Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1. Характеристика интеллектуального права Интеллектуальные права и права интеллектуальной собственности

  • Понятие и юридическая природа авторских и смежных прав

  • план и первая глава. У головная ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав


    Скачать 47.57 Kb.
    НазваниеУ головная ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав
    Дата21.05.2023
    Размер47.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаплан и первая глава.docx
    ТипЗакон
    #1148184

    Тема: Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав.
    Оглавление

    Введение

    Глава 1. Характеристика интеллектуального права

      1. Интеллектуальные права и права интеллектуальной собственности

    1.2История развития и формирование уголовного законодательства об ответственности за посягательства, нарушающие авторские, изобретательские и патентные права в России в советский период

    1.3 Понятие и юридическая природа авторских и смежных прав
    Глава 2. Понятие и составы преступлений за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав

    2.1 Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав

    2.2 Уголовная ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав

    2.3 Дифференциация уголовной ответственности лиц, совершивших посягательства на интеллектуальную собственность

    Глава 3. Проблемные вопросы, возникающие при расследовании уголовных дел в сфере интеллектуальных прав и зарубежный опыт в противодействии данных преступлений

    3.1 Проблемные вопросы, возникающие при расследовании уголовных дел в сфере авторских и смежных прав

    3.2 Проблемы определения крупного ущерба при расследовании преступлений в сфере интеллектуальной собственности, предусмотренных ст. 146, 147 УК РФ

    3.3 Зарубежный опыт в противодействии преступлениям, связанных с нарушением авторского права и смежных прав

    Заключение

    Список использованных источников и литературы

    Приложения

    Введение
    Актуальность темы исследования. По многочисленным экспертным оценкам XXI век - будет веком бурного развития интеллектуальной собственности. Прогресс каждого государства, в том числе и России, будет зависеть от того, насколько эффективно оно сможет использовать умственный потенциал своих граждан, интегрируясь в мировую экономику. Возможным это станет только в случае грамотного правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности.

    Одним из институтов, входящих в систему правовых норм о личных и имущественных правах на результаты интеллектуальной деятельности, которые признаются и охраняются законом, является институт авторского права и смежных прав, а также изобретательских и патентных прав.

    Бурное развитие различных технологий, в том числе цифровых, делает объекты интеллектуальных прав доступными для использования без ведома авторов и правообладателей, что в свою очередь порождает совершение значительного количества правонарушений в данной сфере.

    Россия характеризуется высоким уровнем распространения пиратской продукции и является одной из самых неблагополучных стран в области охраны объектов интеллектуальной собственности. Высокие доходы притягивают к индустрии производства объектов авторского и смежных прав организованную преступность. Незаконное производство аудиовизуальной, музыкальной продукции и компьютерных программ приняло в России устойчивый организованный межрегиональный и межгосударственный характер. Действует, помимо легальной, хорошо отлаженная криминальная отрасль, где занято большое количество людей, созданы сотни подпольных цехов, организованы поставки сырья и материалов, сбыт готовой продукции.

    Незаконный бизнес, связанный с извлечением доходов от нелегальной эксплуатации чужой интеллектуальной собственности, порождает такие опасные проявления как незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, обман потребителей и др.

    Правоохранительные органы, общественные организации, сами авторы и правообладатели предпринимают определенные меры по противодействию интеллектуальному пиратству, однако их результаты не соответствуют сложившейся обстановке в данной сфере.

    Катастрофическое положение в области защиты объектов интеллектуальной собственности создало реальную угрозу для дальнейшего развития этой деятельности, предопределило наступление отрицательных внешнеполитических и внешнеэкономических последствий для страны, включая возможность применения к России жестких экономических санкций, а также отсрочку принятия ее в члены Всемирной торговой организации (ВТО).

    Эти обстоятельства требуют вмешательства правоохранительных органов для пресечения несанкционированного доступа к указанным объектам, а быстрое и эффективное воздействие на нарушителей прав интеллектуальной собственности возможно только в случае принятия действенных законов, в том числе уголовно-правовых, что в свою очередь возможно при основательном научном обеспечении. Теоретических разработок данной проблемы немного.

    Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненной актуальности противодействия интеллектуальному пиратству в сфере защиты авторских и смежных прав, что обусловило выбор темы выпускной квалификационной работы и основные направления исследования.

