Главная страница

Шпаргалки по философии. 1. Неомарксизм основные идеи, общая характеристика в качестве специального термина слово неомарксизм


Скачать 156.25 Kb.
Название1. Неомарксизм основные идеи, общая характеристика в качестве специального термина слово неомарксизм
АнкорШпаргалки по философии
Дата14.05.2022
Размер156.25 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаШпаргалки по философии.docx
ТипДокументы
#528511
страница4 из 7
1   2   3   4   5   6   7

12. Понятия бытия, сущего, существования и истории философии

Основные понятия: Онтология – философское учение о бытии. Бытие – предельно общее понятие, обозначающее все сущее, мир в целом. Сущее – то, что есть. Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета. Существование – реальное бытие; то, что сообщает вещам, процессам, действиям и т.д. их реальность.

Древнегреческий философ Парменид ввел в философию категорию «бытие». Он считал, что бытие вечно, не имеет ни конца, ни начала. Бытие, таким образом, обладает следующими свойствами: целостностью: неделимостью; статичностью; абсолютной устойчивостью и завершенностью.

Бытие в понимании Парменида совершенно неподвижно, не подвержено никаким изменениям, так как последние подразумевают движение, которое несет в себе начало и конец. Парменид предлагал образное сравнение сути бытия с шаром исходя из принципа его абсолютной замкнутости, завершенности.

Ряд других древнегреческих ученых, в том числе и Гераклит, делали попытки совместить понятия бытия и субстанции как основы мироздания. Однако отождествление данных понятий не представляется возможным, иначе бытие теряет свои основные характеристики статичности и завершенности. Категория бытия позволяет осмыслить вечность мироздания и конечность человеческого существования.

В философии Платона бытие представляет собой существование идей. Они являются идеальными сущностями, формируют реальный мир и стимулируют к его познанию человеческий разум.

Для средневековой философии характерно тождественное восприятие категорий бытия и субстанции. Они соединялись в образе Бога, творца всего сущего. Но в человеческом мире эти категории остаются разделенными и имеют свое содержание.

В Новое время происходит окончательное разделение понимания категорий субстанции и бытия. Первая отражает познавательную потребность человеческого разума.

В философии Гегеля понятие бытия остается неопределенным и слабо разработанным. Он развивал принцип тождественности бытия и мышления, В его философской системе особое внимание уделено учению о первоначале мира и его разнообразии.

Философия ХХ в. коренным образом изменила взгляд на проблему бытия, Особый вклад в развитие данной проблемы внесли немецкие философы Артур Шопенгауэр и Мартин Хайдеггер. Развивая идеи Ф. Ницше, Хайдеггер писал, что традиционная онтология утеряла свою суть. Вопрос о бытии должен быть пересмотрен. От абстрактных и умозрительных изысканий необходимо перейти к изучению конкретного бытия человека.

Его мысли в дальнейшем развили экзистенциалисты. Они утверждали, что основными проблемами философии должны стать вопросы, касающиеся конкретного человеческого бытия, например, стоит ли человеческая жизнь того, чтобы быть прожитой?

13. Философия Фихте и Шеллинга: основные идеи

Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) был ректором Берлинского университета. Он смог внести огромный вклад в разработку системы субъективного идеализма. Под субъективным идеализмом подразумевалось направление, согласно которому единственной реальностью является идея, которая существует в сознании человека.

Ключевой момент в концепции Фихте – «Я-концепция», поводом которой послужили противоречия философской концепции Канта, учеником которого был сам мыслитель.

Основное противоречие, по мнению философа, заключалось в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и предметов окружающего мира («вещей в себе»). Фихте был уверен, что такое противоречие, как и ограниченные возможности разума, лишают философию надежды на объединение бытия и человека, что было очень важным, по мнению Фихте, он видел в этом главную задачу философии.

В своем труде «Опыт критики всяческого откровения» Фихте повествует, что человек существо активное, сознание не просто социально, оно также активно, способно творить весь мир. Главной целью человеческой деятельности является направленность на свободу.

Фихте отвергает идею «вещей в себе», провозглашая внутреннее «Я» единственной реальностью, в которой и заключается весь мир. В понятие «Я» входит не только сознание. «Я» представляет собой некую движущую силу, высшую субстанцию (аналогия с Богом).

