Главная страница
Навигация по странице:

  • ФИЛИАЛ: Смоленский Кафедра: Уголовно-правовых дисциплин Лущик Кристина Александровна КУРСОВАЯ РАБОТА

  • ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1

  • ГЛАВА 2.

  • Глава 1. Уголовно-правовая характеристика нарушения авторских и смежных прав.

  • 1.1 Объекты авторского права и объекты смежных прав.

  • 1.2 Субъективная сторона нарушений авторских и смежных прав.

  • ГЛАВА 2. Проблема защиты авторских прав.

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав


    Скачать 39.39 Kb.
    НазваниеУголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав
    Дата26.02.2019
    Размер39.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKR_Ugolovnaya_otvetsvennost_za_narushnie_avtorskikh_i_smezhnykh_.docx
    ТипКурсовая
    #68856

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



    ФИЛИАЛ: Смоленский

    Кафедра: Уголовно-правовых дисциплин

    Лущик Кристина Александровна

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    На тему: «Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав»

    Руководитель: _______________/д-р юрид. наук, доц., Лопатина Т.М./

    (подпись)

    Студент (ка): ______________________________ ___/Лущик К.А./ (подпись)
    Дата представления в учебный отдел факультета (филиала)
    Итоговая оценка_____________________________ /________________/

    (подпись)
    Смоленск – 2018 г.

    ВВЕДЕНИЕ

    ГЛАВА 1. Уголовно – правовая характеристика нарушения авторских и смежных прав.

    1.1 Объекты авторского права и объекты смежных прав.

    1.2 Субъективная сторона нарушений авторских и смежных прав.

    ГЛАВА 2. Проблема защиты авторских прав

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Вопросы, связанные с охраной авторских и смежных прав, сегодня продолжают оставаться актуальными. Всем известно, что в России пиратство распространено повсеместно и купить, оригинальную продукцию гораздо сложнее, чем контрафактную.

    По данным правоохранительных и контролирующих органов, доля контрафактной продукции на потребительском рынке продолжает увеличиваться. Активный рост количества контрафакта обеспечивают, прежде всего сами потребители, создающие спрос на контрафактную продукцию. Основная масса российских потребителей располагает небольшими финансовыми средствами, которые не позволяют им покупать оригинальные товары. Кроме того, качество пиратской продукции зачастую ненамного хуже оригинала, так, если нет разницы, зачем платить больше?

    В понимании обычного российского потребителя пиратская продукция ассоциируется прежде всего с аудио- и видеопродукцией. Однако сейчас пиратскую продукцию можно встретить во всех сферах потребительского рынка (от детских игрушек до автомобилей). Особую тревогу продолжает вызывать проблема фальсификации лекарственных средств.

    Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции не только вредят здоровью и угрожают жизни потребителей, но и представляют серьезную угрозу экономической безопасности России.

    Все вышесказанное свидетельствует о необходимости применения самой жесткой из всех возможных мер, предусмотренных законодательством, за нарушения авторских и смежных прав -уголовной ответственности.

    Глава 1. Уголовно-правовая характеристика нарушения авторских и смежных прав.

    Нарушение авторских и смежных прав - посягательство на провозглашенную Конституцией (ч. 1 ст. 44) охрану интеллектуальной собственности. Под интеллектуальной собственностью принято понимать результаты творческой деятельности человека в любой области. Отношения, возникающие в связи с созданием, распространением и использованием объектов интеллектуальной собственности, регулируются гражданским законодательством (ГК, прежде всего четвертой частью).

    Ответственность за нарушение авторских и смежных прав наступает, как правило, в гражданском порядке либо по ч. 1 ст. 7.12 КоАП

    Уголовная ответственность наступает лишь в случаях, предусмотренных ст.146 УК РФ. Данное преступление лишает граждан морального удовлетворения и материальной заинтересованности в создании произведений науки, литературы и искусства.1

    Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, - наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

    Непосредственным объектом преступного посягательства являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на свободу научного, литературного и художественного творчества.

    Факультативным объектом могут быть честь, достоинство и деловая репутация автора и иного правообладателя.

