Шпаргалки по философии. 1. Неомарксизм основные идеи, общая характеристика в качестве специального термина слово неомарксизм
Скачать 156.25 Kb.
|
Главное противоречие: С одной стороны, средневековая философия была, прежде всего, религиозной (христианской – если мы говорим о Европе) и отрицала языческий опыт, с другой – она его развивала и использовала: скажем, идеи Платона и неоплатоников легли в основу христианской философии, да и сами методы мышления философов античности также использовались. Важнейшая черта средневековой философии – ее тесная связь с христианской религией. Христианство нуждалось в философском обосновании своих исходных положений; в философию стал интенсивно проникать понятийный аппарат религии. В основе христианского монотеизма лежат два важнейших принципа, чуждых философскому мышлению языческого мира: идея творения и идея откровения, предполагающие единого личного Бога. Идея творения лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии), а идея откровения составляет фундамент средневекового учения о познании. Отличительные особенности средневековой философии: теоцентризм (греч. theos – Бог): источником и причиной всего существующего является Бог; креационизм (лат. creation – творю, создаю): весь мир видится Божьим творением, созданным из ничего Божественной волей; провиденциализм (лат. providentia — провидение): всё происходящее в мире признается проявлением Божественной воли и соответствует изначальному Божественному замыслу; традиционализм: поскольку истина была дана свыше в Священном Писании, средневековая философия опиралась, прежде всего, на его авторитет и была крайне нетерпима к ересям. В истории средневековой философии выделяют два основных этапа: патристику и схоластику. Патристика – теолого-философские взгляды «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства, опираясь на достижения античной философской мысли. Патристика включает следующие периоды. 1. Апологетика (II – III вв.) оформила христианское мировоззрение. Яркий представитель – Климент Александрийский. 2. Классическая патристика (IV – V вв.) систематизировала христианское учение. Ярчайший представитель – Августин Блаженный. 3. Заключительный период (VI – VIII вв.) окончательно сформировал догматику. Патристика также подразделяется на греко-византийскую (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.) и латинскую (Августин Блаженный, Боэций и др.). Схоластика («школьная философия») – особое направление философской мысли, посвященное рационалистическому обоснованию христианской догматики. Этапы развития схоластики: ранняя форма (ХI – XII вв.); зрелая форма (ХII – ХШ вв.); поздняя схоластика (ХIII – ХIV вв.). Отличительная особенность схоластики состоит в том, что она рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку богословия». 9. Философия Возрождения: основные идеи, общая характеристика Эпоха Возрождения (Ренессанс) охватывает последние столетия средневекового феодализма (кон. ХIV – нач. ХVII вв.). Возрождение возникло в противовес средневековому отрешению от греховного мира. Для Ренессанса характерны обращение к наследию Античности, откуда возникло название эпохи (возрождение античной культуры), а также антропоцентризм и светский характер культуры. Высшей ценностью стал человек и его потребности. Как следствие возвеличивания человека, для Возрождения характерны индивидуализм (декларация ценности человека как личности) и гуманизм (благо человека – главная цель социального и культурного развития). В духовной жизни общества главным фактором по-прежнему оставалась религия. Важное место в культуре Возрождения занимала философия. Особенности философии Ренессанса: антисхоластическая направленность; формирование пантеистической картины мира, выразившейся в отождествлении Бога и природы; антропоцентризм. Первым гуманистом Возрождения был Франческо Петрарка (1304 – 1374). Петрарка противопоставил средневековой схоластике новое мировоззрение – гуманизм. Гуманизм (лат. humanitas) – мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. В своем трактате «О невежестве собственном и многих других» Петрарка подчеркивал абсолютную бесполезность схоластики в реальной жизни и призывал к переосмыслению античного наследия. Петрарка и его последователи (Джованни Боккаччо, Колуччо Салютати и др.) сформировали новые принципы понимания природы и сущности человека, в основу которых легло понятие деятельности. Человек