Главная страница
Навигация по странице:

  • 1.Девочка из деревни

  • 2.С песней по жизни

  • 3.Память потомков

  • М.Н.Мордасова. Мордасова. Творческое наследие М. Н. Мордасовой как представительницы


    Скачать 20.29 Kb.
    НазваниеТворческое наследие М. Н. Мордасовой как представительницы
    АнкорМ.Н.Мордасова
    Дата17.05.2023
    Размер20.29 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМордасова.docx
    ТипДокументы
    #1138019

    Введение

    Творческое наследие М.Н. Мордасовой как представительницы

    регионального (южнорусского) варианта традиционной культуры русских

    позволяет осмыслить один из наиболее сложных периодов драматической

    истории тамбовщины, судьбы тамбовского фольклора. Социокультурный

    портрет Марии Николаевны по данным письменных источников

    (прижизненных публикаций, архива музея Мордасовой в г. Воронеже,

    исследованиям современников) намечен лишь контурно. Единодушно

    отмечается её мастерство как выдающейся, неповторимой исполнительницы частушек. Эпитеты «народная», «фольклорная» певица

    не апеллируют к проблеме её генетического родства локальной певческой

    традиции и местному варианту культуры. Объяснимый интерес, который

    вызывала певица при жизни, стимулировал сохранность локального

    фольклорного опыта, запечатленного на кинопленке, аудиозаписях,

    сделанных во время пребывания певицы на малой родине – в с. Черняном.

    Собранный видео- и аудиоархив позволяет говорить о том, что местная

    культурная традиция всегда была источником творческого вдохновения

    певицы, однако, от «черняновской» фольклорной манеры певица отошла в

    сторону эстетизации устойчивых образов тамбовского фольклора,

    переосмысления выразительных средств языка, исполнительских приемов.

    Реконструкция творческого облика певицы в период ее детства и ранней

    юности, проведенных в д. Нижняя Мазовка, Черняное, и сравнение его с

    образцами творчества Марии Николаевны в более зрелые годы позволяют

    увидеть не только закономерности индивидуального, личностного

    развития певицы, но всего поколения, попавшего под пресс

    технократической, модернистской, урбанистической тенденции.

    Наследие Марии Николаевны гораздо шире, чем принято

    представлять. Помимо таланта частушечницы, ей был присущ талан

    песенницы, рассказчицы, собирательницы и исследовательницы, педагога,

    поэта. Архивные документы (ГАТО), музейные материалы (переписка,

    фотоальбомы), интервью с очевидцами позволяют говорить о Мордасовой

    как воплощенного символа тамбовского и , в целом, русского фольклора.


    1.Девочка из деревни

    Биография Марии Николаевны Мордасовой началась таким образом, что заподозрить в девочке будущую звезду сцены было трудно. Деревенька Нижняя Мазовка (сегодня село Черняное) под Тамбовом, крестьянская семья с 14 детьми – таким было начало. Единственно, Прасковья Прокофьевна, мать семьи Яркиных (такую фамилию получила Мария при рождении) была известна в своих, крестьянских, кругах как отличная частушечница, желанный гость на свадьбах и других празднованиях. Ее звучны голос передался многим из ее детей, но только Марии Николаевне суждено было сделать его знаменитым.

    Мордасова родилась 31 января в 1915 году и в должном возрасте пошла в советскую школу. Там Мария Николаевна стала участницей школьной песенной самодеятельности, но никаких творческих планов у нее в то время не было. Частушки она в то время не только пела, но и сочиняла.

    Марусю Мордасову все её подружки вспоминают как усердную

    труженицу. С детства она была огородницей. Мазовка расположена ниже

    Черняного, ближе к реке, поэтому там всегда вырастала отменная капуста,

    часть которой меняли на картошку, выращиваемую на огородах,

    расположенных на вершинах, буграх. «Из грядки не видно, а я на огороде.

