Главная страница
Навигация по странице:

  • Методы лечения, уровень развития фармакологии

  • История медицины. 14 вопрос истмед. Уровень знаний о строении человеческого тела, функциях органов и систем, о причинах болезней, методах обследования больного. Наиболее распространенным книжным источником сведений о строении человеческого тела был Шестоднев


    Скачать 10.36 Kb.
    НазваниеУровень знаний о строении человеческого тела, функциях органов и систем, о причинах болезней, методах обследования больного. Наиболее распространенным книжным источником сведений о строении человеческого тела был Шестоднев
    АнкорИстория медицины
    Дата19.01.2022
    Размер10.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла14 вопрос истмед.docx
    ТипДокументы
    #336314

    Уровень знаний о строении человеческого тела, функциях органов и систем, о причинах болезней, методах обследования больного.

    Наиболее распространенным книжным источником сведений о строении человеческого тела был «Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского, писателя и церковного деятеля IX и X вв. В шестом слове его варианта комментариев к библейскому учению о шести днях творения не только .сообщалось, что человек создан «по образу и подобию божию», но и давались краниологические сведения (например, о наличии черепных швов, позволяющих различать пол умершего), сообщалось о составе мозгового вещества и т. п. Из «Шестоднева» эти сведения были заимствованы и составителем «Толковой Палеи» (XIII—XIV вв.) — памятника противоиудейской полемики, содержавшего натурфилософские и астрономические главы. Позднее эти сведения включались в сборники, составлявшиеся в монастырях.

    В медицине Древней Руси 10—13 вв. основные теоретические положения соответствовали главным образом анатомо-физиологическим концепциям Галена В системе взглядов на природу и принципы распознавания болезней сказалось влияние Гиппократа. Методы лечения, и особенно гигиенические правила, во многом исходили из традиций народной М. восточных славян. Общебиологические представления сводились к признанию существования в «малом мире» (теле человека) 4 «стухий» — огня, воды, земли, воздуха. Представление о здоровье соответствовало понятию «устроя» — ненарушимого равновесия основных свойств этих «стухий» — горячего, холодного, сухого и влажного; болезнь связывалась с «недобрым» смешением соков — «смутой стухий». На основе учения о темпераментах рекомендовалось применение лечебных прижиганий, кровопусканий, слабительных, «чихательных» и других очистительных средств. Учитывалось влияние возраста; наиболее ранимыми признавались младенчество и старость: женский организм считался более хрупким, чем мужской.

    Причина болезни носила название «вина недуга»; в мире так много «вин», что их «исчести невозможно». Недуг может быть порожден одной из «вин»; весьма опасно, если они наступают «вкупе». Установление «вины» — задача «лечьцов». У постели больного именно они «бдять и первую вину болезни пытають». Угнетение духа, как и леность, — первые ступени к болезням. Труд же — условие, без которого немыслимо здоровье. Большое значение придавалось диагностике и прогнозу. Диагноз именовался «обличением недуга». «Совершенным лечьцом» называли того, кто мог безошибочно «мощная и немощная разлучити» (отличать). Под «опытанием» понималась сумма приемов обследования больного. Наиболее надежной считалась диагностика по «жилобиению» (пульсу). Однако указывалось, что этот способ доступен лишь наиболее образованным и опытным врачевателям. Существенным подспорьем в диагностике служило «смотрение уринное» (исследование мочи в «стькляницях»). О болезни судили по «малости или множеству урины», особенностям ее цвета, запаха, вкуса, осадка.

    Важная роль в диагностике отводилась сбору сведении о прошлой жизни больного и осмотру всего его «обличия», вплоть до привычки разговаривать, сидеть, есть, потому что даже такая деталь, как «смеяние зубь» (улыбка), «ступание ног» (походка), может «возвестить» о свойствах болезни («Изборник Святослава». 1073). Установленные признаки заболевания носили названия «знатьба», «знамение», «послуси» (свидетели). В «Изборнике Святослава» в числе прочих «знамений» образно описан симптомокомплекс fades tuppocratica.

    Методы лечения, уровень развития фармакологии

    Применялись и консервативные методы лечения внутренних, «моровых», «бесных» (психических), детских и других болезней различными «зелиями» (лекарствами), водой, внушением и другими методами. Сбор и хранение лекарств («зелейничество») еще до принятия христианства осуществлялись лицами, оказывавшими медицинскую помощь. После принятия христианства одновременно с преследованием волхвов, ведунов, кудесников велась борьба и с зелейниками. Однако из практической М. лекарственные средства не исчезли, а наоборот стали назначаться в еще большей степени, в т.ч. и врачевателями монастырей. Неслучайно в Киево-Печерском патерике отмечалось, что «лечець приготовляеть зелия на потребна врачевания, на кийжде недуг». Древнерусские врачи 10—11 вв. располагали значительным арсеналом лечебных средств. Так, в «Шестодневе» описывались применение аконита, болиголова, белены, втирание металлической ртути, получение опия из головок мака, указывалось на целебное значение «топлиц» (минеральных вод). В произведениях 11—13 вв. нередко высказывались суждения, например, о применении прижигания, кровопускания, приводились способы очистки и сшивания раны, наложения на нее «привузы», т.е. повязок и пластырей. Упоминалось также о лечебной диагностике, особенно лекарствоведении, включавшем значительное число растительных, животных и минеральных средств, почерпнутых из арсенала народной М. восточных славян, например назначение дегтя (смол) при чесотке, сырой печени трески — при куриной слепоте, витаминсодержащих овощей и ягод (хрен, редька, лук, чеснок, морошка, клюква и др.) — при цинге, бобровой струи как тонизирующего средства. Лекарственные средства готовились в виде порошков, присыпок, настоев, отваров, мазей, камней для прижигания и других форм. Нередко использовались ванны с настоями из различных трав.

    В Древней Руси существовали монахи, волхвы, знахари, они занимались лечение людей, но знаниях их основывались на личном опыте, и их методы лечения не были доказаны научно, в их распоряжении были отвары из растений, растения, и другие целебные травы. Так век за веком знания накапливали и начали появляться различные рукописи, в которых собирались и систематизировались, ярким примером служит травник «Изборник Святослава» от 1073г. Также в России известны: «Благопрохладный вертоград» 1534 г., «Прохлодный вертоград» 1672 г., «Сочиненный реестр из дохтурских наук» (вертоград — цветник, сад). В подобных писаниях содержатся описания русских и зарубежных лекарств того времени.

    1581 год стал очень знаменательным для России, по указу царя Ивана IV открыта первая аптека, обслуживала же она только царя и его придворных. Основана была она в Москве. Спустя некоторое время аптеки стали открываться во многих городах России. и в этом же 1581 году был учрежден Аптекарский приказ.


    написать администратору сайта