оценивается исключительно по своим личным заслугам. Пико делла Мирандола (1463 – 1494) в своей «Речи о достоинстве человека» утверждал, что человек наделен полной свободой и является полновластным творцом собственного «Я». Пико делла Мирандола рассматривает человека не как микрокосм, отражающий общие закономерности внешнего мира, а помещает человека вне космической иерархии. Эразм Роттердамский (1467 – 1536), оказавший большое влияние на последующее развитие философии и богословия, активно выступал против схоластики, положив основание научному богословию. Он также проповедовал свободу воли человека и основное внимание уделял воспитанию и образованию. Гуманисты не были противниками Церкви. Противопоставляя свои взгляды схоластической философии, они считали, что возрождают истинную Церковь и веру в Бога, не находя никакого противоречия в сочетании христианства с античной философией. Однако не разделяли церковную мысль о предопределении существования человека и первородном грехе. Мыслители Возрождения полагали, что Бог сотворил человека изначально свободным, и поэтому, как существо творческое и созидательное, человек изначально прекрасен и может быть таковым при соответствующем воспитании и образовании. Важной особенностью гуманизма является антиклерикальная направленность, выразившаяся в стремлении ограничить притязания духовенства на власть в обществе. НАТУРФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Под влиянием крупных научных открытий развивается натурфилософия, специфической чертой которой был пантеизм. Николай Кузанский (1401 – 1464) – первый выдающийся представитель пантеистической философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и прежде всего бесконечность в пространстве. Бог существует не вне мира, а охватывает всё сущее. Мир не бесконечен, но безграничен; Земля не является центром мира. Теоцентризм Кузанского выражается его изречением: «Бог во всём, и всё в Боге». Николай Кузанский сформулировал ряд диалектических идей: единство противоположностей, единое и множественное, возможность и действительность, бесконечность и конечность. Мышление подчиняется закону единства противоположностей, Познание вещей возможно на основе чувств, разума и интеллекта. Кузанский выдвинул концепцию «ученого незнания» – несоответствия между конечностью человеческого разума и бесконечностью, к познанию которой он стремится. Джордано Бруно (1548 – 1600) выдвинул идею бесконечной Вселенной, никем не сотворенной, вечной и безграничной в пространстве, так как бесконечное могущество Бога не может ограничиваться созданием конечного мира. Бесконечные свойства Бога у Бруно превратились в бесконечности природы. Вся материя является одушевленной (панпсихический материализм). Мир является неким единым, которое состоит из множества самостоятельных единиц. Единое, или материя, – потенциальная причина всего существующего. Вселенная истинно бесконечна и неподвижна, но внутри нее всё изменяется и движется. Целью познания Бруно считал природу, которая является «Богом в вещах». Познание — бесконечный процесс, потому что его предмет бесконечен. Существует единая вселенская мировая душа, неотделимая от одушевленной материи, которая проявляет себя и в человеческой душе. Этические воззрения Бруно мерилом нравственности полагали земную деятельность и земные цели человека. Истинная цель – борьба за добро, которое неограниченно реализуется во Вселенной. Бернардино Телезио (1509 – 1583) признавал божественное творение мира, но утверждал, что природа не нуждается в опеке со стороны Бога и самостоятельно действует по созданным Богом законам. Бог создал косную материю и два активных начала – тепло и холод, которые борются между собой за обладание материей. Главное средство познания – непосредственное восприятие, поэтому любая наука должна исходить из непосредственного опыта. В центре философских исканий Леонардо да Винчи (1452 – 1519) находится гносеология (греч. gnosis – знание, познание) – теория познания, его истоков и форм. Леонардо да Винчи отвергал знание, не опирающееся на непосредственное изучение природы, как недостоверное. Теология, считал он, не имеет подлинной опоры в опыте и потому не может претендовать на обладание истиной. 