    До ста ведер надо было вылить на капусту», - вспоминает Мария

    Николаевна. Память о крестьянском труде на всю жизнь сохранили её

    руки, которые она стеснялась показывать. Выйдя замуж, Мордасова

    работала на ферме дояркой, была звеньевой, была она и свекловичницей-стахановкой, ударницей, её посылали на слет передовых колхозниц.

    Врожденная любовь к труду нещадно эксплуатировалась, сам по себе труд

    переставал быть наградой. Вспоминает Мария Николаевна: «Только раз

    случилось со мной несчастье – надорвалась я в поле: снопы убирали, время

    было горячее, страдное. С поля прямо в больницу и попала и после уж

    работать на ферме не могла». Никакой обиды она не испытывала. «Во всем

    вини себя, и отвечай за себя сам» – эту мудрость крестьянские дети

    постигали рано.

    В своих первых детских прибасках Маруся славила человека

    труженика, и этот взгляд на жизнь только развился с годами. Она писала о

    целинниках, строителях, ученых, космонавтов, но никогда – о ворах. Она

    просто не понимала крайнюю степень эгоизма в человеке. Иное дело –

    лодыри. «Лодырей высмеивали по-страшному. Кто не хотел работать», -

    вспоминает Мордасова свою юность:

    Стоит лодырь у ворот,

    И никто не разберет:

    Где ворота, а где рот

    2.С песней по жизни

    В краткой биографии певицы можно найти информацию о том, что еще в деревне она вышла замуж, став Марией Николаевной Мордасовой – и эта фамилия осталась с ней до конца жизни. Но семейная жизнь не сложилась, о первом браке артистки ее биографы умалчивают. Не ужившись с супругом, Мария в 1938 году переехала в Воронеж и стала работницей швейной фабрики.

    Несмотря на то, что специального образования Мордасова в свое время не получила, активное участие в творческих коллективах приносило свои плоды. Певица набиралась опыта у старших товарищей, композиторов, музыкантов, поэтов. Важно подчеркнуть, что творческая карьера народной артистки складывалась на основе первичного воспитания. Исполнительница на сцене и зрители в зале были «одной крови».
    Подлинная сценическая карьера Марии Николаевны Мордасовой началась в 1943 году. В Воронеже был сформирован русский народный хор, задачей которого было поднимать настроение бойцам на фронте и жителям освобожденных районов, разоренных войной. Огромный вклад в становление коллектива внесла Мария Мордасова. Записывались старые песни и создавались новые. Добиться всенародного признания выпуская только пластинки и выступая по радио тяжело. Гастрольные туры по фронтам и освобожденным территориям принесли народному хору поистине всеобщую любовь и признание. Говорили, что наступление на некоторых фронтах начиналось с прослушивания частушек в исполнении Мордасовой.

    Степень приобщенности певицы к народному сознанию потрясает.

    Её творчество – бесспорное доказательство того, что частушка – не

    памятный знак на заросшем холмике фольклорного сознания, а

    полнокровный синтез культур, письменной и устной, городской и

    сельской. Частушка для Мордасовой – способ выживания в непростых

    условиях социокультурной среды. Главным стилистическим отличием её

    языка и манеры является народность всех используемых средств

    выразительности. Мордасовская частушка – песня, а песенность, по

    мнению самой певицы, главное отличие хорошего человека. «У всех

    людей песенные души», - говорила она. Вторым качеством её

    исполнительской манеры можно назвать «украшенность». Её частушка

    сродни праздничному народному костюму, она украшена языковыми,

    интонационными, ритмическими, хореографическими элементами. Это прямое продолжение традиций М.Е. Пятницкого, который однажды

    заметил: «Рядили… веками родную песню, как невесту к венцу».


