Урок Тема урока рр сочинениеописание картины с использованием причастий. (В. Перов. Дети, бегущие от грозы.) Цели
Скачать 20.7 Kb.
|
Урок № 7. Тема урока: РР Сочинение-описание картины с использованием причастий. (В.Перов. «Дети, бегущие от грозы».) Цели: Обучающая: Рассмотреть выразительные возможности причастий. Совершенствовать умения использовать причастия в тексте описательного характера. Развивающая: Развивать речевые и коммуникативные умения, диалогическое, монологическое высказывание. Воспитывающая: Продолжить эстетическое воспитание. Оборудование: Репродукция картины К. Е. Маковского “Дети, бегущие от грозы”. Технологическая карта урока I.Организационный момент. II.Сообщение учащегося. III.Работа с репродукцией картины IV.Работа с учебником V.Составление плана сочинения VI.Подведение итогов урока, запись домашнего задания Ход урока I. Слово учителя: Вот и подошли к завершению уроки знакомства с причастием – замечательной и необычной частью речи. Хочется надеяться, что, несмотря на то, что эта часть речи доставила вам немного хлопот, радостных минут было больше. Хотелось бы получить графическое восприятие вами данной части речи. - Вспомним, какие нормы словоупотребления существуют в русском языке (Орфоэпические, грамматические, лексические). - Зачем нам нужно помнить о нормах словоупотребления? (Чтобы избежать ошибок в речи). А сейчас обратимся к теме нашего урока. Сегодня мы будем готовиться к сочинению по картине замечательного русского художника Константина Егоровича Маковского “Дети, бегущие от грозы”. Чем интересно название картины? ( В названии употреблен причастный оборот). II. Сообщение темы и цели урока. Прежде чем мы приступим к знакомству с репродукцией картины, познакомимся с автором художественного полотна. III. Сообщение ученика. о Маковском К. Е. с использованием презентации полотен художника в программе PowerPoint. (Родился в Москве 20 июня (2 июля) 1839 в семье Е.И.Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Получил академическую золотую медаль за картину “Агенты Дмитрия Самозванца убивают Бориса Годунова” (1862). Написал немало сентиментальных типажей и сценок из “народного быта”, в том числе популярную “ Дети, бегущие от грозы” (1872) и трогательный образ старого слуги “Алексеича” (1882). Проявил себя как крупный мастер портрета (“Оперный певец О.А.Петров”, 1870). Однако подлинный авторитет завоевал полотном “Балаганы на Адмиралтейской площади” (1869), где придал жанровой сцене невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ “всего Петербурга”, как заметил В.В.Стасов, оценивший картину весьма высоко. Сказочная живописность Востока воплотилась в масштабном полотне “Возвращение священного ковра из Мекки в Каир” (1876). В 1880–1890-е годы Маковский часто обращался к русской истории 17 в., написав целый ряд пышных “боярских пиров” и “свадеб”, которые имели шумный успех за рубежом (“Поцелуйный обряд”, 1895.). Особым размахом, массой ярких деталей отличается огромное полотно “Минин на Нижегородской площади” (1896), написанное для Нижегородской ярмарки и помещенное в специальном павильоне.) - Какое впечатление произвели на вас картины Маковского? (Интересные сюжеты, умело подобраны краски, чувствуется мастерство художника). IV. Рассматривание репродукции картины “Дети, бегущие от грозы” (“Русский язык”. Учебник 6 класс в 3-х ч. С. И. Львова, В. В. Львов. Ч. 3, цветная вклейка), беседа: - Какое впечатление производит картина? ( И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?) - Какова композиция картины? (На первом плане – испуганные дети, на втором – мрачная, вызывающая тяжёлые впечатления природа, на заднем – небо, затянутое темными, грозными тучами). Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои – главные? ( Девочка и её младшая сестра, они являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый). - Проанализируем колористику картины. Какие краски преобладают? Какое впечатление они вызывают? (Краски тёмные, холодные: серая, тёмно-синяя, темно-зелёная. Есть светлые: через черные тучи ещё проблескивает солнце, освещая жёлтым светом поле). . Какая деталь в данной картине позволяет надеяться на благополучное завершение приключения детей? ( Полосы света, пробивающиеся через тучи и окрашивающие поле в желтый цвет, и дети, при описании которых тоже использованы тёплые тона) - Замечательно. Я с вами согласна. Поговорим о действующих лицах картины – детях. Что вы заметили? ( Они из небогатой семьи – одеты довольно бедно, босиком, не бросают, несмотря на страх, грибы. Может быть, это единственное блюдо на ужин. Дети