Ученый
| Формирование личности
|
Структура личности
| К. Юнг
| Общая духовная энергия сексуального желания, которая принимает множество форм, направляет человеческий опыт через врожденные архетипы.
| Как и З.Фрейд, К.Г.Юнг выделял в структуре личности (души) человека сознательную и бессознательную сферы. С точки зрения К.Г.Юнга, эти сферы по сути противоположны друг другу: «бессознательное, как верит Юнг, подобно отражению горы в озере, зеркальному отображению, обратной стороне сознательного … бессознательное рассматривается как выполняющее компенсаторную функцию» Сознательная сфера, по мнению К.Г.Юнга, включает в себя осознаваемые мысли, чувства, воспоминания и ощущения и служит основой самосознания, позволяя человеку воспринимать самого себя целостной и постоянной личностью
В структуре бессознательной сферы личности К.Г.Юнг выделял два отдельных, но взаимодействующих компонента: личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное бессознательное – это более поверхностный слой бессознательного, содержание которого представляет собой чувственные комплексы – «скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта»
Комплексы, как правило, образуются в результате воздействия механизма вытеснения – забывания психотравмирующей информации.
| А. Адлер
|
По мнению Адлера, очень важную роль в формировании структуры личности человека играет его семья, т.е. люди, которые окружают его в раннем возрасте. Адлер (ведущий психоаналитик) особенно подчеркивал важность социального окружения. Он утверждал, что дети не рождаются с готовой структурой личности, а только с архетипами, сформировавшимися в их жизни. Он утверждал, что стиль жизни является самой важной структурой.
| Личность, восприятие и поведение формируются под влиянием чувства неполноценности, которое в свою очередь приводит к стремлению к превосходству. Таким образом, согласно теории Адлера, основа личности имеет двойственную природу. На нее влияют образ жизни и вымышленный финализм. Согласно адлерианской индивидуальной психологии, стиль жизни формируется под влиянием отношений ребенка с родителями. На него влияют страдания, с которыми сталкиваются молодые люди. Он делит их на три основные категории: чрезмерная опека, пренебрежение ребенком и физические недостатки. Страдания порождают у ребенка чувство неполноценности, которое он или она пытается преодолеть на протяжении всей жизни. Когда человек вырастает, он сталкивается с основными жизненными проблемами, такими как работа, карьера, развитие личных (романтических и любовных) отношений и формирование дружеских отношений с другими людьми.
Кроме того, на стиль жизни оказывает влияние творческий центр личности - творческое Я. По мнению Адлера, это важный фактор, который обеспечивает дополнительную мотивацию для личности. От этого фактора зависит многое, в том числе развитие памяти и воображения, осознание окружающего мира.
Наконец, порядок рождения играет определенную роль в развитии личности. По мнению Адлера, это важный момент в жизни человека.
|
|
|
| |