Социология, политология сессия. Социология. Развитие отдельных школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер)
Скачать 122.51 Kb.
|
13. Политическая традиция, политический миф, политический стереотип, политическая символика в структуре политической культуры. Существует множество трактовок о понятии «политическая культура», и все они являются справедливыми, потому что охватывают определение данного термина со всех граней. Политическая культура — это устойчивые формы для конкретного общества в проявлении поведения людей в общественной сфере деятельности, которые являются свидетельством степени усвоения навыков и знаний норм и традиций государственной жизни, которые являются на момент общепринятыми. Все это воплощает ценностные представления о целях и смысле развития мировой политики. Они и являются истоком норм и традиций во взаимоотношении государства с обществом. Другими словами политическая культура – это исторически обозначенная качественная характеристика политической сферы общества, которая включает в себя уровень развития не только субъекта политики, но и политической деятельности. В узком смысле политическую культуру можно обозначить как комплекс представлений национальной или социально-политической общности о мире политики. Политическая культура общества включает ряд субкультур, которые обуславливают отношение к политике и политическому режиму обществом. Понятие политической культуры ввели и корректировали Г. Алмонд и Г. Пауэлл. В политическую культуру включаются такие ориентации, как: политические традиции, политический опыт, стереотипы, политические мифы, политические символы и т.п. Политические традиции - форма контроля и закрепления исторически сформированного и передающегося из поколения в поколению значимого содержания социально-политического опыта. Иначе говоря, политические традиции можно описать так: это механизм политико-культурной деятельности, который в себя включает такие функции, как в сохранение, передачу и воспроизводство устойчивых и элементов этого опыта в новых условиях. Политическая культура основывается на архетипах, то есть на универсальных первообразах, которые выступают в роли отражения опыта ранних поколений в данном направлении. Он является формальным элементом в структуре политической традиции. Его основной функцией является формирование тенденций и представлений вокруг центральной идеи. Политический миф – это структура, которая так же основывается на архетипах. Под ее определением понимают образ, который берет начало из верований и позволяет конкретизировать факты и события в состоянии неспокойствия. Политическая мифология возникает тогда, когда общество сталкивается с новыми, непонятными, не подчиняющимися контролю явлениями, которые представляют из себя угрозу существования общества. Поэтому развитие и распространение политических мифов наблюдаются в периоды социальных катастроф, глубинных кризисов общества, войн, революций и т. п. Политический миф имеет динамичный и мобилизующий характер, который является актуальным для направления коллективного действия политической общности, как правило, государства. Примером политического мифа может служить система русской имперской власти. Ученый Дж. Армстронг выделил основные части мифа русской имперской власти: собирание русских земель, сохранение наследия Византии, защита православной веры и ощущение своей избранности и особого предназначения. Политический символ является частью структуры политической традиции. Политический символ — это знак, основной функцией которого является коммуникативную функцию между индивидом и государственной властью. Для того чтобы политический символ был функционально активным, он должен иметь общее значение для множества индивидов, как минимум, его смысл должен быть понятен определенному обществу. второстепенными функциями является объединение обществ, которое создает чувство единства. Под понятием политического стереотипа понимают следующее: 1.одна из составных частей структуры политической традиции; 2. это упрощенный, поддающийся легкому анализу, ценностно-ориентированный образ о политических явлениях, субъектах и объектах. Политический стереотип имеет отличительные особенности: причина явлений ассоциируется с деятельностью конкретного индивида или определенного общества; острая эмоциональная нагрузка в восприятии событий (чаще всего, резко негативное или резко позитивное отношение к чему-либо или кому-либо); иррациональность (доказательства и факты, которые противоречат определенному стереотипу, упускаются, не замечаются или вовсе отвергаются); устойчивость (стереотип редко корректируется и изменяется и имеет свойство самосохранения, он является статичным и динамическим). Все вышеперечисленные структуры выполняют важную функцию в конструкции определенного образа политической власти, политического режима, политической реальности. В совокупности все это составляет политические ценности. Ценности представляют собой «устойчивые во времени обобщенные стандарты, которые определяют, что является правильным и что должно быть свойственно людям того или иного общества». Ведущими политическими ценностями – равенство, свобода, справедливость, стабильность, порядок и т.