    Степень разработанности темы исследования. Вопросы правового регулирования отношений в области права интеллектуальной собственности рассматривались в работах многих ведущих ученых и специалистов. Среди авторов, труды которых посвящены затронутой проблеме, необходимо назвать А.И.Ваксберга, Г.В.Виталиева, Э.П.Гаврилова, В.А.Дозорцева, Б.В.Здравомыслова, В.Я.Ионаса, В.О.Калятина, Я.А.Канторовича, В.И.Корецкого, М.Н.Кузнецова и другие.

    Однако глубокого анализа и детальной разработки проблемы уголовной ответственности за нарушение авторского права и смежных прав не проводилось, тем более после изменения редакции ст. 146 УК РФ.

    Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности по созданию и использованию объектов авторского права и смежных прав, а также изобретательских и патентных прав.

    Предметом исследования избраны нормы права (гражданского, уголовного и др.), устанавливающие ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав.

    Цели настоящей работы – комплексное изучение авторских, смежных, изобретательских прав, а также уголовная ответственность за их нарушение, и проблемы расследования уголовных дел в сфере интеллектуальных прав.

    На основании поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    1. Рассмотреть интеллектуальные права и права интеллектуальной собственности;

    2. Раскрыть понятие и юридическая природа авторских и смежных прав

    1. Проанализировать историю развития и формирование уголовного законодательства об ответственности за посягательства, нарушающие авторские, изобретательские и патентные права в России в советский период;

    2. Охарактеризовать уголовную ответственность за нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав;

    3. Выявить проблемные вопросы, возникающие при расследовании уголовных дел в сфере авторских и смежных прав;

    Методология и методика исследования. Методологической основой исследования является система философских знаний, определяющая основные требования к научным теориям, к сущности, структуре и сфере применения различных методик познания. Для достижения целей настоящей работы использовались общенаучные методы познания: метод структурно-генетического анализа, при котором в сложных явлениях (незаконного использования авторского и смежных прав) выявлялись наиболее важные сущностные элементы, оказывающие влияние на остальные стороны исследуемого объекта (преследуемые цели, способы поведения и др.); методы анализа и синтеза составных частей, отдельных признаков и понятий (в частности, для уяснения сущности комплексных понятий «контрафактность», «лицензионность», «правообладатель» и др.); иные общенаучные методы, в т.ч. метод моделирования, логический метод, метод формализации и др.

    В ходе исследования применялись также специальные методы правовых исследований: сравнительного правоведения (при изучении зарубежного уголовного законодательства); метод анализа уголовной статистики; конкретно-социологический метод (в виде экспертных оценок); системный метод и др.

    Теоретическая значимость исследования: сформулированные в работе дефиниции новых для уголовного закона терминов, определения элементов и признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 146, 147 УК РФ, могут быть использованы для развития теоретических положений уголовного права.

    Практическая значимость исследования. Сформулированные в выпускной квалификационной работе положения могут использоваться в практической и законотворческой деятельности, применимы в целях изучения курса уголовного права.

    Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами, и состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

    Глава 1. Характеристика интеллектуального права


      1. Интеллектуальные права и права интеллектуальной собственности



    Всемирная декларация по интеллектуальной собственности1 довольно четко определяет и разграничивает термины «интеллектуальная собственность» и «интеллектуальные права». При этом надо отметить, что здесь «интеллектуальные права» именуются «правами интеллектуальной собственности», которые являются синонимичными терминами.

    В российском законодательстве не дается определение понятия «интеллектуальные права», однако исходя из смысла статьи 1226 Гражданского кодекса РФ, под интеллектуальными правами следует понимать совокупность прав, которыми обладают лицо или лица (авторы или иные правообладатели) на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации2.

    Право интеллектуальной собственности представляет собой совокупность правовых норм и институтов права, которые регулируют отношения в области возникновения, использования и защиты объектов интеллектуальной собственности. Основанием выделения исключительного права в системе интеллектуальных прав в отдельную группу служит его имущественная природа. Статья 1225 Гражданского кодекса РФ определяет интеллектуальную собственность как совершенно четкий и определенный перечень результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана. Так, согласно ГК РФ интеллектуальной собственностью являются: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения. О правах на перечисленные объекты говорится в ст. 1226 Гражданского кодекса РФ: «на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, включающие исключительное право, которое является имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие)».