    Предметом посягательства являются объекты авторского права и объекты смежных прав.

    1.1 Объекты авторского права и объекты смежных прав.

    К объектам авторского права относятся как обнародованные, так и необнародованные произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. 2Таковыми являются:

    - литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

    - драматические и музыкально-драматические произведения,

    - сценарные произведения;

    - хореографические произведения и пантомимы;

    - музыкальные произведения с текстом или без текста;

    - аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

    - произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

    - произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

    - произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

    - фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

    - географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

    К объектам авторского права также относятся производные произведения (переводы, обработки, аннотации, сборники и др.) и сборники (энциклопедии, базы данных и др.).

    Не являются объектами авторского права: официальные документы; государственные символы и знаки; произведения народного творчества; сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер; идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

    К объектам смежных прав относятся фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного или кабельного вещания.

    Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 1статьи 146 УК РФ, выражается в присвоении авторства (плагиате), если это деяние причинило крупный ущерб.

    Под присвоением авторства понимается обнародование либо использование под своим именем или своим псевдонимом чужого произведения целиком или в части. Присвоение авторства будет как в случае, если чужое произведение еще не обнародовано самим автором, так и в случае, если оно обнародовано под подлинным именем автора, его псевдонимом либо анонимно.

    Обязательным признаком объективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 146 УК РФ, являются последствия в виде крупного ущерба. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей. При признании причиненного ущерба крупным суд учитывает размер причиненного ущерба, личность виновного, материальное положение виновного и потерпевшего, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, и иные фактические обстоятельства.3

    Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав наступает при условии, если вредные последствия в виде крупного ущерба находились в причинной связи с незаконным использованием объектов авторского права или смежных прав, а равно с присвоением авторства.

    Состав преступления, предусмотренного ч. 1 статьи 146 УК РФ, по конструкции материальный, считается оконченным в момент причинения крупного ущерба автору или иному правообладателю.

    1.2 Субъективная сторона нарушений авторских и смежных прав.

    Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 статьи 146 УК РФ, характеризуется умышленной формой вины в виде прямого или косвенного умысла. В случае прямого умысла виновный осознает, что он присваивает авторство и предвидит возможность причинения крупного ущерба, и желает наступления этих последствий, а в случае косвенного - виновный не желает этих последствий, но сознательно допускает их наступление или относится к ним безразлично. Мотив и цель не являются обязательными признаками субъективной стороны. Мотивами могут быть тщеславие, корысть, зависть, ненависть и т. д.

    Субъектом данного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. При этом не имеет значения, каким образом объект авторских и смежных прав стал доступным для виновного (случайно нашел, украл и т.д.).4

    Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Примером, подтверждающим вышесказанное, может служить произошедший в конце 2016 года конфликт между российским певцом Филипом Киркоровым и французским музыкантом Дидье Маруани ввиду обвинения последним короля российской эстрады в неправомерном заимствовании музыки и слов в песне “Жестокая любовь” из своей композиции “Symphonic Space Dream”. Изначально Киркоров согласился выплатить истцу материальную компенсацию в размере 75,34 миллионов рублей, но адвокат обвиняемого категорически отрицал предъявленные требования к исполнителю песни, предъявив Московскому городскому суду черновики композиции в качестве доказательств. Впоследствии и сам Филипп Киркоров стал отрицать наличие плагиата ввиду того, что песня была написана композитором Олегом Попковым в 2000 году, в то время как “Symphonic Space Dream” на три года позже, когда “Жестокая любовь” уже была зарегистрирована в Российском авторском обществе и обратился в правоохранительные органы с требованиями возместить ему ущерб с обвинениями в клевете и вымогательстве. В ответ на данные действия Д. Маруани собирался привлечь Ф. Киркорова по статье 306 УК РФ за ложный донос и плагиат, по итогам чего была проведена экспертиза, установившая около 75% заимствований в “Жестокой любви”. В результате Московский городской суд отказал Ф. Киркорову в возбуждении уголовного дела о вымогательстве в отношении Д. Маруани и по причине подписания сторонами мирового соглашения о выплате российским певцом обещанной суммы.5

    Под незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав понимается их использование: без заключения с автором или иным правообладателем авторского договора в установленной форме; по окончании срока действия авторского договора; с нарушением условий авторского договора, в том числе использование произведений не указанным в договоре способом; использование произведений на территории, не указанной в договоре; использование произведения в количестве, превышающем обусловленное в договоре .

    Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав Закон об авторском праве и смежных правах.

    Приобретение - совершение любых действий, в результате которых виновный становится владельцем (фактическим обладателем) контрафактных экземпляров произведения и фонограммы (покупка, мена, получение в дар).

    Хранение - содержание контрафактных экземпляров произведения и фонограммы в помещениях, на складах и в иных местах, обеспечивающих их сохранность.

    Перевозка - действия по перемещению контрафактных экземпляров произведения и фонограммы в пространстве из одного места в другое с использованием любого транспортного средства.

    Состав преступления, предусмотренный ч. 2 статьи 146 УК РФ, по конструкции формальный, считается оконченным в момент совершения указанных действий в крупном размере.

    Хранение либо перевозка контрафактных экземпляров произведения и фонограммы в крупном размере является длящимся преступлением.

    Крупным размером, в соответствии с примечанием к статье 146 УК РФ, признается стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость права на использование объектов авторского права и смежных прав, превышающая сто тысяч рублей.

    Стоимость контрафактных экземпляров произведения и фонограммы определяется судом на основе сложившихся в данной местности среднерыночных цен на аналогичные произведения и фонограммы. Под стоимостью права на использование объектов авторского права и смежных прав понимается цена, по которой автор и иной правообладатель передает свои имущественные права на них по авторскому договору.

    Повышенную общественную опасность деяния, описанные в ч. 3 ст. 146 УК, приобретают в случаях их совершения:

    1) группой лиц по предварительному сговору (группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений) или организованной группой (устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений);

    2) в особо крупном размере (деяния признаются совершенными в особо крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают один миллион рублей);

    3) лицом с использованием своего служебного положения (лицо для облегчения совершения преступления использует полномочия и привилегии, предоставленные по службе, в том числе на основе трудового договора или контракта).6

    Указанные признаки являются квалифицирующими для рассматриваемых составов.

    ГЛАВА 2. Проблема защиты авторских прав.

    Главным составляющим нематериального имущества является интеллектуальная собственность, включающая в себя такие охраняемые объекты, как авторское и смежное право, товарные знаки, изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения.

    Интернет – вредное и одновременно полезное явление, которое прочно обосновалось в нашей жизни. Пользователи глобальной сети уже давно разделились на два лагеря: одни ищут сведения, развлечения и услуги, другие эти сведения, развлечения и услуги предоставляют. Что касается норм, которые регулировали бы все процессы в Интернете, – их сегодня просто не существует.

    Вследствие чего нарушения авторских прав в сети – регулярное явление, бороться с которым очень сложно и, порой, просто бесполезно. Ни в одном государстве нет законов о регулировании правоотношений в Глобальной сети, что обеспечивает весьма широкие возможности пользователям для бесконтрольного воспроизведения, копирования и дальнейшего распространения объектов права. Интернет практически невозможно ограничить рамками закона: изначально мыслей о регулировании деятельности в самостоятельно развивавшейся сети ни у кого просто не было.

    В Интернете на сегодняшний день происходят тысячи правонарушений (клевета, экстремистская деятельность и пр.)

    Зачастую проблема защиты авторских прав заключается в том, что сами авторы слабо проинформированы о своих правах и методах их защиты. Авторы многих произведений даже не имеют представления, куда и в какой форме следует обращаться, чтобы отстоять свои законные интересы, несмотря, на то, что в России за последние годы было создано немалое количество всевозможных юридических бюро, специализирующихся на решении данных вопросов и готовых представлять интересы авторов.7

    Законодатель предоставляет правовую охрану всем авторским произведениям с момента их создания при условии, что работа является реализованным творческим замыслом автора, т. е. она нашла свое выражение в объективной форме.

