Типологическая близость повести-притчи Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» к роману-притчи Пауло Коэльо «Алхимик». МАН русс. лит.. Типологическая близость повестипритчи Антуана де СентЭкзюпери Маленький принц к романупритчи Пауло Коэльо Алхимик Автор Учениця 9б класу Кілійського нвк зош IIII ступеней 3ліцей
Скачать 1.07 Mb.
|
Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України Кілійська філія Одеського територіально відділення Малої академії наук Секція світової літератури Типологическая близость повести-притчи Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» к роману-притчи Пауло Коэльо «Алхимик» Автор: Учениця 9-Б класу Кілійського НВК «ЗОШ I-III ступеней №3-ліцей» Ногай Вікторія Олександрівна Науковий керівник: Бурцева М. А. Кілія – 2016 Содержание ВСТУПЛЕНИЕ…………………………………………………..3 РАЗДЕЛ 1 Жизненные пути А. де Сент-Экзюпери и П. Коэльо………….6-13 РАЗДЕЛ 2 Почему притча? Элементы притчи в произведениях…………14-17 РАЗДЕЛ 3 Философские проблемы в «Алхимике» и «Маленьком принце»18-22 ВЫВОДЫ………………………………………………………….23 Вступление Актуальность. На мой взгляд, моя исследовательская работа интересна и занимательна. Вы когда-нибудь задумывались о жизни? Об ее смысле? Зачем она нам дана? Что собой представляет жизненный путь каждого человека? Наверняка, бывали такие моменты. У меня часто возникают подобные мысли, и мне стало интересно узнать, известные писатели тоже задумывались над смыслом жизни, и какую суть в своих произведениях хотели донести до нас, читателей? Особый интерес у меня возник во время изучения в 8 классе повести-притчи «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Прочитав раньше, года два назад, это произведение воспринималось мной как невинная детская сказка, но лишь сейчас, повзрослев, я понимаю, что это не просто сказка. А познакомившись с романом-притчей Пауло Коэльо «Алхимик» . интерес к судьбе человека у меня возник вдвойне. Повесть-притча и роман-притча… Что их объединяет? Если вникнуть в сюжет обоих произведений, то можно сказать, что они имеют некий подтекст, «месседж», который хотят до нас донести писатели. Оба произведения несут философский смысл, и после прочтения каждого из них поневоле задумываешься над теми вопросами и проблемами, которые поднимают авторы. Они оба поучают нас, читателей, ценить жизнь, задумываться о моральных ценностях, открывают нам внутренний мир ребенка, юноши и уже зрелого человека. Цель – провести параллель между произведениями «Маленький принц» и «Алхимик», сопоставить общие идеи этих произведений, узнать, что общего между ними. Понять, что повлияло на написание так называемых притч и почему они стали мировыми бестселлерами. Также найти схожие моменты в биографиях А. де Сент-Экзюпери и П Коэльо. Я попробую проникнуть в глубину этих гениальных произведений и во внутренний мир их авторов. Задания: сравнить некоторые биографические факты А. де Сент-Экзюпери и П. Коэльо; определить значение термина «притча» и найти ее элементы в данных произведениях; проанализировать произведения А. де Сент-Экзюпери П. Коэльо и выяснить в них философские вопросы; найти ответы на те самые вопросы. Объект исследования: Жизнь и творчество А. де Сент-Экзюпери и П. Коэльо Предмет исследования: Литературное направление «притча» в повести А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и романе П. Коэльо «Алхимик». Методы исследования: В процессе теоретического изучения темы использовались как общенаучные, так и специальные методы исследования теоретического характера: анализ научной литературы (В.