История. Указ о единонаследии
Скачать 49.43 Kb.
|
Указ о единонаследии: 23 марта 1714 г. 1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: 2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом. <...> 3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему, а прочее другим, кому надлежит равным образом. 4. Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест, пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до семнадцати, а женской до семнадцати лет; и в те уреченные лета должен тот наследник их братей и сестр кормить и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужский пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь. <...> 5. И для того надлежит отцам или матерям заранее духовные писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или мать умрет без духовной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведомы, и требовать, дабы пожитки описать, и доли им определить при свидетелях. А покамест наследники недвижимых вещей до двадцати лет возраста своего не приидут, а другие оставшиеся в движимых имениях обоего пола до вышеписанных лет не приспеют, никаким их письмам или записям не верить, который прежде тех лет явятся у кого; и дабы кадеты обоих полов каким образом не были притеснены в молодых летах, того для, невольно в брак вступать, ранее, мужеского пола до двадцати, а женского до семнадцати лет. Источник: Хрестоматия по истории государства и права России / Ю.П.Титов. – М., 2002. – 154-168, Полное собрание законов Российской империи. Т. V. № 2789. Глоссарий Вотчина – земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно (от слова «отец») с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян. Поместье – вид земельного владения, которое предоставлялось государством служилым людям за несение военной и государственной службы. Первоначально без права продажи, обмена и наследования. В 16-17 вв. установилось наследственное владение поместьем. Дворяне, владевшие поместьем, стали называться помещиками. С изданием в 1714 г. Указа о единонаследии поместье слилось с вотчиной в единый вид земельной собственности - имение. Генеральный регламент Устав государственной гражданской службы в России XVIII—XIX веков, изданный 28 февраля 1720 года. Составлен при участии Петра I. Генеральный регламент ввёл систему делопроизводства, получившую название "коллежской" по названию учреждений нового типа — коллегий. Его царское величество, всемилостивейший наш государь … ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного исчисления приходов, и поправления полезной юстиции и полиции, ради возможного охранения своих верных подданных, и содержания своих морских и сухопутных войск в добром состоянии, такоже коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения пошлин и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие государственные коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Воинская, Адмиралтейская, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Коммерц, Штатс-контор-, Берг- и Мануфактур-коллегии. Глава II. О преимуществе коллегий Понеже все государственные коллегии, токмо под его царского величества особливым, також и правительствующего сената, указами обретаются; буде же сенат о каком деле что повелит, а коллегиум усмотрит, что то его величества указам, и высокому интересу противно: то государственному коллегиуму не должно того вскоре исполнять, но имеет в сенате о том надлежащее письменное предложение учинить. И ежели сенат, не взирая на оное, при прежнем своем определении пребудет, то сенат в том ответ дать повинен, а коллегиум, по письменному указу сенатскому исполнять, и потом его царскому величеству об оном донести должен, а ежели не известить: то коллегиум вся подвержена будет тому наказанию, по силе вреды. Того ради изволяет его царское величество, всякие свои указы в сенат и в коллегии, також и из сената в коллегии ж отправлять письменно; ибо как в сенате, так и в коллегиях словесные указы никогда отправляемы быть не надлежат. Гл. XXV. Надзирание на поступки служителей. Президенты и вице-президенты имеют смотреть, чтоб служители в коллегиях, канцеляриях и конторах должность свою знали; и хотя главное дело в том состоит, чтоб каждый свое дело знал и верно и прилежно оное отправлял, то, однако ж, надлежит, чтоб вышние над поступками и обхождением подчиненных своих служителей надзирание имели и каждого к добродетели и достохвальному любочестию побуждали, чтоб безбожного жития не имели, также пития и игры, лжи и обманства удерживали, и чтобы в одежде чисто содержались, а в обхождении недерзостно поступали. Буде же увещание и обучение не поможет и надежды ко исправлению не будет, то такого служителя наказать отнятием чина или весьма отставить. Источник: Реформы Петра I. Сборник документов. Сост. В.