Главная страница
Навигация по странице:

  • Этносоциологическое изучение общества.

  • Межэтническое и межконфессиональное согласие. Ассамблея народа Казахстана.

  • Образование как социальный институт. Функции формального образования.

  • Доступность образования, культурный капитал и неравенство.

  • Влияние масс-медиа на развитие новых стандартов, стереотипов, мотиваций, моделей поведения и образа жизни

  • Современные технологии. Технологическое неравенство.

  • Экономические и социальные аспекты здравоохранения. Доступность системы здравоохранения.

  • Социологический подход к изучению здоровья и медицины.

  • Выделите взаимосвязь процессов урбанизации и миграции в обществе.

  • Политология Типы государственного устройства по Платону и Аристотелю.

  • Понятие политики. Основные подходы к определению политики.

  • Социология, политология сессия. Социология. Развитие отдельных школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер)


    Скачать 122.51 Kb.
    НазваниеСоциология. Развитие отдельных школ и направлений (О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер)
    Дата20.05.2022
    Размер122.51 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология, политология сессия.docx
    ТипДокументы
    #539886
    страница2 из 4
    1   2   3   4

    Национальная идентичность и культура. Сохранение национальной идентичности.

    Национальная идентичность-чувство» нации как единой целостности, выраженной уникальными традициями, культурой и языком " [1]. Национальная идентичность, независимо от правового статуса гражданства, может выражать субъективное ощущение, что индивид разделяет национальность с группой лиц. Национальная идентичность психологически рассматривается как «ощущение идентичности», «нас» и «их».

    Сама концепция духовного возрождения предполагает изменения в национальном сознании. Здесь две точки.

    Во-первых, это изменение в рамках национального сознания.

    Во-вторых, сохранить внутреннее ядро, изменив некоторые черты национального «я».

    В чем опасность современных моделей модернизации? В действительности модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к определенной единой, универсальной модели. Но жизнь постоянно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны разработали свои модели.

    Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадьба-одним словом, национальный дух должны оставаться в нас навсегда.

    Мудрость Абая, перо Ауэзова, сердечные струны Жамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечные звуки аруак – это только часть нашей духовной культуры.

    Но модернизация также означает, что ряд архаических привычек и преимуществ, которые не соответствуют глобальному миру, должны быть оставлены в прошлом.

    Это касается и такой специфики нашего сознания, как региональное деление единой нации. Знать историю своего края, гордиться ею-нужное и полезное дело. Но многое невозможно забыть - о единой и великой нации.

    Мы строим меритократическое общество, в котором каждый человек должен оценивать свой личный вклад и личные профессиональные качества. Такая система не допускает кумовства. Это своего рода карьерное развитие в отсталых обществах.

    Задача-не перечислять плюсы и минусы накопленного опыта. Проблема заключается в понимании двух непреложных правил.

    Первый. Без сохранения национальной культуры не будет никакой модернизации.

    Второе. Чтобы двигаться вперед, необходимо отказаться от элементов прошлого, которые препятствуют развитию нации.

    1. Этносоциологическое изучение общества.

    Этническая социология-часть социологии, одно из ее направлений (например, социология семьи, социология села и др.). Предмет этносоциологии изучает социальные аспекты развития и функционирования этнических групп, их специфику, интересы и формы самоорганизации, закономерности их коллективного поведения, взаимоотношения этносов, отношения личности, к которой они относятся. группы, Социальная среда

    Основные понятия этносоциологии этнос, народ, нация, гражданское общество, глобальное общество.

    Некоторые темы, разработанные этносоциологами:

    влияние этнических факторов на социальную структуру и миграцию населения;

    использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнических особенностей;

    социальный детерминизм этнической идентичности, межнациональных отношений;

    межнациональные конфликты;

    этнические характеристики ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах;

    этнолингвистические процессы, в том числе двуязычие

    1. Межэтническое и межконфессиональное согласие. Ассамблея народа Казахстана.

    Благодаря умению сохранять спокойствие в общем доме, взаимопониманию и вере в души представителей разных национальностей и вероисповеданий, сегодня во всем мире мы обретаем межнациональное и межконфессиональное согласие.

