Римская религия и мифология. Типология этнических конфликтов, их причины и последствия
Скачать 71.19 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный морской технический университет» Факультет «Международная высшая школа управления» Работа по по дисциплине «Конфликтология» на тему «Типология этнических конфликтов, их причины и последствия» Выполнил студент группы . Санкт-Петербург 2019 Оглавление Введение 3 Глава I. «Основные концепты этнического конфликта» 5 Понятие и структура конфликта 5 Этническое поведение и самоопределение 7 Глава II. «Классификация этнических конфликтов и пути развития конфликтных сценариев» 9 Заключение 16 Список использованных источников………………………………………18 Приложение……………………………………………………………………19 Введение Оппозиции, вооруженные и невооруженные столкновения, смертоносные конфликты между этническими группами всегда затрагивали не только судьбы двух или нескольких государств, но порой и отражались на всей политической карте мира. Этносы могут значительно повлиять на мировую обстановку, а именно межгосударственные отношения. Как межэтнические, так и межнациональные конфликты имеют тенденцию быть серьезными, затяжными и иногда даже неразрешимыми. В крайних случаях ставится вопрос выживания против геноцида. Конкуренция и соперничество за индивидуализированные экономические и политические блага важны, но наиболее острых конфликтов следует ожидать, когда ставки – это коллективные блага, включая претензии на престиж и политический авторитет. Государства являются основными участниками создания, усиления или ослабления этнической идентичности, так как одновременно являются ареной соперничества и конфликтов, а также ресурсами для этнической мобилизации и контрмобилизации. Поскольку и этносы, и государства представляют широкое разнообразие форм и сценариев развития, для плодотворного анализа причин и последствий каждого инцидента требуется глубокое погружение в сущность претензий сторон-участников, проведение исследований человеческого поведения в целом, психологических механизмов и фреймов и разработка действенных методик профилактики и предотвращения конфликтов на межэтнической почве. Этнические конфликты возникают в результате сложных комбинаций этнической силы, класса, неравенства, политических возможностей, мобилизационных ресурсов, взаимозависимости и международного вмешательства. Например, частые, но ненасильственные протесты проводятся организованными сообществами со значительными ресурсами, действующими в относительно открытых политических системах. Международная помощь сторонам во внутренних конфликтах, похоже, продлевает и обостряет этническую борьбу. Естественно, исследования в этой области сталкиваются со многими трудностями, которые требуют комплексного подхода к поставленной проблеме. Тем не менее, доступно множество описательных материалов, статистические методы совершенствуются, концептуальные пояснения продолжаются, а существенные знания накапливаются. Соответственно, есть надежда на лучшее понимание некоторых из самых разрушительных и трагических конфликтов нашего времени. В следующих главах данной работы рассматриваются основные составные концепты этнического конфликта, а также приводится подробная типология конфликтов на межэтнической почве. Глава I Основные концепты этнического конфликта ∙ Понятие и структура конфликта Прежде всего необходимо обратиться к самому понятию конфликта и его сущности. Конфликт – это столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. [4]. Любой конфликт подразумевает наличие субъекта и объекта действия, которое рождается посредством возникновения инцидента или так называемого «триггера», при котором один участник провоцирует другого участника. Конфликты - это комплексные процессы. Однако, существуют определенные базовые элементы структуры и развития, которые имеют общие конфликтные ситуации. В конечном итоге структуру конфликта можно представить в виде треугольника, содержащего три части: установки, поведение и институты (Приложение 1, [1]). Каждый элемент влияет на другие и находится под их влиянием. Это определение позволяет рассматривать различные компоненты конфликта по отдельности, на практике и на опыте они взаимосвязаны. Установки включают в себя восприятие и также неправильное восприятие сторонами друг друга и самих себя. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, но в конфликтах с применением насилия стороны склонны развивать уничижительные стереотипы в отношении друг друга. Это также известно, как «визуализация врага», «объединение и выход из группы», «социальная изоляция» и часто сопровождается дегуманизацией врага или созданием незримого, иллюзорного образа врага. Поведение может включать сотрудничество или насильственное принуждение, жесты, означающие примирение или враждебность. Насильственное конфликтное поведение характеризуется угрозами, прямыми вооруженными или невооруженными атаками, оскорблениями и др. Кооперативное поведение может включать признание прав оппонента, признание существования оппонента (например, признание Израилем Организации освобождения Палестины), признание права народа жить в мире и безопасности, признание вины (трибуналы по военным преступлениям), создание совместных экономических проектов, меры по укреплению доверия, мирные переговоры и т.