    Таким образом, очевидно, что законодатель разделяет понятия «интеллектуальная собственность» и «интеллектуальные права». Поэтому «интеллектуальная собственность» есть не что иное, как сами так называемые особые объекты, то есть поименованные в законе результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, которые в силу своих особых характеристик и сущности требуют особого правового оформления1.

    «Интеллектуальные права» - это права на эти самые объекты творческой деятельности, а также на объекты, не признаваемые творческими2 служащие обозначениями, различающими товары, услуги, предприятия, организации и другие объекты в сфере хозяйственного оборота, которые признаются законодателем охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности. То есть на каждый такой объект признает то или иное интеллектуальное право.

    Всемирная декларация по интеллектуальной собственности довольно четко определяет и разграничивает термины «интеллектуальная собственность» и «интеллектуальные права». При этом надо отметить, что в этом документе «интеллектуальные права» именуются «правами интеллектуальной собственности», которые являются синонимичными терминами.

    Термин «интеллектуальные права» был введен в отечественное законодательство сравнительно недавно – с принятием части четвертой ГК РФ, но по смыслу, очевидно, что речь в обоих случаях идет именно о правах на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, а раз в соответствии с российским законом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации есть интеллектуальная собственность, то верным будет также термин «права на интеллектуальную собственность» или «права интеллектуальной собственности»1.

    Таким образом, понятия «интеллектуальные права» и «права интеллектуальной собственности» являются синонимами и под ними понимаются права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
    1.2 История развития и формирование уголовного законодательства об ответственности за нарушения авторских, изобретательских и патентных прав в России в советский период
    Современная защита авторских, смежных, патентных и изобретательских прав основана на системе привилегий, введенной еще в период Средневековья. В России привилегии на результаты творческого труда распространились в эпоху Петра I, в период становления российской промышленности.

    Начиная с 1755 г. слово «привилегия» постепенно стало заменяться на термин «исключительное право»2, а в Законе о привилегиях 1896 г. появилось словосочетание «патент на привилегию». Основы патентного права Российской Империи заложил Закон «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах», принятый в виде манифеста 17 июня 1812 г. С этого момента владельцу привилегии предоставлялось исключительное право использовать изобретение самому в течение указанного в привилегии срока. Попытка сформировать механизм защиты авторских прав была связана с принятием в 1828 г. Цензурного устава. В силу исключительности своих прав авторы получили возможность защиты своих прав, не опираясь на свои привилегии.

    Развитие творческого процесса, создание произведений литературы и искусства предполагают предоставление правовой охраны авторам и изобретателям по отношению к плодам их труда не только гражданско-правовыми мерами, но и уголовно-правовыми способами воздействия на нарушителей этих прав. Принятое в 1845 г. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных заключало в себе нормы, охраняющие и права изобретателя, и права авторов литературных, музыкальных и художественных произведений.

    Дальнейшее развитие они получили в Уголовном уложении 1903 г., ст.ст. 620, 621 и 622 которого в целом были лишь редакцией норм предшествующих. Определяющий изобретательские права патентный закон царской России «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования» был принят в 1896 г. и действовал до 1917 г. Закон распространял свое действие на изобретения и усовершенствования в промышленности, содержал четкие признаки изобретения, вводил проверочную экспертизу прошений на привилегии. Положение устанавливало ежегодные, а не единовременные патентные пошлины и обязательность публикаций о выдаче охранительного свидетельства.

    Таким образом, к началу XX в. в России достаточно подробно регламентировались отношения по поводу авторских и изобретательских прав, существовала уголовно-правовая норма, призванная самым эффективным образом защитить права авторов и изобретателей в целях обеспечения свободы творческой деятельности, уважения к ней всех членов общества и стимулирования ее развития.

    Революция 1917 г., изменив страну, полностью отменила прежнее законодательство об авторских и изобретательских правах. Декретом «Положение об изобретениях» от 30 июня 1919 г. отменялись все законы и положения о привилегиях на изобретения, изданные до его опубликования. Здесь же устанавливалось правило, по которому лица, виновные в нарушении порядка патентования особо секретных изобретений, их передаче третьим лицам или разглашении, подлежат преследованию по закону.

    В советское время уголовно-правовая охрана прав автора и изобретателя была установлена первыми уголовными кодексами. УК РСФСР 1922 г. в ст. 198 предусматривал ответственность за самовольное пользование в корыстных целях чужим изобретением или привилегией, зарегистрированными в установленном порядке, которое каралось принудительными работами на срок до одного года или штрафом в тройном размере в зависимости от извлеченной от самовольного пользования выгоды.