    3.Память потомков

    Люди, которые были близко знакомы с певицей, знали, что она постоянно собирала и сберегала народные песни и мелодии. Во время гастрольных поездок певица Мордасова не только выступала на сцене – она постоянно разъезжала по окрестным деревням, собирая местные частушки – они потом непосредственно шли в концертный репертуар, так и использовались в качестве «сырья» для сочинительства. Считается, что творческое наследие Марии Николаевны составляет около 300 частушек. Одновременно велась запись пластинок.
    На Мордасову буквально сыпались ордена и звания. За свою долгую жизнь она стала народной и заслуженной артисткой РСФСР и СССР, Героем Социалистического труда, кавалером ордена Трудового Красного знамени, почетной гражданкой Воронежа. Ее прекрасно знали в стране, и долгое время прозвище «вторая Мордасова» было высшим знаком отличия для популярной частушечницы из любого колхоза. До 1971 года Мордасова проработала в хоре, затем перешла в Воронежскую филармонию. Только в 70 лет она окончательно перестала выступать – годы взяли свое. Жила она после этого на даче под Воронежем, охотно принимая любых гостей – от специалистов в области музыки и просто поклонников, сумевших раздобыть адресок.
    После Победы, в 1945 году Мария вышла замуж за Ивана Руденко. Муж и жена работали в одном коллективе. Иван виртуозно играл на баяне. Вполне закономерно и своевременно сложился творческий дуэт, который занял свое заслуженное место в истории народного искусства.
    Прежде песня жила в деревне. В моем родном селе Нижняя

    Мазовка пели и молодые и старики, да еще соревновали, кто кого

    перепоет. А рядышком к нашему селу прилепилось богатое село Черняное

    – песенное-перепесенное. Гармонистов одних было не счесть, возле

    каждого дома гармошка играла. На улицу выйдешь (красота какая!) и

    напоешься и напляшешься. Побывала я у земляков: деревня красивая

    стала, дома добротные, наличники резные, живут скучно. Зарылись в своих

    теремах – ни песен, ни гармони не слышно. И ведь так не в одной моей

    деревне. Сытое житье не всегда в радость. Песня – это ведь тоже здоровье

    и нравственное и физическое. Хорошая песня так бывает нужна в трудное

    Эти слова великой русской певицы – ответ на многие вопросы

    времени. Найдется ли у нас другой такой талант, который сумеет

    переплавить в своей душе все оскорбления и унижения, которые

    обрушились на изломе времен на многострадальный русский народ.

    Заключение

    Частушки Марии Николаевны характеризуются большим разнообразием региональных вариантов мелодий, инструментальных наигрышей, исполнительских манер. Ее частушка является отражением окружающей действительности и одним из средств патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения. Фольклорный репертуар «мордасовских» частушек дополняется военной тематикой, что является благодарной исторической памятью нашему народу-освободителю. Активная жизненная позиция Марии Николаевны проявлялась в деятельности Воронежского хора, во фронтовых выступлениях. Свое искусство она несла бойцам Красной Армии и мирному населению, отправляясь с концертами в наиболее отдаленные и труднодоступные точки фронта и тыла, на передовую и в госпитали, за что и была награждена боевыми медалями.

    Песни и частушки Мордасовой, в которых отражалась как боль, так и радость русского народа, воспитывают любовь к жизни в полном ее понимании, заряжают своим задором и энергией, энтузиазмом и радостью, вдохновляют на работу и даже на подвиг, способствуют эмоциональному отражению на события окружающей действительности, духовно наполняют, способствуют гармоничному личностному развитию. Основой ее творчества служили общественно-значимые события и личные заботы простого человека. Она была открыта для общества, активно взаимодействовала с советскими людьми: крестьянами, рабочими, служащими и др. Обращаясь к духовному миру человека, она в лирической и шуточной форме повествовала как о личных переживаниях, так и об освоении целины, о БАМе, освоении космоса и первом полете советского космонавта в его пространство. Мордасова стремилась в частушках показать главное, красоту и величие современников, советских людей, которых она называла тружениками и защитниками Отчизны.


    написать администратору сайта