Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Естественнонаучные предпосылки становления психологии

  • . Естественнонаучные предпосылки становления психологии

  • История психологии

  • Способы историко-психологического описания

  • РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ УЧЕНИЙ О ДУШЕ Античная психология

  • Зарождение психологических идей в Древней Греции

  • В VI в д.н.э.

  • Милетская школа

  • «айперон»; Анаксимен – воздух .«Первого философа» Фалеса (625-547 гг. до н.э.)

  • Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.)

  • КОНСПЕКТ по психологии Пустовая Анастасия Александровна. Учебника, статьи и пр. Пустовая Анастасия Александровна 26 группа Лечебное дело


    Скачать 65.65 Kb.
    НазваниеУчебника, статьи и пр. Пустовая Анастасия Александровна 26 группа Лечебное дело
    Дата04.10.2018
    Размер65.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКОНСПЕКТ по психологии Пустовая Анастасия Александровна.docx
    ТипУчебник
    #52488
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    КОНСПЕКТ

    Первоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)

    «Пустовая Анастасия Александровна 26 группа Лечебное дело»

    План (схема простого плана): Становление психологии как самостоятельной науки

    1. Естественнонаучные предпосылки становления психологии

    1.Античная психология
    1.1.Зарождение психологических идей в Древней Греции
    1.2.Развитие психологического знания в период расцвета античной Греции
    1.2.1.Сократ 
    1.2.2.Платон 
    1.2.3.Аристотель 
    1.3.Эволюция психологических учений в периоды эллинизма и Древнего Рима.

    . Естественнонаучные предпосылки становления психологии

    Выдвинутое философами-материалистами положение о возможности и необходимости изучать психику человека и животных, опираясь на методы естественных наук, не могло быть реализовано прежде, чем не достигли определенного уровня развития производство, техника, а в связи с ними и естествознание.

    Б. Ф. Ломов пишет в этой связи: "Известно, что психология как самостоятельная область науки начала формироваться позднее других (если не всех, то многих) фундаментальных наук. И этот факт не случаен. Он вполне закономерен. Ее формирование не могло начаться прежде, чем другие науки не достигли определенного уровня развития, т. е. прежде чем не была создана необходимая научная база, которая позволила бы вычленить собственно психологические проблемы и наметить пути их решения".

    Важнейшей естественнонаучной основой психологии является физиология. От ее состояния зависела судьба психологии.

    Развитие физиологии определялось успехами физики, химии, механики, биологии, подъем и расцвет которых обусловливался растущими потребностями производства в научных знаниях, а также торжеством идей философского материализма, победой материалистических направлений в науках о природе.

    К середине XIX в. отдельные специальные области физиологии развились настолько, что они вплотную подошли к экспериментальной разработке проблем, издавна относящихся к ведению психологии. К таким дисциплинам, в которых началось распространение экспериментального метода на область психических явлений, относятся нервно-мышечная физиология, физиология органов чувств, анатомия и физиология головного мозга. Наряду с ними проникновению экспериментального метода в психологию способствовали астрономия, физическая оптика и акустика, биология, психиатрия. Эти разделы естествознания и медицины составили те основные источники, из которых психология выросла как экспериментальная и самостоятельная область знаний.

    На пороге XIX в. общая физиология в разработке своих проблем опиралась на экспериментальные методы. Полученные с их помощью новые факты, касающиеся работы различных систем организма, ставили на повестку дня вопрос о функциях нервной системы, поскольку все в большей степени обнаруживалось ее участие в различных физиологических актах. Особенно быстро стала развиваться нервно-мышечная физиология - область, в которой рефлекторный принцип, выдвинутый Декартом, впервые начинает подвергаться экспериментальной проверке и испытанию временем.

    Разработка проблемы нервно-мышечных связей началась с критики представлений о наличии в нервной системе и мышцах "животных духов". Еще в XVII столетии английский ученый Я. Сваммердам, занимающийся сравнительной анатомией и физиологией, опытным путем установил, что объем мышцы при ее сокращении не изменяется.

    Этот факт ставил под сомнение существование "животных духов". С этого времени старое представление о "животных духах" заменяется понятием нервной возбудимости.