    Данный состав был в разделе «Имущественные преступления», и его можно рассматривать, как попытку защитить авторские права изобретателя, но фактически законодатель распространил уголовно-правовую охрану только на имущественные права автора и изобретателя. При этом не учитывалось, что комплекс прав, возникающих у авторов и изобретателей по отношению к результату своего интеллектуального творчества, включает и нематериальную составляющую, которую необходимо также охранять уголовно- правовыми средствами. Специалистами предлагалось слова «в корыстных целях» опустить, так как главной целью в данных случаях может быть и не нажива, а приобретение известности или лишение ее изобретателя1.

    Самовольное пользование наказуемо, только если оно относилось к чужому изобретению или чужой привилегии, поэтому сюда не включалось самовольное издание чужого произведения – романа или научного труда2.

    Таким образом, нормы об уголовной ответственности за нарушение неимущественных прав авторов и изобретателей в рассматриваемый период отсутствовали.

    Следующим этапом защиты авторских и изобретательских прав стало принятие УК РСФСР 1926 г., который в ст. 177 устанавливал, что самовольное пользование изобретением с нарушением правил, установленных в законах о патентах на изобретение, а также самовольное использование литературных, музыкальных и иных художественных и научных произведений с нарушением закона об авторском праве наказывается – принудительными работами на срок до трех месяцев или штрафом до одной тысячи рублей.

    Основанием для изменения диспозиции ст. 177 УК РСФСР 1926 г. стало принятие в 1931 г. Положения об изобретениях и технических усовершенствованиях, которое содержало специальные нормы об ответственности за нарушение прав. Диспозиция ст. 177 в новой редакции излагалась следующим образом: «Оглашение изобретения до заявки без согласия изобретателя, а равно самовольное использование литературных, музыкальных и иных художественных и научных произведений с нарушением закона об авторском праве». Из ее содержания следует, что по прямому указанию закона карается оглашение виновным лицом чужого изобретения до его заявки автором помимо его согласия. Объектом рассматриваемого преступления было право на изобретение, зарегистрированное в установленном законом порядке, т.е. оформленное посредством получения авторского свидетельства или патента. Предметом посягательства при нарушении авторских прав могли быть любые произведения литературы, науки или искусства, выпущенные или находящиеся на территории РСФСР, независимо от гражданства их автора, способа и формы воспроизведения. Объективная сторона рассматриваемого преступления определялась законом в общей форме как оглашение изобретения до заявки без согласия изобретателя.

    Полагаем, что законодатель имел в виду охрану прав изобретателя в самом широком смысле слова. Очевидно, что объективная сторона рассматриваемого состава образовывалась не только путем оглашения изобретения помимо воли изобретателя и до заявки, но и путем самовольного пользования чужим изобретением. Подобное раскрытие объективных свойств рассматриваемого преступления содержалось в Положении об изобретениях и технических усовершенствованиях.

    Так, формами посягательства являлись: а) присвоение чужого авторства; б) разглашение сущности изобретения до его заявки; в) разглашение сведений об изобретениях, признанных секретными; г) неправомерное использование изобретения, право осуществления, которого принадлежит государству. Однако не все они образовывали объективную сторону ст. 177 УК РСФСР. Состав преступления считался оконченным с момента, когда сущность изобретения стала достоянием других лиц.

    Субъективная сторона преступлений, посягающих на авторские и изобретательские права, могла быть выражена только в умышленной форме вины, в качестве мотивов могли выступать корысть и иные низменные побуждения.

    Необходимо уточнить, что уголовному преследованию подлежали лишь случаи злостного использования чужого произведения без уведомления автора, умышленного видоизменения чужого произведения. Все остальные случаи нарушения авторских и изобретательских прав, при отсутствии в действиях виновного иного состава преступления, подлежали рассмотрению в гражданском порядке.

    Субъектом рассматриваемого преступления могло являться как лицо частное, так и должностное, причем последнее, посягающее из личной заинтересованности на авторские или изобретательские права с использованием своего служебного положения, в случае причинения существенного вреда государственным, общественным либо личным интересам должно было отвечать еще и за должностное преступление. Исключение из рассматриваемой нормы ответственности за самовольное пользование изобретением с нарушением правил, установленных в законах о патентах на изобретения, привело к отсутствию в уголовном законе нормы, защищающей авторов и изобретателей от таких преступлений, как присвоение и самовольное пользование чужим продуктом интеллектуального труда. Однако ст. 9 Положения об изобретениях указывала, что «привлекается к уголовной ответственности тот, кто в заявке заведомо неправильно укажет автора изобретения». Это не что иное, как подлог в авторстве, который не был урегулирован уголовным законодательством того времени.