И. Лебедев. М., Гос. соц.-эк. изд-во, 1937. С. 108-120. Иван Посошков «Книга о скудности и богатстве», 1724 года Книга написана для Петра I. В ней содержится множество предложений, касающихся различных сторон государственной и общественной жизни, обсуждаются вопросы административного устройства, суда, законодательства, просвещения, говорится о положении крестьянства. Книга делится на 9 глав, в которых речь идет о духовенстве, о воинских делах, о правосудии, купечестве, о ремесле, о разбойниках, о крестьянстве, о земляных делах, о царском интересе и о государственных финансах. ..."А кои у нас в Руси обретаются вещи яко соль, железо, иглы, стекляная посуда, зеркала, очки, оконешные стекла, шляпы, скипидар, робячьи игрушки, вохра, черлень, празелень пулмет, то всем тем надобно управлятися нам своим, а у иноземцов отнюд бы никаковых тех вещей и наполнены не покупать. А и сукон салдатских, мнитца мне, у иноземцов покупать не надобно ж, потому что наши руские сукна, аще и дороже заморских станут, обаче тыи денги из царства вон не выдут. Того ради и сукнами нам потребно прониматися своими ж, чтоб те денги у нас в Руси были... А самаго ради лучшаго царственного пополнения надлежит и прочие заморские товары с разсмотрением покупать; ибо те токмо надлежит товары покупать, без которых нам пробыть не мочно. <...> Источник: Хрестоматия но истории СССР с древнейших времен до 1861 года / сост. П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. М. : Просвещение, 1987. С. 259–263. Таможенный тариф 1724 года Протокол соединенного присутствия коммерц-коллегии и мануфактур-коллегии 11 ноября 1723 года, по обсуждению вопроса о назначении таможенных пошлин на привозимые и отпускные товары. …на вывозимые товары, которые делаются на российских мануфактурах На бахрому золотую и серебряную по силе его императорского величества именного указа 1718 года, а на мишурную, хотя оной фабрики в России нет, однако дабы не вывозили под видом тех золотых и серебряных бахром; а на шелковую для того, что она делается в России, положить 25 процентов. На всякую бумагу 12. процента для того, что она делается в России, но только еще в совершенство не приходила, к тому же и материалами недовольна. На золото и серебро золоченое и пряденое по силе указа 1718 года, 25 процентов. На иглы 37. процента для того, что в России делаются. Мылу испанскому, итальянскому быть в той же силе для того, что в России не делается. На пуговицы шелковые, и гарусные, и шерстяные, и волосяные, и медные всяких рук с оценки 5 процентов для того, что оных здесь фабрики не имеется. Портупеям кожаным быть в той силе для того, что в России фабрики нет, а делают партикулярно. Рукавицам всем быть в той же силе для того, что в России фабрики нет. Отвозные На кожи, лосиные, и оленьи, и сайгачьи неделанные 37. для того, что потребные на российские фабрики, а на деланные 5 процентов. На кожи воловые и коневые, на лосиное дело 2 процента. Кожи козлиные не деланные 37. для того, что оные потребны на фабрики и на мундир, а на деланные 3 процента. На пряжу всякую 37. для того, что оная употребляется в мануфактуры. Источник: По изданию: Реформы Петра I. Сборник документов. Сост. В.И. Лебедев. М., Гос. соц.-эк. Изд-во, 1937. Персоналии Посошков И. Т. (1652-1726 гг.) –выдающийся русский экономист, публицист, предприниматель и изобретатель. Первый русский экономист-теоретик. Основное сочинение —социально-экономический трактат «Книга о скудости и богатстве» (опубликована в 1842 г.). Сторонник военных и экономических преобразований Петра I. Придерживался меркантилистских взглядов. Инструкция Петра I волонтерам, отправленным за границу для обучения морскому делу 1697 год 1.Знать чертежи и карты морские, компас, также и прочие признаки морские. 2.Владеть судном как в бою, так и в простом шествии, и знать все снасти, или инструменты к тому надлежащие: паруса и веревки, а на катаргах и иных судах весла и прочие. 4.Если же кто похочет впредь получить себе милость большую по возвращении своем то к сим вышеописанным повелениям и учениям научились знати, как делать те суда, на которых они искушение свое примут. 5.Когда возвращаться будут к Москве должен всяк по два человека искусных мастеров морского дела привести с собою до Москвы на своих проторях, а те протори, как они придут, будут им заплачены. Сверх того, отсюда из салдат даны будут для того учения по одному человеку. А кто из салдат взять не похочет, а тем или знакомца или человека своего тому ж выучит, а салдатам будет прокорм и проезд из казны. А буде, кроме салдат, кто кого выучит, и за всякого человека за прокорм дано будет по сту рублев,и о том, солдат кто взять похочет или из своих кого учит, объявить комисарий генералу немедленно. Источник: Выверено по изданию: Реформы Петра I. Сборник документов. Сост. В.