П. Григорьев «Антуан де Сент-Экзюпери: Биография писателя», Н. И. Вайсман и Р. Ф. Гарват «Зорко одно лишь сердце», М. Надъярных «Мифология тождества Пауло Коэльо) анализ произведений (А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», П. Коэльо «Алхимик») обобщение полученной информации системный анализ метод классификации Структура работы: Структура работы определена целью и заданиями исследования, и состоит из вступления, трех разделов, выводов, списка использованной литературы и приложений, которые содержат иллюстрации. Основной текст работы изложен на 22 страницах, содержит 10 иллюстраций. Список использованной литературы включает 5 наименований. Раздел I. Жизненные пути А. де Сент-Экзюпери и П. Коэльо Жизнь… Для того, чтобы пожить ее долго и счастливо, нужно через многое пройти. У каждого из нас свой жизненный путь, своя судьба. Некоторые считают, что судьба предначертана Богом, и никто, кроме Бога, не может ее изменить. Такие люди по жизни фактически ничего не добиваются, они плывут по течению и покорно принимают все удары судьбы. Таких людей жизнь часто ломает, и они сдаются… Другие думают, что именно человеку дано строить свою судьбу, и он сам решает, по какому жизненному пути ему идти. Такие люди упорны, выносливы и терпеливы, переносят все удары жизни с достоинством, и, зачастую, благодаря своей выдержке, они могут чего-то добиться… Но с другой стороны, не следовать своей судьбе тоже нельзя. Не нужно отрекаться от своего любимого дела и такого дела, к которому имеешь талант. Жизнь может ударить тебя когда угодно, как враг, который зашел в твой тыл, и ты совсем того не ожидал. Ко всем подобным ситуациям нужно быть готовым, все трудности переносить с терпением и достоинством, идти вперед и не сдаваться. Это как дорога, по которой едет велосипедист: бывает гладко, как ровный асфальт, бывает дорога с кочками и камнями, которые мешают велосипедисту продолжать путь, бывает, мешает туман, из-за которого не видно пути… Вся жизнь – это дорога, а мы в ней – тот самый велосипедист, которого я описала. Но речь пойдет не об этом. Сейчас пойдет речь о двух прекраснейших писателях, которые не понаслышке знают, что такое жизненный путь с различными препятствиями и «подарками» судьбы. Это два писателя ХХ века, два философа, два мыслителя, которые в своих произведениях преимущественно пишут о человеке и его жизненном пути, трудностях и о тех моральных ценностях, которые свойственны каждому из нас. Эти два человека – Антуан де Сент-Экзюпери и Пауло Коэльо. Почему речь пойдет именно о них? Потому что в их произведениях, повести «Маленький принц» и романе «Алхимик» я рассмотрела их самих, как будто они сами описывали свои жизненные ситуации, с которыми они сталкивались. Их произведения, так называемые притчи, можно считать автобиографическими. Чтобы понять это лучше, приступим к изучению биографиям этих писателей. Думаю, начнем мы с автора гениальной сказки-притчи «Маленький принц» - Антуана де Сент-Экзюпери (прил. №1). Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе, во Франции, в семье провинциального дворянина (графа). В возрасте четырех лет потерял отца. Воспитанием маленького Антуана занималась мать. Можно сказать, Сент-Экзюпери с раннего детства получал удары судьбы, но не всё так печально. Вот что отмечают Н. И. Вайсман и Р. Ф. Гарват: «В технике Антуан разбирается не хуже взрослых. Шестилетним малышом, на следующий день после поездки на паровозе, он по памяти нарисовал схему устройства локомотива. А в двенадцать лет впервые поднимается на самолете в воздух, и это впечатление определяет затем его дальнейший жизненный путь». То есть, писатель уже с детства знал, с чем свяжет свою судьбу – с небом… И именно к военной авиации у него был талант. Это было его призвание, и он просто не мог отречься от зова сердца, от своего чувства долга. Вот как еще его описывают в детстве: «Очень впечатлительный, одинаково склонный к самым буйным играм и к долгим часам тихой созерцательности, рос Антуан в защищенной от всех житейских ветров обстановке, в окружении любящих сестер, брата, матери, теток» (отец, как мы знаем, умер). Родные Антуана пытались защитить его от тех «житейских ветров», то есть от проблем, с которыми он может столкнуться в будущем. Но мальчика ждало потрясение – едва не окончив обучение в колледже, умирает его брат Франсуа. И эта смерть вызвала первые серьезные раздумья над жизнью. «После смерти брата Антуан остался совсем один и тут впервые понял, что такое дружба. Приятельские отношения с некоторыми из учеников переросли в дружеские, юноша был удивлен и обрадован