Главная страница

Традиции и новаторство в прозе А. Г. Битова.. Традиции и новаторство в прозе А. Г. Битова


Скачать 16.5 Kb.
НазваниеТрадиции и новаторство в прозе А. Г. Битова
АнкорТрадиции и новаторство в прозе А. Г. Битова
Дата05.03.2023
Размер16.5 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТрадиции и новаторство в прозе А. Г. Битова..docx
ТипДокументы
#969678

Традиции и новаторство в прозе А. Г. Битова.

В современной русской литературе жива кровная связь с гуманистическими традициями русской классики XIX в., ее вечная тревога за духовное состояние человека. Она по–разному проявляется в творчестве писателей «старшего» поколения или писателей «новой волны», независимо от того, к какому направлению они принадлежат.

Среди писателей «старшего поколения» особое место занимает А.Г. Битов – автор тончайшей интеллектуальной прозы, автор элитарный. Очень многое связывает его с постмодернистской эстетикой. Важнейшей чертой текстов Битова является включение в них литературного комментария, который необходим для него и как средство новой техники письма, и как способ для выражения его философской мысли. Он пишет на стыке художественной литературы и науки, литературы и философии, художественного вымысла и литературоведческого эссе. Однако проза Битова всегда починена диалогу с вечным, вневременным.

Прозу Битова сопоставляли с прозой В. Набокова, Дж. Джойса. Но Битов с самого начала ориентировался на опыт русской классики. Роман «Оглашенные» (1970-1993) – один из самых сложных и смятенных произведений А. Битова. Автор задается вопросом: «Что есть человек – венец природы, или, как результат эволюции, ее приговор? – И не было ответа на этот вопрос». Сюрреалистическая образность последней, третьей его части – «Ожидание обезьян» – наиболее сложна. В ней возникает столь свойственный литературе последних лет мотив распада, когда возникает чувство, что весь мир превращается в мираж, а о человеке говорится как об ошибке самой природы. И лишь в конце появляется какой–то проблеск надежды: «А может быть ... а вдруг мы ранние христиане ... а почему бы и нет? ... безумствуем, как оглашенные. Повергли Христа – идолизировали Христа. Повергли Христа – идолизировали человека. Пришла пора и себя повернуть». Но в русской литературе вслед за ожиданием катастрофы всегда шла надежда на возрождение.

Отличительной особенностью прозы Битова 1970- х годов становится жанровое новаторство, обусловленное его ориентацией на воспроизводство одних и тех же жизненных ситуаций:

– взросление человека, тяжелые любовные переживания, поиск подлинности в мире суеты и мелочности;

– сходным типом героя (интеллигент, подвергающий анализу каждый, самый незначительный свой поступок);

– вниманием к анализу нравственной подоплеки повседневной жизни; склонностью к авто рефлексии и выявлению психологических конфликтов. Творческие поиски Битова в двух направлениях – беллетристики и эссеистики – приводят к синтезу этих двух начал в «именных» жанровых формах романа – странствия, романа-пунктира, романа-музея, романного цикла.

Наличие жанрообразующих факторов автоинтертекстуальности, рефлексивности, циклизованности, приводящих к созданию книг («Образ жизни», «Семь путешествий», «Дни человека»), позволяет говорить о сложившемся в 1970-е гг. в прозе А. Г. Битова мета жанре, чья форма была интернационально обусловлена идеей книги, которая пишется всю жизнь.


написать администратору сайта