«Я» взаимодействует с «не-Я», то есть с окружающим миром внутри «Абсолютного Я» (высшей субстанции). При этом взаимодействие между человеком и миром может быть как теоретического (от «не-Я» к «Я»), так и практического (от «Я» к «не-Я») характера.

В конце своего жизненного пути Фихте начал переходить с крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позицию умеренного объективного идеализма, отмечая, существующий не зависимо от человеческого сознания, объективный высший дух.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854) – также был представителем объективного идеализма. Он являлся другом, а впоследствии оппонентом Георга Гегеля. До появления Гегеля, он пользовался авторитетом, но проиграв ему в 20-е годы философскую дискуссию, потерял свое влияние.

Цель концепции Шеллинга – объяснение «абсолютного» первоначального бытия и мышления. При этом философия мыслителя прошла через три стадии: натурфилософию, практическую философию, а также иррационализм.

В натурфилософии с позиции объективного идеализма давалось описание природы. Говоря о неистинности прежних концепций («не-Я» Фихте, субстанции Спинозы), он предлагает воспринимать природу в качестве абсолютного первоначала, которое, в свою очередь, охватывает уже все остальное. Природа у Шеллинга является единством субъективного и объективного, целостным одушевленным организмом. Материя и дух едины, они являются свойствами природы, а также различными состояниями разума. Движущие силы природы – наличие и взаимодействие противоположностей.

Практическая философия была направлена на решение социально-политических вопросов, а также исторического хода. Главный предмет философии, а также основная проблема, по мнению мыслителя, это проблема свободы. Цель исторического процесса – стремление к свободе. Реализуя идею свободы, люди создают «вторую природу», т.е. правовой строй, который должен распространяться от одного государства к другому. Но при соприкосновении свободы с реальностью, возникает противоположный результат – отчуждение. Поэтому, уверен Шеллинг, идеалы Великой революции во Франции переродились в несправедливость, насилие и подавление свободы.

Уже в самом конце своего пути Шеллинг приходит к иррационализму, то есть отрицанию какой-либо закономерности исторического процесса, восприятию окружающей реальности в качестве хаотичного элемента. В истории, по мнению мыслителя, царит произвол, ее ход случаен. Замыслы человека зачастую носят противоположный характер. Борьба за свободу и справедливость зачастую может привести к полной несвободе и несправедливости.

14. Какие существуют концепции истины?

Цель познания – достижение истины. Истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

Проблема истины является одной из основных в гносеологии.

Современное понимание истины предполагает диалог различ­ных философских концепций и синтез наиболее плодотворных идей в контексте современных представлений науки и культуры. В истории философии сложилось несколько подходов к определению этой категории.

Априористская концепция утверждает, что истина или ряд истин изначально присущи человеку или человеческой душе в виде некого доопытного знания, которое можно раскрыть в каждом индивиде через определенную методику, как бы заставляя человека «припомнить» заложенное в его сознании изначально. Таково учение индийской веданты о потенциальном всезнании человеческого атмана, тождественного брахману; античное понимание знания как припоминания того, что некогда видела и слышала бессмертная душа; христианское учение о потенциальном богоподобии человека, декартовская доктрина врожденных идей.

Конвенциональная модель истины поддерживает идею, что истина – есть всегда продукт гласного (а чаще – негласного) соглашения между участниками познавательного процесса. В разных науках и в разных сообществах (религиозных конфессиях, профессиональных группах и т.д.) существуют разные «правила игры», а все доказательства строятся лишь на основе принятых конвенций. Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание, в другом будет расценено как знание ложное. Так всегда бывает, когда сталкиваются представители разных школ в науке и в философии.

Когерентная теория истины. Существует несколько вариантов данной теории. Самый популярный и известный из них утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Здесь происходит сбли­жение с трактовкой истины в смысле логической пра­вильности и корректности. При всей частичной обоснованности такого подхода все-таки следует признать, что отсутствие логических противоречий и взаимосвя­занность суждений внутри какой-то теории еще отнюдь не свидетельствует о ее истине; и, наоборот, наличие диалектических и антиномических суждений внутри теории еще не дает оснований заключать о ее ложности.