    Отсутствие широкой судебной практики (и, соответственно, нецелесообразность принятия таких законов) вызвано определенными причинами. Основные из них:

    – боязнь обращения в суд с требованием защиты своих прав;

    – отсутствие умения сбора доказательств и грамотного оформления доказательной базы;

    – техническая и правовая неграмотность населения;

    – отсутствие квалификации юристов в сфере интернет-технологий.

    Стоит отметить и такую актуальную проблему авторского права, как добросовестность правообладателей при охране личных авторских прав.

    В рамках судебной практики обычным делом стало предъявление исков к нарушителям авторских прав со значительной ценой исковых требований.

    Приходится констатировать, что истцы в отдельных случаях злоупотребляют принадлежащими им правами и пытаются извлечь для себя максимальную выгоду в связи с допущенными нарушениями их авторских прав.

    В условиях развития высоких технологий и постепенного перехода рыночной экономики к инновационной обеспечение защиты интеллектуальных авторских прав становится одним из важных направлений деятельности государства. Авторские права чаще всего защищаются способами, предусмотренными гражданским законодательством.

    В этой связи в цивилистической науке традиционно является актуальной тема, связанная с нарушением и, как следствие, – с защитой интеллектуальных авторских прав. Это обусловлено, помимо необходимости борьбы с «интеллектуальным пиратством» внутри страны, проблемами защиты прав российских авторов за рубежом и иностранных авторов в России в рамках Евразийского экономического союза и Всемирной торговой организации.

    Защита нарушенных или оспоренных авторских прав осуществляется не только гражданско-правовыми, но и публично-правовыми способами.

    Однако, несмотря на усиление со стороны государства публично-правовых экономических методов воздействия на нарушителей (увеличение штрафов вместо сроков лишения свободы или исправительных работ), это не ведет к заметному снижению нарушений авторских прав.

    Определяющими способами защиты как имущественных, так и личных неимущественных и иных прав, принадлежащих автору, по-прежнему остаются меры воздействия на правонарушителей гражданско-правового характера. Иначе говоря, на лицо цивилистическая доминанта защиты нарушенных или оспоренных авторских прав.8

    Традиционно защита авторских прав гражданско-правовыми способами осуществляется судебными органами, в том числе Судом по интеллектуальным правам (далее – СИП).

    Анализ статистических данных свидетельствует о росте числа поданных исковых заявлений и жалоб и, соответственно, об увеличении числа рассмотренных дел.

    Интеллектуальная собственность в России, как и в любой другой стране мира, имеет глобальные проблемы регулирования. Особенно ярко чувствуется проблема защиты своего продукта в Интернете.

    Без препятствий в данной сфере обойтись сложно, ведь интернет каждую минуту меняется, отрегулировать его практически невозможно, как следствие сложно защитить свою интеллектуальную собственность в сети.

    Стоит отметить, что авторские права сегодня охраняются законом, а их нарушение грозит серьезными санкциями.

    Современная судебная система в России не может похвастаться обилием практики по привлечению к ответственности лиц, нарушивших чьи-то авторские права.

    Однако ответственность за подобные деяния законом предусмотрена:

    1. Уголовный кодекс РФ в статье 146 устанавливает, что наказывается присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный вред автору или иному правообладателю. В данном случае нужно доказать, что стоимость прав на использование вашего произведения превышает 50000 рублей.

    2. Кодекс об административных правонарушениях статьей 7.12 устанавливает ответственность за незаконное использование экземпляров произведения.9

    3. И, конечно, гражданским кодексом РФ предусмотрена гражданско-правовая ответственность.

    Зафиксировать факт авторства собственного произведения. Способы подобной фиксации сегодня ничем не ограничены. Самым распространенным способом фиксации авторства является депонирование своего произведения в специализированных организациях.

    Говоря простым языком, вам нужно направить экземпляр своего продукта компании, которая признает факт вашего авторства.

    Сначала необходимо попробовать обратиться к владельцу сайта, с требованием прекратить действия, нарушающие ваши авторские права, сообщив о нарушении ст. 15.7 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

    В течение суток с момента получения подобного заявления владелец ресурса обязан удалить информацию, в той части, в которой она нарушает ваши авторские или смежные права.