д. Эти ценности являются доминирующими в сознании и подсознании индивида и общества в целом. Они являются конститутивной основой политической культуры и идеальными, конечными целями, на которые ориентируется социально-политическое поведение 14. Политическое сознание: понятие, функции, формы и уровни. Политическое сознание - это система знаний, оценок, настроений и чувств, в которой осуществляется познание политической сферы субъектами-индивидами, группами, нациями и т.д. ...Это необходимый элемент функционирования и развития политической системы в целом. Функции политического сознания к ним относятся следующие функции: регулятивная-задает ориентиры с помощью идеологии, идей, убеждений относительно участия в политической жизни; оценочная-способствует формированию отношения к политической жизни, определенному политическому событию; интегрирующая-способствует связям социальных и социальных групп на основе общих идей; когнитивная-помогает людям усваивать политическую информацию, анализировать окружающую политическую реальность; Политическое сознание – системная формация, имеющая разный уровень. 1.государственный уровень, на котором осуществляется формулировка и обоснование официальной политики. » Государственное " сознание определяет политические отношения различными законопроектами, программами, конституциями и т. На этом уровне политического сознания наиболее последовательно отстаиваются сложившиеся политические порядки и принципы государственного управления 2. теоретический уровень представлен различными понятиями, идеями, взглядами политического характера. Знание политики на теоретическом уровне позволяет: а) постановка и решение фундаментальных (стратегических) и текущих (тактических) важных политических целей и задач; б) определение средств и методов их достижения; в) определение направлений и путей организационного и политического обеспечения решения актуальных проблем; г) разработка концептуальных подходов социального контроля за выполнением политических решений и целевых программ; д) корректировка политики на основе практического опыта. 3. эмпирический уровень основан на непосредственном опыте, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Этот уровень отражает политическую реальность в виде чувств, иллюзий, переживаний, идей. 4. обычный уровень тесно связан с эмпирическим, но в то же время по сравнению с ним он имеет ряд отличий. Эмпирический уровень характеризует практический опыт субъекта, а также. Обычный уровень характеризует совокупность представлений, непосредственно вытекающих из повседневной жизни, взглядов социального класса, социального слоя или группы людей. Обычный уровень политического сознания отличается от эмпирического наличием идейно-теоретических элементов. 15. Виды политической идеологии. Политическая идеология-это определенная этическая совокупность идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определенного общественного движения, Института, социального класса или большой группы, которая объясняет, как организовать общество и представляет некоторые политические и культурные проекты определенного общественного порядка. Либерализм исторически был первой политической идеологией, основателями которой были Дж.Были Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления независимой личности-представителя формирующейся буржуазии. Экономически активная, но лишенная политических прав буржуазия выразила свои требования к власти в либеральной доктрине. Основные ценности либеральной идеологии-святость и неразрывность естественных прав и свобод человека (право на жизнь, свобода и частная собственность), их приоритет перед интересами общества и государства. Консерватизм называет порядок, стабильность и традиционализм основными ценностями. Эти ценности вытекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не согласия и объединения граждан, как это понимает либерализм. Логика прогресса дана сверху, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Коммунизм как идеология формировался на основе марксизма. В отличие от доминанты девятнадцатого века. К либерализму марксизм сформулировал доктрину построения справедливого общества, в которой человеческая эксплуатация прекращается и преодолеваются все формы социального дистанцирования человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество называлось коммунистическим. Марксизм был точкой зрения пролетариата, возникшей в результате промышленной революции. Основные значения следующие: общественная собственность на средства производства