И. Лебедев. М., Гос. соц.-эк. Изд-во, 1937. Юности честное зерцало, или показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов Руководство о правилах хорошего тона и поведения в обществе. В 1717 году книга была переиздана дважды и подвергалась переизданиям вплоть до конца XIX века. 18. Младой шляхтич, или дворянин, ежели в экзерциции (в обучении) совершен, а наипаче в языках, в конной езде, танцовании, в шпажной битве, и может добрый разговор учинить и в книгах научен, оный может прямым придворным человеком быть. 27. Младые отроки должны между собою говорить иностранными языки: дабы тем навыкнуть могли, а особливо когда им что тайное говорить случится, чтоб слуги дознаться не могли и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать. 55. Когде в беседе или в компании случится в кругу стоять, или сидя при столе, или между собой разговаривая, или с кем танцуя, не надлежит никому неприличным образом в круг плевать, но на сторону, а ежели где много людей, то прийми харкотины в платок, а так невежливым образом не мечи на пол или отъиди для того, дабы никто не видал, и подотри ногами так чисто, как можно. 57. Рыгать, кашлять и подобные такие грубые действия в лице другого не чини, но всегда либо рукой закрой, или отворотя рот на сторону, или скатертью, или полотенцем прикрой, чтоб никого не коснуться, тем сгадить. Когда прилучится с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: в первых, обрежь свои ногти, да не явится якобы оные бархатом обшиты, умой руки, сиди прямо и не хватай первый в блюде, не жри, как свинья, и не дуй, чтоб везде брызгало, не сопи, будь воздержан и бегай пьянства, в блюде будь последний, когда тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому, не утирай губ рукою, но полотенцем, не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом, зубов ножом не чисти, но зубочисткою и одной рукой прикрой рот, когда зубы чистишь, ешь, что пред тобой лежит, а инде не хватай. Не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают крестьяне. Не замарай скатерти и не облизывай перстов. Около своей тарелки не делай забора из костей и протчего. Источник: А.С.Орлов. Хрестоматия по истории России с древнейшихвремен до наших дней– М.: Проспект 1999, – С.180–185. Глоссарий Юности честное зерцало — русский литературно-педагогический памятник начала XVIII века, подготовленный по указанию Петра I. Автор-составитель памятника неизвестен; в создании книги активное участие принимал сподвижник Петра I Яков Брюс, который курировал ее издание. «Табель о рангах» - Закон о порядке государственной службы, утвержденный Петром I в 1722 году. «Табель о рангах» вводила новую классификацию служащего люда: место аристократической иерархии, породы и родословных книг заняла бюрократическая иерархия, заслуги и выслуга лет
Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. Отв. ред. А.Г.Маньков. М., Юридическая литература, 1986. Основная таблица находится на страницах 56-61: ранги I-VI - с.56-57, ранги VII-IX - с.58-59, ранги X-XIV - с.60-61; при этом воинские ранги - на четных страницах, статские и придворные – на нечетных. https://dlib.rsl.ru/viewer/01003341475#?page=1 Наказ Екатерины II Комиссии по составлению проекта нового Уложения 1767 –1768 гг.) «Наказ» был издан в качестве руководства для депутатов Комиссии. В основу документа, состоящего из 22-х глав и 655-ти статей, вступления, заключения и двух дополнений легли: трактат Ш.Л. де Монтескьё «О духе законов» и сочинение Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». 9. Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе, власть не может действовать сходно с пространством столь великого государства. 10. Всякое другое правление не только было бы России вредно, но и в конец разорительно. 11. Другая причина та, что лучше повиноваться законам под одним господином, нежели угождать многим. 33. Надлежит, чтобы законы, поелико возможно, предохраняли безопасность каждого, особо гражданина. 34. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам. 36. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб делать все, что кому угодно. 39. Государственная вольность в гражданине есть спокойство духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию: и чтобы люди имели сию вольность, надлежит быть закону такову, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялися бы все одних законов. 222. Самое надежнейшее обуждание от преступлений есть не строгость наказания, но когда люди подлинно знают, что преступающий законы непременно будет наказан. 250. Гражданское общество, так как и всякая вещь, требует известного порядка; надлежит тут быть одним, которые правят и повелевают, а другим, которые повинуются. 295. Не может земледельство процветать тут, где никто не имеет ничего собственного. 296. Сие основано на правиле весьма простом: «Всякий человек имеет более попечения о своем собственном, нежели о том, что другому принадлежит; и накакого не прилагает старания о том, в чем опасаться может, что другой у него отымет». 299. Не худо бы было давать награждение земледельцам, поля свои в лучшее пред прочими приведшими состояние 496. Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые жестокие сердца и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные тишине государства и соединению граждан. Источник: Зотов В. Д. Императрица Екатерина и ее «Наказ» // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Политология. 2000. №2. С.21-32. Персоналии: Чезаре Беккариа (1738—1794 гг.) - итальянский мыслитель, публицист, общественный деятель эпохи Просвещения. Одним из первых в Европе Беккариа выступил за отмену смертной казни и других наиболее жестоких наказаний. В 1786 г. идеи Беккарии легли в основу первого современного уголовного кодекса, в котором отсутствовала сметная казнь. Шарль Луи де Монтескьё - (1689-1755), французский философ и литератор эпохи Просвещения, известный своей защитой принципа разделения исполнительной, законодательной и судебной власти. Жалованная грамота дворянству 21 апреля 1785 г. 1.Дворянское название есть следствие, исключающее от качества и добродетели наличествовавших в древности мужей, отличавших себя заслугами, тем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное. 2. … да и пребудет навеки благородное дворянское достоинство неотъемлемо наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются… 6. Преступлении, основания дворянского достоинства разрушающие и противные, суть следующие: а) Нарушение клятвы; б) Измена; в) Разбой; г) Воровство всякого рода; д) Лживые поступки; е) Преступления, за кои по законам следовать имеет лишение чести и телесное наказание; ж) Если доказано будет, что других уговаривал или научал подобные преступления совершить. 8. Без суда да не лишится благородный, окромя своими равными… 12. Да не судится благородный, окромя своими равными… 15. Телесное наказание да не коснется благородного. 20. … Во всякое таковое Российскому самодержавию нужное время, когда служба дворянства общему добру нужна и надобна, тогда всякий благородный дворянин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадите ни труда, ни самого живота для службы государственной. 26. Благородным подтверждается право покупать деревни. по деревням… 27. Благородным подтверждается право оптом продавать, что у них в деревнях родится или рукоделием производится. 28. Благородным дозволяется иметь фабрики и заводы по деревням. 37. Нашим верноподданным дворянам жалуем дозволение собираться в той губернии, где жительство имеют и составить дворянское общество в каждом наместничестве и пользоваться правами, выгодами, отличностями и преимуществами… 39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избрать губернского предводителя дворянства той губернии… 40. Десять заседателей (Верховного земского суда и заседатели Советного суда, уездного суда и Нижнего земского суда) выбираются через всякие года дворянством всех уездов. Источник: Российское законодательство Х-ХХ вв.: в 9 т. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма. Отв. ред. Е.И. Индова. М., Юридическая литература, 1987. Манифест Великой Императрицы Екатерины II о присоединении Крымского полуострова, острова Тамани с всея Кубанской стороны к России. 8 апреля 1783 г. В прошедшую с Портою Оттоманскою войну, когда силы и победы оружия Нашего давали Нам полное право оставить в пользу Нашу Крым, в руках Наших бывший, Мы сим и другими пространными завоеваниями жертвовали тогда возобновлению доброго согласия и дружбы с Портою Оттоманскою, преобразив на тот конец народы Татарские в область вольную и независимую … ...Возвещая жителям тех мест силою сего Нашего Императорского манифеста таковую бытия их перемену, обещаем свято и непоколебимо за Себя и Преемников Престола Нашего содержать их наравне с природными нашими подданными, охранять и защищать их лица, имущество, храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно; и дозволить напоследок каждому из них состоянию все те правости и преимущества, каковыми таковое в России пользуется; напротив чего от благодарности новых Наших подданных требуем и ожидаем Мы, что они в счастливом своем превращении из мятежа и неустройства в мир, тишину и порядок законный потщатся верностью, усердием и благонравием уподобиться древним Нашим подданным и заслуживать наравне с ними Монаршую Нашу милость и щедроту. Источник: Полное собрание законов Российской Империи, Т. XXI, №15.708. Петербургская конвенция между Россией и Австрией о первом разделе Польши 25 июля 1772 г. Дух партий, смуты и междоусобия, которыми в течение уже многих лет волнуется королевство Польское, и анархия, приобретающая там с каждым днем новые силы, так что подрывает наконец всю власть законного правительства, возбуждают справедливые опасения к тому, что может наступить совершенное распадение государства, что интересы соседей Польши будут нарушены, нарушено будет доброе согласие, установившееся между ними, и возбуждена будет всеобщая война, как уже в действительности этими смутами и возбуждена война, которую е.