    Если же указанные действия не возымеют эффекта, то можно смело обращаться в суд за восстановлением своих авторских или смежных прав.

    Так, одной из правовых проблем урегулирования сферы Интернета является вопрос защиты авторских прав, поскольку поведение пользователей в сети нередко затрагивает права авторов и их правопреемников. Такие ежедневные действия, как просмотр веб-страниц, сохранение их содержимого в памяти компьютера, копирование текстов, изображений, звуковых сигналов, ознакомление с ними неограниченного круга пользователей, происходят в рамках охраны авторского права.

    Защита авторских прав в Интернете с помощью современных компьютерных технологий зависит прежде всего от того, насколько грамотно используются их возможности.

    Таким образом, в условиях современных рыночных отношений, когда информация становится все более весомым объектом гражданского оборота, актуальность детального рассмотрения всех проблем, связанных с охраной всего, что размещено в Интернете, очевидна.

    Самая распространенная проблема нарушения авторских прав в Интернете – это плагиат.

    Под таковым мы понимаем намеренное присваивание авторства того или иного произведения науки, литературы или искусства, видео- или аудиоматериалов, фото или даже программного обеспечения, принадлежащего третьему лицу.

    Гораздо проще скопировать чужой контент, чем самому создавать нечто оригинальное и привлекательное для потребителя.

    Поэтому часто на разных ресурсах можно встретить одинаковый или очень похожий продукт, а установить, кто же настоящий создатель данного интернет продукта, достаточно проблематично. Это вынуждает обладателей уникального, авторского продукта настаивать на законодательной защите своих прав.

    В сети Интернет можно не только находить и использовать информацию, но и делиться и распространять ее. Например, высказывать свои мысли личного, коммерческого, экономического и политического характера. Размещать научные исследования, разработки, литературу, музыку, картины и другие объекты интеллектуальной собственности. Но правообладателю стоит заранее оповещать пользователя о своих правах, используя знак, копирайта.

    Нарушения интеллектуальной собственности происходят по некоторым причинам, рассмотрим основные из них.

    Первая проблема. Размещение чужих материалов в сети и предоставление к ним открытого доступа без разрешения правообладателя.

    Многие думают, что размещение материалов происходит бесплатно, следовательно, никакого нарушения авторских прав нет.

    Но на самом деле автор изначально не получает ту прибыль, на которую он рассчитывал при продаже своего произведения через торговую сеть или магазины.

    А это происходит потому, что многие уже скачали его произведение из сети Интернет.

    Как правило, у большинства владельцев авторских прав, зачастую возникают трудности, связанные с объяснением правовой позиции в суде и сбором необходимых доказательств.

    В суде, согласно законодательству Российской Федерации, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые опирается в споре, поэтому главная задача автора произведения заключается в сборе доказательств факта нарушения его прав в сети.10

    Специфичность этого вопроса заключается в том, что нарушитель нажатием нескольких клавиш может удалить все доказательства о том, что было несанкционированное использование произведения.

    Вторая проблема – это плагиат. Люди присваивают себе авторство на размещенные в Интернете произведения.

    Многие недобросовестные владельцы интернет-магазинов, сайтов и хостингов спокойно используют фотографии, видео и различные материалы интеллектуальной собственности, «позаимствованные» у своих конкурентов.

    У людей сложилось ошибочное мнение, что эта интеллектуальная собственность – «ничья», кто-то же все это написал, сфотографировал. Автор существует в любом случае.

    В последние годы «пиратство» приобретает массовый характер. Электронные документы книги, статьи копируются, часто изменяются без согласия автора, а иногда их выдают за собственное творчество.

    В связи с этим следует отметить, что отсутствие на сайте информации об авторе (авторах) произведения не освобождает от ответственности за несанкционированное использование этих произведений, а также за плагиат.

    Так, по данным ассоциации производителей программного обеспечения, даже в такой стране, как США, где уровень защиты авторских прав самый высокий в мире, до 35 % использования лицензионного программного обеспечения применяется с нарушением авторских прав.

    В Российской Федерации данный показатель доходит до страшной цифры 95 %.

