрение социально ориентировано на: 1) наказание только в посмертной жизни; 2) обращение к высоконравственному обществу; 3) милленаризм; 4) апокалиптический

    1. Культурное многообразие. Ценности, традиции и обычаи.

    Культурное разнообразие-наличие множества различных культур против монокультуры, глобальной монокультуры или размытия культурных различий, сходных с крахом культуры в целом. Культурное разнообразие также может означать уважение к особенностям других культур.

    Культурные традиции-это социокультурное наследие, передаваемое из поколения в поколение и воспроизводимое в течение длительного времени в определенных обществах и социальных группах.

    Обычаи, обряды-формы социальной регуляции поведения человека, заимствованные из прошлого.

    Привычки относятся к историческим массовым образцам действий, которые призваны выполнять. Это своего рода неписаные правила поведения. К их нарушителям применяются неформальные санкции-предупреждения, неодобрения, критики и т.д. нравственные обычаи формируют нравственность. Эта концепция описывает все типы человеческого поведения, которые существуют в определенном обществе и которые могут быть оценены моралью. Когда обычай передается из поколения в поколение, они приобретают характер традиции.

    Традиция-это элементы социокультурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени. Традиции являются объединяющим принципом, способствуют сплочению социальной группы или общества в целом. Кроме того, слепое следование традиции порождает консерватизм и застой в общественной жизни.
    1.   1   2   3   4


    написать администратору сайта