в. императрица всероссийская ведет с Оттоманской Портой.<…> Статья III Ее апостольское в-во императрица-королева … гарантирует … за е.в-вом императрицей всероссийской те земли и области Польши, во владение которыми вступит е.в. в силу общего соглашения и которые состоят из остальной части польской Литвы, а также из части Полоцкого воеводства, находящейся по сю сторону Двины, и равным образом из воеводства Витебского, так что река Двина образует естественную границу между двумя государствами … так, что все Мстиславльское воеводство, как по сю, так и по ту сторону Днепра, и обе оконечности Минского воеводства выше и ниже Мстиславльского воеводства по сю сторону новой границы и Днепра будут принадлежать Российской империи; от впадения же реки Дручи Днепр составит границу между обоими государствами, сохраняя за городом Киевом и его округом те границы, которые они имеют в настоящее время по другому берегу этой реки. Конвенция между Россией и Пруссией о втором разделе Польши 12 января 1793 г. Смуты, действующие в Европе вследствие гибельной революции, случившейся во Франции, представляют неизбежную и всеобщую опасность по своему развитию и распространению……..; е.в. императрица всероссийская и е.в. король прусский немедленно вслед за счастливым возобновлением дружественных и союзных трактатов, бывших между ними, поспешили обратить все свое внимание на этот столь важный предмет и по взаимному сообщению с полным доверием своих намерений и соображений в сем отношении они нашли основания к опасениям тем более веским, что по верным признакам они убедились, что тот же дух восстания и нововведения, который царствует в настоящее время во Франции, готов проявить себя в королевстве Польском, непосредственно прилежащем к их обоюдным владениям. Чтобы определить и обеспечить в этом смысле их обоюдные интересы, а также интересы е. в. императора римского, короля венгерского и богемского, их общего союзника, разделяющего их принципы и стремящегося к общей с ними цели, их упомянутые величества признали за благо постановить и заключить между собой особую формальную конвенцию, но во всяком случае секретную. Статья I Е.в. императрица всероссийская принимает на себя обязательство на все время продолжения настоящих смут, возбужденных восстанием Франции и нападением ее на Германию и на наследственные владения своих союзников…….. к оказанию помощи и содействия своим союзникам В случаях, определенных трактатами, а равным образом к подавлению и удержанию по первому сделанному ей требованию всякого восстания и возмущения, могущего обнаружиться в Польше. Статья II ……е.в. императрица всероссийская ….. вступит во владение землями и провинциями, расположенными и заключающимися в линии, означенной на карте, начинающейся от поселения Друи, находящегося на оконечности Семигалии на левом берегу Двины; отсюда линия продолжается через Нароч и Дубраву, направляясь по границе Виленского воеводства идет к Несвижу, потом к Пинску, а отсюда проходя через Кунев между Вышгородом и Новогробли близ границы Галиции, по которой она следует до реки Днестра; следуя по течению этой реки, она оканчивается у Егорлыка, нынешней границы России с этой стороны, так что все земли, города и округи вышеуказанные будут принадлежать на вечные времена Российской империи и отныне гарантируются за нею е.в.королем прусским самым формальным и обязательным образом. Источник: Под стягом России: Сборник архивных документов. М., Русская книга, 1992. Н. И. Костомаров о Петре I "Преобразовательные приемы Петра, начавшиеся с внешних признаков, должны были возбудить соблазн, вражду, отвращение и противодействие. Русский народ видел в своем царе противника благочестия и доброй нравственности; русский царь досадовал на свой народ, но настойчиво хотел заставить его силою идти по указанной им дороге. Одно давало ему надежду на успех: старинная покорность царской власти, рабский страх и терпение, изумлявшее всех иноземцев, то терпение, с которым русский народ в прошедшие века выносил и татарское иго, и произвол всяких деспотов. Петр понимал это и говорил: «С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русскими не так: если б я не употреблял строгости, то бы уже давно не владел русским государством и никогда не сделал бы его таковым, каково оно теперь. Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей» Источник: Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3-х томах. Т.3. Феникс, 1998. С.27. В. О. Ключевский о Екатерине II «Слава была новым впечатлением для русского общества, и в ней тайна популярности Екатерины. В её всесветной славе русское общество впервые почувствовало свою международную силу, она открыла ему его самого: Екатериною восторгались, как мы восторгаемся артистом, открывающим и вызывающим в нас самим нам дотоле неведомые силы и ощущения; она нравилась потому, что через неё стали нравиться самим себе. С Петра едва смея считать себя людьми и ещё не считая себя настоящими европейцами, русские при Екатерине почувствовали себя не только людьми, но и чуть не первыми людьми в Европе. За это не ставили ей в счёт ни ошибок её внешней политики, ни неудобств внутреннего положения, ни поступков, недостойных ни её ума, ни сана. Общее настроение сглаживало эти неровности, вследствие которых империя последних лет царствования представляла по закону, по общему впечатлению стройное и величественное здание, а вблизи, в подробностях - хаос, неурядицу, картину с размашистыми и небрежными мазками, рассчитанными на дальнего зрителя». Источник: Ключевский В. О. Императрица Екатерина II // Исторические портреты. М., 1990. С.340. С. Ф. Платонов о Павле I Важнейшие факты внутренней деятельности императора Павла не могут быть изложены в виде стройной и правильной системы управления именно потому, что в основе деятельности Павла лежали его личные чувства и взгляды, не всегда постоянные и определенные. Первым правительственным актом большой важности в царствование Павла был акт о престолонаследии, обнародованный при короновании его 5 апреля 1797 г. Порядок наследования определялся «Учреждением об императорской фамилии» очень подробно по праву «естественному». Вместо прежнего, установленного Петром Великим в 1722 г., порядка произвольного назначения наследника престола лицом царствующим установлялся неизменный порядок перехода престола по прямой нисходящей линии от отца к старшему сыну, «дабы государство не было без наследника, дабы наследник был назначен всегда законом самим, дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать». <…> . В отношении сословий политика императора Павла проникнута была тем же духом противоречия политике Екатерины, какой заметен и в его административных мерах. Ряд привилегий, данных Екатериной дворянству и в меньшей степени горожанам, не согласовался с личными взглядами Павла на государственное положение русских сословий. Император не допускал возможности существования в государстве привилегированных лиц, а тем более целых групп, и высказал это в очень резких фразах. «В России велик только тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю», — так выразился однажды Павел в беседе о русских аристократах. Ясно, что не только закрепления, но и соблюдения сословных прав, созданных Екатериной, от Павла ожидать было трудно. И действительно, Павел уничтожил некоторые привилегии высших классов (при нем дворяне и горожане снова подпали телесным наказаниям за уголовные преступления); Павел ограничил во многом действие Жалованных грамот 1785 г., стеснил местное самоуправление. Он установил законом 1797 г. высшую норму крестьянского труда в пользу помещиков (три дня барщины в неделю) и таким образом положил первое ограничение помещичьей власти. К тому же ограничению вело и запрещение продавать дворовых людей и крестьян без земли с молотка. Такое направление мер Павла в защиту низшего класса и в ущерб интересам высших классов указывает на начало переворота в правительственной деятельности, который наступил яснее в эпоху императора Александра I и позднее повел к падению крепостного права и исключительных сословных привилегий. Твердо, стоя на одном принципе самовластия, Павел, впрочем, не выдерживал своих настроений и, как во всем, далек был от строгой последовательности и в сословной политике...В 4 года царствования Павел раздал более полумиллиона крестьян, тогда как Екатерина за 36 лет своего царствования раздала их 800000(обоего пола). <…> Источник: Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М., 1993. С. 640–646. Персоналии: Костомаров Н. И. 1817 -1885 гг.) — общественный деятель, историк, публицист и поэт, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, один из руководителей Кирилло-Мефодиевского общества. Автор многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её деятелей», исследователь социально-политической и экономической истории России. Ключевский В. О. (1841-1911гг.) — видный русский историк, ординарный профессор Московского университета; председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете. Платонов С.Ф. (1860–1933) — русский историк, автор трудов по истории России XVI–XVII веков. |