Учение_о_множественности_миров_1669721314. Учение о множественности мировАтомистическая космология и проблемамножественности миров
Скачать 38.37 Kb.
|
Учение о множественности миров Атомистическая космология и проблема множественности миров Впервые идея о множественности миров была выдвинута Левкиппом, который считал Вселенную беспредельной, основу которой составляют пустота и полнота. Из них возникают бесконечные миры. Процесс возникновения миров происходит следующим образом: множество разновидных тел выделяется из беспредельности и направляется в пустоту, при этом скапливаясь. Элементы, кружась, разделяются по взаимному сходству. В описании формирования структуры миров, данного Диогеном, разбирается возникновение Луны, Солнца, звезд и Земли. Согласно теории Левкиппа, мир имеет структуру. У атома такая структура отсутствует, так как в нем нет пустоты. Наличие пустоты в мирах и сложных телах объясняет их изменчивость. Из бесконечности Вселенной исходят бесконечная множественность миров. В представлении Аристотеля Вселенная является упорядоченной системой. Если Аристотель и Платон рассматривают Вселенную как органически целесообразное устройство, то Демокрит представляет Вселенную в виде движения атомной пыли. Таким образом, идея о бесконечно множественности миров связана с исходными механистическими установками. Проблема множественности миров в учении Николая Кузанского В рамках средневекового мировоззрения мир представлялся конечным и замкнутым. Николай Кузанский сформулировал концепцию бесконечно открытого мира. идеи о множественности миров у Кузанского фактически нет, есть лишь мир, имеющий свойство бесконечности. По мнению Кузанского, этот мир населяют существа, непохожие на человека. И обитают эти существа в «звездной области», в роли которой выступают Солнце, Луна и Земля. По мнению Кузанского, множественность заключается лишь во взаимодействии, то есть частный мир является конкретизацией мира Вселенной. Замечание 1 Парадоксом учения Николая Кузанского является то, что мир не является бесконечным, но рассматривать его как конечный нельзя. Таким образом, не говоря об этом прямо, Кузанский развивает представление о бесконечной множественности миров. Учение Джордано Бруно о множественности миров Идея о множественности миров и бесконечности Вселенной является ведущей идеей Джордано Бруно. философия бесконечности Вселенной является противоречием религиозной философии о единственности и конечности мира. Одушевленность Вселенной в учении Бруно выражается в мировой душе, главной характеристикой которой является функция посредничества между Вселенной и единым. Наличие души говорит о том, что Вселенная является одушевленной и есть сама жизнь, а миры в учении Бруно выступают в качестве одушевленных индивидов, имеющих огромные размеры. Миры наделены не только жизнью, но и достоинством, которое заключается в сохранении и поддержании жизни. Согласно средневековой традиции, которая признает способность творца к сотворению бесчисленного количества миров, Бруно предполагает, что учение о бесконечной множественности миров, развиваемое им, не противоречит не только разуму и научным данным, но также согласуется с принципами религии и нравственности. В соответствии с учением Бруно, сохранение мира, его устойчивость, выражающуюся в бессмертии, рождение новых миров обеспечивает один механизм, который он называет атомно- частичным межмировым метаболизмом. По мнению Бруно, миры являются бессмертными, но при этом их гибель возможна. Ввиду того, что вселенная является бесконечным живым организмом и является отражением божественного лика, в ней всегда господствует устойчивый порядок. По мнению Бруно, бесконечность Вселенной предполагает бесконечную множественность миров, а признание конечности Вселенной подразумевает признание единства мира. именно в связи бесконечности Вселенной и множественности миров заключается специфика учения Бруно. Принцип однородности Вселенной играет ключевую роль в обосновании бесконечной множественности миров. Онтологическая однородность приводит к ряду важных выводов, одним из которых является равномерность распределения совершенства. Это означает, что во Вселенной не существует областей, в которых преимущественно скапливалось бы зло и добро. Рассматривая соотношение чувств и разума, Бруно признает право на объяснение смысла понятия бесконечности только за разумом. Обоснование тезиса о бесконечности Вселенной и множественности миров означает, что одно пространство не отличается от другого, соответственно, другие пространства также могут содержать миры. Бруно поддерживает теорию свертывания и развертывания, предложенную Николаем Кузанским, а также принцип совпадения противоположностей. Согласно теории свертывания и развертывания, бог в свернутом виде содержит то, что Вселенная содержит в развернутом виде. Вселенная выступает в качестве великого и бесконечного создания, а бесконечное превосходство и величие Вселенной наблюдаются и у бесчисленных миров. Вселенная, являясь бесконечным целым, выходит за пределы возможностей познавательной деятельности человека. Вселенная является тождеством противоположностей. Таким образом, основными моментами, являющимися структурой учения Бруно о бесконечной множественности миров, являются следующие: Вселенная является бесконечной Вселенная однородна в физическом и пространственном плане принцип достаточного основания, принцип изономии в учении существует теологический критерий, согласно которому благое должно существовать онтологический и аксеологический примат бесконечного над конечным соблюдение принципа тождества действительности и возможности принцип развернутой и свернутой форм бесконечности принцип полноты. Замечание 2 Все вышеперечисленные моменты связаны между собой, и их взаимосвязь позволяет Бруно развернуть аргументацию в пользу бесконечной множественности миров. Таким образом, идея о множественности миров, зародившись еще в Древней Греции, получила развитие в учении Джордано Бруно. |