материальных благ; классовый подход к регулированию общественных отношений ); воспитание новой личности, направленной на моральное стимулирование труда, презираемое материальными благами; вместо индивидуализма думать об общественных интересах, трудиться на общее благо («кто не работает, тот не ест"); идеал равенства и принцип эгалитаризма, т. е. «равенство результатов» и «равенство возможностей»в либерализме; Социал-демократия сегодня стала политической доктриной центристских сил. Его идеи возникли как» левая " идеология, как одно из течений внутри марксизма. Основы Социал-демократии сформировались в конце 19 века. и вошел в историю как социальный реформизм. Их известным основателем является немецкий политический философ Э. Бернштейн. В книге и других работах» проблемы социализма и задачи социал-демократии " он опроверг многие положения марксизма: обострение противоречий буржуазного общества, необходимость революции и диктатура пролетариата как единственного пути. социализму и др. В качестве основных ценностей провозглашаются следующие идеалы: свобода; справедливость; солидарность. Рассмотрим национализм. Часто данное понятие воспринимается негативно, что по сути совершенно неверно. Можно говорить о существовании двух типов национализма: конструктивного и деструктивного. В первом случае он помогает объединить нацию; во втором он направлен против других народов и представляет угрозу не только чужому человеку, но и своему обществу, превращая нацию в высшую и абсолютную ценность, которой подчинено все существо. Фашизм В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, которые защищают интересы определенных социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства и призывает народ объединиться вокруг целей национального возрождения. Фашизм (от итальянского fascio-связка, связка) - идеология, пропагандирующая шовинистический национализм, дополненный расизмом и антисемитизмом. Одни исследователи считают фашизм единым явлением, другие исходят из того, что у каждой страны развился свойственный ей фашизм. Классическими примерами являются итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). Фашисты были не только крайними националистами, но прежде всего радикальными государственными деятелями. Для фашистских теоретиков реализация группового сознания-это государство, управляемое лидером. Анархизм Анархизм по отношению к государству в большинстве случаев занимает позицию, противоположную фашизму. Анархизм (греч. anarchia-анархия, анархия) - это: идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы путем уничтожения любых форм и институтов власти, имеющих насильственный характер в пользу объединений, основанных на добровольном сотрудничестве отдельных лиц и групп; любые идеи, направленные против государства, а также соответствующая практика. 16. Политическое развитие и его критерии. Проблема политического развития тесно связана с анализом политического процесса в его глобальном понимании. Понятие "политическое развитие" введено в научный оборот во второй половине ХХ века. показать динамику политической жизни, наметить процессы ее изменения. Политическое развитие отличается от экономических, социальных и других социальных процессов по многим параметрам. Во-первых, политическое развитие не является необратимым. Во-вторых, политическое развитие характеризуется собственными самостоятельными критериями (показателями). В-третьих, процесс политического развития не может быть однородным в различных социально-политических системах при наличии общих критериев. Политическое развитие-повышение способности политической системы к устойчивой и эффективной адаптации к новым моделям социальных целей и созданию новых институтов, обеспечивающих каналы диалога государства и общества. Важный момент-критерии политического развития. Американский политолог л. Пай в своей работе» концепция политического развития «выделил три критерия: структурную дифференциацию,» способность " системы и склонность к равенству. Второй критерий-это новизна, мобилизация и увеличение жизнеспособности системы. Новизна-это адаптация к новым проблемам, гибкое реагирование на новые импульсы и непредвиденные ситуации. Третий критерий политического развития обусловлен тенденцией к равенству. Она характеризуется вовлеченностью населения в политическую деятельность, универсальностью законов, «изъятием» кандидатов на государственную службу по знаниям, квалификации и способностям. 