10. В чем новизна Нового времени и его философии? Основные авторы и концепции Новое время обозначило крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении – все это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. Принципиальная новизна философии Нового времени заключается и в том, что, «заглянув» в глубины человеческого бытия, она резко отделила и обособила две сферы: то, что принадлежит повседневному, конкретно-историческому человеку, его актуальному познанию и действию, и то, что принадлежит его глубинной сути, сущности, внутренней структуре его познания и действия. Первое по результату дает неистинное знание, ведет к отклонениям и заблуждениям, связанным с несовершенством конкретного человека, ограниченностью его рассудка, ослепляющими страстями, эмоциями. Сущность же, «природа» человека есть воплощение совершенства, неограниченных возможностей. Этот разрыв не только пронизывает философию этого периода и определяет философскую мысль последующего времени, но и стимулирует поиски путей, методов, направлений, следуя которым конкретный эмпирический человек приблизится к собственной абстрактно-идеальной сущности. Философия должна была осознать смысл и масштаб происходящих перемен и, отвечая ходу событий, ввести современников в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу. Новый духовный мир выстраивался и обживался людьми с трудом, в конфликтах и столкновениях. Освобождение от власти прежних традиции требовало мужества, усилий и значительного времени. Прошлое сказывалось и на тех, кто прокладывал пути в этот новый мир. В эпоху Нового времени (XVII – XVIII вв.) в Западной Европе активно формируется капитализм, идет бурное развитие науки и техники, вырабатывается новое мировоззрение. В результате возникает потребность в новом видении мира. Развитие промышленности, мореплавания, торговли, многочисленные географические открытия расширили кругозор европейских ученых. Множество глобальных научных открытий сформировали новое естествознание, в основе которого находится заранее спланированный эксперимент, описанный математическим языком. Бурно развиваются механика, физика, химия, экспериментальная биология. Научная революция заключается не только в создании новых, отличных от предыдущих теорий. Это и новое представление о знании, о науке. Изменяется сам образ науки. Научные идеи социализируются. Накопление научных знаний и постановка новых научных проблем требуют создания общей методологии познания. Ведущими направлениями философии Нового времени являются рационализм (лат, racio – разум), который основное внимание уделяет логическим основаниям науки, и эмпиризм (греч. emperia – опыт). Основное положение рационализма: главным источником знания являются идеи, т.е. мысли и понятия, врожденные человеку. Вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное знание об окружающем мире, рационализм оставляет без ответа. Наиболее видные представители рационализма: Рене Декарт (1596 – 1650), Бенедикт Спиноза (1632 – 1677) и Готфрид Лейбниц (1646 – 1677). Эмпиризм декламирует, что все знания возникают из опыта и наблюдений. Однако остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Представители эмпиризма: Френсис Бэкон (1561 – 1626), Томас Гоббс (1588 – 1679) и Джон Локк (1632 – 1704). Для философии Нового времени характерна острая борьба материалистических взглядов и идеалистических воззрений. Мыслители-материалисты Нового времени опирались на достижения естествознания. Наибольшее развития в этот период получили математика, механика и физика, которые были необходимы для развития производства. Это отразилось в философском видении мира, получившем название механицизма. Механицизм – теория, в соответствии с которой все явления полностью объяснимы на основе механических принципов; идея, что каждое явление представляет собой результат существования материи, находящейся в движении, и может быть объяснено на основе законов этого движения. Основными методами естествознания в эпоху Нового времени были эксперимент и анализ. Благодаря их использованию состоялись многие великие открытия. Однако аналитический метод односторонен. Использование только аналитического метода, без синтеза, привело к рассмотрению явлений природы разобщенно, т.е. не диалектически, а метафизически. Поэтому в естествознании, а затем и в философии преобладало метафизическое мышление. 