    Казахстанское общество сегодня является уникальным примером межэтнического и межконфессионального плюрализма и толерантности, в котором проживают представители 140 этносов и более 40 конфессий. Мир и спокойствие, Гражданское согласие, религиозная терпимость, равное участие представителей различных культур в жизни общества – эти принципы заложили основу нашей национальной политики за годы независимости государства и обеспечили идентичность Казахстана в мире. сообщество.

    Ассамблея народов Казахстана (далее-АНК) является уникальным общественно-политическим институтом, обеспечивающим межнациональное взаимодействие. АНК создана в целях решения вопросов реализации конституционных прав представителей каждого народа, проживающего в Казахстане, на использование родного языка и культуры и выработки стратегических задач национальной политики в стране.

    АНК является консультативно-совещательным органом при Главе государства и объединяет представителей практически всех национальностей и народностей, проживающих в Казахстане.

    Идея его создания была выдвинута Н.А.Назарбаевым на первом Форуме народов Казахстана, посвященном юбилею независимости республики в 1992 году и реализована в марте 1995 года. Председателем Ассамблеи избран Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев.

    1. Образование как социальный институт. Функции формального образования.

    Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, представляющую собой систематическое обучение и воспитание членов общества, направленное на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, способностями, умениями, нормами поведения, содержанием. его социально-экономическая и политическая система.общество, уровень его материально-технического развития.

    Формальное образование подразумевает наличие в обществе специальных учреждений и организаций, осуществляющих учебный процесс.

    Господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенной официально утвержденной модели, которая должна «устанавливать» объем полученных знаний, обучать определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе, и предъявлять требования к выполнению социальных ролей, распространенных в нормативном обществе ...

    1. Доступность образования, культурный капитал и неравенство.

    Доступность обучения-принцип обучения; соответствие содержания, объема изучаемого материала, методов и организационных форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, их знаниям и идеям, условиям обучения.

    В области социологии к культурному капиталу относятся социальные активы личности (образование, интеллект, манера речи, форма одежды и др.), способствующие социальной мобильности в стратифицированном обществе. Культурный капитал служит социальным отношением в рамках экономики опыта (т. е. обменных систем) и включает в себя накопленные культурные знания, придающие социальный статус и власть. Он включает в себя все материальные и символические блага, которые редко встречаются в обществе и заслуживают внимания.

    Концепция была введена Пьером Бурдье и Жаном-Клодом Пассероном в «культурном воспроизводстве и социальном воспроизводстве» (1977).

    Социальное неравенство-форма дифференциации, при которой индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных уровнях вертикальной социальной иерархии и не имеют равных жизненных возможностей и возможностей для удовлетворения потребностей.

    1. Влияние масс-медиа на развитие новых стандартов, стереотипов, мотиваций, моделей поведения и образа жизни

    В последние несколько лет в связи с развитием информационных технологий усиливается влияние средств массовой информации на массовое сознание. В настоящее время средства массовой информации являются основными манипуляторами общественного мнения, навязывающими обществу различные стереотипы, предубеждения и клише, формирующие информационно-психологическую дезориентацию.

    Основными стереотипами, навязываемыми средствами массовой информации, являются гендерные, этнические или национальные, политические, конфессиональные или религиозные.

    Гендерные стереотипы-это культурно обобщенные представления или убеждения о том, как мужчины и женщины ведут себя в различных ситуациях и условиях. В принципе, гендерные стереотипы в СМИ можно найти по телевизору в различных семейных сериалах и ситкомах. В нем женские персонажи выступают в роли успешных деловых женщин или домохозяек. Они имеют значительное преимущество перед мужчинами в семейных ситуациях и ситуациях.

    Этнические стереотипы отражают отношение к представителям того или иного этноса. Публикация обобщающих суждений о национальном поведении, ментальных свойствах или особенностях образа жизни и поведения представителей различных этнографических групп является одной из основных форм распространения негативных этнических стереотипов и негативных суждений. Заявления журналистов о какой-либо дискриминации любого этноса или его конкретных представителей в средствах массовой информации способствуют появлению этнических негативных образов. Ксенофобия не может быть намеренно распространена только самими журналистами и коллективом редакции, но также может быть вызвана некомпетентностью и непрофессионализмом редакторов. [1, с. 90] в отечественных, центральных и областных газетах можно встретить различные этнические стереотипы. Например, их можно соотнести с внешностью, поведением, менталитетом представителей определенного этноса, а также со странами и регионами их проживания.