    Положение об изобретениях и технических усовершенствованиях, принятое в 1941 г., указывало на такое явление, как присвоение чужого авторства на изобретения (ст. 12), но и это не послужило основанием для принятия новой редакции ст. 177 УК РСФСР, и она просуществовала без изменений с 1931 по 1960 г. Рассмотренная норма не подвергалась детальному изучению специалистами в связи с отсутствием возможности подкрепить теорию материалами судебной практики. Встречались лишь дела о преступлениях, состоящих в преступной волоките с изобретениями и произведениями, и так называемом принудительном соавторстве, о бюрократическом отношении к авторам и изобретателям1.

    Статья 141 УК РСФСР 1960 г. «Нарушение авторских и изобретательских прав» находилась в главе «Преступления против политических и трудовых прав граждан». В ранее действовавших уголовных кодексах эта норма была помещена в главы, посвященные имущественным преступлениям. Статья 141 УК РСФСР преступными деяниями признавала: выпуск под своим именем чужого научного, литературного, музыкального или художественного произведения, изобретения, рационализаторское предложение; присвоение авторства, выражающееся в предъявлении для опубликования чужого произведения анонимно или под псевдонимом либо предъявлении к опубликованию под своим именем произведения, содержащего заимствования значительных частей или основных положений других авторов без указания источников; незаконное воспроизведение или распространение чужого произведения с указанием имени автора, но без его согласия, либо с согласия автора, но с искажением произведения; принуждение к соавторству, осуществляемое путем использования служебного положения, насилия или угроз насилием либо шантажа; оглашение изобретения до заявки без согласия изобретателя, т.е. сообщение о сущности произведения другим лицам до заявки изобретения в установленном порядке.

    Отметим, что объектом рассматриваемого преступления признавались личные права и интересы авторов и изобретателей1, возникающие в связи и по поводу создания, выпуска и использования произведений науки литературы и искусства, а также создания и использования изобретений и рационализаторских предложений. Таким образом, в УК РСФСР 1960 г. законодатель подчеркнул приоритет нематериальных прав автора.

    Таким образом, длительное время в уголовном праве объектом уголовно-правовой охраны являлись лишь права авторов и изобретателей, возникающие в связи с созданием и последующим использованием произведений науки, искусства, изобретений и рационализаторских предложений. Создание нового правового института смежных прав стало естественным развитием ситуации, складывающейся в области охраны прав создателей радио- и телепередач, исполнителей музыкальных произведений. Изменения гражданского законодательства породили изменения уголовного законодательства. Впервые в России смежные права стали охраняться уголовно-правовыми методами с введением в действие УК РФ 1996 г. Это является характерной чертой уже нового современного этапа развития и совершенствования уголовной ответственности за посягательства, нарушающие авторские, смежные, изобретательские и патентные права в современной России.


      1. Понятие и юридическая природа авторских и смежных прав


    Авторское право – продукт позднейшего времени, оно не имеет глубоких корней и ведет свое происхождение от новых условий общественной жизни и культуры. Становление и развитие авторского права в России прошло достаточно тяжелый и нестабильный путь из-за своей местами неопределённой и неоднозначной юридической природы.

    Авторское право – часть гражданского права, охраняющая права авторов интеллектуальных произведений. Эти права признаны в большинстве стран мира. Тот факт, что авторское право признается и уважается, мотивирует творческую активность и инициативность людей, а также обеспечивают доступ к произведениям для максимального количества людей во всем мире.

    Авторское право – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные права и обязанности, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Авторское право распространяется на литературные, музыкальные и художественные произведения в широком смысле слова и возникает вместе с самим произведением в силу самого факта его создания. В странах англо-американской правовой семьи авторское право именуется термином «copyright» (право на копию), касаемо использования работы путем ее воспроизведения1.

    В странах же континентальной правовой семьи существует термин «droit d’auteur», который обозначает сохранение юридической привилегии за автором. Данные «привилегии» достаточно двояки: с одной стороны – носят характер личных неимущественных прав, а с другой − имущественных.

    Также в странах континентальной семьи используются такие понятия как «литературная собственность» и «художественная собственность», подразумевающие конкретные объекты реализации и охраны авторского права. Авторское право как совокупность правовых норм имеет свои принципы / признаки: принцип свободы творчества; принцип сочетания личных интересов автора с интересами общества; принцип неотчуждаемости личных неимущественных прав автора; принцип свободы авторского договора; территориальный и / или национальный характер; двойственный характер; ограниченность во времени сроков правовой охраны; авторское право возникает в силу факта создания произведения; охрана авторским правом объективной формы произведения; невозможность существования двух или более авторских прав на одно произведение. Как совокупность правовых норм авторское право представляет собой одну из частей гражданского права.

    В соответствии с этим на правоотношения, возникающие в сфере авторского права, распространяются положения общей части гражданского права, обязательственное право (регулирование прав и обязанностей сторон при заключении договоров в данной сфере правоотношений)2.

    В соответствии с действующим законодательством использование охраняемых авторским правом произведений, как в Российской Федерации, так и за ее пределами, должно осуществляться только с согласия автора или правопреемников за исключением случаев, указанных в законодательстве. Подобное согласие дается в форме договора, сторонами которого являются – автор и организация, которая хочет использовать созданное первым произведение. При заключении договоров такого рода имеет место уступка некоторого объема прав автора иному лицу или организации. По истечению срока договора все права возвращаются к автору. Авторскому праву свойственен ряд черт, которые на протяжении всего развития усложняли понимание его юридической природы. Этот вопрос порождал множество дискуссий среди ученых, которые делали абсолютно противоположные заключения.

    Начало эта неоднозначность берет еще со времен «Статута королевы Анны» 1710 года, по которому исключительные права книгоиздателей и книгопечатников выпускать и продавать книги вытекали из привилегий. В этом же законе впервые признавалось за автором такое право, как право собственности на свое произведение. До сих пор достаточно трудно определить природу авторского права, так как мнения законодателя и ученых сильно отличаются.

    Именно поэтому лучше всего рассмотреть теоретические концепции относительно данного вопроса, пришедшие к нам из более раннего времени, так как споры нынешние соответствуют прошлым разногласиям. Существует несколько основных теорий понимания юридической природы авторского права: теория права собственности; теория нематериальных ценностей; теория личных прав; теория лично-имущественного права; теория интеллектуальных прав. Теория права собственности.

    Преамбула закона штата Массачусетс 17 марта 1789 года гласит следующее: «Нет иной собственности, принадлежащей человеку в большей мере, чем та, что является результатом его умственного труда». «Наиболее священная, самая личная собственность из всех видов собственности», − так говорил Ле Шапелье об авторском праве в своем докладе, который предшествовал принятию декретов от 13 и 19 января 1791 года, в соответствии с которыми Учредительное собрание Французской революции объявило священным право автора на публичное представление своих произведений.

    Два данных выше высказывания отражают суть данной теории – авторское право абсолютная собственность автора. Признание права собственности автора на созданное им произведение, которые было бы равноценным праву собственности на материальные ценности, было предложено для удовлетворения справедливости и направлено на охрану и защиту прав автора. Теория нематериальных ценностей. Автор данной теории – Джозеф Кёллер. Он писал, что право собственности в классическом понимании по своей природе применимо только к материальным ценностям, а исключительное право имеет абсолютно иную природу. Автор рассматривает авторские права как нематериальную ценность, хоть и это право имеет экономическую подоплеку в будущем. Именно поэтому, по мнению Кёллера, необходимо было введение новой категории – прав на нематериальные ценности. Теория нематериальных ценностей относится к дуалистическим, а вот монистический характер все-таки присущ теории личных прав.

    Теория личных прав по своей сути схожа с доводами известного философа Иммануила Канта, который считал, что авторское право – личное право, а произведение – обращение автора к публике через издателей. Кант считал, что приобрести право собственности, купив книгу – можно, но купить право автора на обращение к обществу – нельзя. Основоположником данной теории является Отто фон Гирке. По его мнению, авторское право – индивидуальное произведение, представляющее собой проявление личности автора, отражение его сознания, которое индивидуализируется посредством его творчества. Согласно данной школе, хоть историческое развитие авторского права берет начало от имущественного права, но, тем не менее, все права автора, предусмотренные законом, являются следствием первоначального права автора сохранить свое произведение в тайне или, же обнародовать его, то есть из его личных прав, его волеизъявления в данном вопросе.