17. Понятие политической модернизации. Политическая модернизация предполагает создание определенных политических институтов, которые должны способствовать конкретному участию населения во властных структурах и влиянию масс на принятие конкретных решений. Его составные части : Приближение к дифференцированной политической структуре с узкоспециализированными политическими ролями и институтами; Эволюция политической системы на пути построения современного суверенного государства; Усиление роли государства; Расширение масштабов и усиление роли законотворческой сферы, объединяющей государство и граждан; Увеличение числа граждан (лиц, имеющих политические и гражданские права), увеличение вовлеченности социальных групп и отдельных лиц в политическую жизнь; Возникновение и рост политической бюрократии, превращение рациональной, обезличенной бюрократической организации в доминирующую систему управления и контроля; Ослабление традиционной элиты и их легитимность, усиление модернизируемой элиты. 18. Конфликт как социальное явление. Конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как являются необходимым условием общественного развития. Весь процесс функционирования общества состоит из конфликтов и консенсусов, согласия и противоречий. Чем сложнее социальная структура, тем больше источников потенциальных конфликтов. Поэтому проблема любого социального сообщества заключается в предотвращении (максимально минимизации) негативных последствий конфликта, его использовании для положительного решения возникающих проблем. Конфликт (от латинского-конфликт)-это столкновение противоположных позиций, мнений, идей, сил, которые люди пытаются разрешить путем убеждения или действия в рамках проявления эмоций. Конфликт охватывает все сферы жизни людей, на самом деле является формой социального взаимодействия, субъектами и участниками которого являются индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие предполагает противостояние сторон, т. е. действия, направленные друг на друга. 19. Типология политических конфликтов и кризисов. Политический конфликт-конфликт, противоречие, обусловленное позицией и ролью власти, вызванное противоречием политических субъектов (наций, государств, классов, политических партий, организаций и др.) их политических интересов, ценностей, взглядов. То есть это своего рода взаимодействие двух или более сторон с взаимным оспариванием своих полномочий. Понятие политического конфликта определяет борьбу за влияние на систему политических отношений, достижение принятия общезначимых решений, монополизацию собственных интересов и признание их социально необходимыми, то есть всего, что составляет общество. власть и политическое господство содержание. политический кризис-переломный момент, проявляющийся в углублении и обострении противоречий, происходящих в политической системе общества, резком обострении политической напряженности и нестабильности » В основе политического кризиса лежит изменение соотношения сил в правительстве, парламенте вокруг баланса интересов, в соответствии с которым кризис может показать дезорганизацию, дестабилизацию политической системы, а также показать новый баланс сил, интересов, а также дестабилизацию политической системы. его (кризисный) результат ничего не значит, кроме начала новых этапов общественного развития. Внутриполитические кризисы могут быть классифицированы в зависимости от их глубины и безопасности социальной стабильности: правительственный кризис, парламентский и Конституционный кризисы. 20. Мировая политика и мировой политический процесс. мировая политика-ядро международных отношений. Мировая политика представляет собой процессы разработки, принятия и реализации решений, влияющих на жизнь мирового сообщества. Мировая политика [18] Как научное направление оно возникло во второй половине 20 века в основном в рамках неолиберальной теоретической традиции. Его истоки берут начало в теоретических исследованиях международных организаций, международных политических и экономических процессов, политологии (прежде всего сравнительной), международных отношений. Занимается проблемами современной ситуации, а также тенденциями развития мировой политической системы. В качестве участников международного взаимодействия он рассматривает не только государства (признающие в качестве основных субъектов) и межправительственные организации, но и негосударственные (неправительственные организации, ТНК, внутригосударственные зоны и др.). Рассматривает международные проблемы во взаимосвязи и в едином глобальном контексте. Не создает резких противоречий между внутренней и внешней политикой. Мировой политический процесс-относительно новая отрасль науки, которая начала свое развитие только во второй половине 20 века. Категория "мировой политический процесс" включает и раскрывает специфическую составляющую состояний объектов мировой политики, которая развивается в соответствии с сознательным намерением субъектов, а также в результате различных природных воздействий. С этой точки зрения мировой политический процесс отрицает любую предопределенность или предопределенность развития событий. Итак, мировой политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию мировых политических явлений, реальное изменение их состояний во времени и пространстве. |