тому, как много может дать человеку настоящий друг. Сент-Экзюпери всегда умел ценить дружбу. По его мнению, это самое драгоценное, что есть на земле, это доказательство истинной стоимости человека», - так описывают кандидаты филологических наук (Вайсман и Гарват) о периоде Сент-Экзюпери после смерти брата. Казалось бы, в душе могла царить пустота и та боль, которую ощущал Антуан после смерти родного человека. Но он стал серьезно относиться к жизни, считая, что нужно идти вперед, несмотря ни на что. Он обзаводится поддержкой новых друзей, понимает, что именно дружба определяет, насколько человек настоящий, что дружба – это самое главное в человеке и без нее прожить практически невозможно. Эта дружба помогала Сент-Экзюпери и на протяжении всей его жизни, хотя сама судьба этого человека была нелегка. Прежде чем стать военным пилотом, Антуан попробовал себя как архитектор, но вскоре понял, что это не его. И в 1921 году он был зачислен в истребительную авиацию, затем сдал экзамен на гражданского летчика и с 1921 года начинает работать в различных авиационных кампаниях. С этого момента жизнь Экзюпери стала полна драматических событий. Он попадал в тяжелые авиационные катастрофы, совершал много опасных рейсов, участвовал в борьбе испанских республиканцев, перенес не одно ранение, нередко бывал на грани смерти. Как вспоминали друзья Антуана, его появления всегда казались невероятными. И это так, ведь у него была такая опасная работа... Никогда не знаешь, когда вернешься домой. Судя по этому, мы можем сказать, что этот человек был отчаянным смельчаком, рискованным мужчиной, но он всегда знал, на что он идет. Все эти трудные рейсы, авиакатастрофы, в которых он чудом выжил, ранения – это и есть жизненные препятствия на его пути, те «кочки» и «горки» той дороги, о которой говорилось ранее. Но Антуан их все же преодолевал, как настоящий, отважный мужчина. Вот каким он запомнился его друзьям: «…он появлялся в дверях внезапно, закрывая проход своей крупной фигурой. Ростом метр восемьдесят четыре сантиметра, широкоплечий, массивный. Круглое лицо. Широко расставленные глаза. Вздернутый нос». Вот так он обычно возвращался после долгих и опасных рейсов. «Смотрите-ка, Сент-Экс!» - восклицал какой-нибудь приятель. «Пожатие его руки, - рассказывал другой, - всегда превращалось в событие. Заметишь его, подойдешь, наберешься новых идей – и ты счастлив». Сент-Экзюпери «приручал» своих друзей улыбкой, обаянием мужественного и нежного сердца. Друзья вспоминали: «Он не увиливал ни от какого риска. всегда вперед! Всегда готов на все!» Авиация и литература вошли в жизнь Антуана де Сент-Экзюпери почти одновременно. Это сочетание немало удивляло его современников. Однажды ему прямо задали вопрос: что он предпочитает – летать или писать? Он ответил: «Не понимаю, как можно разделить эти вещи, тем более противопоставлять их. Для меня летать и писать – это одно и то же». Я могу объяснить это тем, что для этого человека литература и авиация – это два главных для него дела, с которыми связал свою жизнь. Как я понимаю выражение «Для меня летать и писать – это одно и то же»? Сент-Экзюпери в самолете летает над облаками, а за пером – тоже летает, в своих мыслях, идеях, фантазиях. Став асом своего дела, Экзюпери посвятил свои первые книги изображению нелегкой судьбы летчика. Почему? Потому что она привлекала его не из-за необычности ощущений, а из-за чувства ответственности за других людей, которое требовала эта профессия. Сент-Экзюпери относился с уважением к тем профессиям и деятельности, которые несут пользу другим, и которые не казались легким трудом. Он утверждал: «Умирают только за то, ради чего стоит жить». У него же читаем: «…работа – только ради материальных благ – духовная тюрьма», «…нельзя купить за деньги счастье полета и близость к ярким звездам», «…невозможно жить без поэзии, без любви…». Писатель утверждал, что «быть человеком как раз и значит быть ответственным». Этими мыслями пронизаны книги Экзюпери, человека, пересекшего тысячи дорог, пролетевшего через пустыни и океаны, измеряющего