Второй вариант теории когеренции утверждает, что истинной должна быть признана та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существующему в науке. Данный крите­рий также нельзя абсолютизировать, ибо любая новая фундаментальная теория всегда какому-то общепризнанному знанию да противоречит.

Прагматическая версия истины подчеркивает субъективный момент в составе человеческого знания, т.е. степень его пригодности на практике. Суть концепции сводится к тому, что знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального результата (экспе­риментального, утилитарно-прагматического и т.д.). Иными словами, истинность отождествляется здесь с пользой или результативностью.

Однако утилитарную направленность науки не следует преувеличивать. Множество открытий совершались творцами, конечно же, не из утилитарных соображений, а из чистой любви к истине. Многие научные теории в момент их со­здания вовсе не имеют никакого экспериментального и технического применения. Более того, самые страте­гически значимые идеи, тем более в философии, по определению бескорыстны и антиутилитарны.

Экзистенциалистские концепции достаточно разнородны, но сближаются в плане ценностного истолкования истины.

Во-первых, может быть выдвинут тезис, что истиной следует считать такое знание, которое способствует творческой самореализации личности и стимулирует ее духовный рост. В роли такового способно высту­пить и объективно ложное знание, лишь бы оно глубоко переживалось и творчески отстаивалось человеком. При таком подходе подчеркивается значение именно творческого человеческого измерения знания, претендующего на истинный статус.

Во-вторых, экзистенциальный аспект истины может быть открыт в ситуациях пограничных, зачастую на грани жизни и смерти. «Свет истины» как бы вливается в «трещины» его личной судьбы, порой заставляя переосмысливать многие предрассудки и житейские стереотипы.

Наконец, третий ракурс экзистенциального видения истины смыкается с онтологическим ее аспектом. Истина в ее греческом значении (aleteia), по М. Хайдеггеру, означает несокрытость бытия, т. е. некое подлинное его измерение, которое всегда пребывает в нас и с нами, но которое надо просто научиться видеть и слышать. Человек техногенно-потребительского общества, ориентированный на покорение природы и удовлетворение своих безмерных телесных потребностей, отгородился от истины системой своих научных абст­ракций, миром технических устройств и пустых слов. Отныне «свет истины» доступен лишь поэтам, философам, святым праведникам и подвижникам, созерцающим его «нетелесными очами сердца». Здесь идет последовательное возвра­щение к классической концепции истины в платони­ческом понимании и ее отождествление с откровением как атрибутом религиозного опыта.

Классическая концепция под истиной понимает соответствие че­ловеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности, достаточно полное и точное отражение некоего объекта в мышлении человека. В явной форме классическую концепцию можно найти уже у Платона и Аристотеля. Определяя истинность как соответствие мнений, утверждений с действительностью, Аристотель считал истинность не свойством вещей, а свойством представлений и суждений. Коротко говоря, истиной с этой точки зрения может называться объективная информация. Эта точка зрения на истину легла в основу всей европейской цивилизации, в особенности классической науки, прежде всего естествознания. Классическая концепция всегда была и до сих пор остается наиболее влиятельной не только среди фило­софов, но и среди ученых, ибо в наибольшей степени соответствует их интуитивной вере в то, что они не творят научные гипотезы и теории по своему собственному усмотрению, а познают нечто в самом бытии, и что полученное ими знание – не фикция, а вскрывает объективные закономерности мироздания.

Диалектико-материалистическая (марксистская) концепция истины, принимающая аристотелевские идеи как исходные, создана на основе по­нимания познания как отражения. Истина понимается здесь как знание, соответствующее действительности, причем характер и степень этого соответствия изменяются в определенных пределах, уточняются в связи с про­грессом науки и практики. Именно практика, обладающая такими чертами, как материальность (предметность), объективность, социально-историческая обу­словленность, позволяет проверить идеальные знания и представления, воплотив их в материальную деятельность и объекты, подчиняющиеся объективным законам природы и общества.

15. Философия Гегеля – почему философия является всеобщей наукой и чем отличается спекулятивное мышление от диалектического?