    Многие опыты Сваммердама касались изучения ряда жизненных функций организма в связи с удалением головного мозга. Им было установлено, что многие из органических функций, в том числе и двигательные, после удаления головного мозга остаются сохранными в течение определенного времени. Это давало основание считать, что органические функции и непроизвольные движения с деятельностью мозга не связаны. Подобный взгляд на природу непроизвольных движений означал зарождение рефлекторного атомизма. Ему противостояла другая точка зрения, согласно которой все произвольные и непроизвольные акты имеют единую анатомо-физиологическую основу. Голландский врач Г. Бургав на основе многочисленных опытов обнаружил, что произвольные и непроизвольные движения осуществляются одними и теми же мышцами и характер сокращения их также одинаковый. В связи с этим Бургав возражал против строгого разделения двигательных актов на произвольные и непроизвольные. Он впервые описал процесс перехода произвольных движений в непроизвольные.

    Важным для развития рефлекторной теории явилось подтверждение Бургавом догадки александрийских врачей и Галена о чувствительных и двигательных нервах как анатомической основе движений, рефлекторного механизма.

    До XVIII в. принцип машинообразности, выдвинутый Декартом, оставался без названия. Лишь в 1736 г. Аструх Монпелье вводит термин "рефлекс", понимая его в физическом смысле как зеркальное отражение. С этого времени понятие рефлекса становится общепринятым.

    В XVIII в. большую роль в развитии физиологии рефлекса сыграл А. Галлер. Продолжая линию Сваммердама, Галлер вновь приходит к убеждению, что для мышечного сокращения участие головного мозга необязательно.

    Многочисленными опытами он установил автономный характер мышечного сокращения, что и свидетельствовало о полной безучастности центрально-мозговых структур в простейших элементарных нервно-мышечных реакциях. Под влиянием опытов и взглядов Галлера позиции рефлекторного атомизма еще более укрепились.

    Против рефлекторного атомизма Галлера выступил английский ученый Р. Витт. Множество конкретных фактов, которыми располагал Витт, убеждали его в том, что, с одной стороны, нельзя "втискивать разум" в каждый нервно-мышечный акт, но и нет оснований сводить движения только к машинообразным, с другой. Чтобы разрешить это противоречие, Витт вводит новый "чувственный принцип", как будто бы примиряющий принцип машинообразности с принципом участия души в нервно-мышечных реакциях. По его мнению, все двигательные акты, включая и непроизвольные, содержат в себе чувственные компоненты. Ценным во взглядах Витта, как полагал П. К. Анохин, является попытка "объединить все многообразие машинных, автоматических и произвольных реакций в одном неврологическом принципе". Витт одним из первых обратил специальное внимание на возможность вызвать ряд органических рефлексов от одного вида внешнего предмета. С именем Витта связывают завершение первого периода в истории рефлекса, поскольку ему удалось рефлекторному принципу "придать такую четкость и такой физиологический смысл, какой уже не изменялся вплоть до классиков рефлекса XIX столетия".

    Во второй половине XVIII в. тенденция ограничить действие рефлекторного механизма уровнем спинного мозга становится все заметнее. Особенно ярко она была выражена у П. Кабаниса и Ф. Елейна. Последний открыто призывал физиологов изъять проблему волевых, осознаваемых актов из круга вопросов, которыми должна заниматься физиология. После Блейна начинается официальное разграничение спинномозговой физиологии от психологии, которой полностью вверялся головной мозг как орган мыслящей субстанции, ее сознательных и произвольных актов.

    Точка зрения Блейна разделялась не всеми. Ей противостояла другая тенденция, в которой выражалось стремление распространить рефлекторный механизм на все уровни нервно-мозговой деятельности, что означало перенос его действия в области психических явлений. Из философов с такими взглядами выступал Ламетри, а из естествоиспытателей - чешский физиолог И. Прохазка. Оба они развивали идею пригодности рефлекторного принципа для анализа психических явлений. Прохазка полагал, что чувственные элементы независимо от того, осознаются они или не осознаются, обязательно входят в структуру рефлекторного акта. Они являются для организма "компасом жизни", позволяющим ему выделять полезные и вредные для него воздействия. Таким образом, рефлекторный механизм имеет для организма биологический смысл, поскольку он служит орудием приспособления к среде. Прохазка является автором классической формулировки рефлекса, которая была принята всеми физиологами XIX столетия. Анатомическую основу для рефлекторной схемы Прохазки установили независимо друг от друга английский физиолог Ч. Белли французский ученый Ф. Мажанди. Экспериментальным путем им удалось определить, какой из нервов несет чувствительную функцию, а какой - двигательную. Открытие сенсорных и моторных нервов дало мощный толчок к дальнейшему развитию рефлекторного учения. Новым для теории рефлекса было открытие Беллом регулирующей функции мышечного чувства в построении различных движений. Это новое открытие изложено Беллом в его теории "нервного круга".