мир не государственными границами, а иными масштабами. Писатель мечтал о спасении всего человечества на путях морального усовершенствования, мечтал о всеобщем братстве, об уничтожении войн. Неустланно призывая к человеческой солидарности, он неизменно утверждал: «Мы жители одной планеты, пассажиры одного корабля». Я могу сказать, что Сент-Экзюпери – гуманист. Он любил людей и считал, что все в их руках, и искренне верил, что человечество изменится в лучшую сторону. За всю свою карьеру пилота Антуан чувствовал ответственность за других, даже больше, был «в ответе за все». «Мне всегда была ненавистна роль наблюдателя, - писал он. –Что же я такое, если не принимаю участия? Чтобы быть, я должен участвовать». Участие во Второй мировой войне Экзюпери считал своим долгом. Он пошел на войну, и не вернулся… 31 июля 1944 года, менее чем за две недели до освобождения Франции от фашистских захватчиков, военный летчик Антуан де Сент-Экзюпери погиб, выполняя боевое задание. Он погиб как герой, во имя людей, во имя всего святого на этом свете… Таков был путь летчика и писателя, с жизненными преградами и трагическим концом. Но мы все его помним, благодаря его книгам, где мы можем найти его самого (прил.№2). Одна из этих книг – это «Маленький принц». Еще одна личность, чей жизненный путь меня заинтересовал, это Пауло Коэльо (прил. №3) . Пауло Коэльо родился 24 августа 1947 года в Рио-де-Жанейро, в Бразилии, в семье инженера. В семь лет он был отправлен в иезуитскую коллежию Святого Игнатия Лойолы – одну из старейших в Рио. Именно здесь проявилась тяга к писательству, здесь же Коэльо стал обладателем своей первой литературной премии. Здесь мы замечаем, что Коэльо, как и Экзюпери, с детства определил главное дело своей жизни – это литература. Но не так все просто. Учеба в коллежии ему не особо нравилась, а родители не одобряли жизненный выбор сына, и они вынудили его поступить в университет на юриста. Вскоре бросает учебу, занялся журналистикой. Юноша все же настаивал на своем, что хочет связать свою жизнь с искусством. Да, его судьба была определена заранее, и никто, в принципе, не мог изменить его решение, но родители пытались усмирить Пауло, перебив желание стремиться к искусству. Поскольку в 50-е годы в Бразилии искусство было запрещено властью, родители семнадцатилетнего Коэльо были вынуждены поместить его в психбольницу. Но ни лекарственная терапия, ни электрошок не сдвинули бунтаря с избранного – творческого – пути, а родители укрепились в желании выправить бунтующее сознание. С одной стороны, родители могли поставить крест на судьбе своего сына, если бы не его упорство. Но с другой… они так же, как и родные Экзюпери, хотели защитить свое дитя от будущих жизненных проблем. Они не желали ему зла, но и по-другому сделать тоже не могли. П. Коэльо несколько раз сбегал из клиники, но в итоге возвращался домой. В то время примкнул к движению любительского театра. Театрально-протестная активность для Коэльо закончилась в лечебнице. Когда он закончил третий курс лечения, его семья смирилась с тем, что на нормальную (в понимании семьи) стезю будущий писатель так и не стал. По этому поводу Коэльо говорил: «Если тебя выписали из сумасшедшего дома, это еще не значит, что тебя вылечили. Просто ты стал таким, как все». Он продолжал заниматься театром и журналистикой, участвовал в демонстрациях, читал Маркса и вдохновлялся Че Геварой. Мне кажется, эти две личности его привлекали, потому что они стремились к свободе, выступали против власти и не боялись ее, поскольку были революционерами. Примерно в это же время Коэльо увлекается идеями и образом жизни хиппи – со всеми ее атрибутами: длинные волосы, отказ от удостоверения личности, сопровождаются приемом наркотиков, длительными странствиями, поисками альтернативного «духовного опыта». Неудивительно, что он хотел стать хиппи, они – народ свободолюбивый, и они власть не признавали так же, как и Пауло. Он занимается йогой и изучает Кастанеду, втягивается в оккультизм… В начале 1970-х он стал постоянным соавтором известного рок-музыканта и продюсера Раула Сейшаса. создавал тексты для других исполнителей. Но его противостояние диктатуре и лозунг свободного самовыражения повлекли за собой последствия. Его и Сейшаса заключают в тюрьму. Позже Коэльо обвиняют в антиправительственной деятельности и арестовывают снова; из пыточной камеры спасается благодаря своему прошлому: его выпустили на свободу, признав психически больным. Хоть Пауло и был здоров, три курса лечения в клинике все же «помогли» ему в жизни. От части можно сказать спасибо родителям Коэльо. Приобщение к рок-культуре принесло Коэльо не только известность и авторитет в музыкальной сфере, но сделало весьма обеспеченным человеком (прил. №4). Несмотря на те трудности, с которыми сталкивался будущий писатель в своей молодости, он все же добивается первых успехов в искусстве. Это было предначертано Богом, так велела его судьба… К двадцати семи годам Пауло переосмысливает свою жизнь. Он покончил с «альтернативой», ушел из секты, порвал с оккультизмом, начал бороться с наркозависимостью, а через некоторое время переехал в Европу, жил в Лондоне, затем вернулся в Бразилию. Были первые попытки писать, но не решался опубликовывать свои работы. Это было началом его истинного пути, пути к славе. Но окончательный духовный перелом Коэльо (по его собственному признанию) наступил, когда он побывал в Дахау. Два месяца спустя он решил перестать принимать наркотики, а вскоре состоялась встреча с представителем некого католического ордена, в результате которой Коэльо вернулся к католицизму. В этом ордене он начинает понимать язык знаков и предзнаменований, встречающихся на нашем пути. Согласно «ритуалу пути», орден направляет его в паломническое путешествие в Сантьяго-де-Компостелла. Преодолев восемьдесят километров по легендарной тропе паломников, Коэльо описал это путешествие в своей первой книге «Паломничество» (1987). Вскоре за ним последовала вторая – «Алхимик», принесшая автору мировую известность. С этого момента Пауло Коэльо становится мировой звездой в литературной сфере. Это подтверждают различные награды, премии и даже специальные общественные «поручения». Вот, к примеру, он является посланником ЮНЕСКО в Африке, а также активно участвует в деятельности многочисленных международных организаций, фондов и союзов, занимаясь проблемами гуманитарной помощи, экологии, международной амнистии, антивоенной пропаганды и прочее. Об этом можно говорить много, но я скажу одно: Коэльо, как и Экзюпери, является гуманистом, его миссия – помогать человечеству совершенствоваться. При этом писатель является ярким, экстраординарно-типичным представителем поколения «молодежного бунта» против «культуры отцов». И творчество бразильца, со всем его внутренним автобиографизмом, теснейшим образом связано с «бунтующим сознанием», с идеей преодоления закосневших норм ради личностного раскрепощения и дальнейшего позитивного самосозидания. И по сей день Пауло Коэльо продолжает деятельность писателя, путешествует и презентует свои книги, дает интервью журналистам. И от этой популярности и славы он чувствует себя счастливым (прил. №5). А счастлив писатель, потому что вызывает восторг у людей, которые, благодаря его книгам, начинают размышлять о смысле жизни и самосовершенствуются. Коэльо и Экзюпери… такие разные судьбы, но сколько общего у этих личностей. У обоих был не легок жизненный путь, им через многое пришлось пройти. Они оба – мастера своего дела: Экзюпери – прекрасный летчик и писатель, Коэльо – гениальный писатель и успешный человек. Оба писателя несут в своих книгах, да и вообще в своих позициях, гуманистические идеи человечеству, надеясь, что все в их руках, и они самосовершенствуются. И, на мой взгляд, главной чертой, которая объединяет этих двух людей, является философский подтекст в их произведениях – «Маленький принц» и «Алхимик». В этих произведениях они оба раскрывают жизненные пути своих героев, рассказывая таким образом читателю о самих себе. Читать их книги легко и просто. Но чтобы понять, почему в их произведениях так много общего, разберемся в этом в следующих разделах. |