д. Насильственное конфликтное поведение включает в себя ряд действий от прямого насилия, такого как полномасштабная война, воздушные бомбардировки, терроризм, пытки, до более косвенного насилия, такого как отказ в доступе к больницам, пище и воде. К институтам относятся политические, экономические, социальные институты, механизмы и процессы, которые влияют на распределение и удовлетворение основных потребностей и интересов людей, включая физическую и военную, экономическую, социальную и экологическую безопасность. Конфликт - это динамичный процесс, в котором институты, установки и поведение постоянно меняются и влияют друг на друга. Конфликты возникают при самых разных обстоятельствах. Насильственный конфликт и ненасильственный конфликт являются результатом взаимодействия между этими тремя элементами. По мере развития конфликта (формирования конфликта) он может расширяться, вовлекать другие стороны, порождая вторичные конфликты внутри основных сторон или среди вовлекаемых посторонних. Это часто значительно усложняет задачу разрешения исходного, основного конфликта. Однако в конечном итоге разрешение конфликта должно включать набор динамических, взаимозависимых изменений, которые включают ослабление конфликтного поведения, изменение исходных установок и трансформацию институтов. ∙ Этническое поведение и самоопределение Этническая принадлежность - это идентичность, основанная на презумпции общей истории и общего культурного наследия. Она относится к чувству личной причастности к группе и характеристикам группы, определяемым ее членами. Этническая самоидентификация – восприятие членами группы себя как единой группы, отличной от других «по этническому основанию», наполненность которого может отличаться у разных этно-групп. В самом простом случае под этносом может пониматься группа лиц, воспринимающих себя как общность лишь по признакам сходной внешности и предполагаемого генетического («кровного») родства. [2] Различные признаки этно-общности зачастую служат основой группового этнического сознания – совокупности знаний и представлений об этно-группе. Сюда могут входить представления о «природной исключительности группы», этнических особенностях характера, культуры, обрядов и религии, мифологии и истории этноса, а также язык, мотивы консолидации, и т.д. Этническая группа может обладать свойствами и реальной, и номинальной группы. Она является реальной группой в случае, если поведение ее членов скоординировано и направлено на сохранение и увеличение совокупных ресурсов группы. Если же поведение членов этно-группы не скоординировано и не направлено на увеличение ресурсов группы, то такая этно-группа является номинальной. Нередко этнос в обсуждаемом отношении разделен на две части, одна часть членов этно-группы образует реальную группу, а другая – номинальную. Удельный вес реальной группы в общей массе этноса зависит от степени его мобилизованности, сплоченности.[5] Этническое поведение – это поведение членов этно-группы, направленное на сохранение, увеличение ее ресурсов и на получение ресурсов от этой группы. Этнические особенности поведения - это различные виды социального поведения – трудового, брачного, религиозного и т.д., обусловленные этнической принадлежностью. То есть это типичное, особенное для определенной этно-группы поведение, связанное с реализацией различных групповых – трудовых, бытовых, брачных, религиозных и других норм поведения. Этническая принадлежность часто считается устойчивой конструкцией. Однако многие исследования показывают рост числа людей, сообщающих о множественной этнической принадлежности, и изменения в таком этническом составе отражают социальные изменения, а также изменения в конструкте этнической принадлежности. Такого рода феномен также зачастую может приводить как к конфликтам, так и наоборот, к большей осознанности своего социального и этнического положения, расширению кругозора и границ восприятия, мобилизации. Этническая идентичность формируется как материальными, так и нематериальными характеристиками. Ощутимые характеристики, такие как общая культура или общие видимые физические черты, важны, потому что они способствуют чувству идентичности, солидарности и уникальности группы. В результате группа рассматривает предполагаемые и реальные угрозы своим материальным характеристикам как риски для своей идентичности. Если группа предпринимает шаги для противодействия угрозам, ее этническая принадлежность становится политизированной, и группа становится политически активной в силу своей общей идентичности. С другой стороны, этническая принадлежность в такой же степени основана на нематериальных