    Проблема соотношения сознания и материи, психического и физического, души и тела интересовала философов, психологов и естествоиспытателей с древних времен. При решении ее особое значение приобретал вопрос об органе души или ее субстрате и носителе, поскольку открытие такого субстрата неизбежно должно было вести к признанию зависимости психических явлений от телесного основания.

    На границе XVIII-XIX вв. особую популярность приобретает френологическая система Ф. Галля, согласно которой каждой психологической способности соответствует определенный участок мозга, являющийся самостоятельным органом данной способности. Галль выделял 37 способностей души, для каждой из которых имеется свое место в "мозговой карте". Аффективные способности, а их 21, помещались в различные участки заднего мозга, а интеллектуальные способности (их 16) - в разные области переднего мозга. Уровень развития каждой способности определяется объемом мозгового вещества того участка, который отвечает за ту или другую способность. Это находит свое отражение в черепно-мозговой топологии, в соотношении выступов и впадин на черепе головного мозга, по которым и предлагалось определять индивидуальную структуру психических способностей и меру их развития.

    В ряде отношений френология Галля не выдерживала критики. Ошибка Галля состояла в том, что он пытался механически наложить систему психических способностей на морфологическую конструкцию мозга. При всей своей несостоятельности френология, сыграла и позитивную роль в том отношении, что она устанавливала принадлежность психических функций материальному органу, а именно - головному мозгу, а также формировала и утверждала идею о специфической мозговой локализации. Это тем более важно отметить, что в тот период этой идее противостояла сохранившаяся от античного времени точка зрения, согласно которой отдельные психические способности локализуются в разных частях тела. Итак, вопрос о связи психических способностей с головным мозгом оставался открытым и требовал своего научного, а точнее - экспериментального разрешения.

    Первый шаг к экспериментальному обоснованию проблемы локализации психических функций был осуществлен французским анатомом и физиологом Ж. Флурансом, известным в истории физиологии как отец метода экстирпации. Проведя многочисленные опыты по удалению и нарушению отдельных мозговых участков у птиц и кур, он пришел к выводу о том, что в отношении различных психических способностей головной мозг эквипотенциален, т. е. все его участки одинаково причастны к любой из психических функций. Флуранс экспериментально подтвердил выдвинутое еще во второй половине XVIII в. Галлером положение о том, что мозг представляет собой не совокупность автономных органов, отвечающих за какую-либо одну из множества психических способностей, а единое однородное целое, не имеющее четко выраженной специализации.

    В то время ученым не было еще известно, что у низших позвоночных, с которыми имел дело Ж. Флуранс, кора головного мозга почти не дифференцирована, а психические способности не все представлены в коре. Вот почему при разрушении различных участков головного мозга у низших позвоночных происходит примерно одинаковое восстановление нарушенных психических функций.

    Общие выводы Флуранса были построены на том основании, что при удалении различных участков мозга любые нарушенные психические функции с течением времени восстанавливались.

    История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его надо отличать от психологии как науки.

    Психология изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни

    История психологии описывает и объясняет как эти факты и законы открывались человеку.

    Веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. История психологии воссоздает картину этой смены, выявляет от чего она зависела.

    Задачи истории психологии:

    1. Изучить закономерности развития знаний о психике, как одни категории и понятия преобразуются в другие: каждая экономическая формация определяет типичную для данной эпохи картину психической жизни.

    2. Раскрыть взаимосвязь психологии с другими науками, от которых зависят ее достижения.

    3. Выявить зависимость зарождения и восприятия знаний от запросов общества (от социокультурного влияния, идеологии и т.д.)

    4. Изучить роль личности, ее индивидуального пути в становлении самой науки.

