Главная страница

На дне_ как социально-философская драма (11 класс). _На дне_ как социально-философская драма (11 класс). Урок 13. На дне


Скачать 40.95 Kb.
НазваниеУрок 13. На дне
АнкорНа дне_ как социально-философская драма (11 класс
Дата26.10.2022
Размер40.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла_На дне_ как социально-философская драма (11 класс).docx
ТипУрок
#756713

Урок 13.

«На дне» как социально-философская драма

Тип урока: изучение нового материала

Содержание:

Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне» Драма как род литературы

Цели урока:

Ввести в обстановку и мир героев пьесы.

Определить основной конфликт произведения - столкновение взглядов и жизненных позиций обитателей дна.

Показать напряжённую атмосферу костылёвской ночлежки с её бесконечными спорами и ссорами; выяснить причины разобщенности людей "дна".

Помочь школьникам уяснить значение авторских ремарок.

Планируемые результаты освоения материала:

Предметные:

Знать сценическую судьба пьесы, новаторство драматурга, понятия драматургия, драма, конфликт.

Метапредметные:

Совершенствовать читательские способности учащихся через самостоятельную работу. Вести беседу, соблюдая этикет.

Развить навыки аналитической беседы с учащимися через постановку вопросов групп друг другу, активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке через викторину по творчеству писателя.

Организовать поисковую и творческую работу на уроке через выступления групп и написание критического отзыва по теме.

Личностные:

Использовать знания для создания связного текста. Прививать интерес к изучению литературы, формировать культурные и эстетические качества личности. Понимать, что нельзя нарушать священные законы человечности, любви, единения. Воспитать в учащихся человечность, уважение к другим людям и творчеству писателя: жизнь становится бессмысленной для того, кто изгнан из людского общества и замкнулся в себе

Целесообразность выбора приемов и методов, применяемых на уроке

1. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт использования различных источников информации ( учебник « Литература. 10 класс» Ю. В. Лебедев, система Интернет)

2. Презентация учебного материала.

3. Формирование информационной культуры и компетентности обучающихся.

4. Развитие мышления учащихся за счёт возможности самостоятельной систематизации и обобщения материала, установления и прослеживания логических связей.

Нет ничего лучше, сложнее,

интереснее человека…

А.М. Горький

Человек – вот правда! (Сатин)

Все люди на земле лишние. (Бубнов)

Человека пожалеть хорошо бывает! (Лука)



Этапы урока

Содержание.

Действия учителя. Деятельность обучающихся.

Формирование УУД и технология оценивания

Организационный момент 





Постановка

учебной задачи

Прочтите тему, выделите ключевые слова и сформулируйте цели сегодняшнего урока.

Регулятивные УУД

Самостоятельно формулировать проблему и цели урока.

КоммуникативныеУУД

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.


Открытие 

нового

знания

Вступительное слово учителя.

Крупнейшие писатели XIX века (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой) выступали как прозаики, драматурги, публицисты. Творчеству М. Горького тоже свойственна многожанровость. Он вошел в литературу с романтическими и реалистическими рассказами. В начале 900-х обратился к драме и в течение нескольких лет выступал как драматург.

"Пьеса, драма, комедия - самая трудная форма литературы", - говорил М. Горький.

Вспомним, в чём состоит своеобразие драмы как рода литературы (выступление учащегося, сопровождающееся компьютерной презентацией).

1) Драма предназначена для постановки на сцене.

2) Авторская речь почти отсутствует, она сведена к замечаниям для актеров и постановщиков в ремарках.

3) Текст состоит из монологов и диалогов действующих лиц.

4) Пьеса членится на действия (акты) и картины (сцены).

5) В перерыве между действиями может пройти определенное время (день, два, месяц, полгода:), может смениться место действия.

6) Весь жизненный процесс в драме не изображается, он идёт как бы за сценой; автор же выхватывает из потока времени наиболее значительные, с его точки зрения, моменты, и на них сосредоточивает внимание зрителей.

7) Особая нагрузка в пьесе ложится на конфликт - острое столкновение между героями по очень существенному поводу. При этом в драме не может быть (лишних) героев - все герои должны включены в конфликт.

8) Драматическому произведению предшествует афиша - перечень действующих лиц.

Вывод.