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) – немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии. Создал систематическую теорию диалектики – науки, основанной на логике, системе понятий, разуме «что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

Некоторые исследователи называли Гегеля «философом из философов», потому что он единственный представитель этой науки, для которого философия была всем: и причиной, и следствием, и объектом изучения, и инструментом. Всеобщая Наука, или философия, по мысли Гегеля, включает в себя основные принципы, на которых строится научное познание и которые разработаны предшествующей философией. Среди этих принципов – такие, как принцип объективности (вынесение субъекта за скобки объекта), наличие научного метода, выявление законов изучаемого объекта, построение логически стройной теории. Однако эти принципы должны быть скорректированы с учетом критики, данной Кантом, и в свете обобщения всего исторического пути развития познания. Всеобщая Наука, кроме того, должна включить в себя ряд новых принципов, которые не сформулированы предшествующей философией, но могут быть получены посредством обобщения исторического опыта познания. Эти принципы Гегель называет диалектикой или диалектической логикой.

Диалектика Гегеля включает три ступени познания (метод Гегеля):

1. Спекулятивное (положительно-разумное). Диалектически-разумное выведение действительности из понятия (синтез).

2. Диалектически отрицательное. Критический анализ действительности – познание природы (антитезис).

3. Рассудочно-абстрактное. Формально-логическое познание ограничено и неполно (тезис).

Чем отличается спекулятивное мышление от диалектического? Спекулятивное представляет собой лишь один из этапов диалектического метода Гегеля. Их нельзя противопоставлять, одно – лишь составная часть другого.

Диалектика призвана определять внутренние противоречия, но если ее абсолютизировать, то это может привести к скептицизму. Поэтому необходимо синтезировать противоположности, чем занимается именно спекулятивное мышление.

Абсолютное тождество бытия и мышления – главный системообразующий принцип в философии Г.В.Ф. Гегеля, последовательно конкретизируемый в логике, природе, мышлении (духе).

Первооснова мираАбсолют (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея) – безличностная, вневременная творческая сила, заключающая в себе необходимость развития природы, общества и познания. Она внутренне (имманентно) присуща всем проявлениям материального и духовного, объективного и субъективного, составляет их скрытую сущность. Абсолютная идея есть субстанция, составляющая сущность и первооснову всех вещей.

Центральное понятие диалектики Г. В.Ф. Гегеляразвитие как характеристика деятельности абсолюта.

Общая схема мирового развития заключается в:

1) сверхвременном движении абсолютной идеи в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие – ничто – становление; качество – количество – мера; сущность – явление – действительность – понятие – объект – идея, завершающаяся абсолютной идеей);

2) погружении себя в природу – в состояние инобытия и возвращение в себя через воплощение в человеке в формах психической деятельности (в мышлении, в осознании себя, обретении воли и других личностных качеств) («субъективный дух»);

3) сверхиндивидуальном «объективном духе» (право, мораль и нравственность – семья, гражданское общество, государство) и «абсолютном духе» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа).

Противоречие по И. Канту – внутренний источник развития, описываемого в виде триады.

Эта тройственная трансформация (триада) последовательно рассматривается Гегелем Г. В.Ф. в новых трудах; «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». (Основатель теории противоречия – Гераклит. Смысл диалектического противоречия впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим в нем существенный момент в определении предмета.) Противоречие пронизывает всю философию Г. В.Ф. Гегеля.

Любые предмет, понятие, явление, реализуясь, исчерпывают себя и переходят в свое иное. Любая категория, являясь результатом противоречия, содержит в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему развитию. Последовательный анализ развития абсолютной идеи в области логики (чистая мысль), природе и обществе выявляет основные диалектические принципы, законы и категории, которые образуют систему гегелевской диалектики. История – «прогресс духа в сознании свободы, последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов.

Анализируя категорию отчуждения, предметную деятельность, Г. В.Ф. Гегель рассматривает человека и историю как результат его собственного труда.

Осуществление буржуазно-демократических требований Г. В.Ф. Гегель видел в компромиссе с феодально-сословным строем в рамках конституционной монархии.
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта