Главная страница
Навигация по странице:

  • 16-БИТНЫЕ ПРОЦЕССОРЫ

  • 32-БИТНЫЕ ПРОЦЕССОРЫ

  • РЕАЛЬНЫЙ РЕЖИМ

  • ЗАЩИЩЕННЫЙ РЕЖИМ

  • ПАМЯТЬ

  • ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА

  • ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА

  • ОБЩАЯ АРХИТЕКТУРА

  • Учебное пособие по дисциплине АПЭВМ Курейчик КП, Минск 2006. Учебное пособие по дисциплине "апэвм" Минск 2006 содержание введение


    Скачать 4.42 Mb.
    НазваниеУчебное пособие по дисциплине "апэвм" Минск 2006 содержание введение
    АнкорУчебное пособие по дисциплине АПЭВМ Курейчик КП, Минск 2006.pdf
    Дата06.05.2017
    Размер4.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаУчебное пособие по дисциплине АПЭВМ Курейчик КП, Минск 2006.pdf
    ТипУчебное пособие
    #7166
    КатегорияИнформатика. Вычислительная техника
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    КУРЕЙЧИК К.П.
    УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
    ПО ДИСЦИПЛИНЕ "АПЭВМ"
    Минск 2006

    СОДЕРЖАНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................4
    ОБЩАЯ АРХИТЕКТУРА........................................................................................5
    16-БИТНЫЕ ПРОЦЕССОРЫ .................................................................................9
    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ................................................................................................9
    РЕГИСТРЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ..................................................................9
    ИНДЕКСНЫЕ РЕГИСТРЫ....................................................................................10
    СЕГМЕНТНЫЕ РЕГИСТРЫ .................................................................................10
    СЧЕТЧИК КОМАНД..............................................................................................10
    РЕГИСТР ФЛАГОВ................................................................................................11
    32-БИТНЫЕ ПРОЦЕССОРЫ ...............................................................................12
    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ..............................................................................................12
    ФИЗИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ...............................................................................13
    РЕГИСТРЫ..............................................................................................................13
    РЕАЛЬНЫЙ РЕЖИМ.............................................................................................17
    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ..............................................................................................17
    РАБОТА С АДРЕСАМИ........................................................................................17
    ОБРАБОТКА ПРЕРЫВАНИЙ ..............................................................................18
    ЗАЩИЩЕННЫЙ РЕЖИМ....................................................................................19
    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ..............................................................................................19
    ОБРАБОТКА ПРЕРЫВАНИЙ ..............................................................................19
    РАБОТА С АДРЕСАМИ........................................................................................20
    ПОРТЫ ......................................................................................................................26
    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ ..............................................................26
    ПОРТЫ АСИНХРОННОГО АДАПТЕРА............................................................29
    ПРОГРАММИРОВАНИЕ АСИНХРОННОГО АДАПТЕРА .............................33
    ПАМЯТЬ....................................................................................................................36
    ПАМЯТЬ....................................................................................................................36
    ЛОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАМЯТИ.......................................................36
    ФИЗИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПАМЯТИ.......................................................39
    КЭШИРОВАНИЕ ПАМЯТИ .................................................................................39
    БАНКИ ПАМЯТИ...................................................................................................40
    ТЕНЕВАЯ ПАМЯТЬ ..............................................................................................40
    ФАЙЛОВАЯ СИСТЕМА .......................................................................................41
    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ..............................................................................................41
    FDD...........................................................................................................................41
    HDD ..........................................................................................................................44
    ИНТЕРФЕЙС ATA .................................................................................................46
    Enhanced IDE ...........................................................................................................48
    КЛАВИАТУРА .........................................................................................................51
    УСТРОЙСТВО ........................................................................................................51
    ПОРТЫ КЛАВИАТУРЫ........................................................................................52
    ПРЕРЫВАНИЯ КЛАВИАТУРЫ ..........................................................................53
    ВИДЕОСИСТЕМА ....................................................................................................56 2

    АРХИТЕКТУРА......................................................................................................56
    ТИПЫ ВИДЕОСИСТЕМ .......................................................................................57
    ВИДЕОРЕЖИМЫ...................................................................................................59
    ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА .........................................................................................63
    ЗВУКОВЫЕ КАРТЫ .................................................................................................63
    ПОРТЫ SOUND BLASTER ...................................................................................63
    ПРЕРЫВАНИЯ SOUND BLASTER......................................................................64
    DSP ...........................................................................................................................64 3