    Теорию лично-имущественного права немецкие авторы считают промежуточной. Данная теория появилась в Германии и раскрывала природу авторского права следующим образом: авторское право имеет особенный характер, так как является полностью зависящим от личности, но содержит и нормы имущественного характера.

    Таким образом, считалось, что данная теория отражает всецело, двусторонне право автора, состоящее из названных неразрывных компонентов. Так, некоторые сторонники личного права, например, Э. Пиола Казелли, со временем стал сторонником данной теории, посчитав ее более актуальной и правдоподобной. Теория интеллектуальных прав. Впервые теория интеллектуальных прав была сформирована в Бельгии юристом Е. Пикаром. Главная мысль этой теории: классическое разделение прав на 3 вида является недостаточным и требует нововведений в связи с требованием времени. Е. Пикар создал общую классификацию юридических прав, по которой авторское право (вместе с изобретениями, промышленными чертежами, полезными моделями и товарными знаками) относится к новой абсолютно самостоятельной категории – интеллектуальные права. Основу этой классификации составляет предмет права, то есть произведение. Некоторыми чертами данная теория похожа на теорию Кёллера, по которой тоже предлагалось создать новую категорию прав. Но Е. Пикар считал, что в интеллектуальные права входят 2 аспекта: личные неимущественные права и экономический элемент, чего Кёллер не допускал1.

    Рассмотренные теории имеют место быть, аргументы достаточно своеобразны и основаны на разных фактах, но современные тенденции развития законодательства во всех сферах дают нам новую пищу для размышления, почву для новых подходов, предлагаемых более современными авторами (например, в работах В.А. Дозорцева1).

    Анализируя вышеперечисленные и описанные теории можно сделать вывод: природа авторского права изначально была достаточно спорной, неопределенной, порождающей споры. Многие ученые и по сей день выдвигают разные предположения, мысли и теории для определения природы авторского права. Но одно можно сказать точно: авторское право – абсолютно самостоятельная и уникальная сфера, которая не похожа, ни на одну другую, несмотря на некоторые схожие критерии. Развивается авторское право очень стремительно, и нет гарантий, что «завтра» законодатель не определит иные основания для идентификации правовой природы авторского права.



    1 Всемирная декларация по интеллектуальной собственности (Принята 26.06.2000. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=INT&n=12300#0 (дата обращения: 21.11.2016).

    2 Зенин И.А. Субъекты и объекты интеллектуальных прав // Право интеллектуальной собственности. – 2012. – № 4. – С. 3.

    1 Жарова А.К. Правовая защита интеллектуальной собственности / Под общей ред. С.В. Мальцевой. – М.: Юрайт, 2014. – С.89.

    2 Тимофеева Р.И. Электронное практическое пособие «Гражданское право: правовое регулирование интеллектуальной собственности// Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. – 2016. – №8. – С.45.

    1 Серебрякова Д. Соотношение понятий «интеллектуальная собственность» и «интеллектуальные права» по российскому законодательству // ИС. Авторское право и смежные права. – 2016. – № 4. – С. 7.

    2 Сенатский Указ от 21 марта 1755 г. «О предоставлении Английскому фабриканту М. Ботлеру на 10 лет исключительного права делать в России шпалеры» // Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Т. 14. - Ст. 10376. - С. 334–335.

    1 Познышев С.В. Очерк основных начал науки уголовного права. Особенная часть. М., 1923. - С. 73.

    2 Немировский Э.Я. Советское уголовное право. Части Общая и Особенная. Одесса, 1924. - С. 287.

    1 Здравомыслов Б.В. Уголовно-правовая охрана прав автора и изобретателя в СССР. М., 1957. - С. 6.

    1 Загородников Н.И. Советское уголовное право: Учебник. М.: Юридическая литература, 1976. - С. 387.

    1 Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. СПб.: Право, 1912. – С.37.

    2 Близнец И.А. Авторское право и смежные права: учебник. М.: Проспект, 2015. – С.140.

    1 Липцик Д. Авторское право и смежные права = Droit d'auteur et droit voisins. Пер. с фр.; Предисл. М.А. Федотова. М.: Ладомир; Изд-во ЮНЕСКО, 2012. – С.20-21.

    1 Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: сборник статей. М.: Статут, 2013. – С.408.


    написать администратору сайта