урок литературы. Интегрированный урок литературы и искусства с использованием ИКТ. Урок литературы и искусства с использованием икт
Скачать 26.26 Kb.
|
Интегрированный урок литературы и искусства с использованием ИКТ Урок литературы всегда был и остается первым помощником в воспитании «человека культуры» Сегодня, в век новых технологий, важно не забывать о духовном развитии личности. «Культура является залогом достижения гармонии человека в предметном мире, где он живет, и в предметно-условном мире, каковым является искусство»[1] Содружество изобразительного искусства и литературы. Урок литературы всегда был и остается первым помощником в воспитании «человека культуры» Сегодня, в век новых технологий, важно не забывать о духовном развитии личности. «Культура является залогом достижения гармонии человека в предметном мире, где он живет, и в предметно-условном мире, каковым является искусство»[1] Работа учителя-словесника должна быть нацелена на достижение учащимися уровня компетентности на основе диалога культур. Учитель должен помнить о триединстве языкового, литературного и культурного развития человека. Т.Б. Браже в статье «Интеграция предметов в современной школе» пишет: «Углубление процесса дифференциации наук является одной из причин, ведущих к противоположному эффекту – стремлению к целостности, интеграции знаний из разных областей». [2] Научить детей чувствовать и видеть мир в его полноте и многогранности, развить эстетический вкус – основные задачи урока литературы. Ученики должны понимать: вкус не всегда относится к еде. «Художественный вкус – это умение распознать настоящее произведение искусства, отличить его от того, что выполнено плохо, без души» [3] Во многом помощь здесь окажет воссоединение на уроке литературы художественного произведения и живописи. Живопись способствует более внимательному, целостному восприятию художественного текста, обогащает методику школьного изучения литературы. Тема интеграции имеет давние традиции. Об использовании картины на уроке литературы в своих трудах писали Г. Розенблат, А. Киселева, А. Сотников, Н. Ширяков, З. Старкова и многие другие. И сегодня обращение к картине очень значимо: «телевизионное и компьютерное» поколение мало посещает музеи, практически не соприкасается с прекрасным. Воспоминание о живописных полотнах ограничивается «Бурлаками на Волге» И. Репина и «Утром в сосновом бору» И. Шишкина. В 11 классе не знают ни одного импрессиониста! Как читать И. Бунина, представить образы символистов?! Наблюдая столь плачевную ситуацию, стараюсь как можно чаще «приглашать» картину на свой урок литературы. Важно лишь, чтобы она органично вписалась в контекст урока и «заработала». Почему так важно обращение к живописному полотну? «Повествовательность, «литературность живописи, ее способность в одной картине «рассказать» о многом и служит высоким основанием для привлечения ее на уроке литературы».[4] Я бы еще добавила, что картина может не только «рассказывать», но и рождать ассоциации, чувства, выходящие за рамки изображения. Интегрируя уроки, я ставлю перед собой задачи: привлечь подростков к миру искусства, культуры; расширить их кругозор в понимании той или иной эпохи; развить художественный вкус и творческие способности; научить давать собственную оценку тому или иному произведению искусства, одновременно воспитывая толерантное отношение к мнению сверстников. В данной работе хочу поделиться накопленным опытом и продемонстрировать некоторые методы и приемы работы с картиной на уроке. Это может быть ассоциативная связь с произведением. На такую связь нацелены отдельные задания рабочей тетради по литературе А.Г. Нелькина и Л.Д. Фураевой. Учащимся предлагается рассмотреть иллюстрации Э.Неизвестного к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и зафиксировать отдельными словами или словосочетаниями ассоциации, которые они у них вызывают. Вот один из таких ассоциативных рядов: «…душевные муки, отчаяние, ужас, эмоциональное напряжение, смятение и даже метание чувств, рука судьбы, рок, бремя, запутанный клубок страстей, несение креста…» (Быстрицкий Ал., 10 кл.). Согласитесь, что мы незаметно подошли к идейному содержанию сложнейшего философского романа. Естественно, задаю ученикам вопрос: «Насколько ваши ассоциации помогают разобраться в проблематике романа?» Подобное задание возможно и тогда, когда мы хотим, чтобы ученики смогли увидеть стилистические особенности произведения. Скажем, выстроенный ассоциативный ряд к картинам И. Грабаря поможет лучше прочувствовать колорит рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки». Научить учащихся общаться непосредственно с картиной помогает музейно-педагогическая технология. Несколько лет назад, познав данную технологию на курсах АППО, достаточно часто прибегаю к ней и на уроке, и на внеклассном мероприятии по предмету. Данная технология привлекательна, не побоюсь пафосных слов, своей гениальной простотой. Стоит лишь продумать стратегию вопросов - ученик общается непосредственно с произведением искусства. · Что вы видите? · Что происходит? · Что заставляет тебя так думать, что это..? · Что ты увидел здесь такого, что заставляет тебя так думать? · Правильно ли я поняла..? Важно помнить: вопросы не несут никакой информации! Очевидно, что такие занятия не пройдут бесследно. После них ученики глубже смогут осмыслить «страшный мир» А. Блока и абсурдность литературы, скажем, Д.Хармса. Часто обращаемся к живописи, работая в группах. Проводя урок по теме «Декаданс и модернизм: разнообразие литературных направлений, стилей, школ» каждой группе («Символисты», «Акмеисты», «Футуристы») предлагаю выбрать иллюстративный материал. Как правило, после определения направления и выявления основных особенностей ученики делают правильный выбор.