    Законодательный орган власти в РФ имеет подробную регламентацию форм, видов, средств, способов защиты интеллектуальной собственности. Но, к сожалению, далеко не все они реализуются в нашей реальной жизни.

    В заключение хотелось бы сказать, что интенсивное развитие науки и технологий невозможно без законодательного закрепления прав интеллектуальной собственности.

    Для наилучшей защиты своей интеллектуальной собственности в сети Интернет:

    1) правообладатель должен отлично знать и уметь пользоваться своими правами;

    2) иметь квалифицированных специалистов, способных оказать правовую помощь авторам;

    3) правообладатель должен осознавать, что уровень пиратства в России настолько велик, что иногда и не стоит выкладывать все свои работы во Всемирную паутину.

    Остается только надеяться, что со временем Россия придет к этим критериям, и тогда мы догоним Европу по уровню защиты авторских прав.

    Наиболее часто примерами злоупотребления служат следующие действия: предъявление исковых требований о взыскании компенсации за одно и то же правонарушение под видом нескольких случаев неправомерного использования

    Наиболее часто примерами злоупотребления служат следующие действия: предъявление исковых требований о взыскании компенсации за одно и то же правонарушение под видом нескольких случаев неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности.

    Так, некоммерческое партнерство «Эдельвейс» неоднократно предъявляет в суды иски, в которых просит взыскать с нарушителей исключительных авторских прав на персонажи мультипликационного сериала «Маша и Медведь» компенсации за неправомерное использование каждого из двух указанных персонажей, что противоречит смыслу п. 3 ст. 1252, 1301 ГК РФ, так как «если незаконное использование произведения совершается в рамках одного правонарушения, оно представляет собой единичный случай неправомерного использования произведения... право на взыскание компенсации за каждый случай неправомерного использования может быть реализовано один раз».

    Добросовестность играет большое значение также в случаях реализации правообладателем принадлежащих ему прав на произведение при использовании произведения после смерти автора.

    В соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 1266 ГК РФ, лицо, обладающее исключительным правом на произведение, при использовании произведения после смерти автора вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или в иной письменной форме, «необходимость введения таких положений в законодательство Российской Федерации может быть оправдана, в отношении отдельных объектов авторского права, таких, например, как компьютерные программы, произведения архитектуры, карты, когда это обусловлено назначением произведения.

    Однако в отношении произведений искусство это не представляется целесообразным. С какой целью иные лица, обладающие исключительным правом, будут вносить изменения, сокращения или дополнения в произведение после смерти самого автора, если он при жизни сам этого не сделал. К тому же критерии возможности внесения изменений, сокращений и дополнений носят оценочный характер, сложно достоверно оценить, искажается ли замысел автора, если автора уже нет.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение, хочется отметить, что ситуация с защитой авторских прав в нашей стране выглядит удручающе. Нет чёткого регулирования авторских прав в сети Интернет, нет специалистов в органах МВД и прокуратуры, профессионально расследующих преступления в области компьютерной безопасности организации, физического лица и населения в целом. Нет устоявшейся и понятной самим судьям практики с ясными и объективными критериями оценки по доказыванию авторства на произведение. Стоит также учесть, что эта проблема назрела давно, законодательные и правоприменительные шаги в данном направлении неэффективны, хаос и абсурдность в вынесении некоторых судебных решений приводят в отчаяние.

    В целях усиления защиты авторских и смежных прав необходимо выработать единую государственную и правовую политику, которая бы обеспечила надлежащие условия реализации о охраны прав и законных интересов как самих авторов, так и рядовых пользователей. Ключевым направлением в этой сфере должно стать совершенствование законодательства о защите авторских прав и практики его применения.

    Важно отметить, что Российская Федерация уже сделала некоторые положительные шаги в этом направлении. Но в то же время существуют вопросы, которые необходимо решить уже в ближайшем будущем. Например, не разработан понятийный аппарат, отсутствует законодательное закрепление многих важных терминов, критериев. К тому же, законодательство не содержит специальных норм, обеспечивающих надлежащую защиту авторских прав несовершеннолетних авторов, авторов,

    И всё же в защите интеллектуальной собственности существует вполне чёткая тенденция к её усилению. Об этом можно с уверенностью говорить, если учесть то, что была принята четвёртая часть Гражданского кодекса, полностью посвящённая интеллектуальной собственности, что, несомненно, говорит об огромном значении и актуальности данной проблемы.

