воина явление и сущность. реферат. Титулка Содержание
Скачать 113 Kb.
|
Титулка Содержание Введение 2 1. Понятие войны 4 2. Особенности войны 9 3. Философы о сущности войны 12 Заключение 17 Список использованной литературы 18 ВведениеУченые говорят, что одной из наименее развитых тем философии является война. В большинстве работ, посвященных этой проблеме, авторы, как правило, не выходят за рамки моральной оценки данного явления. Исследователи пришли к выводу, что за три тысячелетия истории только три с лишним сотни лет приходятся на мирное время. Точнее, на каждый тихий год уходят двенадцать лет вооруженного конфликта. Таким образом, можно сделать вывод, что около 90% истории человечества прошло в атмосфере чрезвычайной ситуации. Изучение военных вопросов имеет важное теоретическое и практическое значение в интересах сохранения мира, создания условий для прогрессивного развития народов и обеспечения национальной безопасности. Овладение военно-философскими знаниями об источниках, причинах, причинах, предлогах войн, их сущности, особенностях проявления в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества, основах социально-философского анализа военных проблем Классификация войн является неотъемлемым элементом гуманитарного образования и воспитания современного человека. Цель данной работы – рассмотреть явление и сущность войны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. дать определение войны; 2. охарактеризовать особенности войны; 3. изучить взгляд философов на сущность войны. 1. Понятие войныСамо слово «война» происходит от древнегерманского слова «werra», корни которого можно найти, например, в английском слове «war». Корни древнегреческого «polemos», также означающего войну, сохраняются в словах «полемика», «полемический», «полемист», а корни латинского слова «bellum» («война») сохранились в английском «belligerent» (воинственный). В той или иной форме это слово присутствует во всех мировых языках, как прошлых, так и современных. Этот факт является одним из показателей универсальности этого явления. Прежде всего следует отметить классические определения войны, трактуя ее как явление, непосредственно связанное с вооруженным насилием. Военный теоретик 19-го века К. фон Клаузевиц отметил, что война - это, по сути, битва, потому что битва является единственным решающим актом разнообразной деятельности, то есть широкой концепцией войны. Борьба - это измерение духовных и физических сил через взаимное столкновение сторон. Война - это конфликт между политическими образованиями (государствами, племенами, политическими группами и т. д.), Происходящий в форме войн между их вооруженными силами. Основным средством достижения целей войны является организованная вооруженная борьба как основное и решающее средство, а также экономические, дипломатические, идеологические, информационные и другие средства борьбы. В этом смысле война - это организованное вооруженное насилие, целью которого является достижение политических целей. Тотальная война - это вооруженное насилие, доведенное до крайностей. Основным оружием на войне является армия. Война - это вооруженная борьба между большими группами (сообществами) людей (государствами, племенами, партиями); регулируется законами и обычаями - совокупностью принципов и норм международного права, которые устанавливают обязательства враждующих сторон (обеспечение защиты гражданского населения, регулирование отношения к военнопленным, запрещение применения особо бесчеловечного оружия). Войны являются неотъемлемой частью человеческой жизни. Развитие военных действий является результатом технологических и демографических изменений. Это процесс, в котором длительные периоды стратегической и технической стабильности сменяются внезапными изменениями. Характеристики боевых действий меняются в соответствии с развитием средств и методов ведения войны, а также с изменением баланса сил на международной арене. Хотя лицо современного мира было определено именно в военных действиях, знания о военных действиях были и остаются недостаточными для обеспечения интересов безопасности человечества. В качестве члена-корреспондента Российской академии наук А.А. Кокошин, в настоящее время уровень знаний о военных операциях - особое состояние общества - не адекватен роли этого политического и социального явления как в современной системе мировой политики, так и в жизни отдельных государств. Война - это общественно-политическое явление, связанное с радикальным изменением характера отношений между государствами, народами, нациями и переходом воюющих сторон от использования ненасильственных форм и методов борьбы (разрешения противоречий) к прямому использование оружия и других насильственных средств для достижения определенных геополитических, политических и экономических целей. Война - это феномен, имеющий конкретные исторические предпосылки, условия, реальное начало и пределы своего развития, функции в социальной практике, в цивилизационном процессе. Война это: 1) состояние враждебности, борьбы с кем-либо; согласно Дж. Локку, тот, кто пытается полностью подчинить другого человека его власти, тем самым втягивает его в состояние войны с ним; 2) организованная вооруженная борьба между государствами, нациями, социальными группами, осуществляемая особым социальным институтом (армией) с привлечением экономических, политических, идеологических, дипломатических средств. С точки зрения философов: Война - это не только шок, но и духовное испытание и духовное суждение (И. Ильин). Война - это испытание народов: победа и поражение - его приговор (А. Ривароль). Война - это проявление естественного права, которое самые сильные используют, чтобы править самыми слабыми (Б. Спиноза). Война может иметь хорошие последствия для дикарей, способствуя отбору самых сильных и стойких, но ее влияние на цивилизованные нации, как правило, наиболее пагубно: оно ведет к взаимному истреблению самых лучших и самых смелых (А. Фурье). Убить человека, чтобы съесть его, еще более естественно и разумно, чем убить его на войне (А. Эйнзидель). Война - это процесс, который разрушает тех, кто ее выигрывает (П. Бауст). Война далека от олицетворения славы, это организованное убийство, грабеж и жестокость, тяжесть которой меньше всего обрушится на воюющих сторон; по большей части от этого страдают женщины, дети и старики (Г. Гордон). Нет мерзости, которую не допустила бы война. Нет преступления, которое не было бы оправдано ею (М. Горький). Самая истинная сущность войны была отмечена военным исследователем А. А. Керсновским в его работе «Философия войны»: мир - это нормальное состояние человечества. Война для него - явление того же порядка, что и болезнь для человеческого организма. Война, таким образом, является патологическим явлением. Разница лишь в том, что человеческий организм не свободен от болезней, а государственный организм, напротив, находится под угрозой «военной болезни» - сознательно. Но многие войны послужили человечеству. В целом, если сама война всегда должна рассматриваться как катастрофа, последствия войны иногда бывают выгодными. В 1832 году свет увидел фундаментальную работу прусского офицера и философа, участника рейда на Бородино на стороне русской армии Карла фон Клаузевица «О войне» (Vom Krieg), который произвел революцию в теории и основах военных наук. Его единственное определение войны как акта насилия, направленного на то, чтобы заставить противника выполнить нашу волю, по своей простоте и возможностям намного превосходило все другие формулировки, которые так или иначе не исходили из объекта рассмотрения, но были приписывается на основе различных концептуальных отправных точек. Марксизм-ленинизм рассматривает войну как социально-политическое явление, присущее только классовым социально-экономическим образованиям. С появлением государства создаются специальные отряды вооруженных людей - армия, а затем и флот. Классовая борьба между угнетенным и правящим классами часто перерастает в народные восстания и гражданские войны. Марксистско-ленинская теория войны рассматривает природу каждой войны в зависимости от ее политического содержания: систему противоречий данной эпохи, политические цели борющихся классов, государств; зависимость хода и исхода войны от существующей в стране социально-экономической и политической системы, материальных и военных возможностей государства, уровня развития науки и техники; идеология и мораль людей. До 19-го века войны имели относительно узкую экономическую базу и велись, как правило, несколькими профессиональными армиями. Со 2-й половины 19-го века и особенно с 20-го века войны требуют огромного напряжения в экономике воюющих сторон и вовлекают многомиллионные массы людей в длительную борьбу. В Первой мировой войне 1914-18 участвовало более 70 миллионов человек, во Второй мировой войне 1939-45 участвовало 110 миллионов. Массы вовлечены в войну и как ее непосредственные участники, и как создатели материальных средств ведения войны. Растущая роль масс в современной войне обусловлена их огромной ролью в материальном производстве, политической зрелости и организации. Современные войны связаны с огромными человеческими и материальными потерями, с беспрецедентными разрушениями и катастрофами. Изучение хода и последствий прошлых войн показывает гигантский рост людских потерь и материального уничтожения, связанных с войной. Потери в войне европейских стран (убитых и умерших от ран и болезней) составили: в 17 веке. - 3,3 миллиона человек, в 18 веке - 5,4, в 19 и начале 20 веков (до 1-й мировой войны) - 5,7, в 1-й мировой войне - более 9, во 2-й мировой войне (в том числе разрушенной в нацистских лагерях смерти) - более 50 миллионов человек. Современная война - это качественно новое явление, анализ которого требует пересмотра существующих концепций развития общества и уточнения концептуального аппарата. Война в современном понимании - это особое состояние общества, выражающееся в реализации (продолжении) политики государством (коалицией государств) с помощью вооруженных сил и других структур военной организации государства, а также как вооруженные формирования общества. 