Первые же пьесы Горького показали, что в литературу пришёл драматург-новатор.

Из цикла драматических произведений Горького глубиной мысли и совершенством построения выделяется пьеса "На дне". "Она явилась итогом моих почти 20-летних наблюдений над миром "бывших людей", к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще "люмпен-пролетариат", но и некоторую часть интеллигентов - "размагниченных", разочарованных, оскорблённых и униженных неудачами в жизни. Я очень рано понял, что люди эти - неизлечимы", - писал Горький. Много и охотно рассказывал он о босяках, их жизни, людях, послуживших прототипами для того или иного персонажа.

Над пьесой "На дне" Горький работал упорно и целенаправленно. Даже перечень названий, которые он последовательно давал пьесе, показывает и напряжённость его поиска, и даже отчасти его направление:

"Без солнца"

"Ночлежка"

"В ночлежном доме"

"Дно"

"На дне жизни"

"На дне"
Необычными были содержание и проблематика пьес, и их герои - революционно настроенный пролетарий, обитатели ночлежки, и конфликт. Горький выступил как создатель нового типа драмы.

Что это было за время, которое натолкнуло на создание именно такой пьесы?

Гипотеза

Если бы в 90-е годы в России не разразился жестокий экономический кризис, то не появились бы огромного количества босяков, упавших “на дно” жизни, под влиянием тягчайшего экономического гнёта.
В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и заводы закрывались. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на "дно" жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие "бывшие люди". Написанная в 1902 г. пьеса "На дне" и изображала жизнь этих людей. Сам Горький писал о своей пьесе: "Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром "бывших людей", к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще "люмпен-пролетариев", но и некоторую часть интеллигентов, "размагниченных", разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти - неизлечимы. "

- Почему "На дне"?

(Автор выделил не место действия - "ночлежка", не характер условий - "без солнца", "дно", даже не социальное положение - "на дне жизни". Окончательное название объединяет все эти названия с новым. Не где, как, а что происходит на "дне" (чего?):души. В отличие от первоначальных названий, оттеняющих трагическое положение босяков, последнее название более ёмкое, многозначное.)

Окончательное своё название пьеса получила на театральной афише МХТ, на сцене которого состоялась премьера спектакля.

Прототипы: см. презентацию

Инсценировка (или чтение) начала пьесы заранее подготовленными учащимися.
Беседа.

- Куда же попал зритель? Когда и где происходит действие пьесы? (В ночлежке в начале весны, утром.)

- Как изображается место действия в ремарке к 1 действию, рисующей обстановку ночлежки? (Подвал, похожий на пещеру. Везде грязь, копоть, тряпьё...)

- Как расположены герои на сцене? (Везде по стенам - нары. Тонкие переборки отгораживают комнату Пепла. Кроме Квашни, Барона, Насти, которые живут в кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ. Укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни.)

- Как освещается сцена? (Свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей людей.)

- Почему автор так подробно описывает ночлежку в ремарке, предваряющей 1 акт? Почему ремарка носит такой пространный характер?(Драматург подчёркивает крайнюю нищету теперешнего существования "бывших", убогость человеческого пристанища.)

- Трагизм существования ночлежников, глубину человеческого падения помогают ощутить ремарки, дающие представление о звуках ночлежки. Что слышит зритель?

Стонет Анна

Возится и надрывно кашляет Актёр

Громко рычит Сатин

Ожесточённо звякает ключами и скрипит подпилком Клещ

Чавкает Барон, жующий чёрный хлеб:

- Какова же атмосфера ночлежки? (Шум, ругань. Бесконечные споры, ссоры. Ад, озлобление:)

- Почему так часто возникают ссоры? (Каждый живёт в этом подвале, как ему хочется. Каждый озабочен собственными проблемами. Герои как будто не слышат друг друга. Слова звучат из разных углов. Говорят сразу все присутствующие, не дожидаясь ответа, слабо реагируя на чужие замечания, но каждый, почти не слушая других, говорит о своём. Полное разобщение людей, оказавшихся под одной крышей.)

- Устойчивость, предельность взаимоотчуждения передана в форме полилога. Какими репликами подчёркнуты непрерывность подобного "общения", ощущение течения времени по замкнутому кругу, без начала и конца?

Открывается занавес, и зритель слышит голос Барона: "Дальше!". Это первая реплика пьесы! Она "создаёт ощущение неотвратимого течения времени, течения по замкнутому кругу без начала и конца". (Б.А.Бялик. Горький-драматург.)

Рычит, никого не пугая, Сатин, проспавшийся после очередного опьянения.

Квашня продолжает начатый за сценой разговор с Клещом, постоянно отгораживающимся от смертельно больной жены.

Барон привычно насмехается над Настей, поглощающей очередной бульварный роман.

Актёр нудно повторяет одно и то же: "Мой организм отравлен алкоголем: Мне вредно: дышать пылью:

Анна молит прекратить то, что длится "Каждый божий день:".

Бубнов обрывает Сатина: "Слыхал :сто раз!"

Сатин как бы подводит итог: ":все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я: наверное, тысячу раз:"

- В потоке обрывочных реплик и перебранки звучат слова, имеющие символическое звучание.

Бубнов: "А ниточки-то гнилые:" - дважды, занимаясь скорняжным делом.

Он же о положении Насти: "Ты везде лишняя:да и все люди на земле лишние:"

Что раскрывают эти, кажется, случайно брошенные реплики?

(Сказанные по конкретному поводу фразы раскрывают мнимость связей собравшихся в ночлежке людей, "лишность" несчастных).

IV. Слово учителя.

- Чем же необычна форма пьесы "На дне"? В чём Горький отступает от правил создания драматических произведений, известных нам по пьесам, прочитанным ранее?

1.Автор дал непривычное определение жанра пьесы - картины.

2.Нет традиционного сюжета: он разворачивается не столько во "внешних" событиях, сколько в диалогах (спорах), полилогах - они и определяют развитие конфликта.

3.В пьесе нет главных и второстепенных героев - все важны.

Обратимся к списку действующих лиц - афише.

Подведение итогов урока.
Непознанный мир….

Туман ли? Дымка? Дым ли от костров?…

Зловещий мир непознанной эпохи…

А был ли правда этот мир таков,

Иль страшен нам, поскольку знаем плохо?..

Идут за убеждения на смерть?

Иль можно убеждения менять?

Даст человеку ваша гибель – свет?

Иль в темноте он будет прозябать?

Что дарит ВЛАСТЬ? Чужие страх и боль?

Или своё величие души?

И где души измученной юдоль?

И ИСТИНА всегда ли суд вершит?…
Мы по спирали времени скользнём

В те времена, где нас не может быть…

И просто в этом мире заживём,

Иль сможем ход событий изменить!...
(автор стихотворения Зонова Т.К.)



ПознавательныеУУД

1.Самостоятельно вычитывать текстовую информацию.

2. Излагать содержание прочитанного.

Регулятивные УУД

Вырабатывать критерии оценки своей работы.

КоммуникативныеУУД

1. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

2. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

3. Оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации

4. Слушать и слышать других

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.


Рефлексия деятельности.

ФИО группы , оценки




1.Глубина знаний произведения:

А)

умение анализировать материал, логически выстраивать доказательства

Б)

умение выделять главное

В)

умение аргументировать и доказывать свое мнение

Г)

умение самостоятельно делать выводы

Д)

умение уместно цитировать


2. Оценка уровня творчества при защите:

А)

умение привлечь внимание аудитории, заинтересовать собственным исследованием

Б)

оригинальность защиты

3. Оценка наглядности:

А)

полнота доказательств

Б)

уместность отраженного

В)

грамотность

Г)

эстетика

4. Оценка ораторского искусства

А)

умение вести дискуссию: грамотно и полно отвечать на вопросы одноклассников, учителя




Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?

Дома


Письменно ответить на 1 из вопросов:

Один из персонажей пьесы, Сатин, в реплике, завершающей второй акт, уподобит ночлежников мертвецам: "Мертвецы - не слышат! Мертвецы не чувствуют: Кричи: реви: мертвецы не слышат!.."

Можно ли сказать, что первый акт - это разговоры в "царстве мёртвых" (Г.Д.Гачев)?
При чтении пьесы цитируем, крылатые выражения выписываем в тетрадь

Задания группам: 1 - «Правда Сатина» 2 - «Правда Бубнова»

3 - «Правда Луки»






написать администратору сайта