11. Что называется критической философией Иммануила Канта? Иммануил Кант (1724 – 1804) является основоположником немецкого классического идеализма. Учение Канта «критическая философия» сформировалось к началу 80-х гг. Оно изложено в трактатах «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения» (теория познания, этика и эстетика (учение о целесообразности в природе) соответственно. Вся философская концепция Канта строилась на трех ключевых вопросах: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я могу надеяться? Первый вопрос связан с чистым разумом (гносеология). Затрагивая вопросы этики, Кант ищет ответ на второй вопрос (этика). А, соблюдая этические предписания, можно будет получить ответ на третий вопрос (онтология). Третий вопрос связан у Канта с бессмертием души и наличием Бога. Занимаясь обоснованием новой теории познания, он активно критикует предыдущие теории XVII – XVIII века, которые трактовали познание в качестве слепка бытия. Познающий субъект у Канта – не конкретный индивид, а абстрактное представление, которое концентрирует в себе познавательные способности, помогающие упорядочить мир. В своей работе «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма, сводящуюся к невозможности познания окружающего мира. До Канта причинами трудностей познания мыслители видели в объекте познания – окружающем мире. Кант предположил, что, трудности заключены именно в субъекте – в разуме. Разум не является всесильным. Пытаясь выйти за рамки познания, он наталкивается на некоторые противоречия – «антиномии». Первой антиномией является ограниченность пространства. Второй антиномией является «простое и сложное»: равно как можно утверждать, что все состоит из простого, так и представить всю сущность вещей более сложным составом элементов. Третья антиномия – «причинность и свобода», которая заключается в том, есть не только причинность всего, но и свобода. А можно утверждать и то, что свободы вовсе не существует, она ограничена. Все происходящее в мире совершается лишь по законам причинности. Четвертая антиномия – «наличие Бога». Можно как приводить доказательства в пользу того, что Бог является причиной всего, так и отвергнуть вовсе существование Бога, а вместе с тем и главной причины. Антиномии заводят в тупик, давая представление об ограниченных возможностях разума. Кант утверждал, что любое знание начинается с опыта, который находится в основе всех синтетических суждений. Но помимо апостериорного знания, которое основано на опыте, впечатлениях, есть также априорное знание, которое находится вне опыта. Априорные знания вложены в сознание, благодаря познавательному аппарату. В число априорных идей входят: душа, Бог, мир. Человеческое сознание (чистый разум), согласно мыслителю, имеет следующую структуру: А) чувственность (ее формы – время и пространство); Б) рассудок (его формы – категории; человек строит понятия); В) разум (высшая форма человеческого сознания, формы которой – высшие идеи). Кант был сторонником демократии, осуждал войны, воспринимая их как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества, считая, что рано или поздно наступит «высший мир», где войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными. Мыслитель говорил о том, что человек наделен изначально злой природой, в связи с этим, его спасение видится в моральном воспитании, а также строгому следованию категорическому императиву. Категорический императив – центральное понятие в этической системе немецкого философа. Получается, что мораль – это, в первую очередь, дело разума. Законом практического разума будет являться категорический императив, стремление человека к добру, которое основывается на свободной воле. Добрая воля – чистая воля. Лишь благодаря чистой воле человек был наделен разумом, поскольку всего остального (счастья, самосохранения и т.д.) он бы мог добиться при помощи инстинктов. Суть категорического императива сводится к тому, что: 1. Главная цель всех человеческих поступков – счастье других людей, а также собственное моральное совершенство. 2. Совершая те или иные поступки, человек не вправе посягать на свободу других. Соблюдая подобные правила, человек может оценивать свои поступки: морально ли он поступает или нет. Благодаря свободной воле, человек может избрать путь следования моральному закону. В свою очередь, следуя моральному закону, он может рассчитывать на некое «вознаграждение», то есть на загробный мир, в котором он будет счастлив. Следовательно, душа человека является бессмертной. Получается, соблюдение императива тесно связано со свободной волей, наличием Бога, а также бессмертием души. Это постулаты, на которых строится соблюдение морального закона. |