Интересно проходит работа по созданию мультимедийного проекта. При его создании моя роль должна быть лишь консультативной: обозначить тему, назвать необходимые иллюстрации, предложить литературу. Ученики же должны быть вовлечены в коллективную творческую работу и в совместное разрешение проблемной ситуации. Правда, часто увлекаясь, сама становлюсь немного «учеником». С удовольствием подбираю на сайтах материал и дополняю материал учащихся. Ученики же делятся на 4 группы: художники (подбирают оформление слайда, занимаются разработкой видеообраза, подбирают иллюстративный материал через средства системы Интернет), ответственные за голосовое и музыкальное оформление, редакторы, ответственные за презентацию проекта. Подобная работа – дело новое. Созданные проекты («Жизнь и творчество Ф.Достоевского», «Жизнь и творчество Л. Толстого», «Жизнь и творчество А. Блока», «Образ Прекрасной Дамы», «Серебряный век», «Проза начала века», «Быт и бытие в лирической тетради Юрия Живаго», «Я сразу смазал карту будня…», «Спутники Юрия Визбора», «Страна Дельфиния» и др.) еще очень скромные, но все они играют колоссальную положительную роль на уроках литературы: воспитывают коммуникативную культуру, делают урок ярче, образы зримее. Многие темы исследовательских работ моих подопечных на стыке искусств: «Футуризм и кубизм», «Поэтическая проза Бунина и импрессионизм», «Спутники» Юрия Визбора» Случается, что ученики сами становятся художниками. При изучении темы «Ранняя лирика В.Маяковского» несколько расширяю задание рабочей тетради. Прошу учащихся сначала нарисовать ночь. В основном получаются рисунки в серо-синей тональности. Затем читаю стихотворение Владимира Маяковского «Ночь» и прошу теперь нарисовать «ночь Маяковского» Рождается совсем другая картина. Делаем вывод: Маяковский-футурист живописует в своем творчестве. Теперь это уже легко увидеть и в других стихотворениях: «Я сразу смазал карту будня…», «А все-таки», «Порт». Должно быть, вы заметили, что задания связаны в основном с курсом старшей школы. Действительно, большую часть своей педагогической жизни работаю в 10-11 классах. Уже сделала девять выпусков. С приходом в 11 класс «возвращенной» литературы я и мои коллеги испытывали дефицит наглядности. Сейчас же Интернет имультимедийная техника позволяют быстро и качественно подобрать иллюстрированный материал. Предлагаю вашему вниманию сводную таблицу, в которой систематизировала материал по использованию живописных полотен в курсе литературы XX века. В таблице представлены как уже хорошо известные иллюстрации (Ю.Анненков к поэме А.Блока «Двенадцать»), так и новые, подобранные мною. Удачен ли выбор, судить вам. Но я надеюсь, что данный материал пригодится в работе словесника и скрасит урок литературы. Безусловно, список иллюстраций может быть пополнен. ВЫБЕРИТЕ ТЕМУ ИЗ ТАБЛИЦЫ И ПОДГОТОВЬТЕ ПРЕЗЕНТАЦИЮ – ЭТО ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЧЁТА
Следует еще раз подчеркнуть, что интегрированные уроки помогают формированию творческой личности, способной вести диалог с миром, осознавая его уникальность и одновременно с этим единство. Замечу, что такая интеграция урока литературы возможна не только с живописью, но и, конечно, с музыкой, с театром, с архитектурой. В петербургской школе можно и нужно воспитывать и развивать ученика в контексте петербургской культуры. Но это может стать предметом рассмотрения в отдельной работе 1 Орлова Н. Летящий демон// Учительская газета – 2004, №38 2 Браже Т. Интеграция предметов в современной школе//Литература в школе –1996, №5 3 Т.Г.Авлова-Шперлинг, Н.В.Краснова. Тайны словесного искусства. М.: Интерпракс, 1994 г. 4 Е.Н. Колокольцев. Бытовая картина на уроке литературы. |