Главная страница
Навигация по странице:

  • Обязательная литература

  • Дополнительная литература

  • Теоретический материал для самостоятельного изучения

  • Примеры заданий из Тренировочного модуля № 1. К какому жанру относится произведение Чайковского «Ромео и Джульетта» Выделите цветом правильный ответ

  • 2. В каком фрагменте увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» мы узнаем о гибели главных героев

  • Конспект урока Музыка 6 класс Урок № 14 Увертюра-фантазия «Ромео. Урок 14 Увертюрафантазия Ромео и Джульетта П. И. Чайковского Перечень вопросов, рассматриваемых по теме


    Скачать 15.52 Kb.
    НазваниеУрок 14 Увертюрафантазия Ромео и Джульетта П. И. Чайковского Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
    Дата16.04.2022
    Размер15.52 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКонспект урока Музыка 6 класс Урок № 14 Увертюра-фантазия «Ромео.docx
    ТипУрок
    #479135

    Конспект урока

    Музыка

    6 класс

    Урок № 14

    Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского

    Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

    - музыка как вид искусства;

    - интонация как носитель образного смысла в музыке;

    - жанровое разнообразие музыки;

    - музыкальный образ.

    Тезаурус

    Увертюра — это инструментальное произведение к крупному произведению (опере, балету, спектаклю), а также самостоятельное сочинение.

    Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, носитель музыкального содержания.

    Жанр – род музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и другими признаками.

    Сюжет – последовательность событий (музыкальных образов), выстроенных по смыслу.

    Музыкальный стиль – совокупность признаков, характеризующих музыку определённого времени, направления или индивидуальную манеру композитора.

    Обязательная литература

    1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.

    Дополнительная литература

    1. Большой толковый словарьрусского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

    2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам) // Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Идея написать увертюру к знаменитой истории любви Ромео и Джульетты возникла у Петра Ильича Чайковского еще в юности, когда сам он пережил подобные чувства.

    В 1868 году композитор был безнадёжно влюблен в певицу Дезире Арто, однако та вышла замуж за другого.

    Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, дирижёр, пианист, автор десяти опер и трёх балетов. Его произведения входят в число самых часто исполняемых в мире.

    Положив на музыку драматическую историю Ромео и Джульетты, которая случилась в Вероне, композитор отразил в ней и свою собственную душевную боль.

    Эту музыкальную тему до сих пор считают одной из самых красивых мелодий в мире.

    Уильям Шекспир – английский поэт и драматург, считается одним из лучших драматургов мира.

    Увертюра – музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.

    Чаще увертюры пишутся как вступления к музыкальным произведениям (опере, оперетте, балету).

    Однако иногда их можно услышать в драматических произведениях. А порой - в вокально-инструментальных. Таких, как оратории, кантаты, сюиты.

    В увертюре развиваются три образа:

    образ Добра в лице Лоренцо (хорал медленного вступления),

    образ Вражды семейства Монтекки и Капулетти (главная партия),

    образ Любви (побочная партия).

    Музыкальный образ – это то комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения, стиля композитора.

    Он передаёт чувства, переживания, размышления, действия одного или нескольких людей, явления природы, события из жизни человека, народа, человечества.

    Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, носитель музыкального содержания.

    Интонация бывает лирической, драматической, спокойной, тревожной, радостной, грустной, торжественной…

    Главная идея сюжета произведения – любовь побеждает смерть.

    Пётр Ильич Чайковский в своей увертюре-фантазии намеренно отказался от характеристик конкретных персонажей, сосредоточив внимание на центральной идее трагедии, лежащей в основе драматургического конфликта.

    Драматический сценарий – полноценное художественное произведение, где с учётом зрительных и звуковых образов даётся описание эпизодов.

    Музыкальный сценарий — это последовательность мелодий в соответствии с ходом основного действия, с сюжетом.

    Сюжет – это основная идея музыкального произведения, краткое изложение главной темы. Увертюра-фантазия Чайковского написана в сонатной форме и состоит из вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды.

    Во вступлении – теме монаха Лоренцо, который благословил двух влюбленных Ромео и Джульетту, – мы с первых нот слышим интонации скорби, отчаяния и тревоги.

    В экспозиции увертюры Чайковский отразил яростный конфликт враждующих семей.

    Экспозиция звучит тревожно, вызывая у слушателя чувство страха и беспокойства.

    Мы слышим литавры и тарелки, стремительные пассажи струнных инструментов, звуки духовых – всё это создаёт образы вражды между Монтекки и Капулетти на улицах Вероны.

    В разработке основное развитие получают две темы: спокойная тема патера Лоренцо, которая постепенно приобретает грозное звучание, символизирующее злой рок, и главная партия, которая получает стремительное развитие.

    Нарастает тревога, звучит труба – образ смятения, образ насилия.

    Перейдём к Репризе.

    Звучание темы Любви становится более торжественным, ей противопоставляется тема Вражды, нарастает волнение.

    Конфликт получает новое драматическое развитие.

    Главные герои погибают, о чём нам сообщают удары барабанов и последующая пауза.

    Кода увертюры.

    В финале произведения мы снова слышим тему любви, но уже с настроением безысходности.

    Мы слышим звуки траурной процессии. Так композитор показал слушателю, что сила любви безгранична и даже смерть не может победить ее.

    К образам Ромео и Джульетты обращались многие композиторы, например, Винченцо Беллини, Гектор Берлиоз, Сергей Прокофьев.

    Примеры заданий из Тренировочного модуля

    1. К какому жанру относится произведение Чайковского «Ромео и Джульетта»? Выделите цветом правильный ответ:

    опера; балет; увертюра-фантазия.

    Поскольку в названии уже заявлен жанр, мы можем с лёгкостью ответить на этот вопрос.

    Ответ: увертюра-фантазия.

    2. В каком фрагменте увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта» мы узнаем о гибели главных героев?

    Мы помним, что в репризе звучание «Темы Любви» становится более торжественным, ей противопоставляется «Тема Вражды», она звучит тревожно, предваряя гибель героев. Поэтому правильный ответ: в репризе.


    написать администратору сайта