Структура личности. Структура личности по К. Г. Юнгу
Скачать 93.06 Kb.
|
Структура личности по К.Г.Юнгу. Выделял в структуре личности (души) человека сознательную и бессознательную сферы. С точки зрения К.Г.Юнга, эти сферы по сути противоположны друг другу: «бессознательное, как верит Юнг, подобно отражению горы в озере, зеркальному отображению, обратной стороне сознательного … бессознательное рассматривается как выполняющее компенсаторную функцию».
Содержание коллективного бессознательного представлено архетипами. Архетипы – это образы памяти человечества, по сути схожие с установками: они обусловливают предрасположенность человека к определенным реакциям в тех или иных условиях. При этом архетип «начинает функционировать всюду там, где или еще не существует сознательных понятий, или же где таковые по внутренним или внешним основаниям вообще невозможны», т.е. в тех случаях, когда личность не имеет возможности ориентироваться на собственный индивидуальный опыт. Таким образом, точка зрения К.Г.Юнга на предмет структуры личности может быть представлена в виде следующей схемы: Функциональный смысл архетипов, по мнению К.Г.Юнга, заключается, с одной стороны, в передаче значимой информации об объектах окружающей среды и их свойствах из поколения в поколение и, таким образом, способствует адаптации индивидов к условиям среды. С другой стороны, архетипы могут выполнять роль психологической защиты: «можно интерпретировать религиозные мифы как своего рода ментальную терапию от страданий и волнений всего человечества – голода, войн, болезней, старости, смерти. Бог – конечная реализация психической реальности, спроецированная на внешний мир; Анимус – бессознательная мужская сторона личности женщины; Анима – бессознательная женская сторона личности мужчины. Мудрец – персонификация жизненной мудрости и зрелости; Основными примерами архетипов, Таким образом, важнейшим научным открытием К.Г.Юнга в области изучения психологической структуры личности является идея о существовании общего для всех людей коллективного бессознательного – хранилища памяти человечества, и архетипов – образов, составляющих его содержание. Структура личности по С.Л. Рубинштейну. По Рубинштейну личность имеет три составляющих:
Единство всех подструктур обеспечивает адекватное функционирование человека в социуме и его психическое здоровье. Также у человека, можно определить некоторые уровни организации, которые осуществляют ее как субъекта жизни. У Рубинштейна, личность формируется, через взаимодействие с миром и обществом. До ядра личности относятся мотивы осознанных действий, но также, человек имеет неосознаваемые побуждения. |