факторах, а именно на том, во что верят люди или во что их заставляют верить, чтобы создать чувство солидарности среди членов определенной этнической группы и исключить тех, кто не является ее членами. Этническое самоопределение и поведение зачастую связаны с таким понятием как этническая социализация, в процессе которой индивид усваивает установленные в группе нормы, традиции и реалии, постепенно становится полноправным членом этой группы. В зависимости от вектора развития данных установок в когнитивной модели восприятия каждого члена этнической группы, установки могут по-разному влиять на объект или субъект конфликтной ситуации. Известно также о существовании национализма - системы представлений, настроений и действий членов группы, направленной на сохранение или увеличение ресурсов этой группы, в том числе и за счет перераспределения некоторых ресурсов в пользу своей группы, в ущерб другой группе. Исходный источник национализма для отдельного члена этнической группы – ощущение им своей недостаточной конкурентоспособности в многоэтничном сообществе, вследствие того, что, как ему кажется, представители иного этноса более активно перераспределяют ресурсы общества в свою пользу. В случае, если эта «иная» этно-группа производит впечатление консолидированной, то именно она воспринимается в качестве субъекта, нарушающего справедливость распределения. Глава II Классификация этнических конфликтов и пути развития конфликтных сценариев Современные западные концепции социального конфликта рассматривают в качестве его источника подавление человеческих потребностей. Например, одна из этих концепций, теория «межэтнической реконструкции жизненного мира» считает, что этнический конфликт возникает как следствие различий, существующих у разных миров. Каждый этнос, этническая группа, по мнению зарубежных ученых, представляет собой особый мир, отличающийся от других, и при взаимодействии различных миров возможно возникновение сложных, конфликтных ситуаций. Отличительной особенностью «миров» является их некритическое отношение к своей этнической общности, а попытка рефлексии означает выход за пределы этого мира.[4] В нескольких научных статьях Майкл Эдвард Браун представил подход к пониманию причин этнических конфликтов. В своих статьях он устанавливал различие между первопричинами и непосредственными причинами. Основные причины включают структурные факторы, политические факторы, экономические и социальные факторы, а также культурные и перцептивные факторы. Непосредственные причины включают четыре уровня «триггеров» конфликта: внутренние факторы массового уровня (то, что Браун называет «триггерами-внутренними проблемами»), внешние факторы массового уровня («районы-триггеры»), внешние факторы элитарного уровня («соседи-триггеры») и внутренние факторы элитарного уровня («лидеры-триггеры»). По словам Брауна, для развития этнического конфликта должны присутствовать как основные, так и непосредственные причины, например вышеупомянутые «четыре основные группы факторов, которые делают одни места более предрасположенными к насилию, чем другие».[7] По характеру действий конфликтующих сторон межэтнические конфликты можно классифицировать как насильственные или ненасильственные. Все формы ненасильственных конфликтов имеют своим последствием психологические напряжения, фрустрации (чувства безысходности) в этнических группах, переселения (турки-месхетинцы в Таджикистане), а насильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденными переселениями (армяно-азербайджанский конфликт). К насильственному типу в полной мере можно отнести конфликт между сербами и албанцами в Косово, а второй тип имеет место в Кабардино-Балкарской автономной республике, где конфликт между кабардинцами и балкарцами не перерос в насильственные действия. Насильственные конфликты проявляются в форме региональных войн (вооруженных столкновений) с участием регулярных войск и использованием тяжелых вооружений, а также кратковременных вооруженных столкновений, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения еще принято называть конфликтами-бунтами, конфликтами-погромами. К ненасильственным конфликтам можно отнести институциональные формы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конституций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон. Другой формой таких конфликтов являются митинги, демонстрации, голодовки, акты «гражданского неповиновения». Некоторые этнические конфликты возникают на религиозной почве. Люди твердо верят в устав своей религии и не хотят проявлять гибкость в своих убеждениях. И если они осознают какую-либо возможную угрозу в отношении своей религии, они готовы стать побудителями конфликта. Яркий пример: тридцатилетняя война 1618–1648 годов между католическими и протестантскими христианами. Некоторые этнические группы предполагают, что культура, принявшая ее, превосходит другие культуры, а другие культуры воспринимают это как угрозу, так как члены группы чувствуют свою неполноценность, после чего члены группы пытаются уменьшить свою неполноценность с помощью конфликтов. Эти конфликты в основном носят насильственный характер, потому что та или иная культура не проявляет гибкости в культурных убеждениях. Еще одна причина конфликта на почве культурных ценностей, это желание распространять свою культуру, после чего происходит столкновение культур. Этническая чистка является результатом этнического конфликта на культурной основе. Различные этнические группы также хотят продвигать свой бизнес в других сферах, и когда они пытаются занять доминирующее положение в бизнесе и создавать препятствия в бизнесах других этнических групп, проявляется конфликтна почве распределения ресурсов и экономического доминирования. Если какая-либо группа получает больше ресурсов, чем другая группа, это создает напряжение между группами. Этнотерриториальный этнический конфликт предполагает притязания и споры одной этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. При этом оспаривается право другого этноса проживать на спорной территории. Как правило, современные этнотерриториальные конфликты являются следствием этнических репрессий и возникают в ходе реабилитационного процесса. Некоторые конфликты этнотерриториального типа возникают в ходе восстановления территориальной автономии (немцы Поволжья, крымские татары) или правовой, социальной, культурной реабилитации этноса (греки, корейцы и др.). В эту группу входят конфликты, вызванные стремлением этносов воссоединиться с соседним «материнским», или «родственным» государством (косовские албанцы). Обычно такие конфликты самые трудные для разрешения, поскольку компромисс здесь обычно невозможен, конфликт может быть либо подавлен силой, либо решен эмиграцией (депортацией) конфликтогенного меньшинства. Культурно-языковые конфликты возникают на основе требований разрешить и оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной или общественной жизни. Здесь также возможен компромисс за счет изменения культурно-языковой политики при сохранении исходного общества либо признания территориальной автономии этнических меньшинств. Урегулирование этнических конфликтов имеет целью нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных политических сил баланса властных полномочий в том полиэтничном обществе, где он возник и развивался. Урегулирование должно привести к полному вытеснению этнической проблематики из политической жизни полиэтничного общества, поскольку для ее сохранения уже не остается оснований. Полное урегулирование возможно только в случае конфликта по культурно-языковому поводу при условии, что требования меньшинства в этом отношении не встречают резкого неприятия у этнического большинства. Конфликты социально-экономического характера связаны со значительными вероятными материальными затратами, что делает урегулирование практически недостижимым. Как только вспыхивает межэтнический конфликт, его трудно остановить. Массовые нарушения прав человека и физические нападения на мирных жителей - такие как изнасилования, пытки, массовые убийства, этнические чистки и геноцид - приводят к огромным человеческим потерям и разочарованиям. Систематическая дискриминация и исключение из процесса принятия политических решений на национальном и локальном уровнях и политика, маргинализирующая этнические меньшинства, являются распространенной практикой, сопровождающей этнические конфликты. Затяжные этнические конфликты, даже если они ведутся на низком уровне интенсивности, имеют большое влияние на пострадавшее общество. Отсутствие функциональных или легитимных политических институтов, слабые экономические показатели, несуществующая или поляризованная структура гражданского общества и враждебные элиты ведут к поляризации и разделению, оставляя общества глубоко разделенными и склонными к дальнейшей этнической борьбе. Кроме того, этнические конфликты имеют прямые последствия далеко за пределами их эпицентров. К ним относятся потоки беженцев, внутреннее перемещение, региональная нестабильность, экологические катастрофы, распространение и побочные эффекты, а также условия, благоприятные для организованной преступности и терроризма. Этнические конфликты распространяются двояко. Распространение происходит, когда этнический конфликт в одном государстве стимулирует конфликт в другом государстве с аналогичными условиями. Успешные движения создают образы и моральные стимулы, которые приводят к мотивации и мобилизации других этнических движений в аналогичных экономических и политических условиях. Этнические конфликты могут начаться как внутригосударственные споры, но затем перерастают в региональные или международные кризисы, когда в них вмешиваются иностранные державы. Соседние государства, региональные державы и международные державы часто оказываются подавленными и неспособными справиться с международными последствиями этнических конфликтов. Однако во многих случаях эти внешние факторы не являются пассивными жертвами этнических кризисов, а активно преследуют свои собственные интересы. Сочувствующие из-за рубежа могут внести существенный вклад в сплоченность и мобилизацию группы, оказывая финансовую, военную, политическую и моральную поддержку. Внешние субъекты в некоторых случаях играют важную роль в разжигании конфликтов или продлении ожесточенной борьбы. Оппортунистические интервенции для получения военной, экономической или политической выгоды используют государства, затронутые конфликтом, и вносят свой вклад в конфликт. В то же время международное участие может иметь решающее значение для предотвращения и урегулирования этнического конфликта. Международное сообщество играет роль в переговорах, организации и контроле за прекращением огня и мирными соглашениями; расследование прошлых нарушений прав человека; выполнение положений мирного урегулирования; проведение миротворческих операций, включая гуманитарную, военную и экономическую помощь; введение эмбарго на поставки оружия и экономические санкции; и обеспечение механизмов, которые укрепляют доверие и потенциал и поддерживают мирные средства разрешения будущих споров. Таким образом, соседние государства и международное сообщество могут стать жертвами проблем в регионе или активными участниками - иногда преднамеренно, а в других случаях непреднамеренно - путем предоставления военной, экономической или политической поддержки этническим группам или путем участия в переговорах и установлении мира. Региональная нестабильность является не только следствием, но и источником этнического конфликта. Еще один реальный и часто встречающийся исход - «естественное» развитие и последующее затухание этнических конфликтов. В данном случае конфликт проходит все стадии своего развития, а в ходе постоянной эскалации он перерастает в насильственное противостояние сторон и заканчивается в результате разрушения прежде единого полиэтнического общества, в котором он возник. Но этот процесс уже нельзя назвать урегулированием конфликта, так как этнический конфликт внутри полиэтнического государства превращается в межгосударственный конфликт между вновь образовавшимися государствами. Заключение Культурные различия и этнические конфликты являются важными факторами, формирующими международную политику. Поскольку культурная принадлежность и этническая идентичность являются особенно сильными факторами, формирующими групповые отношения, эти конфликты приводят к безграничным человеческим страданиям и представляют собой серьезную угрозу международной безопасности. Нестабильность, потоки беженцев, побочные эффекты и другие международные последствия гарантируют, что этнические конфликты остаются проблемой в международной политической повестке дня. Однако не культурные различия сами по себе приводят к конфликту, а политические, идеологические и экономические цели международных факторов, независимо от того, являются ли эти факторы государствами или этническими группами. Учитывая сложность этнических и культурных конфликтов, нет простого решения связанных вопросов. Этнические конфликты, политическое насилие и войны, которые в настоящее время формируют обстановку во многих регионах мира, имеют глубоко укоренившиеся динамические причины. В бедных странах с крупной финансовой задолженностью, экономическим и экологическим спадом может наблюдаться дальнейшее обнищание и отсутствие продовольственной безопасности для широких слоев населения. Растущая этническая и религиозная напряженность из-за сокращения ресурсной базы часто сопровождается появлением соперничества, политического насилия и внутренних войн. Природа вооруженного конфликта существенно изменилась с течением времени, и большинство стратегических аналитиков согласны с тем, что во второй половине 20 века современные войны представляют собой не столько проблему отношений между государствами, сколько проблему внутри государств. Несмотря на растущее количество вооруженных конфликтов и войн во всем мире, недостаточно внимания уделяется долгосрочным последствиям для здоровья и психосоциальным последствиям различных форм политического насилия в отношении отдельных лиц, сообществ или людей из конкретных этнических групп. Список использованных источников Miall, Ramsbotham, Woodhouse «Contemporary Conflict Resolution», стр. 14; Michael E. Brown, «Nationalism and Ethnic Conflict», 1997; А. Б. Альмуханова и др. Большая психологическая энциклопедия, М.: Эксмо, 2007; Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект-Пресс, 1999. – 271 с. Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие.— СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс. 2009; Сущность, предпосылки и возникновение этнических конфликтов, интернет-ресурс: https://lib.nspu.ru/umk/b668c020b1d60c9c/t8/ch2.html; Фархад Назипович Ильясов, «Причины и типология этнических конфликтов», Журнал «Социальные исследования», 2017; Приложение 1. «Треугольник конфликта»: установки, институты и поведение. |