Турыкбаева А. Философия. Этап философии Временные рамки Выдающиеся философы
Скачать 249.16 Kb.
|
Этап философии Временные рамки Выдающиеся философы Краткая характеристика этапа ( главные философские проблемы, какие теории были сформулированы, кто занимался философией) Античность 6 век до н.э. -5 век н.э. Демокрит, Сократ, Платон, Эпикур, Протагор, Аристотель Античная философия сформировалась на основе древнегреческой традиции мудрствования и мистерий, под влиянием воззрений мудрецов и жречества Египта, Месопотамии, других древневосточных стран. Пребывая изначально в круге мифологических представлений, древнегреческая мысль впервые сформулировала само понятие о философии как об особой деятельности, имеющей свой собственный предмет и метод, оказала большое влияние на становление и развитие христианства, а также стала источником рационального дискурса, развитие которого считается характерным для Западной цивилизации в широком смысле и легло в основу науки как особой формы общественного сознания. Характерные черты античной философии: -Функциональна — она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия. -Космоцентрична — она охватывает весь Космос вместе с миром человека; -Имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое. В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель. По мнению античных философов, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как познание истины, красоты, блага; мудрость, мужество, справедливость, остроумие; у него должно быть мудрое равновесие всех человеческих способностей. Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. Средневековье Патристика — 5- 8 век н.э. Схоластика — 8- 15 век н.э. Августин Блаженный, Фома Аквинский, Уильям Оккам, Тертуллиан, Ансельм Кентерберийский Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности и спор о приоритете единичного или общего. 1. Форма философствования – интерпретация священных текстов. 2. Фактичность исследовательской мысли обеспечивалась только содержанием Библии. 3. Для разворачивания мысли используются только допустимые догматами положения. 4. Любая аргументированность любой концепции достаточна, если она обосновывается цитатой из Библии. 5. Энциклопедичность и тщательность в теоретическом исследовании. 6. Использование в качестве теоретической базы сочинений Отцов Церкви (Патристика). 7. Дедуктивный характер умозаключений (переход от уже известного и общепринятого общего к неизвестному частному, требующему прояснения). 8. Уяснение, обоснование и систематизация догматов христианства. 9. Нормативный характер философских трудов, содержание которых имело принудительную силу после одобрения Церковью. 10. Основной метод исследования – аристотелевская логика. 11. Основной метод работы: поставить проблемный вопрос, а затем начать поиск аргументов «за» и «против» для каждого из возможных ответов на него. Новое время 17-19 век Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Рене Декарт, Готфрид Лейбниц, Бенедикт Спиноза Филосо́фия Но́вого вре́мени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период также называют эпо́хой нау́чной револю́ции. Иногда в философию Нового времени, полностью или частично, включают философию XIX века. Характерные особенности философии нового времени: -Механицизм. В качестве модели для построения картины мира брались идеи механики — отрасли знания, которая в то время пользовалась большой популярностью и была наиболее развитой. При этом философы исходили из предположения, что все сферы бытия организованы и функционируют в соответствии с законами этой науки; -Особый интерес к проблемам познания. В Новое время философия максимально сближается с наукой, продолжая удаляться от теологии и религии и начиная удаляться от искусства, с которым она сблизилась в эпоху Возрождения. Естественно, это было связано с очень быстрым ростом значимости научных методов для культуры и социально-экономической жизни того времени. А потому философия стремилась удовлетворить потребности общества, связанные с разработкой методов естественнонаучного познания; -Предпочтение метафизического метода. Мир рассматривался как совокупность тел, которые существуют не изменяясь. Это имело последствия и для представлений о мышлении и понятийном аппарате науки и философии. Если предметы не изменяются, а сознание отражает действительность, то и все понятия — это нечто статичное, неизменное. А потому и изучать их необходимо отдельно друг от друга. Философия Нового времени сделала многое для развития теории познания (гносеологии). Главными стали идеи: философского научного метода; методологии познания человеком внешнего мира; связи внешнего и внутреннего опыта. Основной задачей было получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Для решения поставленной задачи было создано два основных гносеологических направления: эмпиризми рационализм. |