    ВВЕДЕНИЕ
    В настоящее время в программу обучения студентов 3-го курса Белорусского
    Государственного
    Университета
    Информатики и
    Радиоэлектроники специальности ВМСиС входит предмет "Архитектура персональных ЭВМ".
    Сходные курсы читаются на других специальностях БГУИР и в других ВУЗах.
    Данный курс является основополагающим в подготовке будущих инженеров- системотехников. Это фундамент, на котором строится вся система знаний, создающая из простого студента высококлассного специалиста. Курс "АПЭВМ" охватывает широкую область знаний о мире персональных компьютеров, изучение которой требует огромной массы времени и сил.
    Данный документ направлен на усовершенствование методики изучения предмета и является методическим пособием по курсу "АПЭВМ". Пособие по данному курсу чрезвычайно своевременно, так как в настоящее время для изучения АПЭВМ студентам предоставляется множество технической литературы, которая либо устарела, либо тяжела для восприятия и изучения. В современной литературе очень мало места уделяется различным пособиям и учебникам, где были бы собраны основополагающие принципы вычислительной техники. В единичных экземплярах встречается литература, где приведены примеры рабочих программ. Очень мало электронных пособий и справочников, которые гораздо удобнее и практичнее обычных книг.
    Информация, содержащаяся в документе, тщательно структурирована с целью облегчения поиска нужного раздела, так что ориентироваться в данном справочнике не составит труда никому. Информация по каждому из разделов бралась из конспектов лекций (курс "Архитектура ПВЭМ" читается как на дневном отделении 3-го курса нашего университета, так и на вечернем и заочном отделениях), а также из других источников (технической литературы, справочников, пособий, сети Internet).
    Данный проект рассчитан прежде всего на студентов заочного и вечернего отделений ВУЗов, которым данный учебник позволяет изучать предмет в домашних условиях. Но этот справочник также будет полезен и студентам дневного отделения как при написании курсовых и дипломных (благодаря большому количеству исходного кода, часто используемого в качестве шаблона), так и при подготовке к экзаменам.
    4

    ОБЩАЯ АРХИТЕКТУРА
    Архитектура ПЭВМ - совокупность методов, алгоритмов и аппаратных средств, предназначенных для функционирования ЭВМ.
    Архитектура современной ПЭВМ может быть представлена схемой на рис. 1.
    Современные ПЭВМ, в отличие от самых первых, обзавелись большим количеством шин, к которым подключаются внешние устройства. Это связано с тем, что не все устройства могут работать на той скорости и тактовой частоте, на которой работает центральный процессор. На схеме вверху - самые быстрые устройства (процессор работает на частоте 300-500 или больше мегагерц), внизу - самые медленные (устройства на шине ISA - не более 16-ти мегагерц).
    Для того, чтобы более медленные устройства не замедляли более быстрые, введены несколько промежуточных шин и контроллеров.
    Видеосистема переместилась на собственную шину в связи с возрастающей потребностью в более сложной графике, к тому же современные ПЭВМ должны справляться с потоком видеоданных, получаемых с видеокамер и видеомагнитофонов для осуществления кодирования и обработки в реальном времени - раньше персональные ЭВМ не годились для таких целей. Шина PCI
    больше не может обслуживать видеоподсистему, тем более шина ISA - самая первая системная шина у ПЭВМ.
    Память более не подключается к общей шине, а управляется своим
    контроллером, который, в свою очередь, подключен к шине процессора. Между памятью и процессором добавлена кэш-память, доступ к которой осуществляется быстрее, т.к. она относится к статической памяти . В кэш- памяти сохраняется порции памяти, использовавшиеся ранее. В случае запроса тех порций, которые уже есть в кэше, доступ ук обычной ОЗУ на производится.
    В скором времени общая шина будет заменена новой шиной USB, позволяющей подключать устройства без выключения питания. Все необходимые ресурсы
    (порты, прерывания, адреса памяти) будут назначаться автоматически по технологии Plug&Play.
    Все внешние устройства, подключенные ко всем шинам, получают порты.
    Через порты можно получить доступ ко внутренним регистрам состояния устройств и выдавать команды управления. Обратную связь также организуют через аппаратные прерывания (IRQ).
    5