    Т.о., история психологии – это логическая память науки.

    Способы историко-психологического описания

    • Воссоздание истории посредством характеристики научной деятельности и вклада отдельных мыслителей прошлого

      • Персонифицированный принцип (концепция «великих личностей»)

      • «Деперсонифицированный принцип» (концепция «контекста»)

    • Соотнесение старого инового, прошлого и настоящего в развитии науки

      • «Презентизм» (хорошо лишь то, что подтвердилось)

      • «Антикваризм» (конкретный промежуток времени в развитии науки)

    • Противопоставление двух каких-либо полярных точек зрения в трактовке психических явлений

      • Рационализм и эмпиризм

      • Целостный и элементалистский подходы

      • Структурный и функциональный подходы

      • И т.д.

    • Категориальный подход (ядро – категории, проблемы, принципы психологии)

    • Рассмотрение истории психологии по школам и направлениям

      • Бихевиоризм

      • Фрейдизм

      • Гештальт-психология и др

    • Географический подход (по странам)

    • Отраслевой подход (отрасли)

    • Полисистемный

    РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В РАМКАХ УЧЕНИЙ О ДУШЕ

    1. Античная психология

    Одним из центральных звеньев в эволюции древнего мира явилось формирование научного взгляда на человека, его сознание и психику. Однако античные психологические традиции возникли не на голом месте. Уже к 6 веку до н.э. греки поддерживали контакты со всеми центрами цивилизованного мира, а первые ионийские мыслители прошли обучение в Египте и Вавилонии, усвоив достижения восточной протонауки.

      1. Зарождение психологических идей в Древней Греции

    Рассматриваемый период охватывает по хронологическим рамкам относительно небольшой временной отрезок – VI в. до н.э. Однако по значимости в оформлении и развитии психологических идей он превосходит целые эпохи.

    Сочинения ученых этого врмени носили, как правило, одно и то же название: «О природе». Их проблематика тоже была единой: бог, мир, животные и т.д.

    Анимизм (от лат. «анима» - душа)

    В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхестественными двойниками (душой – псюхе, или душами – духами).

    Рассказ о «духах».

    Души, духи воспринимались как «агенты», призраки, которые покидают тело человека с последним дыханием и будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Такой мифологический взгляд сохранялся довольно долго.

    С ростом торогово-ремесленных элементов, возникновением полисов (городов-государств), отделением ремесла от сельского хозяйства происходит развитие различных знаний (медицины, математики, астрологии…) укрепляется критический склад ума, стремление к самостоятельному логически обоснованному мнению.

    В VI в д.н.э. – поворот в истории представлений о психической действительности. Возникает новое учение.

    Гилозизм – учение о всеобщей одушевленности мира, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью.

    Новые учения возникли в греческих колониях на побережье Малой Азии – в Милете и Эфесе (крупнейших торгово-промышленных и культурных центрах).

    Возникли разные школы:

    Милетская школа

    Милетская школа: первые философские системы, где за превооснову мира берется тот или иной вид материи: Фалес – вода; Анаксимандр – неопределенное бесконечное вещество «айперон»; Анаксимен – воздух.

    «Первого философа» Фалеса (625-547 гг. до н.э.) считают родоначальником европейской науки. Воззрения одного из «семи мудрецов» были тесно связаны с естествознанием. Объяснение объективного мира, по его учению, следует искать в изучении реальной действительности. Он первым в истории человечества поставил вопрос: «Что есть все?». В основу миропонимания ученый положил материальное начало – воду как основу всего сущего.

    Фалес выдвинул следующие идеи: о первичности объективной реальности по отношению к нашим чувствам; о чувствах человека как первичном источнике информации об окружающем мире и его законах; о душе как движущем начале; о материальном субстрате душевных явлений; о всеобщем одушевлении материи и способности души к подвижности.

    Последователь Фалеса Анаксимандр (610-547 гг. до н.э.) развил естественно научные идеи учителя. Анаксимандру принадлежит заслуга в определении отличной от материальных субстратов первоосновы объективного мира – «айперона»: вечного движения, заключающего в себе противоположности. Первым в своем учении мыслитель выделил вопрос о происхождении органических видов, что сделало его античным предшественником теории дарвинизма.
      1   2   3   4


    написать администратору сайта