очень испуганны. Их жалко, хочется им помочь). - Я рада тому, что вы так много увидели на картине. Но вспомним задачу нашего урока: подготовиться к созданию сочинения с использованием причастий. Прежде напомним сами себе, какая часть речи называется причастием. ( Дети дают формулировку правила). - Итак, ваша задача: создать как можно больше причастий и причастных оборотов, которые помогли бы вам написать сочинение. Работаем по рядам (дети проговаривают словосочетания, учитель фиксирует их на доске): 1 ряд – описание неба (нахмурившееся, затянутое тучами небо; быстро бегущие тучи; проникающие лучи; разорванные ветром облака; сгустившиеся тучи; образовавшие тёмную полосу на горизонте; пугающие тучи; чернеющие на горизонте). 2 ряд – описание пейзажа (дующий ветер, согнувший деревья, сгибающий деревья, встрёпанная ветром трава, желтеющее поле; угасающие лучи солнца , лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая через луг, мостик, переброшенный через речку). 3 ряд – описание детей (испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, собранные грибы, высоко подвязанный фартук, перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру, озирающиеся назад, спешащие домой). - Молодцы, замечательно справились. Вот так, незаметно, мы подобрали рабочие материалы, которые станут основой вашей домашней работы. - Гроза не раз становилась предметом описания мастеров слова, как поэтов, так и прозаиков. Никита Л. напомнит одно из стихотворений (Выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева “Весенняя гроза”, а Алёна С. прочитает отрывок из повести А. Н. Толстого “Детство Никиты”. (Чтение детьми подготовленных произведений). - Какое из произведений больше соотносится с сюжетом картины? (Отрывок из повести А. Н. Толстого, но он более спокойный, можно сказать, безопасный). - Верно, отрывок из повести. Но почему он вам показался более “безопасным”? ( Конечно, одно дело наблюдать за грозой из окна, другое – ждать, что она вот-вот застигнет тебя в чистом поле.) V. Работа с упражнением 696 учебника. Сопоставительный анализ картины и отрывка из повести Л. Н. Толстого “Отрочество” (гл “Гроза”). 1. Выразительное чтение текста упражнения. 2. Беседа: Какое впечатление произвёл на вас отрывок? ( Очень похож на картину тем, что герой тоже ждёт, что вот-вот начнётся гроза). Какое чувство испытывает герой отрывка при приближении грозы? Найдите в тексте слова героя. Чем положение героя повести отличается от положения героев картины? ( Он едет, видимо, в карете, а дети бегут по полю). Какие картины природы совпадают у обоих авторов? ( Описание тучи и полос света, проникающих сквозь тучи). Назовите причастия, использованные автором. Сопоставьте с теми, которые подобрали сами. Какие вам хотелось бы “позаимствовать” у Льва Николаевича Толстого? VI. Составление плана сочинения. I. К. Е. Маковский – замечательный русский художник. II. Описание картины “Дети, бегущие от грозы”. Общее описание картины (описание изображённого на первом и заднем плане картины). Описание главных героев. Значение цвета в пейзаже художника. III. Настроение, которое оставляет картина. Вы можете составить собственный план работы и писать, опираясь на него. Если подберёте эпиграф – работа приобретёт ещё более элегантное оформление. Домашнее задание: написать сочинение по картине К. Е. Маковского “ Дети, бегущие от грозы”. Маковский «Дети, бегущие от грозы» (сочинение по картине) Перед нами произведение известного русского живописца Константина Егоровича Маковского. В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными, на мой взгляд, являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. Одна из них — «Дети, бегущие от грозы», сочетающая в себе и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций. Рассматривая это произведение, словно видишь события, предшествующие запечатленному моменту, и начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на этот луг во время грозы. На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике — сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы. Видимо, дети ходили в лес за грибами или ягодами — в руках у девочки корзина. Может быть, они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень. А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно. Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем. Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее. Такое впечатление произвела на меня картина К. Е. Маковского. И мне кажется, его творчество по праву занимает достойное место в ряду великих русских мастеров художественного искусства. |