    Рис. 1. Архитектура ПЭВМ.
    6

    CENTRAL PROCESSING UNIT
    - устройство, отвечающее за обработку данных и управление всеми устройствами и узлами ПЭВМ.
    CASHE LEVEL1, LEVEL2
    -промежуточная статическая память (SRAM), буферизующая доступ к основной памяти путем сохранения ранее запрошенных порций и выдачи их по новому запросу, не обращаясь к основной памяти. Работает на частоте процессора и размещается на его кристалле, за счет чего быстрее обычной кэш-памяти
    (смотри Системная память )
    ШИНА ПРОЦЕССОРА
    - магистраль, используемая процессором для обмена данными и управляющими сигналами с остальными устройствами и узлами ЭВМ (непосредственно - с
    контроллером памяти)
    КОНТРОЛЛЕР ПАМЯТИ
    (North Bridge) - сложный узел современной ЭВМ, осуществляющий координацию потока данных между процессором, ОЗУ и локальными шинами
    PCI и AGP. В настоящее время - самая ответственная часть подсистемы памяти, влияющая на производительность ПЭВМ.
    CASHE
    -промежуточная статическая память (SRAM), буферизующая доступ к основной памяти путем сохранения ранее запрошенных порций и выдачи их по новому запросу, не обращаясь к основной памяти. (смотри Системная память )
    ОЗУ
    Oперативное запоминающее устройство, или память - устройство для кратковременного хранения информации, используемой непосредственно для вычислений. Базируется на динамической памяти (DRAM).
    VIDEO
    - набор контроллеров, регистров и памяти, предназначенный для вывода текста и графики на монитор, телевизионный приемник и другие средства отображения информации. В настоящее время также является устройством ввода и обработки видеоизображений.
    PCI
    Peripheral Component Interconnect - локальная шина, работающая быстрее шины
    ISA и имеющая множество преимуществ - высокую тактовую частоту, встроенное распределение ресурсов (Plug&Play), захват устройством всей шины и т.д.
    MOST
    - контроллер, согласующий работу двух шин, управляющий работой дисковых устройств.
    ATA
    AT Attachment - дисковые устройства хранения информации - жесткий диск со встроенным контроллером (EIDE HDD), устройства обработки оптических дисков (CD-ROM, CD-R, CD-RW), магнитная лента и т.п..
    USB
    7

    Universal Serial Bus - новая шина для подключения внешних устройств с возможностью самонастройки.
    ISA
    Industrial Standard Architecture - самая первая шина, использованная в ПЭВМ. В настоящее время все меньше устройств подключается к этой шине в связи с малой пропускной способностью и тактовой частотой (не более 16 Мегабайт/с при 16 Мегагерцах).
    ROM BIOS
    Read - Only Memory Base Input-Output System - микросхема ПЗУ, хранящая программы настройки и самодиагностики ПЭВМ, а также часть системы ввода- вывода для обмена с дисковой и другими подсистемами.
    SRAM
    Static Random Access Memory - статическая память, не требующая циклов регенерации для предотвращения потери (в отличие от DRAM). Доступ к ней осуществляется быстрее, особенно если она находится на одном кристалле с
    процессором и работает на его тактовой частоте.
    DRAM
    Dynamic Random Access Memory - динамическая память, требующая циклов регенерации для предотвращения потери (в отличие от SRAM). Доступ к ней осуществляется за 5-7 тактов, а в случае последовательного доступа - за 2 или
    (в случае синхронной памяти SDRAM) за 1 такт задержки между циклами выдачи информации.
    8