    1. Современные технологии. Технологическое неравенство.

    XXI век принято называть веком информационных технологий. Сегодня происходит ускоренное информирование всех сфер общества, и игнорировать этот процесс невозможно. Информационные технологии окружают нас повсюду, но иногда мы этого не замечаем. В частности, в сферу социологии активно внедряются информационные технологии.

    Технологическое неравенство-разделение, разрыв (цифровое разделение) в обществе, основанное на принципе участия в мире цифровых технологий. Интеллектуальное неравенство-это неравенство, которое можно изменить, развивая информационную культуру.

    1. Экономические и социальные аспекты здравоохранения. Доступность системы здравоохранения.

    В части стабильного и устойчивого роста благосостояния населения одним из основных приоритетов Республики Казахстан является развитие сферы здравоохранения, которая должна стать единой, развитой, социально-ориентированной системой. своевременность, качество и непрерывность медицинской помощи. Реализация инновационной политики в системе здравоохранения должна определить и консолидировать стратегические принципы совершенствования системы, направленные на сохранение и укрепление здоровья населения, формирование и эффективное функционирование системы оказания доступной и качественной медицинской помощи. разработка и внедрение новых схем организации медицинской помощи и управления здравоохранением на основе оказания медицинских услуг, а также дальнейшего устойчивого развития отрасли.

    1. Социологический подход к изучению здоровья и медицины.

    Мы обычно думаем о здоровье, болезни и медицине в индивидуальных терминах. Когда человек заболевает, мы рассматриваем болезнь как медицинскую проблему с биологическими причинами, и врач лечит человека соответствующим образом. Социологический подход придерживается другой точки зрения. В отличие от врачей, социологи и другие ученые в области общественного здравоохранения не пытаются понять, почему какой-то один человек заболевает. Вместо этого они обычно изучают показатели заболеваемости, чтобы объяснить, почему люди из определенных социальных слоев чаще заболевают, чем люди из других слоев общества. Здесь, как мы увидим, наше социальное положение в обществе — наш социальный класс, раса и этническая принадлежность, а также пол — имеет решающее значение.

    Многим из нас может быть трудно смириться с тем фактом, что наше социальное происхождение влияет на наше здоровье. Все мы знаем кого-то, и часто кого-то, кого мы любим, кто умер от серьезной болезни или в настоящее время страдает от нее. У болезни этого человека всегда есть “медицинская” причина, и врачи делают все возможное, чтобы попытаться вылечить ее и предотвратить ее повторение. Иногда они преуспевают, иногда терпят неудачу. Страдает ли кто-то серьезным заболеванием, часто просто зависит от невезения или плохих генов: мы можем все делать правильно и все равно заболеть. Утверждая, что наше социальное происхождение влияет на наше здоровье, социологи не отрицают ни одной из этих возможностей. Они просто напоминают нам, что наше социальное происхождение также играет важную роль.

    Социологический подход также подчеркивает, что культура общества формирует его понимание здоровья и болезней, а также медицинскую практику. В частности, культура формирует представления общества о том, что значит быть здоровым или больным, о причинах, по которым оно приписывает болезни, и о том, как оно пытается сохранить здоровье своих членов и вылечить тех, кто болен. Таким образом, знание культуры общества помогает нам понять, как оно воспринимает здоровье и исцеление. Точно так же знание здоровья и медицины общества помогает нам понять важные аспекты его культуры.

    1. Выделите взаимосвязь процессов урбанизации и миграции в обществе.

    В Казахстане нет однозначного значения взаимосвязи урбанизации и миграции. Поскольку Урбанизация прошла несколько этапов, первый начался в Средние века, второй-в эпоху индустриализации, а третий-в эпоху независимости. Что такое Урбанизация и миграция? Урбанизация-это рост городов и городского населения, миграция-это переезд населения. Эти два процесса могут происходить в одном направлении и одновременно, но они также могут противостоять друг другу. Миграция может оказать существенное влияние на общество до появления нового общества, культуры, государства. Это будет результатом миграции, переселения целых этносов, национальностей, народов. Различные периоды истории характеризуются значительными различиями в масштабе. Например, великое переселение народа под влиянием гуннов или переселение казахского народа под руководством Керея и Жанибека. В первом случае в Азии и Европе происходит масштабное изменение культурно – демографического фона. Во втором случае с началом урбанизации происходит локальное формирование нового государства. Создание новых городов в Казахском ханстве привело к появлению новых миграционных потоков.

    Политология

    1. Типы государственного устройства по Платону и Аристотелю.

    Критикуя современные формы правления, Платон выделяет также четыре типа государства. Это: тимократия (власть амбициозных людей), олигархия (власть меньшинства), демократия (власть большинства) и тирания (власть кого-то из всех).

    Аристотель выделяет шесть типов управления, три правильных и три неправильных, которые являются отклонением от правильных. Он относит правильные формы правления к королевской власти, то есть к монархии, которая представляет собой общее благо, власть меньшинства, власть аристократии и большинства – политику. Такие государственные структуры правы, потому что высшая цель для них – общая выгода и общее благо. Первая государственная система, которую мыслитель назвал правильной, - монархия. Монархия, то есть королевская власть, может быть разной в зависимости от государственного устройства. Этот тип управления по своей природе требует народных масс, призванных к послушанию. Аристотель определяет 5 типов царской власти:

    1.»жизненная стратегия". Монарх правит по закону, но не обладает полной властью.

    2.»варварская монархия". Царская власть была найдена среди некоторых варварских племен. В отличие от тирана, он наследственный, но основан на законе.

    3.Следующий тип монархии существовал у древних эллинов. Этот тип государственного устройства называется эсимнетией. Власть основана на законе, но не наследуется. 4.»царская власть в героическую эпоху".

    5.»домашнее хозяйство, главная власть". Король здесь бесконечный хозяин для всех, как хозяин дома.

    2. Политические учения эпохи Возрождения

    Характерными чертами политической мысли в эту эпоху являются: освобождение политологии от теологии и стремление к созданию сугубо светской теории; развитие гуманистических принципов в политической теории; анализ проблем и свобод человека, права и государства, демократического устройства общественной жизни; обоснование революционных форм и методов преобразования общества.
    Ведущие мыслители этого периода: Н. Макиавелли, Т. Мор, т. Кампанелла, Дж.Боден, Т. Гоббс, Г. Гроций, Дж.Локк, Б. Спиноза и др.

    Джон Локк (1632-1704), английский философ, основатель либерализма. Он первым четко разграничил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власть. Политическая теория Локка, изложенная в «двух трактатах об управлении", направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общества от естественного к гражданскому обществу и самоуправлению.

    Никколо Макиавелли (1469-1527), флорентиец, был первым, кто увидел политику как особую область научных исследований. В своей работе "Государь" он дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти; сначала сформулировал идеологию централизованной монархической власти; доказал, что народ не играет никакой роли в государстве; подчеркнул, что правитель сам определяет цели своей политики и достигает этих целей, используя любые средства; выдвинул, что политика безнравственна, что мораль и политика несовместимы.

    1. Понятие политики. Основные подходы к определению политики.

    Политика-одна из сфер деятельности человека, в которой государственные органы и их должностные лица, а также государства, представляющие общественные институты, осуществляют свои цели и интересы.

    В исторической ретроспективе основные тенденции в определении сущности политики, а также в области ее генезиса могут быть обобщены в рамках совокупности различных теоретических подходов. К ним относятся:
    Существенное. Определения политики непосредственно связаны с понятием власти, определяя политику либо как управление с помощью власти, либо как стремление к ее обладанию и поддержке. С этим направлением связано понимание политики, предложенной в работах Никколо Макиавелли, Макса Вебера и Карла Маркса.

    Институциональное. Определения, на которые обращают внимание конкретная организация или определенное сообщество людей, выполняющих властные функции. Как правило, государство обозначается как основной институт (за такими взглядами, в частности, следовал Владимир Ленин), но существуют и другие варианты, ориентированные на другие общественные институты.

    Социологический. В рамках данного подхода общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп, реализующих свои потребности и интересы через власть, и, соответственно, как формы определенной деятельности таких социальных групп для реализации вышеуказанных потребностей.

    Телеологический. Такое понимание сущности политики связано с понятиями организации, целеполагания и целеполагания, благодаря чему значительно расширилась сфера действия термина «политика».
    1. 1   2   3   4


    написать администратору сайта