2. Особенности войныВ войне участвуют самые разные партии: социальные группы, национально-этнические сообщества, государства и коалиции государств, объединенные конкретными целями и интересами. Войны возникают по разным причинам и мотивам: экономическим, политическим, религиозным и т. д. Следует отметить, что мотив, на основании которого возникает война, как правило, единичен. Мотив является прямой причиной начала военных действий и часто выступает в качестве элемента идеологии. История знает случаи, когда причина начала войны была полностью определена субъективными мотивами и внутренними устремлениями политического руководства государств. Чтобы понять феномен войны, важно, чтобы война была лишь одним из многих видов вооруженных конфликтов и насилия. Иногда трудно ограничить войну другими видами вооруженных конфликтов (межэтнические столкновения, военные экспедиции и рейды, трансграничные инциденты, межобщинные столкновения, погромы, беспорядки, терроризм, восстания и другие формы вооруженной борьбы), поэтому эксперты изучают в различных аспектах войны. В войне следует видеть насильственные действия со стороны одной социальной группы против другой, когда они действуют как единые внутренне солидарные единицы. Б. Малиновский, автор одной из первых достаточно разработанных типологий вооруженных столкновений, выделил следующие типы: 1) межличностные стычки внутри групп, называемые ими «прототипами преступного поведения»; 2) организованные коллективные межгрупповые столкновения в рамках культурного единства, преследующие цель возмездия; 3) вооруженные набеги, такие как спортивные состязания или охота, с целью завоевания головы противника, захвата заключенных для жертвоприношений или каннибализма, получения других видов трофеев; 4) военные действия, ведущие к возникновению первобытного государства; 5) экспедиции за организованный грабеж, захват рабов и производство; 6) вооруженная борьба двух разных культурных групп, направленная на территориальное завоевание и создание государственности. Действия первых трех типов, по мнению Малиновского, нельзя считать войной. Другой исследователь, немецкий историк С. Кобленц, выделил три основных этапа в развитии вооруженных столкновений: 1) кровная месть; 2) столкновения по религиозным или церемониальным причинам; 3) войны хищного характера. На первом этапе не было никаких войн, второй был гибридом между войной и охотой, и только третий Кобленц без колебаний ассоциировался с настоящей войной. Такие точки зрения, в целом, не противоречат формированию подхода к анализу войн, согласно которому не было войны в современном понимании этого слова примитивной системы. В соответствии с этим подходом возникновение войны как продукта и особой формы проявления социального антагонизма неразрывно связано с появлением частной собственности и классов. Основные черты войны: - влияние на все сферы жизни человека; - коалиционный характер; - широкое использование непрямых, бесконтактных и других (в том числе нетрадиционных) форм и методов действий, пожаров на больших расстояниях и электронного уничтожения; - активное информационное противостояние, дезориентация общественного мнения в отдельных государствах и мировом сообществе в целом; - стремление сторон дезорганизовать систему государственного и военного управления; - использование новейших высокоэффективных (в том числе основанных на новых физических принципах) систем вооружения и военной техники; - маневренные действия войск (сил) в разрозненных направлениях с широким применением аэромобильных сил, десантов и спецназа; - разгром войск (сил), тыловых сооружений, хозяйства, коммуникаций на всей территории каждой из противоборствующих сторон; - проведение воздушных кампаний и операций; катастрофические последствия поражения (уничтожения) предприятий энергетики (прежде всего атомной), химической и других опасных производств, инфраструктуры, связи, объектов жизнеобеспечения; - высокая вероятность вовлечения в войну новых государств, эскалации вооруженной борьбы, расширения масштабов и спектра используемых средств, в том числе оружия массового уничтожения. К раткий анализ тенденций развития военно-политических отношений между государствами и источниками военной опасности показывает, что при неблагоприятном развитии возможно резкое обострение существующих противоречий между Россией и государствами ближнего и дальнего зарубежья. Это может привести к вооруженным конфликтам (войнам), которые отличаются по своим целям, задачам и масштабам. Военные конфликты начала XXI века характеризуются как: • Пограничные войны, когда агрессор будет преследовать цели: прорвать государственную границу, чтобы допустить контрабандистов, террористов или беженцев; реализация территориальных претензий к России; поддержка сепаратистских движений на прилегающей территории; провоцирование вступления в конфликт НАТО на стороне агрессора; получение доступа к ресурсам экономической зоны России. • Локальные войны, которые могут быть развязаны с целями: реализация территориальных претензий к Российской Федерации; поддержка вооруженных сепаратистских движений в России с целью