    16-БИТНЫЕ ПРОЦЕССОРЫ
    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
    16-битные процессоры - первые процессоры, появившиеся в персональных
    ЭВМ. Процессор, стоявший в компьютере IBM PC, был изготовлен фирмой
    Intel, назывался i8086 и работал на тактовой частоте 4,77 МГц. Позднее был выпущен процессор i8088, отличавшийся тем, что его внутренняя шина данных была 8-ми разрядной . В дальнейшем были выпущены аналогичные ему процессоры V20, V30 фирмы NEC. Процессоры следующего поколения,
    80186, 80188, 80286, тоже были 16-ти разрядными, хотя имели более высокую тактовую частоту и возможность работы с памятью выше 1
    Мбайта в защищенном режиме .
    Коротко 16-ти битные процессоры можно описать:
    Разрядность ядра - 16 бит
    Число регистров - 14
    Разрядность шины данных : внутренняя - 16 или 8 бит, внешняя - 16 бит
    Адресная шина - 20 бит или 24 бит (80286)
    Внутренняя кэш-память - отсутствует
    Внешняя шина для подключения устройств ввода/вывода - ISA (Industry
    Standard Architecture), 16 бит, 8 МГц
    Внутренняя логическая структура:
    РЕГИСТРЫ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ
    AX:
    Accumulator - этот регистр используется во многих арифметических операциях как один из операндов, явно и без явного указания (MUL, SUB, DIV). Многие арифметические операции оптимизированы под использования именно этого регистра. Старшая его часть (AH) используется для указания номера вызываемой функции в обработчиках прерываний (ISR), а также для возврата кода ошибки.
    BX:
    Base - этот регистр используется как второй операнд в арифметических операциях (MUL, DIV). Его можно использовать как индексный регистр для указания смещения относительно базы (как и DI,SI,BP)
    CX:
    Counter - регистр используется при организации циклов (loop) и цепочечных операций (rep movs, stos, lods и т.д.)
    DX:
    Data - регистр общего назначения.
    9

    ИНДЕКСНЫЕ РЕГИСТРЫ
    SI:
    Source Index - применяется для указания смещения относительно регистра DS в операциях с цепочками байтов (stos, lods, movs..). Также - на общих основаниях.
    DI:
    Destination Index - применяется для указания смещения относительно регистра
    ES в операциях с цепочками байтов (stos, lods, movs..). Также - на общих основаниях.
    BP:
    Base Pointer - используется для указания смещения относительно базового сегментного регистра (обычно SS) для операций передачи параметров в подпрограммы через стек. Также - на общих основаниях.
    SP:
    Stack Pointer - смещение в стеке до первой свободной ячейки относительно SS.
    Модифицируется аппаратно по командам push, pop, call, ret и др. Для арифметических операций не пригоден.
    СЕГМЕНТНЫЕ РЕГИСТРЫ
    CS:
    Code Segment - указатель сегмента кода(см. Реальный режим, Виртуальный,
    Защищенный режим). Доступен - только для для чтения.
    DS:
    Data Segment - указатель сегмента данных(см. Реальный режим, Виртуальный,
    Защищенный режим). Доступен для чтения и записи из другого регистра. По умолчанию данные адресуются через этот регистр.
    ES:
    Extra Segment - дополнительный сегментный указатель. Для различных нужд адресации к данным.
    SS:
    Stack Segment - указатель сегмента стека. Доступен для чтения и записи через регистр.
    СЧЕТЧИК КОМАНД
    IP:
    Instruction Pointer - используется для указания адреса следующей команды относительно сегмента, записанного в CS. Программно не доступен.
    10

    РЕГИСТР ФЛАГОВ
    Рис.2 Регистр флагов.
    OF:
    Overflow Flag - флаг переполнения (выхода из старшего разряда в знак) результата на выходе АЛУ при выполнении арифметических операций.
    Соответствует переходу единицы в старший разряд из предыдущего.
    DF:
    Direction Flag - флаг направления цепочечных команд (stos, movs, lods и т.п.).
    При единице регистры DI и SI уменьшаются на единицу, иначе - увеличиваются, что дает возможность получать предыдущий или последующий байт, соответственно.
    IF:
    Interrupt Flag - флаг запрета прерываний. Если флаг = 1, то процессор не реагирует на поступающие аппаратные прерывания (IRQ), кроме немаскируемого (NMI), и они блокируются.
    TF:
    Trace Flag - флаг трассировки. В этом режиме процессор вызывает прерывание
    04 после выполнения каждой инструкции.
    SF:
    Sign Flag - флаг отрицательного результата на выходе АЛУ при выполнении арифметических операций и операций сравнения (как признак “меньше”).
    Соответствует единице в старшем разряде.
    ZF:
    Zero Flag - флаг нулевого результата на выходе АЛУ при выполнении арифметических операций и операций сравнения (как признак равенства).
    AF:
    Auxiliary Flag - флаг переноса из старшей тетрады при выполнении арифметических операций с двоично-десятичными упакованными числами
    (BCD). Эта тема в данном справочнике не рассматривается.
    PF:
    Parity Flag - флаг четного числа единиц на выходе АЛУ (обычно - в AX) при выполнении арифметических операций.
    CF:
    Carry Flag - флаг переноса из старшего разряда (обычно - AX) при выполнении арифметических операций, а также - флаг ошибки обработчиках прерываний.
    11

      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта