Реферат. Учение о материи и её атрибутах
Скачать 41.45 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Реферат на тему: «Учение о материи и её атрибутах» Выполнил студент 1 курса 188 группы факультета медицинской психологии Полтарихин Виктор Александрович Самара 2019 Содержание Введение.....................................................................................3 Глава 1. Понятия «материя»…………...................................4
значение для философии...........................................................4
Глава 2 Атрибуты материи………………………………..…9 2.1. Движение………………………................................9 2.2. Пространство………….............................................11 2.3. Время………………………………………………..12 Заключение................................................................................14 Список литературы...................................................................16 Введение С понятия материя начинается формирование мировоззрения человека, но далеко не в каждом индивидуальном мировоззрении оно имеется. Но если уж оно есть, то выступает результатом, прежде всего самостоятельного мироосмысления. Ведущим началом в процессе формирования мировоззрения личности, а значит, и понятия материи является жизненный опыт индивида, его чувства, переживания, понимание внешнего мира в связи со своим личным бытием. Именно через этот опыт преломляется знание о мире и об отношении к внешнему миру. Поэтому, выбранная мной тема являлась и является актуальной на любом этапе исторического развития общества. Цель реферата: получить представление о философском понятии «материя». Задачи реферата:
Глава 1. Понятия «материя». 1.1.Категория материи и ее фундаментальное значение для философии. Материя — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм. Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Впервые такой способ постижения мира использовали античные философы (воду, апейрон и воздух). Следующим шагом в трансформации понятия материи явился античный атомизм, развивавшийся через учение Анаксагора о качественно различных гомеомериях к представлениям Левкиппа и Демокрита, а затем Эпикура и Лукреция Кара об атомах как единой материальной основе мира. Второй этап становления категории «материя» связывают с эпохой Нового времени, периодом зарождения классической науки, основанной, в частности, на опыте как принципе постижения бытия. Наука этого периода, не изменив качественно представления о материи как первооснове, углубила его, используя такую количественную характеристику, как «масса» . Подобное отождествление материи с массой характерно для работ Г. Галилея, И. Ньютона, М. Ломоносова и Лавуазье, сформулировавших закон сохранения материи, как закон сохранения массы, или веса тел. Для второго этапа характерно: 1. определение материи в границах механистического подхода как первоосновы вещей; 2. рассмотрение ее «самой по себе» вне отношения к сознанию; 3. включение в понятие материи только природного мира, оставляющее за пределами данной категории социальную сферу. Однако уже в новоевропейской философии трактовка материи выходит за рамки традиционного ее понимания, когда в определениях Д. Локка и П. Гольбаха она трактуется как отношение субъекта и объекта, а впоследствии марксизмом – уже как философская абстракция , что и определило ее статус в рамках основного вопроса философии. В условиях научной революции XIX — начала XX века, радикально изменившей представление человека о мироздании и его устройстве, развивается представление о материи как о том, что, действуя на наши органы чувств, вызывает определенные ощущения (Г. Плеханов), или согласно позиции В.И. Ленина, является философской категорией для обозначения единственного всеобщего свойства вещей и явлений — быть объективной реальностью, существующей независимо от человеческого сознания и отображаемой им. Иными словами, материя толкуется здесь в рамках системы субъектно-объектных отношений. В современной философии проблема материи либо уходит на второй план (нетрадиционные направления), либо последняя трактуется как первооснова вещей, неразрывно связанная с такими атрибутами (всеобщими формами бытия), как движение, пространство и время. 1.2.История понятия «материя» В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита. Понятие использовалось Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации. Томас Гоббс определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции). Сущностью материи является протяженность. При этом Гоббс мыслил реально существующую материю как «вторую материю», то есть конкретный субстрат вещей определенного вида. «Первая материя», или материя вообще, общая всем вещам, по Гоббсу, не есть тело, отличное от всех других тел, наполняющих универсум, но и не есть одно из этих тел, поэтому реально не существует. Эта реально не существующая «материя без формы» суть только идея тела вообще, каким оно представляется нам, когда мы мысленно абстрагируемся от его формы и прочих акциденций, за исключением количества и протяженности. По Джону Локку, материя есть протяженная плотная субстанция. Идея материи возникает потому, что мы не представляем себе, как простые идеи разных качеств, доставляемые нам ощущениями, могут существовать сами по себе, без субстрата, которому они принадлежат и от которого происходят. Именно «ощущение убеждает нас в том, что есть плотные, протяженные субстанции». Это знание о существовании материальной субстанции, проистекающее из опыта, Локк считал не подлежащим сомнению. Однако, поскольку все наше знание ограничено идеями, полученными из опыта, идея материальной субстанции остается неясной. Материя, безусловно, есть, но она есть мыслимое нами нечто, нечто такое, что является носителем первичных качеств (акциденций) протяженности и плотности, хотя мы не знаем и не можем знать, что же представляет это нечто само по себе. Джордж Беркли отрицал существование материи. По Беркли, все, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Материя же, по определению, есть нечувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует. В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро. Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств. Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победе идеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи. По И. Канту, «во всякой сущности составные части ее образуют материю, а способ, каким они соединены в вещи – сущностную форму». Соответственно, Кант различал логическую материю и физическую материю. Логическая материя суждения – это данные понятия, в отличие от соединяющей их связки (формы). Физическая материя, или «безграничная реальность вещей вообще», рассматривается как «материя всякой возможности, а ее ограничение (отрицание) – как форма, которой одна вещь отличается от других согласно трансцендентальным понятиям». Физическая материя, есть непроницаемая протяженная субстанция, наполняющая собой пространство и образующая содержание явлений, соответствующее ощущениям. Материя представляет собой только лишь явление, а не умопостигаемую вещь в себе, и поэтому не существует вне и помимо нашей чувственности, априорными формами которой служат пространство и время (трансцендентальный идеализм). Однако, поскольку материя, как всякое явление, есть представление, а представления сознаются мыслящим субъектом как свои собственные, следовательно, это представление, как и сам осознающий его субъект, существует. Таким образом, Кант утверждал реальное существование материи наряду с сознанием (дуализм), как явления действительности, непосредственно воспринимаемого, а не выводимого путем умозаключения (эмпирический реализм). Определение, лежащее в основе марксистских формулировок термина, дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Формулировка Ленина неоднократно критиковалась и оспаривалась. Например, Стивен Прист, член философского факультета Оксфордского университета, считает, что материя - имеющая атомарное и субатомарное строение субстанцию, из которой состоят физические объекты, т.е. все те объекты, которые находятся в пространстве и времени. По мнению Приста, отдельного явления «материя» не существует. Этот вывод имеет три основания: 1) все, что может быть сказано о мире, может быть сказано в терминах физики (физических объектов, событий, структур физических объектов, отношений между ними), поэтому категория материи как субстанции физических объектов является излишней, поскольку ничего не объясняет; 2) сторонник существования материи несет бремя доказательства ее существования, но такого доказательства материалистами не представлено; 3) утверждение несуществования материи позволяет объяснить, почему материю (как субстанцию физических объектов) невозможно зафиксировать эмпирически и невозможно дать ей определение в эмпирических терминах. Глава 2. Атрибуты материи 2.1. Движение. Под движением материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение – это взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Материя не может существовать вне движения. Любой ее объект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроизводятся определенные типы движения. Движение так же абсолютно, как абсолютна материя. Понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества. покой относителен. Первый тип движения - это движение, когда сохраняется качество предмета. Но кроме него существует еще один тип движения, связанный с переходом одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют новый объект. В практике мы постоянно сталкиваемся с этими процессами. В ходе развития производства человечество научается синтезировать из материалов природы все более и более сложные системы. Сквозь призму наших практических взаимодействий с миром можно рассматривать и процессы, происходящие независимо от нас в самой природе. Здесь имеются процессы, связанные с такими качественными преобразованиями, когда происходит усложнение предметов, появление более сложных состояний объекта из более простых. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития – это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем. При этом можно выделить две разновидности процессов развития. Первая разновидность – это процессы качественных превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. Вторая – процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить эволюция звезд. В рамках биологической материи также можно обнаружить рассматриваемый тип. Пример тому – формирование новых видов животных и растительных организмов. В общественной жизни в качестве образца этой разновидности развития выступает смена различных ступеней развития общества. Наряду с данной разновидностью развития материи можно выделить вторую разновидность, связанную с переходом от качественных состояний, характерных для одного уровня организации материи, к качественному состоянию другого уровня организации. Формирование из элементарных частиц атомов и молекул, переход от неорганической природы к биологическим уровням организации, становление человека и его общественной жизни – все это примеры развития, сопровождающиеся усложнением уровней организации материи, появлением новых уровней организации, новых видов материи. 2.2. Пространство. Для обыденно-житейских представлений пространство и время – нечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевидное. Пространство и время - это всеобщие формы бытия материи. Нет и не может быть материи вне пространства и времени. Как и материя, пространство и время объективны, независимы от сознания. Структура и свойства движущейся материи определяют структуру и свойства пространства и времени. Пространство и время зависят не только от материи, но и друг от друга. Это обнаруживается даже при простом механическом перемещении: по положению солнца на небе можно определить время, а для определения координат космического корабля нужно задать время. Более глубоко связь пространства и времени раскрыла теория относительности. Она ввела единое понятие четырехмерного пространства и времени (пространства Минковского). Так данные современного естествознания подтверждают единство материи, движения, пространства и времени. Понятие пространства имеет смысл лишь постольку, поскольку сама материя дифференцирована, структурирована. Если бы мир не имел сложной структуры, если бы он нее расчленялся на предметы, а эти предметы в свою очередь, не членились на элементы, связанные между собой, то понятие пространства не имело бы смысла. Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах. К всеобщим свойствам пространства относятся:
2.3. Время Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем. В обыденной жизни и в практической деятельности понятие времени образуется благодаря сравнению, сопоставлению различных процессов движения. Например, мы говорим: лекция длится 1,5 часа. Это значит, что сложные, развертывающиеся один за другим качественно специфические процессы, взятые как единое целое, сравниваются, сопоставляются с другим процессом – колебаниями маятника часов и вызванным этими колебаниями движением часовой и минутной стрелок. Человеку свойственно интуитивное чувство времени, не всегда им осмысливаемое. Его можно зафиксировать экспериментально. Интуитивное чувство времени основано на том, что в нашем организме существует множество периодических процессов, которые выступают в функции часов. По ним как бы измеряется длительность внешних процессов. Оказывается, что все организмы имеют как бы встроенные внутрь себя биологические часы, в функции которых выступают различные жизненные ритмы – периодически возникающая и затухающая активность клеток и отдельных органов.14 К всеобщим свойствам времени относятся:
Существование каждого тела имеет начало и конец, поэтому время существования этого тела конечно и прерывно. Но при этом материя не возникает из ничего и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Отсутствие разрывов между моментами и интервалами времени характеризует непрерывность времени. Время одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к будущему. Заключение Задачей философии в рамках, выбранной мною темы, является исследование всеобщих свойств материи, обеспечивающих единство объектов мира и, главное, делающих возможным их качественное многообразие вплоть до появления таких высших форм организации, как жизнь, разум, общество, культура, дух, ценности. В первой главе я попытался раскрыть понятие материя, показать её фундаментальное значение для философии. Материя — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. Также хотелось бы отметить, что в современной философии проблема материи стала уходить на второй план, либо трактуется как первооснова вещей, неразрывно связанная с такими атрибутами, как движение, пространство и время. Второй подпункт этой главы я посветил история понятия «материя». В нём я рассмотрел точки зрения различных философов, таких как Д.Беркли, Д. Локк, Т. Гоббс, И. Кант, В.И.Ленин, и другие. Их виденье понятия материя довольно сильно разнилось. Например, Т. Гоббс определял материю как тело, рассматриваемое в отношении его формы, и выделял 2 вида материи: «Первую материю» (Идею) и «Вторую материю» (Реально существующая). Ленин говорил, что материя это категория объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, и существует независимо то нас. А Д.Беркли и вовсе не признавал существование материи. Во второй главе своей работы я хотел рассказать об атрибуты материи, которыми являются движение, пространство и время. Движение - способ существования материи. Проблема движения в философии занимает одно из центральных мест. Любой объект находится в движении. Движение имеет всеобщий и необходимый характер, движение - основа существования вещей, их целостности и структуры. Все объекты материального мира есть одновременно и вещи, и процессы. Предмет не существует без движения, движение - без предмета. Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах. Время - форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем. Работая над рефератом, я сформировал представление о философском понятии материи. Это принципиально важно, т.к. понятие «материя» является одним из основополагающих, фундаментальных понятий философии. Оно напрямую связано с мировоззрением человека, а, следовательно, и с его личным бытием и отношением к миру. Поэтому рассмотрение этой темы помогло мне расширить свой кругозор, взглянуть на мир с иной точки зрения и в какой-то мере познать себя. Список литературы 1.Батурин, В.К. Философия науки: Учебное пособие / В.К. Батурин. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 303 c. 2.Гуревич П.С. Основы философии. М.: Гардарики, 2013. — 238 с. 3.Губин, В. Д. Философия: учебник / В. Д. Губин. – Москва: Проспект, 2013. – 332 с. 4.Канке, В.А. Основы философии. / В.А. Канке. – М.: Логос, 2013.- 288 с 5. Под ред. д-ра филос. наук А.И. Липкина. Философия науки: учеб. пособие, 2015. – 673 с. |