отрыва от нее отдельных регионов, а также вытеснения российских миротворческих контингентов и российских военных баз в других государствах. • Региональные войны - это войны более крупного масштаба, которые будут проводиться с целью: разгрома основных групп вооруженных сил Российской Федерации на театре военных действий, захвата значительной части территории, ослабления военно-военных сил. политическое руководство государством и содействие территориальной дезинтеграции Российской Федерации, ослабление международных позиций России, окончательное разрушение и распад СНГ и системы межгосударственных отношений. • Крупномасштабная (мировая) война, в которой агрессором является государство, коалиция государств или их блока, будет преследовать цели военного и экономического поражения Российской Федерации и ее союзников, расчленения и ликвидации России как государство - субъект международных отношений. 3. Философы о сущности войныСущность войны всегда привлекала внимание философов-исследователей. Многие философы рассматривали войну как совокупность исторических фактов или давали свое собственное описание, минуя проблему основ войны. Основы войны, ее причины, причины, цели, роль случайности, наличие закономерностей постоянно оказывались трудными для выявления и понимания. Ведь основы войны всегда скрыты, а ее изображения лежат на поверхности. Эти образы, интегрированные в языковую картину мира, синтезируют в себе образы других войн и, в свою очередь, выступают одной из форм этого безжалостного процесса. Целостный взгляд на феномен войны может быть получен только с помощью комплекса знаний, накопленных в философии, социологии, политологии, культурологии, психологии и истории. Методологически значимым для формирования понимания природы войны как социального явления является ее социально-политическая оценка. Философская традиция понимания феномена войны и всех стимулирующих источников его существования, как правило, связана с изучением войны на фоне общих философских проблем. Взгляд на войну как социальный феномен сформировался еще в древности. Командир и мыслитель Сунь Цзы (VI - V вв. До н.э.), древний индийский брахман Чанакья (IV век до н.э.), древнегреческий историк Фукидид (V - IV вв. До н.э.) отмечали связь войны с состоянием жизни народов и государственные акты. Древнегреческие философы (Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель и др.) сделали значительный шаг в анализе социальной природы войны. Отмечая, что первобытное положение людей отличалось естественным господством грубой силы, они категорически отрицали присущую первобытному «дикому» обществу природу войны, а также суждения о войне как о вечном естественном состоянии общества. Гераклит рассматривает идею войны как мировой пожар, который зажигается мерами и затухает мерами. Гераклит отходит от мифологического рассмотрения концепции войны, но его логос-понимание идеи войны имеет некоторую мифическую и поэтическую коннотацию. Гераклит до сих пор чувствует некоторую тьму в разделении мифологических образов и рациональной логики при рассмотрении философских концепций. Гераклит пытается оправдать закон логоса, необходимый при рассмотрении философских идей. Война при Гераклите - король и отец всего сущего, одни делают войнами рабов, другие - джентльменами. Демокрит видел источник войны в экономических и социально-политических причинах, неравенство людей в собственности: как правило, на этой основе между людьми возникают всевозможные раздоры и конфликты, и особенно часто они происходят в государстве, где царит произвол и бедность увеличивается. Платон считает, что война - это дело воинов, которые должны защищать закон внутри государства и вести войну за независимость своей страны. Воины с рождения должны воспитываться и воевать. На анализ войны обратили внимание представители Древнего Рима. Итак, Цицерон пытался скрыть все внешние войны, вызванные внешнеполитическими интересами Рима. «поэтому, - утверждал философ, - войны должны вестись с целью жить в мире без правонарушений». Значительную роль в интерпретации социального характера войны сыграл Сенека. Он страстно осудил войну, считая ее преступлением против народа. Философ считал, что завоеватели - более губительное бедствие для человечества, чем наводнения и землетрясения. В средние века христианские мыслители разработали свои концепции возникновения и существования войны. Общим и актуальным для них был тезис о том, что причиной войны является отказ человека от соблюдения моральных норм. Однако целостные концепции войны были созданы только в эпоху Возрождения. Среди выдающихся разработчиков концепции войны в этот период следует назвать гуманиста Э. Роттердамского. Он утверждал, что природа справедливой войны не снимает ответственности за ее возникновение со стороны правителей государств. Т. Гоббс, понимая суть войны, исходил из того, что люди равны по своей природе, то есть обладают одинаковыми физическими и умственными способностями. Но естественное равенство также подразумевает естественные возможности людей для достижения тех же целей. Чтобы достичь этих целей, люди постоянно борются между собой. Отсюда общий тезис Т. Гоббса: естественным состоянием людей является состояние «войны всех против всех». Кант говорил о войне, когда он рассматривал идею вечного мира; в общем, мир и война, а также их вечное отражение следуют вместе как добро и зло. Ницше связал идею войны с понятием «сверхчеловек». В своей работе Клаузевиц выдвинул теорию «интегральной войны» - войны полного уничтожения. Теория Клаузевица сводится к истреблению, уничтожению врага: не только разгрому его вооруженных сил, но и полному порабощению и уничтожению его как нации. Несколько поколений немецких офицеров выросли, чтобы изучить наследие Клаузевица. В трудах русских мыслителей XIX - начала XX веков прослеживается эволюция взглядов на социальную роль войны. Н.А. Бердяев в своей работе «Мысли о природе войны» отметил, что за войной следует внешний факт насилия и внешний факт убийства, грубого физического насилия и разрушений. Мыслитель рассматривает войну как внутреннюю болезнь - зло войны является признаком внутренней болезни человечества. Материальное насилие и ужасы войны - лишь сыпь на теле человечества, которую нельзя устранить внешне и механически, мы все виноваты в этой болезни человечества, которая выливается в войну. Ф. М. Достоевский в своей работе «Признание славянофилов» отметил стремление освободить и объединить всех славян под верховным правлением России - принцип, который может даже не быть строго политическим.Не завоевывать, не приобретать, не расширять границы, но освобождать, восстанавливать угнетенных и убитых войной. Е.Н. Трубецкой в работе «Мировая задача России» проследил и дал краткое объяснение причин, приведших к серии войн XIX века. Автор полагал, что все войны, которые велись Россией в этот период, были справедливыми и велись исключительно за освобождение славянских народов. Философ считает задачу России, возвышенной моралью - задачу решения христианского национального вопроса. И мыслитель назвал грядущую мировую войну продолжением этой великой миссии. Кроме того, победа, по его мнению, станет гарантом целостности и единства самого российского государства. Современная информационная эра (условно говоря, постмодернистская эпоха) также имеет свою теоретическую концепцию войны, которую вполне уместно назвать философией войны. Эта новая концепция войны называется популярной сетью в популярной литературе. Программная работа по сетевой войне называется совместной статьей армии США А. Себровски и Дж. Гарстка «Сетецентричная война, её происхождение и будущее». В статье описан довольно общий принцип разделения тактического командования боевыми подразделениями с переходом к адаптивной (в режиме реального времени адаптация к меняющимся обстоятельствам) обширной системе управления. Современная философия войны превращает такой ключевой концепт, как «поле битвы», в концепцию «пространства битвы», которая помимо традиционных целей для взаимодействия с обычным оружием также включает цели, лежащие в другой области: информация, убеждения и психика врага (в том числе мирного населения). ЗаключениеТаким образом, война - это вечное явление. Можно попытаться избавиться от войны, но для этого придется уничтожить само человечество. Войне всегда есть альтернатива. В этом случае можно говорить о родине, о ценности человеческой жизни. Это те же вечные ценности, которые никто не отменял. Нам нужно правильно построить систему ценностей и представить, что для нас важнее всего. В настоящее время война является нормальным, необходимым и дополнительным компонентом для современного общества. Чтобы изменить ситуацию, необходимы значительные изменения в системе ценностей и моральных ориентаций всего человечества. Список использованной литературы1. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / Ж. Бодрийяр [Электронный ресурс]. – [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Bodr/przl_index.php (дата обращения 02.06.2020). 2. Ерина, Е. Б. Основы философии / Е.Б. Ерина. - М.: РИОР, Инфра-М, 2017. - 109 c. 3. Ивин, А. А. Философия: учебник для академического бакалавриата / А. А. Ивин, И. П. Никитина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 478 с. 4. Кокошин, А.А. Стратегическая стабильность. Научно-технические, военные и политические аспекты / А.А. Кокошин // Вестник Российской академии наук. 2015. Т. 85. № 11. С. 963–970. 5. Марков, Б. В. Философия / Б.В. Марков. - М.: Бельведер, 2016. - 348 c. 6. Моисеев, В. И. Философия. Учебник / В.И. Моисеев. - М.: Мiръ, 2016. - 384 c. 7. Орлов, С. В. Философия. Курс лекций (комплект из 2 книг) / С.В. Орлов. - М.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2018. - 302 c. 8. Печенкин, А. А. Философия войны: история и современность / А. А. Печенкин. — Текст : непосредственный // Новые идеи в философии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 27-33. 9. Свергузов, А. Т. Философия. Учебное пособие / А.Т. Свергузов. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2015. - 192 c. 10. Хрусталев, Ю. М. Основы философии / Ю.М. Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 304 c. |