    Важное значение имеет то, что в целом законодательство РФ представляет авторам и иным правообладателям достаточно мощный набор правовых средств для реализации прав в современных условиях, а также для их эффективной защиты или оспаривания,  а правильное распоряжение этими правовыми возможностями во многом является задачей самих правообладателей.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ

    (ред. от 28.03.2017)


    1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

    (ред. от 07.03.2017)

    1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 7.02.2017 N 8-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – N 25. – ст. 2954.

    2. Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). 2014. № 11. Ст. 1100.

    3. Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» //СЗ РФ. 2014. № 48. Ст. 6645

    4. Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права: учебник / под ред. И. А. Близнеца. М.: Проспект, 2011. 416 с.

    5. Бузанов В. Ю. Авторское право: сага о сроках // Журнал российского права. 2014. № 6. С. 73–81.

    6. Гаврилов Э. П. Оригинальность как критерий охраны объектов авторским правом // Российская библиотека

    7. Дворянкин О. А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение. Уголовно-правовой аспект. М.: ВесьМир, 2012. С. 451.

    8. Калятин В. О. Интеллектуальная собственность (исключительные права): учебник для вузов. М.: Норма-инфора-М., 2011. С. 153.

    9. Кривин, Д.В. Понятие, отличительные признаки и характерные особ енности отдельных видов плагиата / Д.В. Кривин // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2017. – № 5. – Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2017/05/14783. – Дата обращения: 16.05.2017.

    10. Кривин, Д.В., Погодин, А.В. Проблемы формирования гражданского общества: современный взгляд на проблему / Д.В. Кривин, А.В. Погодин // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. Научно-практическая конференция с международным участием. Екатеринбург. 24 ноября 2016 г. – Сб. статей. – Екатеринбург: УИУ РАНХиГС, 2016. – С. 233-235.

    11. Мур Ф. Об инициативе введения «налога на Интернет». 26 января 2015 г. // Информационная база Минкультуры России.

    12. Назайкин И. А. Защита авторских прав в российском законодательстве // Молодой ученый. 2016. № 5. С. 506–508.

    13. Ситдикова Р. И. Добросовестность при охране личных авторских прав // Законы России. 2010. № 9. С. 42–46 интеллектуальной собственности; 434 (дата обращения: 23.03.2017).

    1"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)" от 26.11.2001 N 146-ФЗ

    (ред. от 28.03.2017)



    2 Близнец И. А., Леонтьев К. Б. Авторское право и смежные права: учебник / под ред. И. А. Близнеца. М.: Проспект, 2011. 416 с.

    3Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 7.02.2017 N 8-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – N 25. – ст. 2954.

    4 Дворянкин О. А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение. Уголовно-правовой аспект. М.: ВесьМир, 2012. С. 451.

    5 Ситдикова Р. И. Добросовестность при охране личных авторских прав // Законы России. 2010. № 9. С. 42–46 интеллектуальной собственности; 434 (дата обращения: 23.03.2017).

    6 Назайкин И. А. Защита авторских прав в российском законодательстве // Молодой ученый. 2016. № 5. С. 506–508.

    7 Кривин, Д.В., Погодин, А.В. Проблемы формирования гражданского общества: современный взгляд на проблему / Д.В. Кривин, А.В. Погодин // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. Научно-практическая конференция с международным участием. Екатеринбург. 24 ноября 2016 г. – Сб. статей. – Екатеринбург: УИУ РАНХиГС, 2016. – С. 233-235.

    8 Гаврилов Э. П. Оригинальность как критерий охраны объектов авторским правом // Российская библиотека

    9 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ

    (ред. от 07.03.2017)

    10 Назайкин И. А. Защита авторских прав в российском законодательстве // Молодой ученый. 2016. № 5. С. 506–508.



    написать администратору сайта